Филиппины... Даже не знаю с чего начать, но придётся. Вообще, странное дело. Чем дальше продвигаешься на восток на нулевой широте, тем меньше хочется возвращаться назад. Когда приходит время валить назад в Москву, каждый раз спрашиваешь себя: а нафиг тебе вообще всё это нужно?? И каждый раз находится всё меньше и меньше каких-то смешных "железных" аргументов. В связи с этим приходит в голову простая мысль: на каком удалении от нулевого меридиана, желания наконец пересилят привычку возвращаться?
Однако, что-то не с того начинаю. Вроде бы тут, типа, географический сайт (ну немного, конечно, с романтическим уклоном), но всё равно не будем нарушать традиции.
Короче! Филиппины! Попадают туда совершенно разными путями, всё зависит от настроения и фантазии. С моей фантазией как известно, большие проблемы, поэтому мне ничего более умного в голову не пришло, как лететь через Бангкок. Хотя, допускаю, что это не очень оптимально. Зато дёшево!
Билеты как обычно были взяты на Туркменские авиалинии, 17 500 руб в оба конца, через Ашхабад, к аэропорту которого мы уже привыкли и даже находим какое-то удовольствие в поедании винограда в том самом знаменитом буфете. Именно в том самом, где всё по 1-му доллару или по 30 руб либо кратному этим числам (читайте про Таиланд, всё поймёте)!
В Бангкоке как всегда оказываемся глубокой ночью, когда офисы всех приличных авиакомпаний закрыты и всем нет никакого дела до наших проблем. Тем не менее всё-таки прогуливаемся по последнему уровню Суванабума в надежде понять, каким образом можно попасть в Манилу? Понимание пришло в принципе достаточно быстро. Как только мы нашли закрытый офис "PhilippinesAir" и печально остановились около него, разлядывая табличку, где было написано, что офис откроется утром - к нам подбежал мужик тайской наружности и предложил услуги аналогичного содержания. В смысле, предложил нам лететь утром Кувейтскими или Филиппинскими авиалиниями. Всё удовольствие стоило 16 500 бат (по курсу 32 бат/долл) туда-назад. Только потом я сообразил, что это была просто посредническая контора по продаже авиабилетов. Естественно, первым делом я заподозрил неладное. Размер его комиссионных был неизвестен, поэтому мы не стали торопиться с принятием решения и отложили покупку билетов на утро. Но тем не менее на всякий случай мужику клятвенно пообещали, что купим билеты утром именно у него. После чего поехали спать в "Queen's Garden", где останавливаемся уже не в первый раз. Процесс заселения описывать не буду, почитать про это можно в разделе Индонезия, Бали.
Утром, конечно, появились проблемы. Как с мужиком, так и билетами. В обозначенный срок никакого мужика не наблюдается. Мы не пугаемся, нам не впервой быть кинутыми в терновый куст. Недолго думая обращаемся в соседнее агенство, где нам предлагают на выбор несклько вариантов перелёта в Манилу, а именно, Катарскими, Кувейтскими и Филиппинскими авиалиниями. Пока мы погружаемся в тягостные размышления, в смысле пытаемся сэкономить, два варианта отпадают сами по себе. Остаются Филиппиские авиалинии, но они только вечером. Сидеть в Бангкоке до вечера было максимально неохота, поэтому немного подумав, направляемся в офис тайских авиалиний и покупаем билеты по 20 000 бат, туда - обратно. Вообще, планы были несколько другими, хотели лететь по кольцевому маршруту: Бангкок - Манила - Джакарта - Сингапур, но не учли совсем мелкой мелочи. Дело в том, что филиппинских виз у нас небыло, расчитывали сделать их по прилёту, что на самом деле возможно в случае, если вы покупаете билеты туда - обратно. То есть, Вы должны купить билеты в Манилу из Бангкока и из Манилы в Бангкок. В противном случае, если у вас нет виз, вам просто не продадут билет с вылетом из страны вашего прибытия в Манилу! Запутал? Ну ладно, кто заинтересуется, объясню лично более доступно..:). Короче, билеты взяли прямые и обратные в Бангкок, иначе было просто нельзя.
Немного расстроенные таким оборотом событий, тем не менее радуемся, что летим тайцами, очень приятная авиакомпания во всех смыслах.
