Сызрань-Кабардинка на авто



    ...Будучи уверенным в том, что очередной свой отпуск мы проведем в Абхазии, я начал поиски места отдыха достаточно поздно - в конце июня. И это было моей ошибкой. Жить в частном секторе без удобств не хотелось, а места в более-менее приличных (судя по отзывам отдыхающих на форумах) санаториях были забронированы по самый октябрь еще в марте-апреле... В поисках нового места я блуждал по карте побережья Черного моря, совмещая его с чтением отзывов и описаний с различных сайтов. И хотя за предыдущие два года все было уже изучено, тем не менее мне удалось найти новое интересное местечко - Дюрсо, являющееся частью поселка Абрау-Дюрсо, но расположенного в 5 км от центра, прямо на берегу моря. Отзывов о нем было немного, но в большинстве своем восторженно-положительные, как об уютном тихом месте. Поиск в Сети выдал наличие в поселке нескольких мини-гостиниц, что говорило о присутствии там цивилизации. На этом и остановились в ожидании отпуска, который в этом году у нас выпал на сентябрь. Надо сказать, что эта поездка предполагала уже более другой качественный уровень в плане передвижения, тому было несколько причин. Во-первых, новый автомобиль Chevrolet Spark, который хоть и не намного больше и мощнее старой Оки, но все-таки автомобиль более другого класса - коробка-автомат, кондиционер и прочие прелести и радости новой иномарки давали надежду на менее утомительное перемещение. Во-вторых, супруга, за последний год вполне освоившая управление транспортным средством, могла взять часть пути на себя. Ну и в третьих, был приобретен КПК HP iPAQ rx5730 со встроенным GPS-приемником и навигационной программой Navitel, к которой была скачана подробная карта Краснодарского края (www.gpsmaps.ru) с автомаршрутизацией. И хотя дорога до Черноморского побережья была уже хорошо "протоптана", в полезности навигации я нисколько не сомневался. В итоге, оценив свои возможности, мы решились на "беспосадочный перелет", т.е. поездку длиной в 1600 км без ночевки примерно за 22-24 часа. Маршрут движения был аналогичен нашему первому путешествию, с той лишь разницей, что перед Славянском-на-Кубани мы уходили южнее, в сторону Крымска и Новороссийска, ну а подготовкой маршрута была его прокладка по картам навигатора.

    В 18-00 по московскому времени, 9 сентября, когда родной город отмечал свой День рождения, мы двинулись в путь. Трасса до Саратова была практически пустой, но ее знаменитое "качество", даже с учетом прошлогоднего ремонта не позволяла особо разгоняться. Постепенно сгущались сумерки, добавляя что-то романтическое в окружающую обстановку, а мысль о том, что уже меньше чем через сутки мы будем у моря, придавала бодрости в ночном движении. Примерно в половине одиннадцатого мы выехали на саратовскую объездную дорогу, за которой нас ждал самый неудобный (с точки зрения дневного движения) участок до Волгограда. Но ночная трасса оказалась на удивление пустой, а наличие навигации здорово помогало при движении, позволяя заранее видеть повороты и их "глубину", что в свою очередь давало возможность планировать немногочисленные обгоны, а так же максимально возможную скорость. В четвертом часу ночи мы въехали в Волгоград. После темной ночной трассы движение по пустому и освещенному городу было просто сказкой и отдыхом. Большинство пешеходных светофоров переключены на ночь в режим мигалки, да и пешеходы, как впрочем и транспорт, практически отсутствуют, лишь редкий таксист пролетит на встречу или обгонит с явным превышением.

