Мы были в Праге на студенческие каникулы, с 24 по 31 января 2007 года. Но наше путешествие было смазано тем, что рейс из Шереметьево был задержан по метеоусловиям Праги на 32 часа. После прошедшего недавно урагана Кирилл остались отголоски – в течении всего дня шел снег, но у них там не принято чистить дороги после снега, и должности дворника тоже нет. Хорошо, что администрация Шереметьево выдала нам талоны на питание, а на ночь отвезла в гостиницу.
Отель Prokop 3* (Прокоп 3*)
Отель находится рядом с парком Прокопске удоли. Отсюда и его название – в честь пражского епископа Св. Прокопа, который владел этой землей в XII веке. Расположен в тихом уютном местечке, напоминающем деревеньку или маленький провинциальный городок. Трехэтажный коттедж.
На первом этаже холл, столовая и квартира хозяев. На втором и третьем селят туристов. На ночь дверь в отель закрывается на замок, ключ от которого дают каждому туристу. Ключ от номера принято сдавать на рецепшен (вешать на гвоздик, а также снимать вечером) его можно самостоятельно, так как зачастую за стойкой никого нет.
Так как мы были в "мертвый" сезон, нас поселили в трехместный номер, хотя мы ничего не доплачивали и не просили. Это был самый шикарный номер из всех, которые я когда либо видела в отелях 3*: две кровати, диванчик, три кресла, журнальный столик, телевизор с тремя российскими каналами, холодильник, телефон. На стенах висят картины. И очень много света: не только настенные бра, но и торшер, лампа рядом с телевизором, люстра.
В номере расположены санузел (душ, унитаз, раковина, все в хорошем состоянии), коридорчик (в нем большой стенной шкаф).
Из средств гигиены только туалетная бумага и маленькое мыло (без мыльницы). Очень странно, что нет шампуня - это огорчило.
Убирали номер каждый день, но постель не меняли, зато полотенца – каждый день.
Завтраки в отеле неплохие, но каждый день одинаковые. Из горячего предлагаются сосиски, яичница или омлет (из 2-х яиц) и их комбинации. Видов 5-6 салатов и маринованных овощей, большое блюдо с нарезкой – 2-3 вида мяса (ветчина, грудинка), 3-4 вида колбасы (как варенная, так и полукопченная), сыр. Пара видов фруктовых йогуртов, сметана, несколько видов сухих завтраков. Хлеб (его можно поджарить в тостере), какие-то булочки или кексы. Маленькие разовые упаковочки масла, шоколадной пасты, джема и меда. Из горячих напитков молоко, чай, кофе (не растворимый), из холодных – молоко и сок (причем именно сок, а не порошковый напиток). Еще были фрукты – яблоки.
От отеля до центра можно добираться двумя путями – или пешком идти до трамвайной остановки (называется она Злихов) – это минут 10-15, но идти сначала в довольно крутую горку, а потом с нее вниз и потом ехать 15-20 минут на трамвае. Это очень неудобно и утомительно. Второй путь – недалеко от отеля автобусная остановка, на автобусе можно доехать до станций метро Смиховске надражи или Андел, а потом уже на метро куда угодно.(или на 120 автобусе до станции Злихов, там пересадка на трамвай и до остановки Малостранская, где обычно происходит сбор на все экскурсии – такой путь займет 20 мин.)
Персонал говорит на русском языке очень хорошо. Если почитать книгу отзывов, то можно понять, что отель специализируется на русских туристах. Очень порадовало, что отношение к русским не такое, как везде. Люди очень дружелюбные.
Тур "Средневековая Прага"
Замок Нелагозевес и Мельник
Поздний замок в стиле ренессанс Флориана Гриспека из Гриспаха, с 1623 года и до сегодня (за исключением 1950 - 1992) принадлежит роду Лобковице. При 30-летней войне сильно пострадал, перестроен в военный госпиталь и паснион. Реконсрукция в 60-х и 70-х годах 20-го века. Историчсекие интерьеры и лобковичская коллекция предметов искусства. Рыцарский зал, оружейная палата, галерея голландских портретов 16-го и 17-го веков. Самая большая частная коллекция в Чехии. Архитектор замка неизвестен, скорее всего, это строитель из северной Италии. Замок несколько раз был занят разными войсками. В 1860 году его ремонт был прерван по причине устройства здесь воинского лазарета.