Манила (Manila)
В Манилу прибываем ночью, ничего хорошего я от этого города не ждал, тем не менее был шокирован, не говоря уже о Наташке. Совершенно бестолковый аэропорт, очень похожий на терминал Найроби, такой же неудобный и грязный. После формальностей с визой и обмена валют, оказываемся на улице и не понимаем что делать. У полиции узнали, что рейсы в Катиклан (Caticlan), выполняются из другого терминала, куда бегает бесплатный "шаттл бас", который стоял неподалёку.
Если вы думаете, что "шаттл бас" такой же чистенький и шустрый как в Суванабуме, то вы ОЧЕНЬ большой оптимист. Не надо думать, что в Юго-Восточной Азии всё так конфетно-букетно как в Таиланде. Филиппинцы себя совсем не утруждают заботой о туристах, что в принципе правильно на мой взгляд. А нечего расслабляться! Пора бы и честь знать! Короче, автобус грязный как помойка. Не Момбаса - Моши, конечно, но очень похоже. Пытаюсь держать физиономию, чтобы не пугать девушку. Кое-как объяснив водителю, что нам надо к месту, где продаются билеты на остров Панай (Panai), послушно садимся на сиденье и всецело доверяемся аборигену. Абориген совершенно не торопился. По-моему он даже не знал, что есть такое свойство времени - его потеря. Это мы поняли, когда, буквально отъехали 100 метров от остановки. Автобус остановился, а водила потопал в фастфуд, покупать курицу с чипсами. Очереди там как в московском "Макдональдсе" в выходные дни, так что путь был продолжен минут через сорок.
Нам уже было всё по-фигу, мы поняли, что ночевать придётся в Маниле, поэтому совсем не дёргались, а воспринимали проистекающие события как стихийное бедствие.
Чтобы было попонятнее, представьте себе, что вы, к примеру, прилетаете в Москву в аэропорт Домодедово, а вылет у вас из Шереметьево. Как ни в чём не бывало, вы садитесь в экспресс до Шереметьева, а водитель метров через сто заруливает в "Ростикс" и там зависает минут на сорок. Мало того, что вам ничего не приносит поесть, но даже не извиняется при этом. Представили? Теперь, думаю, вам понятны наши эмоции...
В конце концов где-то через час попадаем даже не в другой терминал, а в офис Cebu Pacific, авиакомпании выполняющей местные рейсы между островами. Водила знал, что делал, видимо не впервой привозил сюда лохов подобных нам.
В офисе небольшая толкучка, но она не мешает быстренько взять билеты в Caticlan, куда мы так старательно стремились. Стоили около 38 долларов с человека в один конец. Вылет был в 5 утра, поэтому остро стал вопрос, где протусоваться часов до 3-х? Наше физическое состояние было просто никаким, поэтому решили всё-таки провести время в отеле, хотя меня очень мучал вопрос, насколько крепкие нервы у Наташки? Потому как представлял, что нас ожидает в местных учреждениях такого рода. Москиты меня не пугали, жуки тоже. Самыми недружественными животными были тараканы. Самому мне было в общем все равно, ко всему этому барахлу я давно привык, но очень переживал за нежную девушкинскую психику...
От офиса "Себу" берём такси и просим отвезти нас в отель, желательно с самым малым количеством этих "инсекто" штук. Не знаю, понял-ли нас водитель, но поступил он по-моему разумно. Через несколько минут он высадил нас в местном "отель резервейшн", где решение в каком месте провести ночь, принималось самими нами. Он, типа, был вообще ни при делах, ежели чего. На наш выбор предлагается несколько вариантов, показываются какие-то ничего не говорящие фотографии. В итоге понимаем, что решение всё равно придётся принимать наобум, поэтому тыкаем пальцем в гостиницу долларов за 45. Хотя меня очень мучали сомнения на сей счёт. Но делать было нечего. Минут через пять оказываемся в каком-то замызганном отеле и понимаем, что всё как всегда, надули! Чтобы хоть как-то с пользой убить время, решаем немного прогуляться по окрестностям, так сказать, город посмотреть, себя показать.
Забыл уточнить, гостиница располагалась отнюдь не в центре Манилы, а рядом с аэропортом, задворки, в общем. Выйдя наружу, немного офигиваем, вокруг улица "красных фонарей", со стриптиз-барами, борделями и порно-кинотеатрами. Кто был на "Волкинг стрит" в Паттайе, тот поймёт о чем я. "Морковей" раз в 20 больше, наглости и грязи во столько-же. В первый раз в жизни я себя почувствовал под надёжной защитой Наташки. Видя рядом с белым мужчиной белую девушку, "моркови" вели себя достаточно прилично, не проявляли признаков насилия, а всего лишь завистливо смотрели на нас. Я покрепче обнял мою белую девушку за талию, чтобы ни у кого не осталось и тени сомнения...
