Об озерах Северной Италии Комо (Lago di Como), Гарда (Lago di Garda), Маджоре (Lago Maggiore) в Интернете достаточно много информации, причем как на русских, так и английских и, естественно, итальянских сайтах. Анализируя весь этот поток информации, мы пытались ответить себе на вопросы: "Зачем едут на озеро Комо? Что смотреть? Где жить?"
Еще со времен Древнего Рима район озера Комо, древнее имя которого Ларио, ценится как место элитного отдыха. Пейзажи озера Комо, сочетающие северную строгость и утонченность с буйной экспансивностью средиземноморской растительности, не без основания считаются одними из красивейших в мире. Все это вместе с мягким устойчивым климатом делает озеро весьма привлекательным и престижным местом отдыха. В разные времена здесь побывало множество известных людей. Стендаль описал Комо в "Пармской обители". Своим присутствием Комо почтили Гете, Чайковский, Де Мюссе, Лонгфелло, Гейне… Не удивительно, что не обошли озеро своим вниманием и художники. Например, в 1894 году Комо увлекло Левитана. Мотив озера надолго становится одним из любимых наряду с мотивами дорог и окраин деревни в его творчестве. Берега Комо изобилуют великолепными виллами, окруженными благоухающими садами, и роскошными отелями. В ХIX веке озеро очень понравилось русским аристократам, снимавших в отелях целые этажи и живших здесь по нескольку месяцев в году.
К этому нужно добавить и наши собственные впечатления, когда несколько лет назад, путешествуя из Италии (тогда мы жили несколько дней на другом известном озере – Гарда) в Швейцарию, мы остановились на пару дней в Лугано. И в один из дождливых дней мы всего на каких-нибудь 20 км вернулись в солнечную Италию и провели несколько часов в городе Комо. Очарованные красотой увиденного, уже тогда мы решили, что было бы неплохо приехать сюда на несколько дней.
Итак, на первый, да и на второй, вопросы мы получаем однозначно положительные ответы: есть зачем ехать и что смотреть! Тогда возникает следующий вопрос: а сможем ли мы, люди среднего достатка с отпускным недельным бюджетом в пределах 1000 евро на человека позволить себе отдых в таком престижном и относительно дорогом месте?
Прежде всего, отмечу, что нижеследующие суммы основываются на нашем личном опыте и мы ни в коей мере не претендуем на абсолютную истину. Еще раз повторюсь, что это только наше мнение, которое, естественно, можно и оспорить.
Вот предварительная оценка расходных статей отпускного бюджета в расчете на одного человека:
1. Авиабилеты. Полет Тель-Авив – Милан регулярным рейсом с авиакомпанией Alitalia – 500 долларов США или около 410 евро, в расчете на неделю при двухнедельном отпуске – 205 евро.
2. Аренда автомобиля. Стоимость аренды автомобиля среднего класса типа Opel Astra Station, достаточного для четырех человек с багажом на 7-8 дней – 385 евро плюс стоимость горючего, всего около 500 евро, в расчете на одного человека – 125 евро.
3. Питание – из собственного опыта – 40 евро в день на человека, в расчете на неделю – 280 евро.
4. Посещение музеев, галерей и других достопримечательностей – из собственного опыта – 20 евро в день – в расчете на неделю 140 евро.
5. Сувениры и другие покупки – из собственного опыта – около 100 евро.
Итого без расходов на жилье – 850 евро.
А на жилье остается всего 150 евро на неделю. Кажется, мизерная и недостаточная сумма?
Да, если ориентироваться на отели, стоимость которых для 5* зашкаливает за 200 евро в день, для 3-4* - от 70 евро в день, даже 2* и B&B начинается с 30 евро (минимум 210 евро за неделю).
Но вот уже несколько лет мы, решая проблему жилья, арендуем частные апартаменты. Как и все последние годы, мы начали поиск жилья на сайте www.holiday-rentals.co.uk, а в этот раз окончательный вариант мы нашли на www.vacanzelago.com. Это сайт итальянской компании, которая специализируется на продаже различных услуг, в том числе аренды частных апартаментов в районе озера Комо. Итак, мы арендовали на неделю апартаменты Casa Marco, устраивающие нас по стоимости, качеству и месту. Они располагаются в городке Colico. Стоимость аренды – 650 евро в неделю для четверых человек. В расчете на человека – 162.50 евро, т.е. мы практически укладываемся в бюджет.
