Идея поехать в Эстонию на Новый год созрела давно, в течении октября-ноября месяца мы искали подходящее предложение в многочисленных тур-агенствах. Нам с женой очень хотелось вновь пережить то детское впечатление восторга и ожившей сказки, которое мы испытывали, посещая в детстве прибалтийские республики, а ещё мы надеялись, что подобные впечатления переживет и младшее поколение нашей семьи. Сразу скажу, что затея наша более чем удалась! В выборе места встречи Нового года мы были единодушны - Таллинн, а вот в способе достижения цели мнения разошлись. В конце концов, победила мужская точка зрения - мы отправились на автомобиле.
Техника
Автомобиль Пежо 206 XS, 2004 г.в., 1.6 л., 5-ст. МКПП, 3 двери. На момент старта машина пробежала 71000 км., очередное ТО мы прошли на отметке 68000, перед поездкой был установлен новый комплект тормозных колодок, резина стояла зимняя, GY Ultra grip 500 185/65 R15, отходившая до этого около 30000 км. Никакой специальной подготовки к дальнему пробегу я не делал, только тщательно помыл машину снаружи и внутри. Давно требовали замены щётки стеклоочистителей, но поменять их перед поездкой я так и не успел, о чём очень пожалел. Экипаж разместился в машине следующим образом - впереди пилот и штурман, сзади пассажир и специальная дорожная подушка в виде овцы. В дорогу был взят запас бутербродов, пара бутылок воды, пара килограмм мандарин, шоколад и "Ред Булл".Дороги Родины.
Стартовали мы из Москвы 30.12. в 8-30 утра, что с моей точки зрения было безобразно поздно, но экипаж всё равно роптал и выражал вялое возмущение по поводу раннего подъема. Заранее намечая дорогу, я решил, что лучше проиграть в расстоянии, но выиграть в скорости. Поэтому мы направились в сторону Питера по Е95, планируя возле Тосно уйти налево и через Гатчину попасть в Иван-город и Нарву. Если бы я знал, к чему это приведёт! Сначала всё было как всегда: мерзостная слякоть на дороге, коктейль Лужкова, покрывающий жирной плёнкой стёкла и свежевымытые борта автомобиля, небольшая пробка в Химках, обезумевшие лица несчастных, явно опаздывающих на самолёт в Шереметьево, прилипшие к стеклу такси, порожние фуры в левом ряду, неведомый слуга народа, распугивающий мирных граждан рёвом сирены и мертвенным сиянием ксенона своего А8...По мере удаления от Москвы, скорость немного росла, хотя во всех населённых пунктах по пути следования в засадах сидели доблестные сотрудники ГАИ, зарабатывающие радарами на новогодние подарки жёнам и детям. Постепенно выработалась техника езды по трассе: вне деревень - 110-120 км/ч (быстрее не позволяла дорожная обстановка, а устраивать ралли с семьёй в салоне в мои планы не входило), в населённых пунктах - либо ищем спонсора, либо - 75 км/ч. Игру в "Спонсора" быстро оценил мой экипаж и, даже, иногда комментировал происходящее: спонсором проезда деревни Кресты сегодня является "гелендваген" с гос. номером таким-то!
С неба вперемежку сыпался то снег то дождь, температура колебалась от 0 до -2. Мокрым асфальтом могла похвастаться только 1 полоса движения, при обгонах приходилось уходить на снежную кашу. Самую большую сложность при обгонах представляли из себя фуры с американскими тягачами, которых на наших дорогах теперь в изобилии. У них нет европейских ограничителей скорости и некоторые легко идут 100-115 км/ч, так что в снежную кашу при обгоне приходилось уходить на скорости под 150, что довольно неприятно. После города-героя Эммаус, регулярно переживающем "Нашествия", осадки прекратились и я смог ещё немного увеличить скорость. Если учесть, что трасса Е95 - главная дорога страны, то выглядит она просто ужасно! Мёртвые деревни по обочинам, потрескавшийся асфальт, полное отсутствие дорожной разметки на некоторых участках. Многие участники движения заслуживают не только изъятия водительских прав, но и полной изоляции от общества. Это и дедушка на перекошенной от старости "Волге", с трудом набирающей под уклон 70 км/ч, полностью игнорирующий световые приборы и рядность движения; это и стритрейсер из Твери на чёрной затонированной наглухо 8-ке с шахматной доской на заднем крыле и синими "писалками", выходящий на обгон строго в лоб встречным машинам; это сельский драйвер на Зил-130 с грузом сена, пресекающий федеральную трассу в состоянии перманентного опьянения... Скучать на дороге не приходится. Кроме того, старые "дворники" оставляли на стекле тонкий слой дорожной грязи, который снижал и так неважную видимость практически до нуля.
Как и планировал, после Тосно, я свернул налево, в обход Питера, уходя на Гатчину.