По улице разъезжали старые разукрашенные минибасы, что очень напоминало мне Момбаса в Кении. Повернув за угол, не поверили своим глазам - Макдональдс!!! Какой-то островок цивилизации в Содоме...Внутри вроде всё как всегда, заказываем гамбургеры и кока-колу и тут я впадаю в ступор: в кока-коле плавает кусок мороженного. Сначала я решил, что оно туда случайно попало, но потом поднял глаза и увидел на картинке данный шедевр! Короче не удивляйтесь, будете в Маниле - попробуйте колу с мороженным. Вкус бесподобный, как и картофель-фри, который на наших глазах уплетала местная девушка за соседним столом, обмакивая его в то же морженное. Изо всех сил стараемся не удивляться местным гастрономическим предпочтениям, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания, которого было и так выше крыши. Поев, снова пробираемся сквозь строй "морковей" и попадаем на улицу, где много-много деревянных лавок вдоль стен зданий, на которых спит народ. Совершенно как-будто так и положено, как в ночлежке. В туалет ходят тут же рядом с кроватями. Это нас добило окончательно. С трудом верилось, что завтра будем в райском местечке. На самом деле, я думаю, что это даже полезно. Насмотревшись такого накануне, больше ценишь то, что увидишь завтра. Но до завтра было ещё часов шесть, а пока мы решили всё-таки обстоятельно исследовать наш номер.
Итак, номер поганый. Душ и туалет есть, телевизор тоже, даже кровать стоит и тараканов не видно, но ещё не вечер. Самое интересное начинается как всегда в темноте, таков закон природы. Чтобы хоть как-то повлиять на этот самый закон, решили свет не выключать НИКОГДА! Но это нас не спасло. Часа через два из-под кровати вышел флегматичный огромный таракан и никак на нас не реагируя, что даже было несколько обидно, неторопясь пошёл в ванную. Наташка мужественно держалась, я отдал ей должное, ни звука! Только бледность лица выдавала её настоящие муки..:) В принципе тараканчик был меньше тех, с какими мне приходилось общаться в Таиланде, Танзании и Узбекистане, но его спокойно-пофигистичное поведение раздражало даже меня. Тем не менее, других родственников разведчика не появилось и мы немного успокоились. Посмотрев какой-то интересный фильм, с радостью выбегаем из номера и сталкиваемся с таксистом, который нас привёз. Ничего против мы не имели, попросили нас отвезти в тот терминал из которого летает Себу Пасифик. Всё оказалось очень рядом, но тут нас подстерегла новая неувязка. Таксист решил содрать с нас дополнительное бабло за то время, что он типа сидел в гостинице и ждал нас, хотя мы его об этом не просили. Делать было нечего, пришлось в грубой форме сказать ему, что он не прав, расчитались по счётчику и скрылись в терминале.
о. Боракай (Boracay)
Вот так, преодолевая суровые трудности, мы наконец прибываем в Катиклан. При отлёте из Манилы шёл жуткий дождь, в самолёт перебегали под зонтиками, которые держали над нами сотрудники "Себу Пасифик". Летели меньше часа. Остров Панай, аэропорт Катиклан. Силы были на исходе. Третьи сутки в пути давали по башке реально. Действительность представлялась какой-то нелепой и игрушечной, но нам не впервой, бывало и хуже. Катиклан распложен на самом берегу острова со стороны Борокая. В порт везут на мотоциклах с коляской, которые живо напомнили мне моё детство, когда я мамой сидел в коляске и тащился, в то время как папа рулил под проливным дождём. На Боракай можно попасть предельно просто и единственным образом, с помошью моторных ботов, человек этак на 20. На пристани надо добросовестно купить какие-то бумажки в трёх!!! разных окошках, что было выяснено с помощью примитивного научного тыка. Меня заворачивали ещё два раза, прежде чем я просёк в чём дело. Затем следует довольно формальный досмотр на предмет наркотиков и мы наконец прыгаем в лодку. Забыл сказать, по пути на лодку к нам пристал мужик с проспектами отелей. Острова мы не знали совсем, поэтому не стали его посылать нафиг, авось будет полезен. Через минут 15 прибываем на Боракай, смертельно уставшие но непобеждённые. Мужик добросовестно пасёт нас, мы пока не против. Грузимся снова в мотоцикл (байк) со смешной коляской и едем в выбранный отель, который нам впаривал мужик. Опасений небыло, даже если бы отель оказался паршивый, нам от него нужно было всего одно - выспаться. Потом мы просто бы нашли другое, более приятное место.