    С рассветом, в шесть утра, на заправке в Котельниково за руль села жена, а я пристроился спать на пассажирском сиденье... Не скажу, что я умею спать в машине, но тем не менее бессонная ночь за рулем взяла свое и я несколько раз "проваливался", освобождая супругу от своих комментариев по поводу дорожной обстановки. В Зимовниках нас, как обычно, остановили, проверили документы, и не найдя поводов для придирок, отпустили. Привычно хорошие дороги Ростовской области сменились на не менее привычные и еще более лучшие дороги Краснодарского края, за окном авто теплело и даже пробивалось солнышко. Как и в первую нашу поездку, нас поразил и очаровал небольшой городок под названием Тихорецк. Идеально чистые улицы и тротуары, повсюду клумбы и цветы, и даже в частном секторе все чисто и аккуратно, никаких мешков и куч с мусором, а на пустырях скошена вся трава, так что они выглядят не запущенным куском местности, а просто полянкой среди городской застройки. И все светофоры города оборудованы цифровыми таймерами. Об установке таких на нескольких перекрестках Самары в прошлом году гордо заявило руководство области, и водители уже успели оценить их удобство. Но увы, дальше дело не пошло... А тут, в небольшом городке в 60 тыс . населения все светофоры с такими таймерами. Значит все-таки можно найти силы и средства на благоустройство родного города, было бы желание. В последствии мы видели такие светофоры во многих населенных пунктах Краснодарского края, видимо была краевая программа по их установке, нам бы такую... Новороссийск встретил нас порывистым ветром и низко ползущими облаками. Но не смотря на это настроение у нас было позитивное, впереди последние 20 км пути. Извилистая дорога к Абрау, сам поселок, но нам направо, вдоль озера, на узкий серпантинчик, что ведет к морю, в Дюрсо. Серпантинчик длиной всего в 4 км, но на нем есть два участка, где и без того узкая дорога практически на месте разворачивается на 180 градусов, это место в народе называется "Тещин язык". Еще немного, и мы въезжаем в поселок. Ощущение курортного поселка отсутствует полностью... Небольшая долина с протекающей посередине речушкой, полностью застроена коттеджами. Слева небольшой кемпинг, справа - дорога в горы, на многочисленные турбазы. Дорога к морю перекрыта шлагбаумом, дальше - пешком. Уффф, приехали. Сохраняю в память картинку с навигатора, на которой итоги пути:

    Путь: 1576 км
    Время движения: 20:23
    Время остановок: 2:08
    Ср. скорость: 77,3 км/ч
    Макс. скорость: 129,6 км/ч

    Пешее знакомство с поселком оптимизма не прибавило. Небольшой дикий пляж, две кафешки типа "стол-стул под зонтиком"... Несколько комфортабельных минигостиниц, но с ценами значительно выше средних... Полное отсутствие инфраструктуры... Место для любителей дикого пляжного отдыха, но нам хотелось чего-то более цивилизованного. Решили искать другое, более крупное, место. Из ближайших - поселок Кабардинка в 15 км южнее Новороссийска. Разворачиваемся, по пути фоткаемся на берегу озера Абрау, заезжаем на разведку в соседний поселок Южная Озереевка. Там попросторнее, но из проживания - гостиница прямо на пляже и турбаза за ним, где проживание только с питанием. Не подходит. Значит едем в Кабардинку. Вот тут на помощь приходит навигация - по карте нахожу Кабардинку, отмечаю "Идти сюда" и программа прокладывает маршрут через весь Новороссийск, да еще подсказывает заранее, когда и куда повернуть. Огромная экономия времени и нервов! Не проходит и получаса, как мы уже в Кабардинке. На въезде в поселок сидит тетушка с табличкой "Размещение". Останавливаемся, загружаем в нее все наши пожелания по возможному размещению, и через несколько минут нас сопровождают к минигостинице. Немного поторговавшись и обойдя окрестности, соглашаемся. 350 руб/сутки с человека, все удобства в номере, закрытая стоянка, кухня, все устраивает. Недолгая вылазка на набережную, шашлык и пиво на ужин, и спаааааать...

