Новый год в Стамбуле

В ноябре в мою голову пришла "оригинальная" мысль встретить Новый год не так как всегда - у телевизора с салатом Оливье. На "семейном совете" было решено совершить заграничный вояж, но срок действия загранпаспортов уже закончился и нам предстояло успеть оформить новые паспорта и получить необходимые визы.

Паспорта мы оформить успели и получили их на руки 1 декабря. Но, как оказалось, к этому времени все туры уже были раскуплены, а получить визы в зону Шенгена мы не успевали.

Так пришло решение отправиться на празднование Нового года в Стамбул, о чем мы ничуть не пожалели!

Для оформления тура мы обратились в туристическую фирму "Rest Style", которая сотрудничает с известным турецким туроператором "Adriyatik turizm". Посетив сайт "Rest Style" и сайты стамбульских отелей, мы выбрали отель "Citadel" и оформили тур на период с 29 декабря по 5 января.

Вылет был назначен на 8-45 из аэропорта Внуково самолетом авиакомпании "Авиалинии-400" (торговая марка "Red wings").

29 декабря 2007 г. День первый

В аэропорт было решено добираться на такси. Накануне, позвонив в компанию ТрансФри(их контакты есть на сайте аэропорта Внуково), мы заказали автомашину на 5-30 утра. Автомашина была подана к подъезду нашего дома заранее. Дорога заняла около 40 минут и обошлась нам в 900 рублей.

По прибытии в аэропорт мы прошли первый контроль и сразу же запаковали чемодан в прозрачную пленку (200 руб).

Ровно за 2 часа до вылета, т.е. в 6-45 началась регистрация пассажиров. Регистрация и прохождение таможни прошли очень быстро и организованно. Наш чемодан уехал вместе с багажом других пассажиров, а мы отправились в Duty Free что-нибудь купить в дорогу.

Цены в этом "свободном раю"-мечте граждан СССР неприятно поразили, а потому мы ограничились фляжкой коньяка Otard (который потом всю неделю пили в Стамбуле), 50 граммовыми бутылочками мартини и бейлиз на каждого и коробочкой шоколада.

Приблизительно в 8-00 была объявлена посадка. Пройдя последние проверки и досмотры, мы оказались на борту самолета, которым оказался Ту-204.

Самолет взлетел в 8-50 и через 2 часа 10 минут произвел посадку в аэропорту Ататюрк в Стамбуле. Во время полета стюардессы разносили напитки, кормили горячей пищей. Все прошло спокойно и комфортно.

Итак, мы в Стамбуле. Получение визы и прохождение паспортного контроля заняло минут 15-20. Еще минут 10-15 ушло на то, чтобы найти, где выдают багаж и получить его.

На выходе из аэропорта нас встречают представители "Adriyatik turizm". Прибывших рассаживают в 3 небольших, но весьма комфортабельных автобуса и развозят по отелям. Наш отель оказался последним по пути следования, а потому мы имели возможность совершить автобусную мини-экскурсию в сопровождении улыбчивого гида по имени Шереф, который прекрасно владеет русским языком. Мы выбирали себе тур без экскурсий, т.к. любим ходить по городам сами по себе, а не в составе организованной толпы, а потому, по прибытии в отель мы тепло распрощались с Шерефом, который оставил нам свои координаты на случай непредвиденных обстоятельств и назначил время встречи для трансфера в аэропорт.

Заполнив 3 строки в гостиничной анкете, мы получили ключи от номера на 2-м этаже и в сопровождении сотрудника гостиницы, несшего наш чемодан, отправились осматривать место нашего проживания на ближайшую неделю.

Необходимо отметить, что в Турции, в частности в Стамбуле, работающих женщин практически нет, мужчины работают и горничными в гостинице и принимают оплату при входе в платные туалеты, и торгуют, и исполняют прочую "женскую" по нашим понятиям работу. Как нам сказал гид, Стамбул-это город парней, которые пытаются заработать денег на калым для выкупа невесты, что до сих пор актуально в Турции.

Осмотрев номер в сопровождении сотрудника отеля, мы немного передохнули с дороги, переоделись и направились в город, осмотр которого начали с Босфора, несущего свои воды в непосредственной близости от отеля.

Погода нам явно благоприятствовала: лазурное, безоблачное небо, яркое солнце и около 7 градусов тепла.