Короче, едем... Реальность воспринимается через призму усталости. По дороге постигаю географию острова. Что-то я читал про него раньше, что-то видел на фото. Пока ничего подобного не вижу и это меня несколько озадачивает. Наконец, доезжаем до местного центра и движемся в сторону пляжа по улице напоминающей наш Арбат. Выходим на песчаный пляж и тут всё...мысли пришли в норму. Я понял, зачем было терпеть муки перелёта и прочих неудобств. Конечно, до этого я много где уже успел побывать, удивить меня в общем сложно, но тут...трудно объяснить. В голову ударила атмосфера пьянящего спокойствия и лени. Никогда ничего подобного я не испытывал. Мелкий песок, пальмы и прочие радости меня давно перестали возбуждать, но это место уникально! Попав сюда, я впервые понял, что никуда не хочу уезжать в принципе. Когда мы направлялись сюда, были мысли провести здесь несколько дней и двинуть дальше. Теперь никуда не хотелось СОВСЕМ! Я удивлялся сам себе, ранее со мной такого точно небывало. Четыре, максимум пять дней и мне хотелось уехать из любого самого распрекрасного места. Здесь я прислушивался к себе и понимал - НИКУДА НЕ ХОЧУ! Ну...всё должно быть когда-то в первый раз. Поселились в первой попавшейся гостинице, ею стала La Reserve (www.lareserveboracay.com). Французский отель, где-то близко к четвёрке. Номера все именные. Мы жили сначала в крутом 3-х комнатном номере за 80 долл, затем решив, что это нам и нафиг не надо, переселились в другой, за 40 долл, однокомнатный. Короче отельчик вполне приличный, типа бунгало. Если соберётесь там останавливаться, то найти его чрезвычайно просто. Выходите на дороге возле Station 2, проходите к пляжу White Beach и идёте направо по песочку. Сначала будет 3-х этажка Red Coconit, затем сразу же увидите миниатюрную Эйфелеву башню. Вы на месте! Примите мои поздравления и забудьте обо всём на свете, спешить вам больше некуда!
Первые два дня просто тупо спим. Жаль, конечно, тратить время на столь бесполезное с моей точки зрения, занятие, но место очень ленивое. Муки совести тут тоже атрофируются полностью. Если уж быть до конца откровенным, то здесь вообще всё атрофируется, остаются только основные инстинкты: поспать, поесть, погулять, ну и...сами понимаете :), не мне вас учить :). Мне, почему-то всё время вспоминался "Незнайка на Луне", тот эпизод, где Козлик попал на "остров дураков", где все превращаются в овец от безделья и пьяного воздуха..:). Но там это происходило вроде за несколько месяцев, так что нам тут это не грозило, всё равно не успеем за две недели отрастить шерсть:)
Ну теперь подробнее о Боракае.
Остров очень небольшой, по форме напоминает гантель. Длинна составляет порядка 7-ми километров, ширина в узкой части, в ручке гантели, что-то около одного километра. Преимущественно песчанный, но любители скал найдут и их в достаточном количестве. Весь западный берег забит отелями, самых разнообразных разрядностей. Всегда найдёте то, что ищете. В любое время года. Что-либо бронировать заранее не советую, может получиться, что красивый отель на картинке вам совершенно не понравится в реальности. Такое бывает. Так что ничего страшного, если вы по приезду потаскаетесь полчасика по бережку, можно даже искупаться предварительно, а потом спокойно найдёте свой вариант.
Восточный берег отдан местному населению, куда мы и прогулялись в первую очередь. Ничего интересного мы там не обнаружили, рыбацкие лодки и не очень чистый берег.