Перед поворотом сучился показательный эпизод, как нельзя лучше характеризующий московских водителей. На трассе образовалась пробка. Оказывается впереди, на скользкой дороге сложилась фура, выехав на полосу встречного движения. Прицеп зачалили за деревья на обочине и начали растаскивать тягач с прицепом специальным аварийным КрАЗом. Пробка растянулась на несколько километров. Я сунулся в правый ряд, но там дорогу перегораживал стоящий КамАЗ, а обочина была непроходима даже для вездеходов. Быстро заняв место в левом ряду, я заглушил мотор и стал ждать первых торопыг, готовых ринуться по встречке. Минут через пять таковые нашлись - "Соната" и "Паджеро". Я тут же помчался за ними, хотя давал себе слово подобного не делать. В конце концов, мы так и проехали всю пробку по встречке. Когда грузовик оттащили и выровняли, гаишники открыли дорогу и левый ряд тронулся, твёрдо решив не пускать нахалов! К счастью один из грузовиков заглох при попытке резко тронуться и наша наглая колонна, увеличившаяся до 6 автомобилей, смогла просочится в правый ряд. На перекрёстке, остановившись на красный, я убедился, что все торопыги имели номера 99, 97 и 177! Дисциплинированные 78 и 98 стояли в один аккуратный ряд и не дёргались!!! Второстепенная дорога, по которой я планировал уйти на Таллиннское шоссе М11, отличалась особо мерзким качеством, мало того, что её не чистили от снега, так ещё и асфальт под ним напоминал о тяжёлых боях, проходивших тут во времена Великой Отечественной. С трудом поддерживая скорость 60-70 км/ч и проклиная наших дорожников, мы двигались навстречу нашей мечте. Правда, благодаря снегу на дороге, заляпанные фары немного очистились и видимость улучшилась. В 20-35 мы добрались до Иван-города.
Техника Прощание с Родиной
Быстро повести эту процедуру не удалось. При подъезде к Иван-городу, я с ужасом обнаружил очередь грузовиков, растянувшуюся на 2.5 км (!). Ропот экипажа я прервал оптимистичным заявлением, что для легковых машин отдельная очередь, но настроение стремительно падало, а тревога росла. На въезде в Иван-город нас встретил шлагбаум и дядечка в камуфляже сказал, что следует свернуть на площадку отстоя и ждать там очереди. Попытка аппелировать к простым человеческим чувствам: к жалости(ребёнок в машине), алчности (100$) и пр. результатов не принёс! На горке уже 20 машин - сказал он, и если я вас пропущу, то там вас точно завернут. И мы свернули к заправке, возле которой располагался т.н. отстойник. В нём уже стояло около 60 легковых автомобилей, практически все с эстонским номерами. Каждый стоящий должен был купить талончик за 30 руб., который и свидетельствовал, что ты не проехал без очереди, а выстоял её в отстойнике. На выездном шлагбауме получали новости с границы и пропускали порциями по 3-4 машины. Пообщавшись со спокойными, как удавы эстонцами, я выяснил, что такое тут не часто, но перед Новым годом скопилось много желающих проехать. Что сегодня мы проедем (наверно) и что на эстонской границе вообще больше 5 минут не простоять. Мы сидели в машине и нервничали. Воображение рисовало толпы блатных, проезжающих по трассе без очереди, т.к. из отстойника дороги не было видно. Спокойные эстонские драйверы успокоили меня - если кто проедет без очереди, ему просто машину перевернут - сообщили они уверенными голосами и продолжили неспешную беседу о семейных проблемах.Кстати сказать, в основном это были русские эстонцы, те самые, о притеснении прав которых так много говорят в наших СМИ. Попытки разговорить их на политические темы выявили следующую тенденцию. Они ездят в Ленинградскую область за дешёвым бензином и сигаретами. Этим их любовь к исторической родине и ограничивается. А почему, я узнал потом, через 5 часов стояния в очереди на границе. Да, да, стояние в отстойнике заняло 4 часа, потом я переместился на ту самую горку, о которой уже слышал. Это довольно крутой спуск к реке, на берегу которой и находится пограничный переход. На горке я простоял ещё час, пронаблюдав показательный момент, когда "чиста конкретные" пацаны на мерседесовском 140-м купе попытались проехать без очереди. Им объяснили сначала на эстонском, а потом на русском, что это нехорошо. Они не поверили. Тогда двери всех стоящих на горке машин как по команде раскрылись, и простые эстонские жители направились к Мерседесу просто поинтересоваться, а почему, собственно, парни не хотят постоять в отстойнике 5 часов? Я прекрасно помню, что в подобных ситуациях у нас находится 1-2 человека, готовых отстаивать свои права, которые, конечно, не могут противостоять бандитам, если они сами не бандиты. Остальные сидят и молчат. Пацаны в мерсе не стали отвечать на вопросы а развернулись и молча уехали. Что интересно, они предприняли вторую попытку прорваться через час, когда я уже стоял в самом низу горки, но попытка снова не удалась.
