Автопутешествие в Абхазию и не только



    1. Планирование поездки

    Поездка была запланирована на август 2007 г., но сорвалась из-за отсутствия путёвок (уже в мае их не было. Поездку перенесли на сентябрь 2008 г., путёвки покупали в феврале. Был выбран - пансионат "Литфонд" в Пицунде, заезд 9 сентября, транспорт - автомобиль, связь - МТС. Экипаж состоял из 2 чел: капитана (меня) и штурмана (он же - второй пилот)- моей жены Ольги.

    Почему пансионат? Просто хотелось полной расслабухи и не заморачиваться бытовыми проблемами типа жилья, готовки и т.д. Почему сентябрь? Меньше отдыхающих, меньше машин на дорогах и не так жарко.

    Сразу скажу - ожидания оправдались: тёплое и чистое море в ста метрах от пансионата, шведский стол, бесплатная автостоянка, во дворе бассейн, есть хорошая библиотека. Номер - не люкс, но чисто, все удобства функционировали круглосуточно. Не стали брать номер с кондеем и не ошиблись - в сентябре это не актуально. С погодой тоже повезло: не купались один день из-за штормов - просто загорали. По вечерам - анимация и небольшая культурная программа для взрослых (типа концертов местных звёзд и пение под караоке), которую можно было наблюдать со своего балкона с бокалом абхазского вина или коньяка. Вино не дорогое и невкусное (слишком сладкое и приторное вне зависимости от названия и сорта). Местный же коньяк "Айнар" был одобрен. Из-за импичмента местного вина на обратном пути пришлось заезжать в Абрау-Дюрсо для пополнения винных запасов.

    2. Планирование маршрута

    Маршрут разрабатывался с помощью GPS-навигатора (был куплен специально для этой поездки) с поправкой на собственный опыт поездок в Анапу в 2006 и 2007 г.г. (июль и август). Отмечу - покупка навигатора себя оправдала, но есть одно "но": чем подробней карта навигатора, тем более неожиданным путём он прокладывает маршрут, тем лучше должна быть бумажная карта.

    Ситуации бывают разные - сгорел прикуриватель, заглючил навигатор, карта не соответствует местности и т.д. По не знакомому городу с навигатором нужно ездить осторожно - можно попасть на нарушение ПДД, так как знаки меняют свою дислокацию и соответственно характер и приоритет движения. Так в Саратове мы попали на встречку, но пронесло, так как рядом не было гайцев и мы успели быстро ретироваться. Пришлось ехать по ночному городу с подсказками.

    Теперь о главном: расстояние от Екатеринбурга до Абхазии примерно 3000 км. Из опыта: за один присест проезжаю до ночёвки около 1200 км при СРЕДНЕЙ скорости 80 км/ч (с заправками, перекусами, купанием, общением с ГИБДД). Сон запланирован в авто, 6 - 7 часов. Если ехать быстрее - то вы активный спонсор ГИБДД (засады везде и всюду никто не отменял). Если ехать дольше по времени без подмены - это фанатизм, опасный для окружающих, так как можно уснуть за рулём даже днём, и самое важное для меня - не получаешь удовольствие от поездки, а просто тупо перемещаешься. Хотя, конечно, у каждого свои резоны. Исходя из вышесказанного время отправления выбрано в ночь с 5 на 6 сентября 2008 года. Место старта Екатеринбург,ул.Сулимова.

    Почему в ночь? Еще и потому, что предпочитаю первый перегон пройти ночью (традиция такая, мало машин, есть навигатор для областных дорог), а так же необходим небольшой запас по времени, т.к. путёвка уже оплачена и опоздание - за свой счёт. Рискну дать совет для тех, кто планирует поездку на Юга в первый раз, особенно из Уральских краёв: держитесь федеральных трасс до Самары, т.к. в Челябинской, Пермской, Свердловской областях а так же в Татарии и Башкирии попадаются грунтовки, обозначенные на карте как асфальт. Я сам в 2006 году испытал такое "попадалово" в Башкирии и проехал более 100 км по грунту, чтобы не возвращаться; впрочем это искупилось красотами башкирской природы. Но если вы авантюрист - дерзайте, могу подсказать маршрут.

    Наш маршрут: Екатеринбург - Н.Серги - Сим - Уфа - Самара - Саратов - Волгоград - Котельниково - Туапсе - Сочи - Пицунда.