    Кабардинка

    Поселок Кабардинка относится к курортной зоне г.Геленджика и расположен примерно посередине между Геленджиком и Новороссийском, на противоположном от последнего берегу Цемесской бухты. На первой береговой линии поселка - разнообразные санатории и лагеря отдыха. Чуть дальше, за центральными улицами Мира и Революционной расположена зона частного сектора. Здесь можно найти жилье на любой вкус и кошелек, в зависимости от удобств и удаленности от моря. В среднем от ближайших минигостиниц до моря - примерно 10 минут неспешным шагом напрямую. Поселок активно строится, и хотя удаление новостроек от моря уже весьма значительное, владельцев будущих гостиниц это, видимо, нисколько не смущает. Инфраструктура поселка содержит все необходимое для отдыха среднего уровня - здесь есть рынок, магазин сети "Магнит", фотомастерские, где можно не только распечатать, но и просто слить фотки с флэшки на болванку, а у набережной постоянно дежурят таксисты, готовые отвезти вас в любую точку черноморского побережья. Основная автомагистраль проходит за чертой поселка, поэтому на улицах движение практически отсутствует - только местные и автотуристы. Не обделен поселок и достопримечательностями, о которых я расскажу немного позже.

    Вдоль моря у центральной части поселка - красивая, широкая, ухоженная набережная со спусками к пляжу. Набережная оформлена с любовью и отменным художественным вкусом - красивые цветники с сочетанием растений, камня и скульптур, изящный мостик через небольшую речушку, тенистая аллея, лавочки с видом на море. Так как поселок расположен в заливе, то с набережной открываются прекрасные виды - на море с кораблями, стоящими на рейде в порт Новороссийск, на сам город, на поросшие лесом горы, окружающие поселок с противоположной стороны. Как и в любом курортном местечке на набережной куча всевозможных кафешек и развлечений. Местные жители рассказывали, что мэрия г.Геленджика поощряет владельцев кафе, которые проявляют фантазию при оформлении своих точек, поэтому большинство из них имеют не только неповторимый вид и интерьер, но и поддерживают в чистоте и красоте прилегающую территорию.

    Пляжная полоса неширокая, преимущественно галечная, расположена ниже уровня набережной. Многие санатории имеют на пляже свои сектора, с дополнительным сервисом в виде лежаков, но вход на них свободный для всех. Вход в море плавный, по всей длине пляжа имеются волнорезы.

    Мы поселились в трехэтажной минигостинице на ул.Дообской. До моря - примерно 10-15 минут, из них половина по поселку, а половина - по аллее, ведущей к набережной и пляжу. Хозяйка дома готовила неплохие домашние обеды по цене 150 руб., но пользовались мы ее услугами редко, т.к. постоянно были в разъездах. Погода за эти 12 дней была всякая - и жаркая, и прохладная, и солнечная, и пасмурная, и сухая, и с сильным ливнем... Но нас это не напугало, а даже наоборот - дало возможность не просто проваляться на пляже весь отпуск, а поколесить по окрестностям, узнать и увидеть много нового и интересного. Вообще, хочу заметить, что отдых на море в сентябре имеет свою неповторимость. Отмечается она во всем - в погоде, в окружающей обстановке, и, конечно же, в людях. Помимо того, что количество отдыхающих на квадратный метр набережной и пляжной полосы заметно меньше, чем в августе, и по набережной в вечерний "час пик" можно спокойно гулять, никого не задевая, а не просто перемещаясь из точки А в точку В сквозь толпу таких же перемещающихся, меняется и социально-возрастной состав отдыхающих. Заметно меньше детей и подростков школьно-студенческого возраста, зато заметно больше семей с совсем маленькими детьми, а так же людей более старшего возраста. Курортная жизнь становится менее динамичной, спокойной и умиротворяющей...

    Ну а теперь об интересных местах в Кабардинке.