Российские пограничники и таможенники не посрамили чести, граница была на замке! На таком плотном, что её пересечение занимало ещё час! При этом они вежливо обращались к нам- куда прёшь! Не видишь, линия нарисована! Стоять! Мотор заглушить! Из машины всем выйти! Что в сумках! Сдать назад! Пока не сдашь назад за стоп-линию, разговаривать не буду!!! Врать не буду, прикладами не били. Но по глазам видел, очень хотелось. Озверевшие от стояния в очереди люди подожгли прямо у здания таможни коробку с петардами. Она равномерно горела, взрывалась и пускала в разные стороны снопы разноцветных искр. Сотрудники таможни бегали вокруг с автоматами, но близко подойти боялись. Так мы встретили 31-е число.
Я понимаю, что машин много, каждую нужно досмотреть, но почему пересменка на эстонской границе занимает 1 минуту, а на российской 1 час? Почему такое же количество машин на эстонской территории вызывает очередь на 20 минут, а на российской - 5 часов? Вот мы, наконец, пересекли мост и подъехали к эстонским пограничникам.
Заграница Добрый веечеер - сказали нам. У ваас документы все в поорядкее? Да - ответили мы в полубессознательном состоянии. Шлёп, шлёп, шлёп - печати на визы, -Счастливого пути. И вот мы в Нарве. Маленький провинциальный городок, но улицы залиты светом, везде яркие огни реклам, рождественские свечи почти в каждом окне, ровный убранный асфальт, обилие знаков и указателей. А ведь это раньше был один город, Нарва, а Иван-город был его районом!!!
Экипаж ропщет и требует немедленного ночлега в ближайшем мотеле. Но я непреклонен, до Таллинна 230 км., там забронирована гостиница в центре города (обещано 4 звезды), эстонские дороги должны быть лучше, доедем быстро. Дорога узкая, 2 полосы, но вся уставлена столбиками с катафотами, великолепная разметка светящейся краской и ровненьким асфальтом. Продавив педаль до пола, я вдруг вспомнил наставления эстонских водителей - превышать не больше 20 км/ч, иначе наказание сурово и неминуемо. На дорогах пока камер нет, но осуществляется круглосуточное патрулирование дорожным патрулём на турбированных Импрезах. Так что до 109 ещё жить можно, а после 111 - остановят немедленно. Я ездил с запасом, около 100 - 105 км/ч. После пересечения границы на дорогу опустился лёгкий туман, пошёл дождь со снегом, но благодаря разметке я постоянно двигался в коридоре из ярких огоньков, будто в ярком туннеле. У экипажа кружилась голова от такого. В ход пошёл "Ред Булл", высовывание головы в окно и прочие средства борьбы со сном. Как я доехал до Таллинна - не помню, как нашёл нужную улицу в городе, карты которого у меня не было, я не знаю, но в 4-15 по московскому времени мы остановились у отеля "Барон" и заглушили мотор.
Таллин
Отель находился прямо в старом городе, в здании банка постройки 1912 года и встретил нас полутёмным холлом с огромными кожаными креслами, стойкой бара и стойкой ресепшн из морёного дуба. На ресепшн стоял весёлый молодой человек, который с сильным акцентом, временами сбиваясь на английский поприветствовал нас и взяв наши паспорта, углубился в компьютер.- Ну что там? - спросила жена.
- Фсёо отлично! Но брони на фаши фамилии нетууу... Но это ничегооо, фсёоу путет карашооо!
Нас после изнурительного пути его заявление утешило слабо.
-Джаст э момент, сейчас мы позофём администратора и она фсёоу решит!
Появилась эстонская девушка со странной причёской для столь респектабельного заведения и действительно всё решила. Обнаружились наши номера и всё стало на свои места.
-Поможете принести вещи из машины? - спросил я молодого человека.
-Да, конечнооу! А где фаша машинааа? Прямо тут?! Но ф старый город нельзя заезжаать!
После того, как вещи были принесены, нам пообещали отогнать машину на стоянку и я отдал ключи. Мы настолько вымотались в дороге, что мне уже было всё равно, поставит молодой человек машину на стоянку или поедет кататься по Таллинну.
Посреди фойе поблёскивала медной проволокой старинная шахта лифта. Нам сообщили, что это "самый старый лифффт в Эстонии", но при попытке открыть дверь, ручка осталась в руках у портье. Пришлось ехать на 4-й этаж на ультрасовременном лифте, спрятанном в недрах здания.
Описывать отель я не буду, т.к. это можно будет назвать рекламой, скажу только что отель отличный, уютный и очень стильный. Во всех путеводителях он есть и идёт первым номером. При этом цены очень демократичны и в среднем на 30-40% ниже, чем в недалёком Питере.