Ренессансный замок – здание в три крыла, декор в технике сграффито, углы подчеркнуты выступами-ризалитами. Крышу украшает узкая башенка с часами. В замок ведет каменный мост надо рвом.
Почти квадратный двор, застроенный с трех сторон, на четвертой стороне закрыт невысокой стенкой, за которой раскинулся сад. Первый этаж со стороны двора целиком обходит аркада из тесанных блоков.
Из предлагаемых к осмотру интерьеров можно выделить, кроме аркадного зала в первом этаже, двухсветный центральный зал (прежнее название "Рай")- теперешний Рыцарский зал с великолепным камином и сохранившимися лепниной и росписями, в других помещениях кассетные потолки, старинные порталы и прочая... Но самое главное - здесь находится самая большая и ценная в Чехии частная картинная галерея. Зимой замок не отапливается – это очень дорого для владельцев. Температурный режим не соблюдается и полотна великих художников разрушаются. Хотя самые ценные полотна Вильям Лобковиц на зиму забирает с собой (зимой они живут в центре Праги в одном из своих дворцов.) Почти все картины потемневшие, реставрации не проводятся. Здесь Вы увидите шедевры таких мастеров, как Гранах, Брюгель, Веласкез, Рубенс, а также великолепные портреты испанских художников. Имеется изображение Гигии, кормящей священную змею. Автор этой картины - Петр Павел Рубенс, а также "Сенокос" Петра Брейгеля, два прекрасных вида города Лондона Антония Каналетто, и многие другие.
Кроме редких картин замок Нелагозевес гордится и большим музыкальным архивом. В Чехии больше музыкальных документов и оригиналов знаменитых композиций только в государственном архиве. В замке находится, например, копия Мессии от Генделя, которую исправил Моцарт, что и подтвердил своей подписью. В местном архиве хранятся и рукописи Людвига ван Бетховена. ( 4-я и 5-я симфонии Бетховена, а также его симфония "Eroica"). Одна часть уже изданная, а вторая часть - это копия рукописи с корректурами и нотами, собственноручно дописанными Бетховеном в партитуру. Композиции Бетховена у нас хранятся, главным образом, потому, что 7-й князь Лобковиц был его большим покровителем. Сам композитор семье Лобковиц посвятил большую часть своего творчества.
Очень интересная и известная история его Третьей симфонии под названием "Eroica". Он сочинил ее в честь героизма Наполеона. Однако затем Наполеон отказался от всех демократических мыслей, которые он проповедовал, назначив сам себя императором Франции. Бетховен разозлился, и посвящение Наполеону отменил. Говорят, что копию, которую он держал в руках, он разорвал на части, и, наконец, симфонию посвятил князю Лобковицу. Поселок Нелагозевес связан не только с Бетховеном. В местном трактире в 1841 году родился знаменитый чешский композитор Антонин Дворжак. Здание, в котором Дворжак родился, тоже находится во владении семьи Лобковиц. Но его за символическую одну крону в год сдают в аренду Музею чешской музыки. Там хранятся редкие экспонаты, связанные с жизнью чешского композитора. Например, обложки всех записей музыки Дворжака, изданных по всему миру.
Это единственный замок, который мне категорически не понравился.
Замок Мельник расположен на слиянии двух самых больших чешских рек, Влтавы и Лабе. Соединяя свои воды в единое русло, они образуют реку, которая в Германии носит более привычное для нас название Эльба.
Замок расположился на стратегически выгодном месте, где до него, на рубеже IX и X вв., находилось старое славянское укрепление. Построенный Пржемысловичами замок, положил начало строительству города, который на рубеже Х и ХI столетий превратился в резиденцию жен чешских князей и королей. Здесь, например, доживала свой век вдова Болеслава II - княжна Эмма. Во времена правления Карла IV, замок переживает бурный этап своего развития, который связан с развитием мельниковского виноделия, инициатором развития которого выступил сам король.
