...или рижский Гауди - Сергей Эйзенштейн
Если вы продолжаете гулять с нами по Риге, то находитесь вы сейчас на Эспаланаде. До знаменитого рижского югенда отсюда рукой подать: улица, параллельная бульвару Калпака (Kalpaka bulv.), через парк, называется улицей Элизабетес (Elizabetes iela). Если же вы решили прерваться на обед или шопинг, и находитесь где-то в Старом городе, то вам следует двигаться по улице Калькю (Kalku iela) от Ратушной площади, в сторону, противоположную набережной. Через 10-15 минут вы выйдете к Памятнику Независимости, за ним следует идти прямо по бульвару Независимости (Brivibas bulv.) Третьей улицей слева и будет искомая улица Элизабетес.
Улица Элизабетес получила свое название в честь русской императрицы Елизаветы Петровны, а вторая улица рижского югенда – Альберта – в честь епископа Альберта, основателя Риги. Селиться в этой части города стали в XVIII веке.
Дом, который мы ищем, расположен по адресу Элизабетес, 33, с правой стороны, на углу с улицей Антониас (Antonijas iela), он отличается от соседних зданий необычным и пышным декором. За этим домом нужно свернуть на улицу Антониас и идти по ней до пересечения с улицей Альберта по левой стороне, и продолжать прогулку уже по Альберта.
Улица Альберта была застроена в 1903-1906 гг. Большинство домов на правой стороне улицы построено по проекту известного рижского архитектора Михаила Эйзенштейна, отца великого русского режиссера Сергея Эйзенштейна. Именно благодаря домам в стиле югенд Рига вошла в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что можно сказать о югендстиле? Это надо видеть: на фасаде окна самых различных форм и размеров, украшенные резными перильцами, как будто кружевными балкончиками, кованые фонари и чугунные ограды, на крышах – диковинные фигуры животных, человеческие лица обрамляют углы, у входа тоже скульптуры и снова диковинные животные… Каждый дом венчается какой-нибудь оригинальной композицией, часами или шпилем, а то и львом, грозно поднявшим хвост. У парадных дверей – изваяния львов и химер, сатиров и сфинксов. Очень красиво и необычно! Каждый дом улицы Альберта является особенным и неповторимым достижением строительного искусства начала XX века. Нигде более в Риге (и даже во всей Европе) не наблюдается столь выразительного полета фантазии архитекторов. Встать вровень с этими зданиями могут, пожалуй, только дома Хундервассерта в Вене, творения Гауди в Барселоне и Дом с химерами в Киеве.
Об отце и его архитектурном таланте классик мирового кино Сергей Эйзенштейн вспоминал: "Папа — растягивавший человеческие профили на высоту полутора этажей в отделке углов зданий, вытягивавший руки женщин, сделанных из железа водосточных труб…Как интересно стекали дождевые воды по их жестяным промежностям! Папа — победно взвивавший в небо хвосты штукатурных львов, нагромождаемых на верха домов. Папа — сам lion de platre. (букв. – гипсовый лев, – Э.) Тщеславный, мелкий, непомерно толстый, трудолюбивый, несчастный, разорившийся, но не снимавший белых перчаток (даже в будни!) и идеального крахмала воротничков. Папа — вселивший в меня весь костер мелкобуржуазных страстишек нувориша и не сумевший учесть того, что в порядке эдиповского протеста я, неся их, буду их ненавидеть".
Перечисляю дома, вошедшие в учебники архитектуры: улица Альберта: 2, 2а, 4, 6, 8, 10а, 10б, 11, 12, 13. Не пропустите табличку на доме № 4 по улице Альберта, на которой скромно написано: "Здесь жил Михаил Эйзенштейн". В конце улица Альберта пересекается с улицей Стрелниеку (Strelnieku iela), на ней стоит взглянуть на дом № 4а, он тоже построен в стиле югенд.
Гуляя по уникальной улице Альберта, невольно задаешься вопросом: а кому все это принадлежит? Живет ли там кто-нибудь? Удалось кое-что разузнать от местных жителей: при советской власти в этих зданиях было большое количество коммуналок ("уплотненных" из престижных многокомнатных квартир). Как и в России, после 1991 г. внезапно разбогатевшие горожане стали правдами и неправдами расселять коммуналки, затем дома несколько раз перепродавались, пока не оказывались в собственности какой-нибудь риэлторской конторы. Практически все дома на сегодня реконструированы: остался только красивый фасад, представляющий архитектурную ценность, а внутри все современное: от перегородок и подземного паркинга до сантехники и лифтов. Квадратный метр в квартире в таком доме стоит 3-6 тысяч евро за квадратный метр, и местные гиды часто делятся наблюдениями, что москвичей эта сумма нисколько не пугает. Заглядываем во внутренний дворик: типичный питерский каменный колодец, выложенный скучным кирпичом, куда, видимо, выглядывала лишь прислуга.
Неподалеку, на улице Стрелниеку, 9, расположен небольшой магазинчик "Art nouveau Riga", где можно приобрести для собственных дома или квартиры гипсовые копии декоративных элементов самых известных зданий с соседней улицы. Копии снабжены табличками с фотографией дома, на фасаде которого находятся оригинал элемента, кратко изложена его история. Кроме копий, можно приобрести здесь много симпатичных вещичек, выполненных по эскизам хозяек.
Этим летом в Риге открылся целый музей югендстиля – на улице Альберта, 12 (угловое здание с башенкой). Здесь когда-то творил выдающийся латышский художник Янис Розенталь, жил писатель Рудольф Блауманис. Пока в помещении музея на первом этаже идет реставрация, а на втором выставлены предметы антиквариата.
Глядя на льва с поднятым хвостом на вершине одного из домов, на ленивого сфинкса, прилегшего отдохнуть у парадного входа другого, на причудливые женские лики третьего, нельзя не вспомнить о забавных памятниках Риги, по которым мы и отправляемся гулять…
Фотографии talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=1786
02/03/2009 17:33
Материалы по теме
- Страны: Латвия
- Города: Рига
- Отзыв о поездке: Рига - для любителя шпротов и арт-нуво, июнь 2008
- Отзыв о поездке: Новогодняя Рига, январь 2008
- Отзыв о поездке: Этюд в туманных тонах: Латвия, октябрь 2007
- Отзыв о поездке: Путешествие по Прибалтике, сентябрь 2007
- Фоторепортаж: Осенние каникулы в Латвии, 07.01.2008
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.