Валюта в Эстонии - эстонские кроны, примерный курс 1 эк = 2.2 рр. Обменять можно в банке или в обменном пункте, но в последних обычно жульничают - на витрине пишут один курс, а внутри выясняется, что это только при сумме больше 2000 евро...
Мы выползли на улицу только около 12 дня, в голове слегка гудело, рука искала в воздухе рычаг КПП. Экипаж требовал кофе, т.к. завтрак в отеле часть экипажа проспала. Сразу возле гостиницы обнаружилось кафе с запахом отличного кофе и свежих булочек. Кстати Таллинн весь наполнен подобными заведениями, которые начинают работать в 8-00 и многие простые эстонцы там завтракают. Кофе с булочками был отведан, гул в голове стих, и мы пошли гулять по старому городу.
С самого начала и до последних часов пребывания в Таллинне нас не покидало чувство, что это всё декорации к историческому фильму, что их сейчас свернут и за фасадами чудесных домиков обнаружится современный город. Но ничего такого не произошло и нам оставалось лишь блуждать по брусчатым улочкам, любоваться старинными домами, соборами, Ратушной площадью и бесконечными сувенирными лавочками, кафешками, ресторанами и музеями. Погода была типично прибалтийской, накрапывал небольшой дождь, пасмурно, сыро, около 0. И даже несмотря на это, красота, окружавшая нас, превращала всё в сплошную сказку. Так и казалось, что сейчас, из-за аптеки 1422 года выйдет бородатый великан Хагрид, а из каменной арки на улице Длинная Нога выедет Король Артур на лошади и поскачет вверх, к крепостным стенам, высекая искры из брусчатки и громыхая доспехами в крутых поворотах. Каждый дом, каждая улочка или переулок шириной коло 1.5 метров представляет собой произведение искусства. Везде бесконечные лавчонки древностей, кафе и ресторанчики, огромные толстые шарообразные свечи стоят прямо на мостовой у входа в каждое заведение и мерцают на ветру трепещущими язычками пламени. Толпы туристов из разных стран точно так же бродили по Старому Городу с детским выражением восторга на лице.
Вот ударяя в бубны проследовала группа кришнаитов, довольно мелодично призывая Кришну на наши головы. Вот прошла группа японцев, бешено вращая головами и щёлкая кнопочками различных гаджетов. Вот посреди улицы идёт весёлая компания шотландцев в килтах и футболках, несмотря на нулевую температуру. Они идут обнявшись и выкрикивают какие-то непристойности на валлийском. При виде молодых девушек, они вскидывают подолы килтов, демонстрируя приверженность национальным традициям и недюжинную закалку. Оказывается, среди жителей туманного Альбиона очень популярно проводить в Таллинне мальчишники перед свадьбой! А вот и российские туристы, громко обсуждающие достоинства русской водки перед местными образцами. Кстати сказать, наши туристы уже не так выделяются среди других, годы свободы передвижения дали таки свой результат. Но всё равно видны издалека. Я долго пытался понять, что же такое есть в нас, что выделяет в толпе разноязыких туристов. А потом понял, мы отягчены комплексом величия империи. Некоторым нашим трудно примириться с мыслью, что жалкие чухонцы так хорошо живут без нашей братской помощи.
Эстонская кухня
Завтракали мы в гостинице, что входило в счёт, и завтракали весьма плотно. Завтрак был сервирован в виде шведского стола, предлагалось около 10-15 различных блюд от традиционного салата до омлета и кровяных колбасок, несколько сортов чая, кофе, булочки, круасаны, варенье и джемы, фрукты, соки и молоко. После этого мы отправлялись в пешеходные или автомобильные экскурсии, нагуливая аппетит. Во второй половине дня мы посещали различные рестораны и кафе в соответствии с английским путеводителем, найденным в номере гостиницы. В Старом Городе расположено около 50 заведений разных направлений и ценовых категорий. Посещать русские, индийские и греческие рестораны мы, естественно не стали, сконцентрировавшись традиционной эстонской кухне. Надо сказать, что это довольно простая, но вкусная еда. Различные сорта мяса на гриле, овощи и, конечно, рыба. Совершенно божественная штука - филе сёмги в конвертиках из бекона с печёным картофелем в чесночном соусе и овощами вок!!! Отдельный восторг - оформление ресторанов. Всё очень стильно, с большим вкусом и исторически достоверно. Если это охотничий ресторан "Пепер Сак", то дубовые столы, льняные скатерти, низкие потолки с тёмными деревянными балками, оплывшие свечи, официантки в национальных костюмах, глиняные кружки с пивом и т.д. В "Грильхаусе" - официанты в шёлковых рубахах, холщовых штанах и сапогах из мягкой кожи, огромные тарелки с огромными кусками мяса....Слюнки потекли! А какой замечательный буябес и глинтвейн нам подавали в "Длинной ноге"! Причём в ресторане на 12 больших столов работал 1 официант, он же бармен. И несмотря на типично эстонскую невозмутимость и неторопливость, отлично справлялся и всё успевал. Рассказ о всяких вкусных вещах был бы не полный, без упоминания о чесночном ресторане "Бальтасар". Старинное здание 18-го века, столы, стулья, люстры, подсвечники, шкафы того же времени, причём не стилизация, а реально старинные вещи! Белоснежные скатерти, серебро, хрусталь и ... Одним словом - полный ресторанный хай-энд! Еда просто фантастически вкусна, начиная от хлебцев и чесночного масла и заканчивая блюдом от шеф-повара "Бальтасар" из 3-х сортов мяса и опять-таки чеснока! Сумасшедшие соблазны ждут в Таллинне и сладкоежек. Кофе, булочки, шоколад...