Душа пела, мы вдыхали морской воздух, щурились на ярком солнце и непрерывно щелкали затвором фотоаппарата.

Налюбовавшись на просторы Босфора, мы отправились к сердцу старого Стамбула-площади Султанахмед.

Удивляться нам пришлось с первых же шагов. Улочки оказались очень узкими, практически без тротуаров и замощенные брусчаткой. Лена была очень рада тому, что отправилась в поездку в удобной туристической обуви без каблуков, т.к. "шпильки" остались бы в расщелинах брусчатки в первый же вечер.

Пройдя лабиринтами улочек, резко контрастирующих друг с другом качеством застройки и богатством витрин, через 10-15 минут мы оказались у знаменитой стамбульской святыни- Голубой мечети.

Размеры и величественность этого сооружения потрясают воображение. Наш "Nikon" трудился без устали.

Говорят, что в Москве суета и много народа, так это просто цветочки по сравнению с "вавилонским столпотворением" в центре Стамбула! Это просто город-космополит в котором слышатся все языки мира.

Осмотрев Голубую мечеть, мы перешли через площадь Султанахмед и со всех сторон обошли всемирно известную Святую Софию- древнейший византийский храм, созданный Константином Великим.

После Св.Софии, погуляв по близлежащим улочкам, немного посидев на лавочке в сквере, мы направились в гостиницу, где поужинали в ресторане, после чего заснули крепким сном.

30 декабря 2007 г. День второй

Подъем в 7-30 утра. Спускаемся в ресторан, где нас ожидает первый стамбульский завтрак. Завтрак не поражает воображение гурмана, но дает возможность плотно подкрепиться перед долгой прогулкой по городу.

После завтрака мы отправились изучать бывший дворец османских султанов - Топкапы. Топкапы расположен в центре Стамбула, в его исторической части, в непосредственной близости от Святой Софии. Это довольно обширная территория, окруженная древними стенами. Здесь разбит большой сад, построено множество разнообразных павильонов, беседок и, конечно, сам дворец султанов с гаремом, кухнями, залами приемов, сокровищницами и библиотеками. Несколько часов, проведенных в Топкапы, пролетели совершенно незаметно.

После осмотра Топкапы мы отправились в сторону набережной залива Золотой рог. Пройдя мимо знаменитой "Блистательной порты" и исторического здания железнодорожного вокзалы Сикерджи, мы вышли к Галатскому мосту. Этот мост соединяет европейские берега Стамбула, расположенные по обеим сторонам Золотого рога. На "нашем" берегу район Именёню, а на противоположном – Бейолу с знаменитой Галатской башней и площадью Таксим.

Сам Галатский мост "двухэтажный". По верхнему ярусу организовано автомобильное движение, а нижний занимают многочисленные рестораны. Мы пошли по нижнему ярусу, вдоль ресторанов, у дверей которых стоят зазывалы, а иногда и сами хозяева и наперебой приглашают всех проходящих в свои заведения. Дав честное слово одному из владельцев зайти в ресторан на обратном пути, мы продолжили путь до противоположного берега. Тут Лена заявила, что устала и хочет есть. Посидев немного на лавочке, мы развернулись в обратную сторону и пошли в ресторан. Хозяин ресторана, которого звали Mehmet Yildiz, встретил нас с распростертыми объятиями.

Ресторан называется "Blue fish". В нем, в отличие от большинства стамбульских ресторанов, есть меню на русском языке и русскоговорящие официанты.

Очень хорошо пообедав, мы зарезервировали столик в этом ресторане на новогоднюю ночь и отправились в сторону отеля.

Остаток дня мы провели в праздном шатании по Divan Yolu, площадям Султанахмет и Ипподром.

31 декабря 2007 г. День третий

Утренняя часть вояжа была посвящена знаменитой византийской подземной цистерне-хранилищу воды- Еребатану.

Это одно из самых роскошных исторических сооружений Стамбула, построенное по распоряжению императора Юстиниана 1 (527-565 г.г.). Сооружение имеет прямоугольную форму с длиной 140 метров и шириной 70 метров. С поверхности земли в водохранилище ведут 52 ступени. Спустившись вниз, мы оказались в полумраке. Высоченные арочные своды, многочисленные мраморные колонны (их оказалось 336), вода под ногами, в которой мечутся рыбы - все это производит неизгладимое впечатление.