Но хватит о деньгах, а то рассказ начинает превращаться в бухгалтерский отчет.
В рассказе "Тосканская неделя" мы расстались 1 сентября в нескольких десятках километров от Милана. До этого мы побывали в Болонье, где получили машину. Нам немного повезло и вместо заказанного Opel Astra Station мы получили машину более высокого класса - Wolkswagen Passat Station.
Еще напомню, что мы путешествуем с GPS-навигатором и называем говорливого пятого члена экипажа Вовкой.
Здесь я бы хотел поделиться теми правилами поведения в автомобильном путешествии, которые выработались у нас с годами. Кому-то эти правила покажутся тривиальными, а кто-то найдет их полезными. К тому же эта часть рассказа будет интересна только тем, кто исповедует такой же способ отдыха. Другие же либо наберитесь терпения, либо просто перейдите к следующему абзацу.
В большинстве путешествий, как и в этом, состав экипажа 4 человека, 2 пары. Наш опыт показывает, что это наиболее оптимальный вариант. Размещаемся в машине очень просто: Командир экипажа за рулем, Штурман рядом, а Прекрасная половина экипажа - с комфортом на заднем сидении. Командиру экипажа принадлежит особая, если не решающая, роль, определяющая успех путешествия. А во время движения он вообще наделяется диктаторскими полномочиями. Только Командир, сообразно дорожной обстановке, решает, куда надо ехать в данный момент и выбирает направление движения, даже если оно оказалось неправильным. Возгласы других членов экипажа типа "Ты не туда поехал!", "Поверни направо!" или, еще хуже "Стой, мы проскочили поворот!" считаются неуместными, вредными и даже опасными. Немаловажная роль принадлежит Штурману. Он разрабатывает маршрут, управляет GPS-навигатором и вместе с ним помогает Командиру. Кстати, GPS-навигатор мы располагаем справа на стороне Штурмана, тем самым не мешая обзору с водительского места. Следующее правило базируется на понимании того, что наше путешествие отнюдь не ралли, мы не стремимся устанавливать рекорды, а мы отдыхаем. Поэтому дневной пробег редко превышает 300 км, а время в движении – не более 6 часов. Кроме того, в дороге мы делаем остановки на отдых не реже, чем каждые два часа.
Но вернемся к нашему нынешнему путешествию.
Итак, в районе Милана мы повернули на север и взяли курс на озеро Комо.
Озеро мы увидели уже около Лекко (Lecco). Оно сверкнуло блестящей гладью и тут же исчезло, так как мы влетели в туннель. Вообще эта часть дороги оказалась сплошным туннелем: один кончался, тут же начинался следующий, туннели короткие (несколько сот метров) и туннели длинные (несколько километров, самый длинный – более 5 км). И так до самого Колико (Colico) – нашего пункта назначения. Кстати, в туннелях GPS-навигатор по понятным причинам бесполезен и поэтому Вовка монотонно вещал, что сигнал потерян. Но как только мы выныривали из очередного туннеля, начинал лихорадочно искать дорогу, несколько раз сообщая об изменении маршрута.
Итак, мы прибыли в Колико. Здесь на небольшой уютной набережной находится офис компании, где мы должны получить ключи и точный адрес наших апартаментов. Нас уже ждали и, быстро уладив формальности, мы получили связку ключей и несколько листов со схемой и фотографиями дороги к Casa Marco. Мы сначала проигнорировали эти листы и решили довериться Вовке. Но, немного поблуждав, мы вернулись к исходной точке, поехали по схеме и уже через несколько минут подруливали к воротам Casa Marco.
Трехэтажный коттедж тыльной стороной выходит на улицу. Здесь же перед автоматическими воротами располагается довольно просторная парковка. В доме в подвальной части имеются несколько гаражей. Мы даже попробовали загнать туда машину, но выскочил, видимо, хозяин, очень настойчиво, но вежливо, попросил парковать машину на верхней стоянке. Очевидно, постоянных жителей в коттедже нет. Наша Casa Marco и еще одна квартира сдаются в аренду, а другие используются как дачи. Во всяком случае, других жителей в коттедже мы видели только в субботу и воскресенье.
Коттедж окружен палисадником, к каждой квартире ведет дорожка, выложенная камнем.