    Старый парк

    ...Если с улицы Мира пройти справа от стадиона, а затем через 200 м свернув направо, пройти через мостик, то можно увидеть в отдалении на фоне гор и виноградников, в окружении обычных домов совершенно необычную постройку, чем-то напоминающую католический костел с флюгером на крыше. Первая мысль - какой-то "олигарх" построил себе коттедж с закосом "под старину". Но на самом деле все гораздо проще и интереснее. Место это называется "Старый парк", уникальнейшее в своем роде. На территории в 20 соток энтузиаст-скульптор Александр Иванович Алексеев сумел компактно расположить десятки архитектурных и ландшафтных форм древнего и средневекового зодчества. Чего здесь только не увидишь! На входе у ворот вас встречают сфинксы, сразу напротив храм Зевса, чуть левее - пирамида, в которую можно войти и помедитировать... А еще тут есть античная беседка, сад камней с причудливыми скульптурами, а в конце участка - башня средневековой крепости с мостами и рвом. На башню можно подняться и сверху оценить вид на все это великолепие. Между скульптур и построек - красивые газоны с экзотическими и не очень цветами, растениями, кустарниками, деревьями. Глаз радуется и душа отдыхает, глядя на потрясающее сочетание камня, природы и человеческого мастерства. Радует и то, что автор не останавливается в развитии своего детища. В планах - расширение территории и создание островков православной архитектуры, а так же композиций на темы Востока. Вход в парк для взрослого - 60 руб, для ребенка - 40 руб., фото и видеосъемка - без ограничений.

    Кастальская купель

    Этот уютный уголок отдыха расположен у выезда из поселка в сторону Новороссийска. Свернув от моря вверх и проехав 300 метров по узкой дороге, мы попадаем к входу и парковке, откуда открывается живописный вид. Посреди можжевеловой рощи - пруд и уютная зона отдыха. Вниз ведет узкая лестница с деревянными перилами, и вот мы попадаем совершенно в другой мир. В пруду резвится живая форель, можно взять приготовленные заранее удочки и наживку в виде кукурузы и попытать счастья в рыбалке. Рядом с прудом расположен ресторан, где пойманную рыбу вам приготовят в любом виде, причем стоить это будет дешевле, чем обычный заказ. И пусть цена в 900 руб. за килограмм живого веса весьма пугающая, но удовольствие от процесса того стоит, ну а вкус запеченной в фольге на углях форели не сравнить ни с чем. Уютные столики расположены по всей территории, а еще здесь можно просто погулять, посмотреть на падающую с водяного колеса воду, полюбоваться красивыми птицами в мини-зоопарке...

    Памятник погибшим на пароходе "Адмирал Нахимов"

    31 августа 1986 года в море в двух милях от мыса Дооб, южной оконечности Кабардинки, произошло одно из самых крупных кораблекрушений за всю историю пассажирского судоходства. Пароход "Адмирал Нахимов", на борту которого было около 1200 человек пассажиров и экипажа, получил пробоину в правом борту на выходе из порта Новороссийск, когда в него врезался сухогруз "Петр Васев". Пароход затонул практически мгновенно, в течение 7 минут, унеся с собой на глубину 50 метров более 400 человеческих жизней. Более подробно об этой трагедии можно почитать на сайте "Катастрофа-1986. Пароход "Адмирал Нахимов". Год спустя на мысе Дооб в Кабардинке был установлен памятник погибшим, с поименным списком. Со смотровой площадки памятника открывается вид на место трагедии и на всю Цемесскую бухту.

    Город-герой Новороссийск

    Первое впечатление от города - это достаточно интенсивное движение. Оно и понятно - во-первых, трасса Анапа - Геленджик и далее к югу проходит непосредственно через город, а во-вторых - Новороссийск - крупнейший российский порт и транспортный узел. Движение в центральной части города на многих улицах одностороннее, поэтому GPS-навигатор с картой Новороссийска был весьма кстати и помог сэкономить массу времени и нервов. Трасса на въезде в город со стороны Кабардинки представляет собой небольшой серпантинчик, петляющий вдоль берега моря между горных склонов и морских заливчиков. По ходу движения можно заметить, что серпантин панировали "спрямить", прорубив горы и построив мосты над заливами. Пару склонов действительно имеют прорезы под трассу, а в одном из заливов видны гигантские опоры будущего перехода. Но строительной техники вокруг не видно, да и железобетонные конструкции моста основательно потемнели, из чего следует, что "проект века" явно заброшен. К сожалению, на просторах Интернета я так и не нашел упоминаний об этом строительстве, а было бы интересно узнать о нем побольше. На высоком морском берегу есть несколько смотровых площадок, над одной из них - огромный памятник "Морякам революции", а у другой - стела, обозначающая въезд в город, у которой любят фотографироваться местные молодожены и проезжающие туристы. После въезда в город на протяжении нескольких километров слева вдоль моря растянулись портовые сооружения. Масштабы Новороссийского морского порта захватывают дух - огромные сухогрузы, несметное количество различный контейнеров, грузов, ящиков и т.п. Справа к грузовому порту примыкают не менее монументальные огромные серые цеха новороссийского цементного завода, одного из самых крупных в России. В общем, въезд в город с южной стороны представляет гостю города достаточно урбанистический пейзаж, который скрашивают только горы на заднем плане. Но вот промышенно-портовая зона заканчивается и мы въезжаем в центральную часть города. Здесь можно выбрать два направления - на центральную улицу Советов или на Набережную. Улица Советов представляет из себя широкий бульвар, встречные полосы движения разделены парковой зоной. На улице расположены множество различных магазинов и кафе, в том числе и полюбившееся нашей дочери кафе "Баскин Роббинс", где мы неоднократно бывали. Улица приводит нас к большому парку культуры и отдыха, в котором, кроме аттракционов, есть еще кинотеатр и один из немногих оставшихся в России действующий планетарий.

