Три дня в Стамбуле

В конце мая, не дожидаясь наступления календарного лета, я приехала в Одессу, где собиралась отдохнуть неделю у моря. Любимый город моей студенческой юности встретил меня холодным дождем и пронизывающим ветром. Гуляя по его центральной части, я обратила внимание на необычную вывеску на одном из старинных зданий по улице Греческой: "Туристический супермаркет". Именно так: не "агентство", не "бюро", а "супермаркет". У меня возникла мысль: почему бы мне не сделать себе подарок к 1 июня - моему дню рождения, точно такой же, как пять лет назад - поездку в Стамбул (которую я подробно описала в рассказе "Три дня в Стамбуле" на "Travel.ru")? Сказано - сделано. Вскоре мне уже забронировали билеты на ближайший рейс до Стамбула и на 2 июня - обратно. Это обошлось мне в 300 долларов (в 2003 году - 200). Затем я оплатила три дня проживания в 3-звездочной гостинице в Лалели и трансфер, выложив еще 150 долларов (по срвнению с 50 пять лет назад).

Из Одесского аэропорта мы вылетели в 7.10 утра и уже через час с небольшим были в Стамбуле. В здании аэропорта Ататюрк меня и еше двоих пассажиров нашего рейса встретила представительница турфирмы "Адриатик". В отель мы прибыли гораздо раньше рассчетного часа - 12.00, но поселили нас без проблем. До полудня я даже успела принять душ и отдохнуть, а затем отправилась в город.

Я шла по направлению к историческому центру вдоль проспекта с трамвайной линией, с радостным волнением узнавая знакомые места. Вот здание стамбульского университета с развевающимся на нем государственным флагом, вот площадь Ат-Мейдан с двумя величественными обелисками - египетским и византийским, изящная Голубая мечеть в окружении шести минаретов, древняя Айя София...

Если в первый день я ограничилась "повторением пройденного", то за следующие два дня собиралась выполнить те пункты туристической программы, которые оказались нереализованными в прошлый раз. Во-первых, это посещение противоположной стороны залива Золотой Рог, где находится центральная площадь Стамбула - Таксим и его главная улица - Истикляль джаддеси (проспект Независимости). Во-вторых - морская прогулка на другой берег Босфора, в азиатскую часть города.

Следуя трамвайной линии, я спустилась к пристани Эминёню, кишевшей народом. Мой предыдущий приезд пришелся на будние дни, поэтому таких огромных толп я здесь раньше не видела. А в этот субботний день центр города заполонили не только иностранные туристы, но и жители Стамбула, и приезжие из провинции. Они гуляли целыми семействами с многочисленными детьми, сидели на скамейках и прямо на газонах, расположившись, как на пикнике. Среди детей выделялись мальчики лет 6-8, одетые как маленькие принцы - в парчовые костюмчики с накидками, тюрбанчики с перьями и блестящие туфельки с помпонами. Очевидно, так здесь чествуют ребятишек, прошедших мусульманский обряд обрезания.

По знаменитому Галатскому мосту я перешла на другую сторону залива. Вдоль всего моста стоят рыбаки с удочками - это тоже своего рода достопримечательность Стамбула. На огромных щитах изображены виды рыб, которые ловятся в здешних водах. Как я поняла, желающие могут купить у рыбаков их улов или арендовать удочку. Здесь же уличные продавцы предлагают всякие лакомства: жареную кукурузу, бублики, посыпанные кунжутом, свежевыжатый апельсиновый сок, живые устрицы с лимоном, ананасы и огурцы, которые в присутствии заказчика очищают от кожуры и режут на дольки. Я позволила себе стаканчик сока и ломтик ананаса на палочке (по 1 турецкой лире).

Перейдя мост, я села в автобус, на табличке которого увидела знакомое слово "Таксим". Сама площадь не особенно впечатляет. Монумент, изображающий "отца турок" Мустафу Кемаля и других борцов за независимость Турции выглядит довольно скромно по сравнению, скажем, с помпезными скульптурными группами на киевском "майдане".