На южной, нижней части гантели, находится порт, куда собственно мы и прибыли. Прямо от порта начинается асфальтовая дорожка, которая тянется через весь остров, к его северной части, где наблюдается местная горка, небольшая такая, метров может 150-200 высотой. Транспорт представляет собой те же байки с люльками, в которых возят туристов по одной единственной дорожке. Прокат мотобайков есть, конечно без люльки, но почему-то почасовой и очень дорогой! За 3 часа я отдал 20 долларов! Просто сдуреть! Как день аренды машины на Канарах. Чем объяснить такой факт - непонятно. Возможно прокат мотобайков относится к местным развлечениям, которых просто неимоверное количество, начиная от примитивного сноркелинга (маска с трубкой, для тех кто не вкурсе), до параселинга (парашют который таскают за моторной лодкой, для тех же). В первые дни никак не развлекаемся вообще, лень, я уже говорил. Сил хватает на самые простые инстинкты, о которых тоже я говорил..) Еды полно! Кафе, ресторанчиков и уличных торговцев мясом - хоть отстреливай. Кухня на любой вкус, европейская тоже есть. Лично мы втыкались по местной и тайской. Хотя рис не такой вкусный как в Таиланде. Поужинать можно за 10 долларов от пуза! Выпивка, массаж, спа-салоны на каждом углу. Цены от 3-х до 50 долларов, никаких ограничений нет. Предвижу вопрос озабоченных мужиков, есть ли там девочки? Отвечаю: всё также как в Таиланде, Камбодже, Лаосе, Бирме. Белые мужики ходят с местными девушками, романтически держась за ручку, наивные в общем...и те и другие, одни свято верят, что их любят, другие наивно полагают, что их отсюда увезут.
Вообще продавцы, зазывалы и другие местные коммерческие работники порядком достают. Почти так же как в Египте, но почему-то это совсем не раздражает. Наверное потому, что когда отказываешься от их услуг, они не видят в вас кровного врага и не бормочат ругательства на местном языке, как это делают в той же Хургаде или Шарм-Эль-Шейхе. Короче, дискомфорта не чувствуется, не пугайтесь.
Через несколько дней, измучавшись бездельем, решаем походить под парусом. Оказалось очень даже приятное занятие! Филиппинцы весьма умелые мореходы, главное чтобы ветер принципиально дул, куда - неважно! Лодки скользят во всех возможных направлениях, иногда даже вопреки законам физики! Трип по близлежащим островам продолжительностью пол-дня, стоит примерно 70 долл, по местным меркам бешенные бабки! В первую очередь вас везут на Crocodile Island, где вы по чёрному отрываететсь сноркелингом. Я как крутой дайвер такими вещами не занимался, но снисходительно следил за экс-дайвером Наташкой, которая бороздила близлежащую акваторию, сбивая головой торговцев кока-колой на лодках.
Вторая остановка была на совершенно классном частном островке Cristal Cave, который в собственности у местного миллионера, устроивший на нём реально интересное место. Кроме гостиницы и сафари парка, сделанных с очень хорошим вкусом, есть небльшие пещеры, куда, конечно мы спустились. Единственный минус - совсем небольшой пляж, но это компенсируется бесплатными лодками на Боракай, что входит в стоимость проживания.
Затем нас везут на самую северную часть острова, там пляж Puka-Shell Beach, для тех кто любит секс на песке и полное одиночество. Если серьёзно, пляж очень понравился, дикий и горячий, жаль пробыли там недолго. В следующий раз обязательно тут надо зависнуть хотя бы на день. Короче, очень рекомендую совершить трип по соседним островкам, только одевайтесь в ватные чопаны, как узбеки в пустыне, а то получите солнечные ожоги в первые же несколько минут.
Вечером наконец-то доползаем до дискотеки, которую слышали всё время, да лень было дойти. Расположена на том же White Beach, только немного к северу от нашего отеля. топать надо по пляжу до того места, где увидите беснующуюся толпу в кафе на берегу - вам туда! Садитесь за столик, покупаете выпивку и тусуетесь до упаду. Без покупки выпивки нельзя, таково условие. Да не жмитесь! Коктейль за 100 руб можно же купить раз в жизни! Шутка! Впрочем, если перейти дорогу, метров 10 дальше от берега, вы окажетесь в другой дискотеке, абсолютно бесплатной, полной "морковями" на боевых постах и ищущими приключений белыми мужиками. В общем, дело вкуса, мы были и там и там, в зависимости от настроения.
Дайвинг на Боракае
Теперь, собственно, о том, зачем я вообще сюда пёрся за столько часовых поясов..Если вы думаете, что ради этого ленивого острова, то сильно ошибаетесь.:). Ехал я за нырялкой, что и получил в итоге по полной программе.