    Морская набережная города впечатляет широтой размаха. Сразу видно, что это "лицо города" для тех многочисленных гостей, которые прибывают сюда морем. Центр набережной - стильное задание администрации морпорта и пришвартованный боевой крейсер "Михаил Кутузов", являющийся филиалом музея Военно-морского флота. Крейсер, спущенный на воду в 1954 году и снятый с боевого дежурства в конце девяностых считается одним из шедевров мирового кораблестроения. Махина длиной 210 и шириной 22 метра оборудована 24 орудиями и обслуживалась экипажем в 1200 человек. Крейсер неоднократно выполнял боевые и учебные задачи в Средиземном, Северном и Балтийском морях, а так же в Атлантическом океане. Свой последний поход крейсер совершил в конце девяностых из Севастополя в Новороссийск, где и стал музеем боевой славы советского флота. Любой желающий может посетить крейсер с экскурсией, в ходе которой экскурсовод расскажет о боевой славе корабля и его команды, о входящих в состав вооружениях, проведет по кают-кампании, палубам и техническим отсекам корабля, даст возможность "навести" орудия и позвонить в корабельный колокол - рынду.

    Сама набережная за последние несколько лет заметно преобразилась, городские власти вложили много средств в ее реконструкцию. Вновь вернулся на набережную фонтан "Дарящая воду", установленный когда-то в честь введения в строй Троицкого водовода, который принес в город чистую питьевую воду. А в 2007 году здесь открыли два новых памятника. Первый - "Морская слава России" - представляет собой высокую стелу напротив здания морвокзала, на пике которой - крылатая девушка, держащая у себя над головой один из российских бригов, впервые вошедших в Цемесскую бухту. Второй - памятник отцам-основателям города генерал-лейтенанту Николаю Раевскому, контр-адмиралу Лазарю Серебрякову и вице-адмиралу Михаилу Лазареву, окруженный различным элементами морских судов - пушками, винтами, якорями. Чуть дальше - знакомый многим по иллюстрациям в учебнике истории катер-памятник "Героическим морякам-черноморцам". Вообще Новороссийск, так же как и Волгоград, оживляет в памяти картинки советских учебников истории о Великой отечественной войне. Упомянутый выше катер, четыре руки, сжимающие автоматы ППШ, и, конечно же, мемориал "Малая земля". Здесь, в 1943 году отряд морской пехоты численностью в 300 человек держал оборону в течение 225 дней, после чего Новороссийск был освобожден. Мемориал в память об этих событиях содержит музей с тремя диарамами, а так же площадка "Оружие победы".

    Вообще Новороссийск понравился тем, что в нем нет "курортности", присущей практически всем населенным пунктам Черноморского побережья, и направленной на удовлетворение потребностей отдыхающих и изъятие из их кошельков максимального количества денег. Как одна из иллюстраций - уютная симпатичная кафешка "Лайм" рядом с общежитием одного из местных ВУЗов на улице Революции 1905 года, где мы неоднократно обедали - вкусно, разнообразно и дешевле "серых" комплексных обедов на набережной Кабардинки или Геленджика. И еще поразило, на сколько искренне горожане и руководство любят свой город. Репортажи по местному ТВ пропитаны духом патриотизма так, что становится завидно...