Полюбовавшись на все это древнее великолепие, нафотографировавшись на фоне голов Медузы Горгоны, которые служат постаментом двух колонн, мы поднялись наверх - к яркому солнцу.

Посвятив несколько часов прогулкам по улицам и переулкам, мы отправились в отель, чтоб немного передохнуть, привести себя в порядок и подготовиться к встрече Нового года.

Новый год мы встречали в ресторане на Галатском мосту. Было заказано специальное новогоднее меню с неограниченным количеством алкогольных напитков –нам это было совершенно не нужно, просто так получалось намного выгоднее, ибо цены на алкоголь в новогоднюю ночь резко выросли.

Празднование получилось очень шумным и веселым. В ресторане было много итальянцев, каких-то англоговорящих туристов и, естественно, турков. Россию представляли мы одни.

Тут были и песни и танцы и бенгальские огни и петарды. Не обошлось и без танца живота, правда танцовщица, мягко говоря, подкачала. Внешностью она больше напоминала какую-то бомжиху, чем артистку. Тем не менее свою долю турецких денежных знаков, засунутых в трусики и лифчик, она получила.

Ровно в полночь небо Стамбула озарили залпы салюта, все высыпали из ресторанов на мост и принялись поливать друг друга шампанским.

Пробыв в ресторане еще часа полтора, мы расплатились по счету, взяли такси и поехали в отель.

1 января 2008 г. День четвертый

1 –го января подъем был назначен на 8-30 утра. На этот день мы запланировали прогулку на противоположный берег Золотого рога.

Идти было решено вдоль набережной Босфора и Золотого рога. Расстояние от отеля до Галатского моста составляет около 3-х километров и, при солнечной погоде, постоянно фотографируя все вокруг, мы отправились в путь прогулочным шагом.

Подойдя к мосту и причалам, мы с удивлением обнаружили, что 1-го января, в столь ранний еще час, Стамбул жил своей обычной суетной жизнью, как будто новогодней ночи не было вовсе! На набережной как обычно жарили рыбу (к этому запаху мы так и не смоги привыкнуть, а уж желания попробовать не возникало ни на секунду), на мосту уже толпились десятки рыбаков, которые ежеминутно вытягивали из воды по нескольку рыбешек за раз (похоже, что многие в Стамбуле кормятся именно этим , проводя на мосту все свое время с утра до вечера).

Пройдя эту "рыбацкую Мекку", мы перешли по мосту на противоположный берег и приступили к штурму галатского холма, на который вела узкая, резко уходящая в гору, мощеная брусчаткой улочка.

Изучив предварительно карту, мы знали, что знаменитая Галатская башня находится где-то совсем рядом, и, тем не менее, она предстала перед нами совершенно неожиданно.

Башня располагалась на небольшой площади слева от нашей улицы. Обойдя башню со всех сторон, мы вошли внутрь, купили билеты (10 лир с человека) и на скоростном лифте поднялись наверх, туда, где располагается ресторан и смотровая площадка.

Ресторан в это время в наши планы не входил, поэтому мы вышли на смотровую площадку. От увиденного у меня сразу же захватило дух и ноги стали какими-то ватными, Лена держалась молодцом.

Погода была идеальной - ни единого облачка на небе, ни ветерка. Стамбул раскинулся у наших ног. Мы дважды обошли башню по кругу, рассматривая незабываемые виды огромного города с высоты птичьего полета. Кварталы, мечети, слияние Босфора и Золотого рога – все было как на ладони.

Спустившись "с небес на землю", мы продолжили прогулку, и наш путь лежал к улице Истикляль.

Истикляль - одна из главных улиц Стамбула. В настоящее время она практически полностью отдана пешеходам, здесь ездят лишь редкие автомашины обслуживания и полиции, а так же "исторический трамвай", который совершенно бесплатен. Вдоль улицы располагаются многочисленные магазины и консульства разных стран. Здесь же расположен католический собор, во дворе которого установлен памятник Папе Римскому Иоанну-Павлу 2-му.

Застройка этой улицы разительно отличается от застройки старого города, она более современная и более европейская.

"Людское море" на Истикляле своим объем превосходит наш Арбат.

Мы не спеша продвигались вперед, заходя по пути в магазины и бутики. В одном из них, мы наконец-то нашли джинсы для Лены. Это были замечательные, оригинальные Lee Cooper. Продавцы выписали нам сертификат оригинальности изделия и бесплатно предложили услугу по подгонке длинны брюк.