Запах над утренним городом именно такой! А когда мы с 3-й попытки попали в кафетерий напротив ресторана "Элевант", то захотелось попросить там политического убежища! Это тесное помещение со входом из средневекового двора, обставленное разнокалиберными столиками и стульями, на спинках которых висят чьи-то вещи. У стены стоит шкаф с книгами 30-х годов и черно-белыми журналами начала века, на стенах старые фотографии и дагерротипы, стоит пара диванов с вышитыми бисером подушками. В кафе очень тесно, витает запах молотого кофе, горячего шоколада, корицы и орехов. За соседним столиком сидит молодая мамаша и кормит грудью младенца, среди столиков снуёт официант в домашней одежде, разнося такие сладости, что хочется там остаться на ближайшие годы до выпадения зубов! Общее впечатление - вы зашли в гости к старым друзьям в их старую коммуналку на чашечку кофе и задушевный разговор.Хотя Эстония скоро станет членом объединенной Европы, курить там пока можно почти везде, хотя сигареты в1.5-2 раза дороже чем у нас. Сколько всё это стоит? Обед в приличном ресторане на 3-х с пивом, текилой, супом, основным блюдом и салатами - около 2000 рублей. Вышеописанный "Бальтасар" уменьшил наше состояние на 2500 руб., что по московским меркам просто верх дешевизны. Посещение кафе - 100 - 150 руб. с человека. Одним словом - всё вкусно, красиво и относительно дёшево.
Поездки по Эстонии
Раз мы вытерпели такие мучения на автомобиле, этот факт нужно использовать - постановило общее собрание экипажа. И 2 января мы отправились на острова Муху и Сааремаа. Карта автомобильных дорог Эстонии у нас была, но в результате мы так ей и не воспользовались - настолько хороши и информативны указатели на дорогах. Стартовали мы в 12, проехать предстояло 190 км. до паромной переправы и 70 после неё. Эстонцы очень трепетно относятся к туристам, поэтому на каждой развилке нас встречали подробные инструкции, дорожные указатели и гигантские карты близлежащей местности. Дорога, как и везде в Эстонии, была ровна, с безукоризненной разметкой и многочисленными знаками. Я поддерживал скорость около 100-110 км/ч, стараясь сливаться с потоком. Общие впечатления таковы - все ездят с ближним светом (это положено эстонскими ПДД, очень удобно в условиях постоянно ограниченной видимости), все пристёгиваются (в том числе водители БМВ Х5 и Лэндкрузеров), взаимно вежливы (если вышел на обгон, то обгоняемый обязательно тормознёт, помогая закончить манёвр), полицейских засад нет. В каждой деревеньке или хуторке с населением больше 5 человек - обязательный джентльменский набор: гостиница, ресторан с интернетом, музей. Это может быть музей 1 мельницы или 1 дуба, посаженного Петром 1. В ресторанчике будет 2 столика, но интернет - всенепременно!Через пару часов мы подъехали к паромной переправе. В густом тумане машины стройными рядами въезжали в чрево огромного корабля. На поверку корабль оказался не столь огромен., но всё равно впечатлял. Билет на 1 машину и 3-х человек стоил 210 руб. Погрузка нескольких десятков машин, автобусов и грузовиков заняла ровно 10 минут, мы оставили машинку внизу и поднялись на верхнюю, 4-ю палубу. Там как и везде в Эстонии, обнаружился ресторанчик, но тут экипаж разделился и часть его вышла на палубу, наблюдать за плаваньем, оставив другую часть в тепле и уюте. Заурчав дизелями паром отчалил в полном тумане и, расталкивая редкие льдины, рванул к островам. Как он ориентировался при полном отсутствии видимости - загадка. Даже предупреждающих гудков не подавал! Через 30 минут мы пришвартовались к острову Муху и за те же 10 минут покинули паром. На острове Муху количество ресторанчиков и музеев с интернетом на единицу площади резко возросло. Мы проехали мимо церкви Святой Екатерины 17 века, мимо первой ветряной мельницы в Эстонии (то ли 14, то ли 15 век), старинной аптечной лавки 18-го века и даже мимо страусиной фермы. Наш путь лежал в музей под открытым небом - эстонскую деревню 17-го века. Поскольку было 2-е января, то мы были единственными посетителями музея. Нас встретили низенькие домики со слюдяными окошками, соломенные крыши, перевёрнутые лодки над поленницами и заборы из поросших мхом валунов. Часть домов в деревне - жилые! Ворота там закрыты, стоят таблички "private", в окнах горят рождественские свечи, во дворах стоит сельхоз-техника. Дома-экспонаты принципиально ничем не отличаются, просто в них можно заходить, ощущать средневековье на себе. Солнце начало садится за сосновый лес, туман рассеялся, где-то завыли то ли собаки то ли волки, захрустел наст под копытами лося, коих в местных лесах в изобилии, по спине побежали мурашки. Мы поспешили к машине, даже табличка о том, что в соседнем сарае обычно работает ресторан с интернетом нас как-то не успокаивала.