    Мысхако

    К северу от Новороссийска находится поселок Мысхако, который, как и сам город, не является курортным, но тем не менее привлекает к себе внимание многочисленных туристов. А знаменит он тем, что здесь производят вина одноименной марки, известные своим качеством не только в России. Поселок окружают многочисленные виноградники, выращивание которых с целью винопроизводства началось здесь еще в 1887 году, а первые вина были выпущены в 1903 - именно с тех пор ведет свою историю Агрофирма "Мысхако". Агрофирма выпускает фирменные коллекции бутылированных преимущественно сухих и десертных вин марок Рислинг, Алиготе, Шардоне, Каберне, Мускат, Кагор. В магазине при винзаводе можно приобрести все это великолепие по цене от 70 до 300 руб. за бутылку и взять на память настоящую пробку с символикой предприятия. Экскурсия по заводу проходит по современным автоматизированным цехам и глубоким подвалам, в одном из которых в 1943 году во время обороны "Малой земли" начальник политотдела 18й Армии п/полковник Л.И.Брежнев (С 1964 - 1982 г. Ген. секретарь ЦК КПСС) вручал партбилеты бойцам. Неудивительно, что с тех пор Мысхако стало его любимым вином, и он неоднократно посещал предприятие уже будучи генсеком. Специально для него был построен отдельный, "брежневский", дегустационный зал. Апогей экскурсии - дегустация 8 лучших сортов вин, в ходе которой опытный сомелье откроет секреты культуры винопития. Мы закупили вино до экскурсии, а по итогам дегустации пополнили коллекцию. Надо отдать должное - вина Мыхако действительно отличаются более высоким качеством от продукции остальных заводов Причерноморья. Тонкий вкус и аромат со множеством оттенков придает вину от Мысхако особенную неповторимость и нежность, и, доставая из заветной коробки очередную бутылочку долгим зимним сызранским вечером, сразу вспоминаешь море, солнце и бесконечные виноградники Мысхако...

    Абрау-Дюрсо

    Во время первого нашего путешествия к морю мы уже были в Абрау-Дурсо и по достоинству оценили продукцию местного завода шампанских вин, поэтому было грех не воспользоваться возможностью еще раз посетить это местечко, благо ехать до него от Кабардинки совсем недалеко. Что же изменилось в поселке за прошедшие три года? Первое, что бросается в глаза - заметно увеличилось количество туристов, приезжающих сюда как своим ходом, так и организованными группами. Видимо из-за этого въезд на центральную площадь поселка перекрыли шлагбаумом, за который пускают только по спецпропускам, либо по предъявлению чека из магазина, дабы погрузить в машину купленное шампанское. Здесь же, у стоянки, появился стихийный рынок "домашних" виноделов - группа машин, из багажников которых полулегально продают якобы "домашнее" вино или "вынесенное с заводов". Обилие сортов вина, совершенно невероятные названия, а так же полная радуга расцветок и крепости - все это вызывает глубокие подозрения в натуральности разлитых в "полтарашки" напитков. Чего только стоит "настоящий мартини" и "белое сладкое вино из винограда "Дамские пальчики"... В общем, ассортимент ограничивается фантазиями "изготовителей" и количеством ароматизаторов и красителей. Все это с энтузиазмом дается на дегустацию по колпачку и быстро впаривается покупателям, особенно тем, кто приезжает группами с экскурсиями. Но нас уже на такие штуки не купишь, мы берем вино только из источников :), поэтому я с улыбкой наблюдал за процессом со стороны, в ожидании, пока супруга придет с экскурсии по заводу. Экскурсия по заводу с посещением винных тоннелей и дегустацией продукции длится более часа, за это время посетители ознакомятся с историей завода, процессом рождения шампанских и игристых вин, узнают о культуре и правилах пития шампанского и закрепят полученные знания в дегустационном зале. Завод "Абрау-Дюрсо" - один из немногих предприятий, где коллекционное шампанское изготовляется традиционным бутылочным способом. Более подробно об этом можно почитать на сайте завода, вкратце скажу лишь, что виноматериал разливается сразу в бутылки и хранится в тоннелях в течение трех лет, в отличие от стандартного резервуарного метода, когда процесс изготовления занимает около 20 дней. Все это время по тоннелям ходит специально обученный человек, который хитрым движением встряхивает и переворачивает бутылки, чтобы образующийся осадок перемещался на пробку. Процесс этот называется "ремюаж", ну а человек - "ремюор". Во время дегустации сомелье расскажет, как правильно пить шампанское. В частности, привычное нам сочетание "бутылка шампанского и коробка конфет" на самом деле не есть признак хорошего вкуса. На самом деле шампанское сортов "брют" и "полусухое" нужно закусывать сыром, мясными или рыбными продуктами или красной икрой. К полусладкому можно добавить лесные ягоды и легкие фрукты, но ни в коем случае не цитрусовые. Ну а после экскурсии - обязательное посещение фирменного магазина.