    Самый плохой перегон - от границы Саратовской области до Волгограда (напряженная движуха, самые плохие дороги, самая унылая местность, откровенно го..... менты). После Волгограда (его удобнее всего пересечь по центральной улице длиной около 75 км до "штанов", и по пути посетить Мамаев Курган) движение и дороги улучшаются, а после Котельниково (а это уже Ростовская область ) движение и дороги становятся почти идеальными, что впрочем вполне компенсируется еще большей го.... гиббонов. Они там почти в каждом посёлке. И еще: бойся мента с радаром в засаде сидящего, ПЕРЕД знаком населённого пункта - тут никакой штурман не поможет, местность простреливается навылет, причем в обе стороны.

    Самый красивый и интересный перегон - от Адыгеи до Сочи (через Туапсе). Во-первых: красивая природа, во-вторых: езда по горному серпантину со" шпильками" способствует увеличению адреналина в крови. Нарушать ПДД в горах не советую- чревато спонсорством и авариями (наблюдал сам и то и другое). Средняя скорость по серпантину 60 км/ч и обгонять практически негде.

    Ночевки были запланированы две, две и произошли: первая возле заправки за Саратовом,вторая в Адыгее возле поста ДПС. Спали как обычно в авто. Перед остановкой на ночлег в Адыгее наблюдали такую картину: горящие поля возле самой дороги и вокруг, куда ни кинешь взгляд море огня. После неоднократного повторения картины поняли- это агротехнический прием кубанских казаков. Но все равно было жутковато.

    Перед сном- легкий ужин с прохладным пивом из автохолодильника. Легкое пиво-отличное проверенное снотворное, время срабатывания 5-6 мин. Утром гарантируются хорошее настроение и, после легкой зарядки и умывания,бодрость.

    Кстати сказать: энергетические напитки однозначно рекомендовать не могу. Например,Ред Булл у нас со штурманом наоборот вызывал сонливость и головную боль. Представьте: ночь, трасса и засыпающий водитель в полной уверенности, что теперь-то он не уснет... Бёрн показал свой эффект, но его лучше пить до появления признаков сонливости; для меня это с 1 до 2 часов ночи. Эффект длится примерно 3 часа.Повторная доза дает гораздо меньший результат.

    Самый лучший энерготоник- кратковременный сон за рулем на обочине (привет Штирлицу).

    3. Выбор автомобиля (если есть из чего выбирать)

    Из двух авто (Форд Мондео-седан и ВАЗ 21113-универсал ) с большим отрывом был выбран ВАЗ 2004 г., объем движка 1,5 л., 16 кл., 92 л.с., на одометре 80 тыс. км. Почему?
    а) Форд (движок 2 л., 145 л.с., полный фарш,на одометре 16 тыс. км.) еще новый, т. е. жалко, ведь путь неблизкий (после Абхазии планировался заезд в Белоруссию и,через Москву, в Н. Новгород).
    б) Форд и кушает больше, и багажник у него меньше.
    в) В случае поломки Форда на трассе единственный способ ремонта гарантийной машины - это буксир в сторону дома.
    г) ВАЗ работает на бензине и газе. Запас хода ок. 1000 км., газ дешевле бензина более чем в 2 раза, да и расход бензина у ВАЗа меньше на 1 л./ 100 км.
    д) ВАЗ в случае чего ремонтируется в любом колхозе.
    е) ВАЗ меньше раздражает ментов.
    ж) Езда на газе располагает к экономичности и по расходу газа и по штрафам. Правда, иногда приходится констатировать, что "кобыла" понесла, но через 50-100 км. она успокаивается.
    з) Отсутствие климат- контроля у ВАЗа компенсируется открытыми окнами, правда вместе с шумом.

    4.Подготовка автомобиля

    При подготовке авто к пробегу соглашусь с самой суровой диагностикой подвески (сход, развал, балансировка),а так же состоянием шаровых, пыльников, шрусов, рулевого управления и тормозов. При необходимости- безжалостный ремонт! Я совмещаю диагностику и ремонт в автосервисе у знакомого слесаря, в добросовестности которого не сомневаюсь.

    С собой беру джентельменский набор: аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки, веревку а так же запаску, компрессор, предохранители, лампочки, штатный инструмент, фонарик.