Наша Casa Marco находится с противоположной от ворот стороне. Мы прошли туда и … Окружающий пейзаж просто поразил! Куда ни бросишь взгляд, везде видим картины невообразимой красоты, нарисованные ее величеством Природой. Мы начали лихорадочно щелкать фотоаппаратами, как будто эта красота через мгновенье исчезнет. Кстати, потом получился потрясающий панорамный снимок. Я не беру на себя смелость описать увиденное, все равно невозможно передать словами эту красоту. И таких красот мы за неделю видели очень много. Так что, поверьте, только ради этого стоит побывать на озере Комо.
Но, сделав усилие и оторвав взгляд от окружающей красоты, мы зашли в Casa Marco. Квартира на трех уровнях. С входа попадаем в довольно просторный салон. Здесь слева большой диван и кресло, напротив мебельная стенка с телевизором (кабельное телевидение с множеством каналов, в том числе два русских!). В левом дальнем углу перед входом на кухню – обеденный стол. На кухне – все что необходимо. Справа мимо кухни небольшой коридор, упирающийся в туалет с умывальником. В том же коридоре еще одна дверь, за ней лестница, ведущая в подвал. Здесь стиральная машина, гладильная доска и выход в уже известный гараж.
Но вернемся в салон. Справа перед коридором – лестница наверх. Там на первом этаже две спальни и ванная. В спальнях помимо большой двуспальной кровати и комода – встроенный стенной шкаф. На втором этаже – еще одна спальня и ванная. В каждой спальне – выход на небольшой балкон.
Все чисто, исправно, вполне соответствует нашим ожиданиям и в сочетании с окружающей красотой располагает к комфортному и приятному отдыху.
Первый день на Комо не обошелся без приключений. Вечером, припарковав машину, мы вдруг обнаруживаем, что левое заднее колесо спущено. Уже стемнело, но при свете ручного фонаря мы поменяли колесо. Благо, запаска оказалась в рабочем состоянии. Но мы остались без запасного колеса. А следующий день воскресенье. Только в понедельник утром мы добыли это колесо. И помогли нам в офисе, где мы получали ключи от квартиры. Одна из работниц на своей машине поехала, показывая дорогу, к ближайшей промзоне. Там у ее родственника или знакомого оказалась мастерская по ремонту шин. Колесо пришлось менять, оно оказалось просто вспоротым. Мы уже были готовы выкладывать чуть ли не 100 евро, но дело ограничилось 20 евро, причем с проверкой состояния всех колес.
Здесь не могу не сказать добрые слова в адрес итальянцев. За две недели путешествия по Италии мы не раз прибегали к помощи местного населения. И, несмотря на наши скудные знания итальянского, а английский тоже не всегда выручал, мы находили понимание, доброе и участливое отношение.
Теперь я отойду от дневниковых записей и просто расскажу еще немного о самом озере и о том, что мы успели посмотреть вокруг него.
Начнем с того, что озеро Комо имеет очень оригинальную и неповторимую форму. Многие видят в нем перевернутую букву Y, другие – силуэт бегущего человека, а еще его называют 'Треугольной звездой'. Озеро является третьим по величине в Италии и самым глубоким в стране (410 м) и, наверное, в Европе. Три сходящихся рукава озера называются по именам городов, у которых они берут начало: Комо (Como), Лекко (Lecco), Колико (Colico). Причем каждый рукав имеет свою характеристику: Колико – дикий и чистый, Лекко – настоящая драгоценность, Комо – утонченный и элегантный. Местность между рукавами Комо и Лекко именуется Ларианским Треугольником (Triangolo Lariano).
Необычной формой озеро обязано узкой впадине, образованной в ледниковый период, а своей неповторимой красотой оно обязано чудесному и гармоничному сочетанию трех природных факторов. Прежде всего, это - оправа из известняковых и гранитных гор высотой до 600 м с юга и 2400 м с севера (очень напоминает норвежские фьорды). Самая высокая вершина – Монте Леньоне (Monte Legnone, 2609 м), она возвышается над Колико на севере. Берега озера покрыты буйной растительностью, среди которой преобладают виноградные лозы, смоковницы, гранатовые деревья, оливы, каштаны и олеандры. И все это отражается в удивительно прозрачной голубой воде с оттенками сапфира и кобальта, ультрамарина и бирюзы.