    Геленджик

    Мои постоянные читатели наверное помнят, что мы два года назад уже предпринимали попытку посетить этот город, но несколько неудачно. Теперь же Геленджик был практически "за углом", примерно в 10 км от Кабардинки на юг по прекрасной ровной дороге. Особых планов на Геленджик у нас не было, поэтому приехали просто наугад, посмотреть-погулять. Несмотря на не очень жаркую погоду с прохладным ветерком, центральная набережная и пляж удивили нас большим количеством отдыхающих. Представляю, какие толпы народа здесь толкутся в сезон! Да и цены в кафешках были несколько выше, чем в Кабардинке.

    В здании бывшего кинотеатра на набережной работал Океанариум, неплохо оборудованный и оформленный, по сравнению с аналогичным в Утрише. Правда и цена отличается заметно - 300 руб. взрослый и 150 руб. детский билеты.

    А вот известный парк развлечений "Капитан Врунгель" пустовал, несмотря на субботу и подходящую погоду. Как оказалось, заняться там действительно особо нечем... Несколько стандартных аттракционов, верблюд, пони и скучающие продавцы мармелада и сувениров в полупустых торговых рядах. Единственная достойная вещь - самое большое в России колесо обозрения диаметром 75 метров, с которого открывается замечательный вид на море и город.

    ...А на пути между Геленджиком и Кабардинкой есть поселок "Марьина Роща", где прямо рядом с трассой в это время продают свежесобранный виноград по смешным ценам. Упругий, сочный, ароматный... м-м-м-м...

    Витязево

    Волею судеб один из участников нашего путешествия (брат жены) должен был уехать раньше, чем мы. Поэтому в один из последних дней отдыха мы поехали в Анапу, на железнодорожный вокзал, ну и не преминули воспользоваться возможностью заехать в Витязево, посмотреть на изменения, которые произошли с поселком за прошедшие 3 года, ну и закупить вина на местном винзаводе. Друзья, отдыхавшие в Витязево летом, говорили, что полюбившийся нам в 2004 году винзавод закрыт, но мы все-таки доехали до заветных ворот. И, о чудо! Слева от ворот открылся новый павильончик, в котором продавалось бутылированное и пактированное вино урожая 2004 года. Как оказалось, на завод пришел новый инвестор, провел полную реконструкцию и с 2007 года он запускается снова. Затарившись разными сортами вина, мы поехали к набережной. Поселок заметно обновился, особенно заметны изменения на набережной и второй линии.

    Набережная (точнее дорога к пляжу, т.к. в Витязево нет набережной в привычном понимании) приняла архитектурно законченный вид - на входе красивая арка, под ногами тротуарная плитка, а между кафешками и магазинчиками разбросаны островки отдыха в виде скамеечек и клумб с фонтанчиками. Стоимость обеда в кафе тоже приятно удивила - заметно ниже, чем в Кабардинке и уж тем более в Геленджике. Первая линия от моря в Витязево занята турбазами и детскими лагерями, а вот вторая за прошедшие три года проявилась в виде дороги, идущей низом параллельно морю и симпатичными 3-4 этажными мини-гостиницами с уютными двориками. И если раньше до моря из ближайших мини-гостиниц надо было идти минут 20, да еще возвращаться в гору, то теперь приемлимое жилье появилось и недалеко от берега. Как и везде по побережью, в Витязево тоже идет активное строительство, причем независимо от расстояния до пляжа. На выезде из поселка в сторону Анапы возводится целый курортный коттеджный городок, причем явно достаточно высокого класса.