Дальше путь лежал по насыпной дамбе 19-го века на остров Сааремаа, который набит достопримечательностями и спа-курортами. К 4-м часам совсем стемнело и наш пробег проходил в условиях полного отсутствия видимости. Сааремаа встретила нас небольшими курортными городками, сотнями музеев, старинной архитектурой и роскошными спа-отелями. Тут мы пообедали в придорожном ресторанчике, как всегда вкусно и подозрительно дёшево. Нашу дальнейшую прогулку прервало разглядывание расписания паромов, т.к. последний отплывал на континент в 21-00, а до него ещё нужно было доехать. На трассу опустился туман, видимость не превышала 20-30 метров. Поскольку температура упала до -3 град. , то асфальт предательски поблёскивал в лучах фар и лёгкое пробное торможение вызвало безудержный стрёкот АБС. Благодаря сияющим столбикам на обочинах общее направление было ясно, и мы отправились в путь. Мне удавалось держать на прямых до 80 км/ч, в поворотах, появлявшихся из тумана внезапно, приходилось сбрасывать до 50. Через 15 км. нас догнал абориген на Ситроене Берлинго и энергично устремился вперёд. Ориентироваться по его стопам стало легче и я полетел за ним, выдерживая дистанцию метров 50 и опустив фары до предела, что бы не слепить водителя. Скорость выросла до 110 км/ч и я прикинул, что на паром мы успеваем. Ситроен честно вёл нас около 30 километров, а потом резко замедлился и пропустил меня вперёд. Не надо его обгонять - требовал экипаж. Это будет нечестно, теперь мне водить - вздохнул я и вышел на обгон. Следующие 30 км. были самыми незабываемыми в моей водительской карьере. Я рассчитывал только на эстонские дорожные указатели, разметку и дисциплинированность встречных. Скорость мы не сбавляли и на подъезде к переправе обогнали колонну более вменяемых машин. К парому мы прибыли в 20-56. На континенте Ситроен помигал мне фарами и умчался в сторону Пярну, а мы продолжили наш путь в Таллинн, но уже без тумана и храбрых попутчиков.
Техника
Бензин в Эстонии стоит от 28 руб./литр. В продаже есть только 95-й и 98-й. Солярка стоит на 2 руб. дороже 95-го. Заправки местные, финские и ЛУКойловские. Работают они в автоматическом режиме - суёшь купюру в автомат, выбираешь номер колонки и тип бензина. Автоматы работают на эстонском, английском и русском. Автопарк Эстонии составляют в основном европейские малолитражки 90-х -2000 -х годов, новых около 30%. Много американских микроавтобусов, типа Эконолайна или Шевивана. За 5 дней пребывания в Эстонии видел 1 ВАЗ, старенькую копейку. Никаких 10-к или 8-к! Среди местных стритрейсеров очень популярен Опель Калибра в немыслимых обвесах и Гольф 2. На штрафы я не налетал, но по слухам начинаются они со 50 евро. Зарплата местных полицейских составляет в среднем 490 евро, при средней эстонской зарплате в 180 евро, среди них много женщин . Дороги в Эстонии безобразно чистые, после 5 дней езды в постоянную слякоть, машина была абсолютно чистая, мокрая, но чистая. После пересечения границы в обратном направлении она покрылась грязью через 5 км.! Почему -загадка!Культурная программа
Как и положено, в Новогоднюю ночь, в гостиничном ресторане была организована программа с торжественным ужином, художественной самодеятельностью, чтением стихов, пением песенок про зиму и прослушиванием новогодних поздравлений президентов России и Эстонии. Кстати, подход к немаловажному вопросу поздравления свих подданных, был диаметрально противоположным. Если Путин тожественно выступал на фоне кремлёвской стены и голубых елей (после выступления захотелось спеть - сильный, державный - царствуй), то Рюйтель уселся в домашнем свитере с олениками у горящего камина (этакий добрый дедушка нации). Всё было сервировано на высшем уровне, специально найденный где-то русский массовик-затейник в костюме с бабочкой старался изо всех сил. Сначала это здорово напрягало, но когда в курилке я увидел, чем потчевал зрителей в новогоднюю ночь центральный российский телеканал, то я с радостью бросился в объятия престарелого артиста. Уж лучше посмеяться над его незатейливыми шутками, чем снова и снова созерцать бесконечного Галкина, Киркорова и Ко.После выступления эстонского президента, местное телевиденье показало красивый фейерверк на Ратушной площади. Ха! Это же рядом с нами! Схватив бутылку шампанского, выигранную в стихотворном конкурсе, мы отправились на эту самую площадь. Официальный фейерверк уже закончился, но на площади, запруженной молодёжью, не смолкала канонада петард, шутих и ракет, прославляющих наступление Нового года и китайскую промышленность. Все обнимались, поздравляли друг друга, пили шампанское и коньяк "с горла", всё было очень весело, захватывающе и в меру безумно. Что интересно, полиции не наблюдалось. Через некоторое время, насладившись бесконечным грохотом и весельем, мы вернулись в отель и продолжили отрываться на дискотеке.