    Из личного опыта: в Ростовской области могут спросить сертификат на аптечку (это такая бумажка со штампом в новой аптечке, в которой напечатан список лекарств), как вариант - проверить наличие и годность самих медикаментов. Спорить- себе дороже; проторчишь на этом посту, а может и на последующих т. к. связь у них работает. Могут так же спросить: почему огнетушитель не 2 л.? Оказывается есть такой тайный циркуляр ГИБДД! В этом случае помогает ссылка на пройденное ТО а так же просьба предъявить вышеозначенный документ. Просьбу надо выражать корректно, но твердо.

    Есть "засада" для владельцев газового авто- при себе надо иметь не только документы на переоборудование авто, но и документ на проведение опрессовки газового баллона (это своеобразное газовое ТО происходит раз в 2 года). Самое противное, что это законное требование, правда оно возникает после поднятия капота, да и то не всегда.

    В поездку берите не менее 10 л. питьевой воды т. к. в придорожных кафе начиная с Поволжья набрать ее проблематично- дают только помыть руки.

    Для личной гигиены очень удобны влажные салфетки, но иметь простую воду надо.

    В бачок омывателя лучше заливать средство типа "Мухомой" и т. п. так как простая вода насекомых почти не смывает, а если в нее добавлять автошампунь, то трудно подобрать пропорцию: мало добавил- не моет, много- ничего кроме пены на скорости ок. 100 км./ч. не получите. Хотя,по правде сказать, " Мухомой" и т.п. не панацея: при 25-35 градусах дичь присыхает к стеклу моментально, дочищать приходится на стоянках.

    Разговоры о полчищах летающих насекомых по пути на Юга не подтверждаю (ездил в июле, августе, сентябре; днем и ночью). Лично у меня за поездку расходуется не более 1-2 бачков омывайки.

    И последнее: если планируете ночные перегоны, то противотуманки на российском авто просто необходимы, да и стоят недорого.

    5. Подготовка водителя

    Подготовка водителя также важна, как выбор и подготовка автомобиля. Даже если вы намерены строго соблюдать ПДД и этим избежать общения с ГИБДД, то скорее всего у вас это не получится, потому что гайцы тоже хотят иметь масло на свой хлеб. Прямое вымогательство (даже без нарушения правил с вашей стороны) еще не изжито, я испытал это на себе не раз.

    Полезно перечитать ПДД, освежить в памяти основные термины и понятия, что очень упрощает общение с гайцами.

    ЗАУЧИТЕ те пункты ПДД, которые "тянут" на изъятие прав или весомый штраф: очень любят гайцы притягивать за уши любые нарушения к этим пунктам.

    НИКОГДА не рассказывайте остановившему вас инспектору ДПС о своем нарушении, в напрасной надежде смягчить его сердце. Вы для него лосось, идущий на нерест. Пусть он вам рассказывает, а вы слушайте и аргументированно опровергайте. Не бойтесь возражать, хуже от этого не будет. Здесь шансы 50 на 50,потому что часто гайцы просто разводят клиентов (см. выше про хлеб и масло). Попросите его предъявить служебное удостоверение (обязан показать из своих рук) или переспросите фамилию (обязан повторить); запишите подразделение и его дислокацию, номер экипажа. Короче, излучайте уверенность и знание своих прав, а также его обязанностей. Штрафов не бойтесь, пока нет общей базы - они издалека не доходят (проверено).

    А если и дойдет случайно один из 10, то лучше заплатить государству чем вороватому гиббону.

    Я предпочитаю потерять время, но сохранить деньги, да и гайцев баловать нельзя.

    Вывод такой: если лосось трепыхается (доказательства нарушения неочевидно,или вообще разводилово) чаще всего его отпускают,чтобы выхватить нового. Время дорого- нерест идет.

    И еще замечено: размер требуемой мзды находится в прямой зависимости от размера населенного пункта. к которому приписан гаец.

    Очень полезно иметь мини-диктофон на шее - это СУПЕР!, но искать правду с помощью этого гаджета нужно осторожно(мент -человек вооруженный и при власти), но дело того стоит. Не забудьте только внушить оборотню, что в случае необходимости вы готовы идти до конца, т.е. до его ССБ(служба собственной безопасности) или прокурора. Я таким образом отбил свои бабки в Волгограде, т.е. сначала дал, потом когда понял, что меня развели, вернулся и забрал. Это чистая правда. Правда и то, что на моего штурмана было больно смотреть: она думала, что меня загребут вместе с машиной и прощай Абхазия!