Ощутив легкое чувство голода, мы свернули в переулок, и зашли в уличную кафешку, которая располагалась в удивительно живописном месте на краю террасы. Из-за своеобразного, холмистого рельефа, терраса кафе практически нависала над расположенной далеко внизу улицей и предоставляла нам великолепный обзор.

Съев по кебабу и запив его национальным турецким напитком Sahleb, мы ощутили прилив сил и бодрости. Sahleb- это горячий молочный напиток с корицей и еще чем-то. Даже мне, не большому любителю молока, он показался вкусным и сытным.

Продолжив путь, мы вскоре пришли к конечной точке запланированной прогулки – площади Таксим.

Площадь Таксим считается центром европейской части города, и как говорят, "если бы Стамбул был независимым государством, его столицей, вероятнее всего, был бы Таксим". Не знаю, может быть это и так, но на нас площадь Таксим впечатления не произвела. Что осталось в памяти от Таксима – это памятник Республики, совершенно не впечатляющий воображение и впервые попробованный нами свежевыжатый гранатовый сок. Вот это действительно чудо! С этого дня мы стали пить его ежедневно и по нескольку раз.

Между тем, на улице заметно похолодало и потемнело. Мы выполнив намеченную программу, отправились в обратный путь и спустя какое-то время пришли в отель. Общая протяженность маршрута составила около 12 км.

2 января 2008 г. День пятый

Этот день было решено посвятить Святой Софии. Все предыдущие дни мы ходили вокруг да около, не решаясь переступить порог этой древней христианской Святыни.

И вот, взяв входные билеты, пройдя все кордоны досмотра, мы оказались во дворе Храма. Уже на территории начинаешь ощущать какое-то благоговение. Время как будто остановилось. Мы прикасались к древним колоннам, плитам с византийскими письменами, к крестам, высеченным в камне. Это была перекличка времен.

Наконец, мы шагнули внутрь.

Передать нахлынувшие ощущения и эмоции просто невозможно. Это обязательно нужно видеть своими глазами. Обязательно нужно набрать полные легкие воздуха Святой Софии.

Храм огромен, величественен и великолепен. Нет, не внутренним убранством, коего почти не осталось, а своим духом, своей гармонией, своей продуманной до мелочей архитектурой. Необходимо отдать должное завоевателям, не разрушившим Святую Софию – безусловно, одно из величайших чудес света.

Ходя по галереям и коридорам, мы живо представляли себе жителей Константинополя, приходивших в Храм на поклонение Господу.

Описывать историю Святой Софии я не буду, эту информацию можно найти в избытке, но скажу, что впечатление от древних фресок, от ауры Храма остаются неизгладимые.

После Святой Софии, мы отправились посетить мечеть Сулеймание, на территории которой находится мавзолей легендарной Роксоланы.

Посмотрев мечеть – одну из крупнейших в Стамбуле, прикоснувшись к закрытым дверям мавзолея Роксоланы и зайдя в мавзолей, где захоронены великие султаны, мы пошли дальше изучать Стамбул.

Мы побывали на площади Беязыт, где расположена одноименная мечеть и стамбульский университет, далее прошли по "русским" районам Лалели и Аксарай, с витринами на русском языке, очередной раз попили гранатового сока и вернулись в отель.

3 января 2008 г. День шестой

Погода в Стамбуле резко испортилась, похолодало, с неба шел снего-дождь. Несмотря на это мы запланировали посетить крепость Yedikule.

Ни один город в истории не осаждали так часто, как Константинополь – "объект всемирного желания". Город со всех сторон был окружен стенами. Еще в начале 5 века император Феодосий возвел мощные укрепления, которые больше тысячи лет защищали город и пали лишь перед одним врагом – султаном Мехмедом Завоевателем.

Стена Феодосия – самое грандиозное сооружение античности, дожившее до наших дней. Хотя большая часть стены сейчас в руинах, зрелище по-прежнему чрезвычайно внушительное.

Главное укрепление городских стен – замок Едикуле. Едикуле – результат трудов сначала византийских, а потом турецких военных инженеров. Две квадратные башни, между которыми зажаты византийские Золотые ворота, построены еще во времена Феодосия. Золотые ворота, они же "Врата Царьграда"- типичная римская триумфальная арка. Проходить под ее сводами имел право только император-триумфатор, для прочих смертных существовали другие ворота.