Эстонские картинки
Таллинн подарил нам массу положительных эмоций и впечатлений. Вообще, идея встречать Новый год в незнакомой обстановке себя полностью оправдала. Дома, отоспавшись и похмелившись, вы попадаете в привычный мир, праздник заканчивается 1-го вечером, а дальше просто увеличенные выходные с усиленной дозой Галкина и Петросяна. В нашем случае сказка длилась целых четыре дня, принося новые впечатления и восторги.В каждом номере отеля был телевизор с 15-ю каналами на любой вкус (от ОРТ до Дискавери). Телевизор мы успевали посмотреть то непродолжительное время, которое проходило от нашего вваливания в номер после прогулок до отхода в царство морфея. Наши новости были полны апокалипсических сюжетов о газовой войне, о вероломстве Украины и её руководства. Один за одним выступали важные люди, демонстрировали таинственные краны, схемы с разноцветными лампочками, украинских стариков, обогревающих свои жилища дровами, громаду здания ГАЗПРОМА, Путина, Миллера, Жириновского и прочих Грызловых. Остроумные эстонцы прерывали передачи ОРТ рекламными паузами ...на украинском языке. Может сигнал они брали с украинского спутника, может ещё что, но эти "шварцкопф проты лупы" и "найкраще для вашого шлунку та волосся" после антиукраинской истерии действовало умиротворяющее и наводило на мысли о нерушимой дружбе двух славянских народов.
Мы обзавелись английским путеводителем по Таллинну и разделив достопримечательности по классам, планомерно посещали их. С утра - знаменитые кофейни, потом соборы и музеи, днём - рестораны, магазины и памятники, вечером - злачные места. Всё вышеперечисленное имеется там в изобилии, на любой вкус и кошелёк. Всё увиденное воспринималось как бесконечная Новогодняя сказка, Таллинн - праздник, который всегда с тобой!
Это и огромный старинный готический собор, где шла проповедь на эстонском, но на отдельных скамьях лежали наушники с надписью "русский", в которых шёл синхронный перевод всей службы.
Это и смотровая площадка в верхней части старого города, откуда открывался чудесный вид на город, порт и залив, и откуда можно было легко перебраться на крыши стоящих внизу домов, что тут же и проделала самая юная часть нашего экипажа.
Это гигантские каменные голуби на площади перед банком, которых мы тут же покормили, канализационные люки с мультипликационными фигурками, девушки в национальных средневековых костюмах, торгующие жареным миндалём из огромного медного таза, бесконечные сувенирные лавочки с вязаными шапочками и рукавичками, огромное количество смешанных пар на улицах: блондинистые молодые люди в обнимку с афроэстонками, строительные рабочие и дворники на улицах, выставляющие по 10 флажков и дорожных знаков о предстоящем ремонте или уборке дороги, кстати не туркмены и не украинцы , а коренные эстонцы. Встретился нам и эстонский азербайджанец, хозяин сувенирной лавчонки, завлекавший таллиннцев и гостей столицы приветственными возгласами на английском и громкой азербайджанской музыкой, банки, превращающие элементарную операцию обмена валюты в тщательно выверенный процесс, исключающий очереди и обман, охранник (кстати, по-моему, единственный охранник на всю Эстонию) в ночном мужском клубе, который одновременно работал гардеробщиком, кассиром зазывалой и грузчиком.
Многочисленные такси шести различных таксомоторных компаний, сбивающиеся стайками на всех углах и площадях, поражали своим разнообразием. Это и "мерсы", и "опели", и "рено" и, даже, "ягуар" с белокожанным салоном, но обязательными шашечками на крыше и счётчиком в салоне!