    Не пугайтесь слов о досмотре авто. Они имеют на это право при наличии 2-х понятых,протокола досмотра, стационарного поста ДПС и оснований (антитеррор, ориентировка на ваше авто). При твердом цитирововании вышеизложенных пунктов досмотр авто обычно трансформируется в досмотр аптечки и подкапотного пространства и в осмотр автомобиля снаружи. Но если гайцы настаивают - насторожитесь и будьте бдительны при досмотре, как говорится береженого бог бережет...

    При задержании авто на посту на неопределенное время интересуйтесь телефоном оперативного дежурного вышестоящей ГИБДД. Впрочем, он обычно вывешен на видном месте; на самый крайний случай есть 02. Это помогает ускорить процесс.

    ВСЕГДА пытайтесь наладить контакт с инспектором ГИБДД,но без угодничества или, наоборот, хамства- они ведь тоже люди. В любом случае вы лучше поймете, что он от вас хочет, а во-вторых это иногда помогает трансформировать незначительный штраф в предупреждение.

    6. Собственно об Абхазии

    В Абхазии были в первый раз, поездка едва не сорвалась из-за войны с Грузией,но уверенность и честное пионерское слово капитана сделали свое дело.

    Выехали, как уже писалось, в ночь с 5 на 6 сентября, в Сочи въехали 8 сентября в 14 часов и попали в часовую пробку, т.к. поехали через центр. На границе были в 16 часов, простояли в очереди около часа. Нашу таможню прошли минут за 40 (досмотр и заполнение декларации ), абхазскую за 5 минут. На таможне есть перерывы!!! Купили местную страховку за 100 или 150 р. (точно не помню), которую однажды проверили. Сохраняйте декларацию- пригодится для выезда; если управляете авто по доверенности, то доверенность должна быть нотариально заверенной или предъявите собственника.

    Абхазия нам понравилась, но любителям тусовок и пафосного отдыха скорее всего не подойдет. Море теплое, чистое; пляж галечный, лежаки присутствуют, контингент отдыхающих после 40 или молодые с детьми(есть семейный корпус). На пляже расстояние между отдыхающими 5-6 м. Аборигены приветливы, менты лично нам не докучали, но мы и вели себя как гости.

    Были в Гаграх, в самой Пицунде, на озере Рица, в Сухуми, в Новом Афоне. Не буду описывать местные красоты в тысяча первый раз- приедете и сами все увидите и оцените, откроете свою Абхазию и, не исключено, что будете в восторге.

    Моя оценка отдыха - твердая четверка, соотношение цена-качество четверка с плюсом или,если угодно, пять с минусом(в прошлом году, а тем более в позапрошлом, было значительно дешевле).

    В Абхазии бензином не заправлялся, только газом; он, как и бензин, процентов на 25 дороже, чем в России. На трассе бензином заправлялся только на "Лукойле", газом - где придется. Газовых заправок на трассе хватает, цены разные. Самый дорогой газ на Югах, самый дешевый в Татарии (почти в полтора раза). Отмечен небольшой дефицит газа в Башкирии, с чем это связано- непонятно.

    Общий пробег составил около 8 тыс. км.(по GPS-навигатору). Спидометр и одометр прибавляют по 5-6%, впрочем это нормально. Стоимость 1 км. пробега составила ок. 90 коп. Учтите, что с Югов машина шла груженая под завязку.

    Домой вернулись 27 сентября, к первому снегу, немного уставшие от дороги, но довольные.

    Буду рад, если мои заметки помогут коллегам-автопутешественникам спланировать и осуществить поездку в Абхазию или на Юг. Удачи вам на дорогах!

    Отдельный штурманский привет всем штурманам от прекрасной половины нашего экипажа.

    alexey 1960
    13/04/2010 13:49


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Абхазии

    18.11.24 МИД России советует не ездить в Абхазию
    02.05.24 Из России в Абхазию можно поехать по "единому" билету
    22.08.23 На границе с Абхазией автомобили застревают в чудовищных пробках
    15.08.23 Названы морские курорты, где отдыхать в конце августа дешевле всего
    14.08.23 На курортах черноморского побережья обещают продолжительный купальный сезон
    29.07.23 Между Сочи и Абхазией будет курсировать туристический поезд "Рица"
    12.06.23 В Абхазии прогулка в купальнике по улице будет стоить 6000 рублей
    21.03.23 Туристический поезд Туапсе-Гагра возобновит движение в апреле
    05.09.22 Где сейчас заграницей принимают карты "Мир"
    31.08.22 Куда осенью поехать на море в "бархатный" сезон в 2022 году