Дайвинга на Боракае много и в общем интересно, хотя не так интересно как на Палаване (Palawan). Однако по-порядку. Дайвинг-центров полно, на каждом шагу, выбрать есть из чего. Держат, как правило, французы или датчане. Местные работают наёмными работниками, как и везде.
Заранее я ничего не выбирал, просто сунулся во второй попашийся по пути центр. Купился на вывеску "National Geographic", так как являюсь жутким фанатом этого учреждения и вообще отношусь к нему очень уважительно. Официально центр называется "Calypso Diving Resort", info@calypso-asia.com, tel. (63)362883206. Всё оказалось прилично, послушали, попросили сертификат, страховку и лог-бук. Убедившись, что я не стану тонуть и создавать проблем местным спасателям, заставляют подписать стандартные бумаги и на следующее утро я - новоиспечённый исследователь морских глубин!
Что посмотреть в данной местности я слабо представлял, но думал, что акулы тут точно должны быть!
От первого погружения я ничего особенного не ждал, понимал, что меня будут смотреть, как я себя веду на глубине, чтобы понять, можно-ли меня вывозить в другие, более серьёзные места. Осознавая это, старался держать плавучесть как подводная лодка.
Итак, первое погружение, море Сулу. Нырять вывозят на обычной моторной лодке, даже без навеса. Место погружения называлось Malabunot. Ничего особенного, живности мало, кораллы стандартных видов. Глубина 15 метров, время на дне 54 минуты, температура воды +29 град С. Надеюсь, что "экзамен" сдал. Второе погружение решил совершать на следующий день, так как народа не было, а мой дайв-мастер Boryk поленился меня везти в одиночестве.
Второе погружение было уже интересней. Затонувший рыбацкий бот, место Camia Wreck. Кораблик очень хорошо сохранился, 9 лет всего прошло. Видимо его специально затопили для таких как я. Как-бы то нибыло, было достаточно интересно. Глубина 31 метр, время на дне 37 минут, температура +29 град С. Я уже почти разнырялся, получаю максимальное удовольствие, ради чего и ехал сюда. Собственно, я понял, что на Боракае не делают по два погружения в день, максимум одно, да и то, если народу будет больше одного человека.
Третье погружение было самым запомнившимся! Место называлось Yapak-2! Запомните это слово и требуйте вас погружать именно туда! Это самое интересное место в окрестностях острова. Глубина 36 метров, время на дне 28 минут, но каких минут!!! Офигенная рифовая стенка, куча живности, которую я даже не смог идентифицировать даже приблизительно. Но это не самое главное. Главное - АКУЛА!!! Спящая, в пещере. У меня захватило дух, сбил дыхание, расход воздуха увеличился. Я не мог оторваться от расселины, где в темноте сидела эта штука. Борик мне дал фонарь, чтобы я мог их подробно её рассмотреть. Уходить не хотелось. Размером около 1,5 метра. Совершенно неагрессивная акула-нянька. Картинка до сих пор стоит перед глазами...Ради этого стоит приехать, точно говорю!
Четвёртое погружение было в месте Angol Point. Ничего особенного, не понравилось. Глубина 15 метров, время на дне 57 минут, температура +31 град С.
Пятое погружение было последним. Я уломал Борика отвезти меня снова на Yapak-2. Уж очень мне там понравилось. Борик поломался несколько минут для приличия, потом сдался. Я оценил его поступок. Уже потом, когда мы разговорились, он сказал, что платят мало. Еле хватает на жизнь. Тем не менее, он повёз меня одного, за что ему было большое человеческое СПАСИБО! Когда я бухнулся в воду и спустился в ту-же самую пещеру, я чуть не закричал от восторга! В расселине мирно спали 3 (три!!!) АКУЛЫ. Размером от 1,5 до 2-х метров! Борику пришлось меня буквально оттягивать от них. Отбиваться от него я не стал, во избежание международного конфликта. Течение было очень сильное, кстати, как в первый, так и во второй раз. Вот такие дела с дайвингом на Борокае. Моё мнение - тут всё в меру, можно и оттянуться всласть и понырять совсем даже неплохо. Идеальное место во многих отношениях. Но всё-таки самый крутой дайвинг на Филиппинах - это остров Палаван (Palawan), примерно в 300-х км к западу от Борокая, куда мы так и не долетели.