От площади Таксим, как лучи звезды, разбегаются в разные стороны улицы, среди которых - двухкилометровый Истикляль. В этот субботний день толпы разноязычных туристов шли по ней тесно, как рыбы на нересте. Здесь есть на что посмотреть. Великолепные здания интересной архитектуры конца 19 - начала 20 века - в европейском стиле, но с неповторимым восточным колоритом.

Появившийся откуда ни возьмись молодой человек, угадав во мне иностранку, по-английски посоветовал мне посетить католический собор. Взглянув на мой золотой крестик, он с видом знатока сказал: "You are not catholic, you are orthodox". Сопровождая меня во время осмотра собора он сообщил, что его зовут Эльдар, ему 31 год, он юрист по профессии, в Стамбуле проходит что-то вроде курсов повышения квалификации, насколько я поняла. Кивнув на пакет с книгами в руке, он добавил, что торопится на семинар и предложил встретиться вечером. Я вежливо отказалась. Еще по первой поездке я знала, что подобные случаи бывают здесь сплошь и рядом - такова специфика Турции. Предложения о встречах я отвергала, но в удовольствии поговорить с представителями местного населения, хоть немного знающими английский, себе не отказывала.

На третий день я вышла из отеля пораньше, около 9 утра, и, стараясь придерживаться теневой стороны улицы (солнце здесь беспощадное, и за два дня я успела изрядно обгореть)дошла до пристани Эминёню. В кассе купила жетон на паром, перевозящий пассажиров в Ускюдар. Это стоит ровно столько же, как проезд в трамвае, но удовольствие неизмеримо большее! Сидя на скамейке у самых поручней, я любовалась голубым простором, где сливаются воды Мраморного моря, пролива Босфор и залива Золотой Рог. На берегу Босфора напротив пристани Ускюдар возвышается здание роскошного дворца Долмабахче - одной из последних резиденций турецких султанов. Сам Ускюдар представляет собой жилой массив из ничем не примечательных зданий вроде наших "хрущевок". Я прошлась вдоль набережной, посидела на скамейке в скверике, съела мороженое и отправилась в обратный путь на пароме.

В программу этого дня я включила также подъем на Галатскую башню. За него с туристов "сдирают" по 9 долларов. Но вид, открывающийся оттуда, стоит любых жертв! Это потрясающая картина, каких, наверно, во всем мире не так уж много. С высоты башни я увидела дворец Топкапы, мечеть Сулеймание, храм Айя-Ирини, которые посещала в прошлый приезд. Но когда я попыталась найти церковь, носящую имя моей святой покровительницы, обойдя вокруг Айя-Софии, мне это не удалось, хотя она была где-то рядом. Зато я спустилась вниз по прелестной старинной улочке со свежеотреставрированными деревянными домами, прилепившимися к древней крепостной стене. Крылечки и балкончики, уставленные горшками с геранью, фиалками и другими декоративными растениями, придавали ей уютный жилой вид, хотя надписи на вывесках гласили: "музей", "картинная галерея", "библиотека" и т. п.

На следующий день в полдень за мной должен был приехать микроавтобус, чтобы отвезти в аэропорт. Но с утра я успела восполнить еще один пробел в экскурсионной программе, которую сама себе составила. Как это ни странно, но вчера, в воскресенье - по-нашему, самый "базарный день" - знаменитый стамбульский крытый рынок Капалычарши был закрыт. Местный "Гранд-базар" - это действительно целый город в городе, состоящий из тысяч лавок и магазинов. В основном, они торгуют сувенирами и традиционными турецкими товарами - изделиями из кожи, золота, серебра, коврами. На память я купила кашемировую шаль с восточными узорами. А на обратном пути прошлась по рядам не менее известного "Мысыр чарши" (Египетского рынка), славящегося пряностями и восточными сладостями.

Ирина Кулишкина
    03/07/2008 19:49

Новости из Турции

05.09.22 Где сейчас заграницей принимают карты "Мир"
    27.07.22 Turkish Airlines возобновила бесплатные экскурсии по Стамбулу для транзитных туристов
    22.07.22 Турцию накроет небывалая "тепловая волна"