Вокруг озера (всего 170 км) развитая сеть автомобильных дорог. Причем большая часть это видовые дороги или дороги через населенные пункты. Только с восточной стороны помимо видовых дорог есть скоростная автострада (та самая с туннелями) от Лекко до Колико. Профиль дорог в большинстве достаточно сложный: горный, с крутыми поворотами (серпантин). В часы пик нередки пробки, особенно в населенных пунктах. Так что, с одной стороны, не разгонишься, а с другой – езда по таким дорогам требует достаточно высокой квалификации водителя.
Все три рукава озера судоходны. Ходят как скоростные суда на подводных крыльях, так и старинные пароходики. Причем судоходство настолько развито, что в любой городок на озере можно попасть по воде. Кроме того, в центральной части, где сходятся три рукава, налажена паромная переправа.
Здесь я должен сделать критическое замечание в адрес авторов путеводителя 'Милан и озера' из серии ДК (Дорлинг Киндерсли). Там неправильно указано, что паромная переправа действует по всему озеру. Она работает только в центральной части озера и соединяет только четыре городка: Varenna, Bellagio, Menaggio, Cadenabbia.
Говоря о транспортной инфраструктуре вокруг озера, нужно добавить железную дорогу, которая бежит вдоль восточного побережья из Милана через Лекко, Колико и дальше в Швейцарию.
Интересные места вокруг озера, где мы побывали, я бы разделил на три категории: смотровые (видовые) площадки, виллы и города.
Смотровые (видовые) площадки – это как раз то, ради чего мы приехали на Комо. И в этом смысле нам очень повезло, так как первая такая площадка была, как говориться, не отходя от кассы, то есть, крыльца. Этот пейзаж поразил нас в первый день и сопровождал нас все время, особенно по утрам, на фоне туманной дымки и пасторальной тишины, прерываемой перекличкой петухов и мелодичным перезвоном церковных колоколов.
На другой смотровой площадке, вид с которой также оставил неизгладимое впечатление, мы побывали уже на второй день. Мы поехали в Кастелло ди Вецио (Castello di Vezio) – средневековый замок, построенный на месте римской сторожевой башни. Это место интересно само по себе. Здесь можно увидеть интересное зрелище – соколиную охоту. Также можно примерить настоящие рыцарские доспехи и позировать с мечом или арбалетом в руках. Но самое главное - это, конечно, потрясающий вид на озеро. Причем это место уникально в том смысле, что здесь практически с высоты птичьего полета видны все три рукава озера.
Интересная смотровая площадка находится в Белладжио(Bellagio) и называется Punta Spartivento. Здесь также открывается вид на три рукава. Кстати, именно эта точка рекламируется как самый красивый вид на озеро. Но мы бы отдали предпочтение виду с Castello di Vezio.
Еще на одной смотровой площадке мы побывали в Brunate. Туда можно подняться из города Комо на фуникулере.
Я указал только самые впечатляющие смотровые площадки, которые мы посетили. Вообще их очень много. Вы можете ехать вдоль озера по видовой дороге, остановиться практически в любом удобном месте и наслаждаться окружающей красотой. В этом смысле нам особенно запомнилась дорога вдоль берега из Комо в Белладжио.
Виллы на Комо, безусловно, заслуживают особого внимания, это своеобразная визитная карточка озера. У каждой виллы, а их здесь несколько сотен, - своя история. Некоторые продолжают находиться в частном владении, другие превратились в музеи или элитные отели.
Так, гостиницей "Grand Hotel Villa Serbelloni&Beauty Center", сразу же вошедшей в число самых престижных в Европе, в 1873 году стала вилла Сербеллони (Villa Serbelloni) в Белладжио. Здесь останавливались Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, многие члены семейства Ротшильдов.
Еще один шикарный отель "Villa d'Este", где забываешь о реалиях бытия, расположен на вилле д’Эсте (Villa d'Este) в Черноббио (Cernobbio). Сюда часто приезжают на отдых главы многих государств. В XIX веке хозяйкой виллы стала Каролина Брауншвейгская, будущая королева Англии. Бывала здесь и русская императрица Мария Федоровна.
Одна из вилл пользуется особенной популярностью у почитателей "Звездных войн" - вилла Бальбианелло (Villa del Balbianello) в Ленно (Lenno) представляла свои декорации для одного из эпизодов.