    Домой

    Все хорошее когда-нибудь заканчивается, подходил к концу и наш отдых в Кабардинке. В нашей мини-гостинице мы остались практически одни, всех остальных отдыхающих распугала переменчивая сентябрьская погода. За наше терпение природа отблагодарила нас тремя последними жаркими солнечными днями, за которые мои девчонки успели вдоволь позагорать и накупаться.

    Обратный маршрут был идентичен прямому, спланировали его так же, без ночевки, с расчетом пройти участок Волгоград-Сызрань ночью. Выехали примерно в 11 дня, сначала за рулем был я, потом по ростовским и волгоградским степям - жена. Волгоград проезжали в районе 22-23 часов, движение еще было достаточно интенсивное, но хорошее освещение улиц города давало возможность ехать спокойно. Небольшая промашка вышла с заправкой. Понадеявшись на "Лукойл" на выезде из города, которая в итоге оказалась закрытой на учет, мы выехали из города практически на лампочке, да еще пришлось пообщаться с дежурившим на выезде ГАИшником на предмет пересечения двойной сплошной для въезда на заправку. Сразу за городом шла череда "левых" заправок типа "Юкас" и "Лунойл", на которых заправляться как-то совсем не хотелось. И только проехав около 30 км, мы наконец-то встретили правильную заправку, на которой успешно заправились... Тем временем уже перевалило за полночь, и трасса стала практически пустой. Навигатор подсказывал предстоящие повороты дороги и это позволяло местами разгоняться до 130 км/ч... На подъезде к Вольску начало светать, небольшой участок "стиральной доски" между Вольском и Балаково, и вот свежеотремонтированная трасса. По прежнему вокруг тишина, лишь иногда выскочит местный с прилегающей дороги и свернет через пару километров в соседнюю деревню... После очередного подъема перед глазами открылся обалденный вид встающего над Волгой и Сызранью солнца... А за бортом явно было холодно, если мы выехали из кабардинки при +30, то утром под Сызранью было не больше +5. К дому подъехали в 9 утра местного времени и неслабо напугали соседей своим откровенно летним видом в майках и шортах. Здесь уже, оказывается, давно наступила осень...

    Итоги обратного пути по навигатору:
    Путь: 1584 км
    Время движения: 19:52
    Время остановок: 1:33
    Ср. скорость: 79,7 км/ч
    Макс. скорость: 140 км/ч

    Так закончилось наше очередное, на этот раз сентябрьское, путешествие к морю. И пусть, может быть, не совсем повезло с погодой, зато полученные впечатления от увиденного запомнились надолго. Я дописываю эти строчки в конце января уже нового 2008 года, и куда нас занесет этим летом - пока не знаю. Но точно знаю одно - это будет очередное интересное путешествие с массой новых мест и открытий, столь же неожиданных, как и ожидаемых. Ведь до лета осталось совсем немного!

    P.S. Фотографии в полной версии отчета на моем сайте: www.woland.info/2007-kabar. Там же можно почитать отчеты прошлых лет.

    Олег Ионов
    28/02/2008 21:08


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    18.11.24 Air Arabia будет совершать рейсы между Екатеринбургом и Абу-Даби
    В Москве завершился сезон речной навигации
    "Аэрофлот" запускает транзитные рейсы из Москвы в города Дальнего Востока через Красноярск
    15.11.24 "Поезд Деда Мороза" начал путешествие по России
    S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    El Al снова летает в Москву
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    В Калининграде вводят городской налог для туристов
    06.11.24 Горнолыжный сезон на курорте Роза Хутор планируют открыть 9 декабря