о. Панай (Panay)
Через несколько дней, мне наконец наскучило сидеть на одном месте и было решено сделать вылазку на соседний остров Панай (Panay). Долго раздумывать не стал, быстро переправился в Катиклан, откуда мы прибыли и занялся поиском чего-нибудь, что можно взять в прокат. Вскоре с удивлением понял, что взять-то в прокат нечего! Нет такой услуги в Катиклане! Такси - пожалуйста! Самому рулить - нифига, топай пешком. Что я, собственно и сделал. Курс взял по направлению на Калибо (Kalibo). Почему? Не знаю! Так бахнуло в голову. Пошёл пешком по берегу, в полном гордом одиночестве.
Сразу бросается в глаза неухоженность. Пляжи не чистят, цивилизация закончилась. Впрочем, именно это я и ожидал увидеть. Азия есть азия. Чуть отдаляешься от туристических мест, сразу оказываешься в помойке. Ну почти в помойке. Минут через 20 обнаруживаю кучку детей, которые жутко удивлены моим появлением. Как только я навожу на них фотоаппарат, тут-же выстраиваются в шеренгу и встают по стойке смирно :). Вижу рыбацкую деревню, всё до боли напоминает Камбоджу. Впрочем, дороги тут нормальные, хороший асфальт, движение редкое, машин мало. Наслаждаюсь тишиной и естественностью природы. Джунгли практически вплотную подходят к берегу. Очень хотелось углубиться в них, но не стал. Обувь была совсем неподходящей. После того, как увидел раздавленную на дороге змею, мыслить стал более трезво. Заросли стал обходить за несколько метров. Протопав километров десять, упираюсь в мангровый лес, настоящий, не для туристов. Делаю там остановку и размышляю, сколько у меня осталось времени до захода солнца. Мысль о том, что придётся бродить в полной темноте в незнакомой местности, особо не вдохновляла. Поэтому назад решил не идти, а поймать байк, который появился как только я выполз на дорогу. В Катиклане был через 15 минут, ещё через 15 минут был уже на Боракае, где снова впал в сумасшедшую лень. Вывод следующий: на Панае обычным туристам делать нечего, ничего интересного там нет. Удовольствие там получают только такие странники вроде меня. Обычная филиппинская провинция, какой просто завались в этой части света.
Немного о местных авиалиниях...
Вновь прибывшим на Филиппины хочется порекомендовать следущее: максимально пользуйтесь услугами местных авиалиний. Авиакомпаний там несколько: www.asianspirit.com, www.cebupacificair.com, www.flyseair.com. "Азиан Спирит" летает по всему филиппинскому архипелагу. "Себу Пасифик" летает как по стране, так и в Бангкок, Сингапур, Джакарту. Причём цены на авиаперелёты раза в 2 ниже регулярных рейсов крупных международных авиакомпаний. К примеру: перелёт туда-обратно в Сингапур на "Себу Пасифик" стоит 364 долл. В то время как регулярный рейс "Сингапурских авиалиний" стоит около 700 долл. Тоже самое и с Бангкоком; "Себу" стоит 306 долл., против 500 долл у "Тайских авиалиний". "Флайсеа" - чисто местная авиакомпания. Её преимущество, что она совершает рейсы между островами, без перекладных в Маниле, что очень удобно, если вы к примеру решили с Боракая переместиться в Busuanga, Puerto Princesa, Cuyo, Taytao, El Nido.
У всех этих авиакомпаний есть сайты (см. выше), где можно забронировать e-ticket в любое время. Так что пользуйтесь. Не переплачивайте деньги за недостаточность информированости. Именно для этого я тут и стараюсь.
Ну вот такие дела с Филиппинами. Хочу сказать, что на Филиппинах не менее интересно, чем в той же Малайзии. Что касается лично моего субъективного рейтинга, Филиппины стоят на втором месте по крутости природы. На первом месте всё-таки Индонезия, третье место - Малайзия, потом всё остальное: Таиланд, Камбоджа, Лаос и т.д. Но всё-таки, в плане дайвинга Филиппины круче всего остального в Юго-Восточной Азии. Повторяю - это моё личное мнение!!! Возможно неверное...В общем, проверяйте сами!
17/04/2009 00:18
Материалы по теме
- Страны: Филиппины
- Отзыв о поездке: Отдых на Филиппинах, Февраль 2009
- Отзыв о поездке: Рай по-филиппински, март 2008
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.