Наводнение в Праге

Рассматривая кадры стамбульского наводнения, произошедшего месяц назад, я вспомнил о разгуле стихии в Праге в 2002 году, которую мне посчастливилось увидеть своими глазами.

Все началось как-то буднично. Вечером на третий день нашего пребывания августовская жара поменялась на прохладную погоду, и с неба пошел мелкий дождь. Ну дождь и дождь. Именно в этот вечер мы с женой, немного уставшие от переизбытка пражских достопримечательностей, решили сходить в ночной клуб. В качестве места досуга мы выбрали клуб "Карловы лазни", что у Карлова моста. И вот подходя к Влтаве, дорогу нам преградила стена, выстроенная вдоль реки, которой утром точно не было. Полицейский, участвующий в сборе этой конструкции сообщил, что клуб сегодня вечером отменяется, к Влтаве хода нет, так как она, Влтава, подумывает разлиться. Утешив себя, что "не больно то и хотелось", мы отправились в гостиницу.

Ночью дождь пошел сильнее. За окнами завывали сирены полицейских машин. Это немного мешало спать, но не вызывало никакого беспокойства. Ну, вот разрешили пражским полицейским поездить по городу с сиренами, они и рады. Утром, спустившись к завтраку, мы увидели очередь, состоящую из немецких туристов. Таких, настоящих немецких туристов с чемоданами "мечта оккупанта", ждущих погрузки в автобус. Этот факт тоже никак не напряг нас. У немцев закончился тур, решили мы. Свое мнение не поменяли, увидев у входа "скорую помощь", одному немецкому пенсионеру стало плохо.

В метро помимо обычной фразы про "окончитэ просим, выступ а наступ..." добавилась фраза, которую можно было коротко перевести так - метро зона повышенной опасности. В городе количество туристов уменьшилось примерно вдвое. Это мы связали с плохой погодой. Зато в городе появились кучи песка. Владельцы магазинов, муниципальные служащие и добровольные помощники замазывали двери монтажной пеной и баррикадировали их мешками с песком. Подобными баррикадами пытались перегородить некоторые узкие улицы. Сразу становилось понятно, что Прагу топит часто, горожане очень слаженно и быстро работали. Город готовился.

На обратном пути в гостиницу мы узнали, что в метро уже никого не впускают, а только выгоняют из него людей. Наконец добравшись, мы увидели пустую автостоянку, гостиницу с выключенным освещением и автобус, стоящий у входа. На нас сразу набросились с возмущенными вопросами, где мы ходим до сих пор.
    - А что случилось, то?
    - Как что! ЭВАКУАЦИЯ! Это последний автобус!!!
    - Зачем эвакуация?
    Нам молча указали в сторону соседней улицы.

Улица была под водой. Вы видели как наполняют бассейн? Вот так же Влтава заполняла соседскую улицу. Небольшими водоворотами были отмечены канализационные люки. Я и не знал, что район (Карлин, Прага 5), где располагался наш отель "Олимпик Тристар", может затопить. Вроде так далековато от центра, в котором шли все приготовления. Я совсем забыл о изгибе Влтавы, который проходил как раз через Карлин.

Собрав вещи (я честно говоря не хотел уезжать, увидев большое количество еды, сложенное между этажами), мы спустились к автобусу. Еще около двух часов ждали самых распоследних туристов. Когда всех собрали, выяснилось, что автобус заполнен отчаянными русскими, которых не напугаешь дождем, и .... еще более безбашенными итальянцами, для которых все происходящее это настоящее приключение. Автобус вез нас достаточно долго, и привез... в школу. Представитель турфирмы (это был наш первый и на текущий момент последний опыт работы с туроператором) нам объявил, что в городе чрезвычайное положение, настоящий форс-мажор, и мы будем спать в школе... в спортзале... на матах. Постельное белье дадут, и позже покормят. Гостиницы все переполнены. Итальянцы с воодушевлением принялись таскать маты в спортзал, снимаю друг друга на видеокамеры. Приключение продолжается. Вот тут и обнаружилось кардинальное отличие между нашими нациями. Русские туристы оказались не такими авантюристами. Дальше время прошло в многочасовых неинтересных переговорах, уговорах и угрозах с представителем туроператора. Не знаю, что больше повоздействовало на него и руководителей представляемой им компании. Может быть угроза звонка в чешский комитет по туризму, а может угроза физической расправы, я как-то упустил этот момент. В итоге гостиница нашлась, и нас отвезли в нее. Как нам потом рассказал портье, ему позвонили за пол часа до нашего приезда. Было поздно, мы уснули.

Утром мы отправились на экскурсию, в Кутну Гору. Пока ехали, гид нам поведала о том, что работники зоопарка не смогли эвакуировать слона и гиппопотама. Животных пришлось усыпить. Затем прогулялись по центру, точнее по тем районам, куда можно было пройти. Например, Влацлавску площадь не затопило. На обратном пути домой выяснили, что весь общественный транспорт (автобусы и трамваи) в Праге стал бесплатным. "Здарма", сказала женщина в киоске на мою попытку приобрести "езденьку". Проезжая мимо нашего ex-отеля (по дороге, проходящай значительно выше) мы увидели озеро вокруг него. Какой-то человек (может даже и не мародер) подплывал к гостинице на лодке.

Последние дни нашего пребывания в чешской столице прошли не так весело, без драйва. Вода в итоге отступила. Метро было затоплено и соответственно не работало. Нас еще раз пересилили в другую гостиницу. СМИ рассказывали о сильнейшем за последние 500 лет наводнении.

P.S. Мне также довелось увидеть "юбилейное" 300 наводнение в Питере (28 октября 2006). Но вышедшая из берегов река Карповка и затопленные подвалы Васильевского острова меня не впечатлили.