Считалось, что именно через эти ворота в город когда-нибудь вступит освободитель Константинополя, поэтому суеверный Мехмед Завоеватель немедленно после взятия города их замуровал, а позади построил башни, соединив их стенами.

Замок достаточно продолжительное время использовался как тюрьма для иностранных послов (в числе которых неоднократно оказывались и российские), визирей и прочих VIP.

Прибыв в замок (полдороги от отеля мы прошли пешком, но поняли, что погорячились и взяли такси), мы купили входные билеты и вошли внутрь. Кроме нас там находилось еще 2 пары туристов, 2 охранника с собакой и больше никого. Быстро осмотрев совсем небольшой внутренний двор, мы поднялись по крутой узкой, каменной лестнице на стену. Высота стен 18 метров, ширина поверху около 3-х метров, ограждения нет. Постоянно чувствуешь себя на краю обрыва и невольно прижимаешься поближе к внешним зубцам стены. Погуляв по стенам, зайдя внутрь мрачных башен, мы спустились вниз. Поблагодарив любезных охранников и погладив собаку, мы вышли на свободу.

Снег не прекращался, а потому, взяв такси, мы отправились в отель.

День завершился традиционной прогулкой по Диван Йолу, площадям Султанахмет и Ипподром (любимое место Лены), а так же ужином в одном из городских кафе.

4 января 2008 г. День седьмой

Снег все не прекращался, у нас это был последний полноценный день в Стамбуле. Мы приняли решение не ходить в дальние прогулки, а подобнее ознакомиться с улочками и переулками в непосредственной близости от отеля и центра города.

Найдя на карте парк Гюльханы, мы пошли туда и, совершенно неожиданно увидели археологический музей. Его здание напоминает какой-то западноевропейский дворец, а экспозиция огромна. В музее мы провели полдня, блуждая по этажам и залам.

Походив после музея по близлежащим улочкам и купив подарки и сувениры, мы закончили день прощальным ужином в ресторане своего отеля.

5 января 2008 г. День восьмой

На улице солнце. Мы завтракаем, сдаем номер и спускаемся в холл в ожидании трансфера в аэропорт.

Автобус несколько запоздал, но в аэропорт мы прибыли вовремя. Пройдя все досмотры и контроли, мы расположились в зале ожидания. Рейс задержали на один час.

Наш ТУ-204 взмыл в воздух в 12-30 по стамбульскому времени и через 2 часа 50 минут мы приземлились в аэропорту Внуково.

Москва нас встретила 18-градусным морозом и часовым ожиданием багажа.

Еще через час мы были дома.

На этом закончился наш стамбульский новогодний вояж.

Резюме

Стамбул удивительный и очень интересный для туристов город;
    Святая София – это Храм, который должен увидеть каждый;
    Стамбул очень чистый город, а вовсе не рынок под открытым небом;
    Турки очень приветливые люди, которые всегда рады вам помочь;
    Стамбул совсем не дешевый город, особенно в том, что касается питания, алкоголя и сигарет;
    Стамбул – город кошек, такого количества этих животных я никогда нигде не видел;
    Гранатовый сок- пить обязательно!
    Жаренная скумбрия – брррррр, без комментариев даже от одного запаха;
    Большой (он же Крытый) базар – не впечатляет, у нас этого добра выше крыши;
    Покупки в Стамбуле - только если сувениры;
    Жареные каштаны - отлично, если вы любите печеную мерзлую картошку;
    Стамбульские бублики (они же симиты) – не впечатляет даже на голодный желудок;
    Кофейня "Coffee me" на Divan Yolu – лучшая кофейня в городе, с великолепным выбором отличного кофе.
    Стамбул - город мужчин, которые работают везде, работающих женщин единицы.
    Стамбул город спокойный и безопасный даже вечером (за исключением трущобных районов), людей в нетрезвом состоянии мы за неделю не встретили ни разу;
    Русский язык в Стамбуле не имеет статуса государственного, как это ни странно;
    Стамбул безусловно заслуживает того, чтобы его посетить хотя бы один раз!

Михаил
    18/03/2008 17:39

Новости из Турции

28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Турции появился новый лоукостер AJet
    13.03.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную распродажу по избранным направлениям