Большинство вилл располагаются прямо у воды и своим фасадом они, как правило, обращены к озеру. Поэтому красивейшие виды вилл нужно искать со стороны воды – с парохода, парома, лодки, или с противоположного берега. Именно с такого ракурса мы любовались виллами Ольмо (Villa Olmo) в Комо, Монастеро (Villa Monastero) в Варенне, Мельци д'Эрил (Villa Melzi d'Eril) в Белладжио. И также с такого ракурса мы впервые увидели виллу Карлотта (Villa Carlotta), с парома, когда переправлялись с машиной из Варенны в Менаджио.
Вилла Карлотта привлекла нас не только возможностью увидеть роскошное жилье, шедевр архитектуры, к тому же насыщенный художественными ценностями, но своим великолепным парком.
Вилла находится в Тремеццо (Tremezzo) на высоте 201 м над уровнем моря и занимает площадь 70 тыс. кв.м, была построена около 1690 года миланским банкиром Джорджо Клеричи. Владение с течением времени меняло хозяев. Среди них можно назвать принцессу Марину из Нассау, которая подарила виллу своей дочери Карлотте, когда она выходила замуж за принца Саксонии Мейнингена. В те времена вилла была окружена садом в английском стиле. В настоящее время владелец виллы - Итальянское Государство, управляющее ею с помощью организации "Ассоциация Вилла Карлотта".
Внутри виллы можно наслаждаться художественными произведениями, среди которых копии скульптур "Амур и Психея", "Терпсихора" Кановы. Среди картин можно упомянуть "Последний поцелуй Ромео и Джульетты" кисти Хайеца.
Ботаническая коллекция парка превышает 500 древесных видов. Особенно хороши цветущие плантации азалий и рододендронов. Террасы и балюстрады декорированы плетистыми розами, жасмином и другими вьющимися растениями. Очень приятно прогуливаться в тени лесистой лощины, засаженной древовидными папоротниками, магнолиями, пальмами и эвкалиптами, целыми рощами японских кленов и бамбуков, а спускающиеся лианы и цветущие орхидеи создают уголок, напоминающий настоящие джунгли.
Из городов вокруг озера Комо в обязательную программу входят Комо и Лекко.
Попробую провести виртуальную экскурсию по Комо. Мы несколько раз были в Комо и каждый раз заезжали в город с другой стороны. Наиболее интересным нам показался въезд в город с севера, со стороны Cernobbio. Двигаясь по Via per Cernobbio, вы видите целую вереницу вилл: Villa Erba, Villa Lariana, Villa Flori, Villa Grumello, и, наконец, Villa Olmo.
Дальше по Via Borgo Vico, повернув налево, вы окажетесь на проспекте братьев Rosselli, откуда, миновав стадион Sinigaglia, где играет домашние игры местная футбольная команда "Комо", вам надо попасть на улицу Marconi. В конце улицы, прямо на берегу озера, вы найдете гробницу Алессандро Вольты (Tempio Voltiano, он же Museo Alessandro Volta(. Храм Вольта, инаугурация которого состоялась в июле 1928 года, задумывался как место для хранения оригиналов и копий научных инструментов и приборов знаменитого физика – изобретателя батарейки, первого источника электричества. Храм Вольта можно назвать уменьшенной копией римского Пантеона. В интерьере интересен богатый мозаичный пол, где использованы более 30 оттенков мрамора, оникса и алебастра редкого качества.
Прогуливаясь вдоль живописной набережной через сад, мы выходим на Piazza Cavour. На углу, ближе к набережной, находится уютное кафе, в которое мы наведывались всякий раз, когда бывали в Комо. Во всем виноваты великолепные пирожные и отменный кофе.
От Piazza Cavour по узкой улочке попадаем на другую площадь – Piazza Duomo. Строительство кафедрального собора, начатое в 1396 году, на месте древней романской базилики, растянулось на четыре века. Наблюдая его, легко увидеть различия сменяющих друг друга эпох и стилей: фасад в готическом стиле, линии Ренессанса в других частях собора, барочный купол XVIII века. Многие художники и скульпторы украшали собор, сюда привезли даже две античные статуи Плиния Старшего и Плиния Младшего, поставленные по сторонам портала. Купол, законченный в 1744 году, был спроектирован Джуварой, придворным архитектором короля Сардинии. Достойны всяческого внимания интерьеры собора. Внутри находятся две скульптуры львов XII века, саркофаг и мраморный алтарь XIV в., происходящие из разрушенной древней базилики; картины Луини, Ланино и Феррари XVI в.; фрески Мораццоне XVII в., фламандские гобелены и барочная лепнина XVI-XVII вв.; витражи Бертини XIX в.