Это и развалины небольшого квартала в центре, обнесённые сетчатым забором, с надписью о том, что это сохранены результаты советской бомбёжки в 1944, в результат которой погибло 900 человек и несколько тысяч осталось без домов. Из песни слова не выкинешь, но никто не бросался на нас с кулаками, несмотря на явственную русскую речь.
Это бары и пабы на каждом углу, в каждом доме, в том числе "Бар Без Имени", "Бар с Именем", "Мата Хари"со стриптизом и интернетом и ,конечно, ДМ Бар, культовое место фанатов Депеш Мод, где младший член экипажа приобщился к "маргарите", что в сочетании с записью живого концерта кумиров, пагубно воздействовало на детскую психику и вестибулярный аппарат.
Но всякому празднику рано или поздно приходит конец. Наступило время прощаться с Эстонией и отправляться в обратный путь.
Дорога домой
Настроение было немного грустное, погода соответствовала, шёл дождь, несмотря на минусовую температуру. Мимо проплывали последние музеи, хутора, кафе с Интернетом посреди лесов, одинокие мельницы, вот уже и Нарва. Тут тоже отстойник, в котором стояло четыре машины, талончик (бесплатный), граница. Последнее эстонское "прости", вежливые пограничники, мост и ...здравствуй Родина. Очередь минут на 40, тщательный досмотр, грозные окрики. Въехав в Иван-город мы обнаружили, что в баке 10 литров бензина и ни одного рубля в кошельке. Поменять валюту оказалось можно лишь в двух местах - на рынке, у барыг, и в сбербанке. По соображениям безопасности и обычной брезгливости был выбран сбербанк, заправка под завязку на АЗС Нестле и - курс на Тосно. Возле Гатчины, несмотря на наличие карты, мы умудрились заблудиться. Местные дороги встретили нас неубранным снегом, отсутствием каких-либо указателей замечательными названиями деревень. Обсудив деревню Калложицы, мы обогнали трактор с навозом у деревни Смердово и поняли, что потеряли ориентацию у деревни Великая Бурда. Проплутав около часа по лесам, мы выскочили прямо в Гатчину.Добродушные, принявшие на грудь пивчаги, гаишники сообщили: - Ты это, ик!, рули всё время прямо, а там где заправка, поворачивай на, ик!, право. И ехай, ехай, тока осторожно! Ик! Ямы там! А возле другой заправки, на, ик!, лево. И всё, это трасса на Тосно. Про ямы они не соврали, а вот ту снежную колею, которую в разговоре со мной гаишник, увлёкшись, назвал трассой, я благополучно пропустил, но со второго раза всё же попал на нужное направление.
Вспомнив, что я уже не в Эстонии, и что со служителями закона уже можно вступать в неформальные контакты, я увеличил скорость и к четырём часам дня мы выехали на федеральную трассу Е95.
Дальнейшая дорога пошла под знаком падающей температуры(от -2 до -19), снегопада и бесконечной благодарности инженерам-разработчикам "Пежо". Когда обгоняемая мной фура резко перестроилась левее, вытеснив прямо на идущую встречным курсом, я успел бросить взгляд на левую обочину, оценил глубину кювета и частоту деревьев и принял единственно возможное решение - резко тормозить и уходить вправо. Я перестроился в полуметре от бампера идущей впереди и устроившей мне такую подлянку фуры и трёх метрах от встречной. Весь манёвр я выполнял на заснеженной центральной части дороги и пыж не дрогнул, перестроился как по рельсам, отчаянно стрекоча АБСом! Слава Пыжу! Экипаж даже не успел испугаться, штурман лишь потом, поглядев на моё посеревшее лицо и остатки волос, стоящих дыбом, осознал всю глубину проблемы.
Выехав из Таллинна в 9 утра, мы прибыли в Москву в 1 ночи. Я снял последние показания с компьютера и заглушил мотор. Вот и всё, мы молодцы, мы сделали это! Мы преодолели 2540 км со средней скоростью 68 км/ч и средним расходом 7 литров/100 км.
Пыж медленно остывал на московском морозе, потрескивая остывающим катализатором, оскалив усталую мордочку сосульками. Спасибо, дружище, ты нас не подвёл. Вёз, грел, развлекал и спасал жизнь. Обещаю тебе новые щётки и декоративные колпачки на колёсные болты!
А мы перетащили чемоданы с эстонскими дарами домой и рухнули спать. Новогодние праздники закончились.
14/05/2010 19:40
Материалы по теме
- Страны: Эстония
- Города: Таллин
- Отзыв о поездке: Таллин: признание в любви, ноябрь 2007
- Отзыв о поездке: Таллинский Новый год, декабрь 2006 - январь 2007
- Отзыв о поездке: Новый год в Таллине, декабрь 2004 - январь 2005
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.