По соседству с собором расположена элегантная романо-готическая ратуша – Broletto (1215 г.)
Рядом с Дуомо - старая рыночная площадь Piazza San Fedele с одноименной базиликой, построенной еще в XII веке на месте явления древней христианской святой Евфемии.
Прежде чем покинуть Комо, надо не забыть подняться на, уже упомянутом мною, фуникулере в городок Брунате (Brunate), чтобы насладиться панорамой озера в ожерелье гор. Историческая деревня Брунате находится на уровне 800 м над Комо. На фуникулере этот путь можно проделать за 7 минут, намного быстрее, чем по хорошей асфальтированной дороге. Фуникулер – это маленький горный поезд, впервые он был здесь построен в 1894 году. Фуникулер курсирует каждые 15-30 минут. Брунате еще зовется "Предальпийским балконом" за свое прекрасное панорамное расположение.
Лекко менее раскрученный город, но также приятен. Здесь нам особенно понравилась длинная набережная вдоль озера.
В Колико, где мы жили, так же есть небольшая уютная набережная. Здесь мы облюбовали один ресторанчик с домашней итальянской кухней, несколько раз ужинали в нем. Хозяйка встречала нас уже как постоянных клиентов и сама советовала самые вкусные блюда.
Вообще все городки вокруг озера очень симпатичны и уютны.
На озере есть единственный остров Комачина (Isola Comacina), на котором, кстати, мы не успели побывать. У острова интересная история и там тоже есть, что посмотреть.
Теперь несколько слов об относительно дальних поездках. Мы несколько раз как бы отрывались от орбиты вокруг озера.
Первый раз мы это сделали, направившись в соседнюю Швейцарию. Сначала думали сделать большой круг: на север, на перевал Splugen, затем знаменитый перевал San-Bernardino, далее Bellinzona и вдоль озера Lugano вернуться на Комо. Но в итоге ограничились малым кругом. Сначала от Menaggio поехали вдоль озера Lugano, незаметно (в буквальном смысле!) пересекли итало-швейцарскую границу, затем повернули на север и направились в Bellinzona. Там посмотрели известный старинный замок Кастельгранде (Castelgrande). С его стен увидели еще два красивейших замка: Castello Montebello и Castello Sasso Corbaro. На обратном пути поехали той же дорогой, но заехали в Melide в парк Мини-Швейцария (MiniSwiss).
Во второй раз оторвались от Комо, поехав в Венецию. Мы уже третий раз в Италии и каждый раз, где бы мы не были, мы всегда стараемся попасть в Венецию. К тому же другая пара из нашего экипажа вообще дебютировала в Италии и первый раз Италия без Венеции – это не совсем Италия.
Тут пришлось решать своеобразную транспортную задачу. Расстояние от Колико до Венеции около 300 км. Значит машиной туда и обратно 600 км – это минимум часов 10 в дороге – очень утомительно! Вариант по железной дороге тоже не проходит: прямого поезда из Колико в Венецию нет, с пересадками в дороге даже больше 10 часов.
Выбираем комбинированный вариант. Машиной добираемся до станции, откуда есть прямой поезд до Венеции, там оставляем машину и поездом едем в Венецию, там гуляем до вечера и в обратном порядке возвращаемся домой в Колико.
Получилось на редкость удачно. Утром выехали в 6 с минутами, в начале 9-го часа уже были в Брешии (Brescia). Оставляем машину на большой подземной стоянке на вокзале и успеваем на 9-часовой поезд до Венеции. Меньше 2-х часов в комфортабельном купе прошли незаметно и в 11 мы уже в Венеции. Про Венецию рассказывать излишне, там надо побывать и увидеть собственными глазами. Мы чудесно провели время. Часов в 7 вечера собрались обратно и к 12 ночи вернулись в Колико.
Третий раз, и уже окончательно, мы оторвались от Комо, когда улетали домой из аэропорта Malpensa, также прекрасно проведя целый день в Милане.
Вот так замечательно мы провели неделю вокруг сказочного озера Комо.
20/12/2007 21:28
Материалы по теме
- Страны: Италия
- Отзыв о поездке: Тосканская неделя, август 2007
- Отзыв о поездке: Ароматы хаоса или... вернись в Сорренто, октябрь 2007
- Отзыв о поездке: В Италию на машине? Это просто!, июль 2007
- Статья: Со всеми остановками, 14.09.2007
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.