По легенде князь Вацлав, брат короля, сам высадил в Мельнике первую виноградную лозу, привезённую им сюда из Бургундии, и научил людей, вместе с французскими коллегами, изготавливать этот благородный напиток. Постепенно Мельник превратился в один из крупнейших центров виноделия Чехии, а в винных погребах замка желающие всегда могут отведать лучшие сорта чешских вин.
Последней королевой использующей Мельник как свою резиденцию была Жанна из Рожмитала, супруга чешского короля Иржи из Подебрад. После ее смерти владельцы Мельника часто менялись. На рубеже 16 и 17 столетий замок был полностью перестроен в стиле ренессанс. А в 18 веке замок перешел в собственность рода князей Лобковицких, которые и по сегодняшний день являются его владельцами. Бетина Лобковиц сама выращивает виноград и иногда проводит экскурсии по замку. Дегустация в замке: 3 сорта белого вина и 3 красного, закусок не предусмотрено, дают лишь тонкий кусочек черного хлеба.
Чешский Штернберк
История рода Штернберков, которые и по сей день владеют замком Чешский Штернберк, и есть пример, когда простой человек неумолимо идет к своей цели и, в конце концов, ее добивается. Нынешний хозяин готической постройки Зденек Штернберк любит рассказывать туристам, как их имение конфисковали коммунисты, как семья аристократов согласилась выполнять черную работу за возможность ютиться в коморке когда-то своего замка. Но история, как и все в Чехии, имеет счастливый конец. Недавно замок вернули прежним хозяевам, хотя закон о реституции имущества, изданный В.Гавелом был написан им "под себя". Семья В. Гавела до прикода коммунистов была очень богата, поэтому когда распался СССР, а затем Чехословакия, Гавел затаил обиду. Этим законом он вернул себе все бывшие владения своей семьи и сейчас является самым богатым человеком Чехии( он владеет целым кварталом в Праге, включая знаменитый "танцующий дом"), но и на этом Гавел не успокоился. На протяжении всего своего президентства он внушал чехам ненависть к русскому народу. Теперь другие времена, чехи уже не испытывают такой сильной ненависти к русским, хотя неприязнь остается. К счастью, ситуация меняется к лучшему. Многие понимают, что очередной закон Гавела, направленный против русских(введение виз для граждан РФ) оказался провальным. При безвизовом режиме Чехию посещало 250 тыс. русских туристов, сейчас только 130 тыс. Экономика страны много потеряла, но Гавела это не волновало. Как, впрочем, не волнует Зденека Штернберка, то что основная масса туристов, приезжающих к нему в замок – русские.
У Вас есть шанс встретиться с самим графом, который проведет Вас по покоям, где он, несмотря на строгие запреты, когда-то гонял в футбол, разбил плафон у люстры 16 века, а его мать так до конца дней своих и не заметила этого.
Готический Штернберк с середины 130го века, перестроенный в стиле барокко, без перерывов принадлежал Штернберкам. Исторические интерьеры с богатыми декорациями - лепнина и картины, ценные коллекции (Рыцарский зал, столовая, часовня святого Себастьяна, Охотничий салон, спальня, покой Кашпара Штерберка с семейными портретами. Коллекция оружия с 30-летней войны, собрание миниатюр с 17-го века (так называемое голландское серебро).
Карловы Вары
Карловы Вары - курорт для людей, умеющих ценить и принимать красоту и покой, умеющих увидеть за внешней умиротворенностью и покоем - ликующее буйство созидающих эмоций и чувств. Здесь нет клоунов, здесь нет дискотек, здесь нет места для пьяного разгула. Здесь все выше и благороднее. Многие воспринимают Карловы Вары как свой дом, дом своей души. Здесь и просто, и чинно. Здесь, как в Родительском доме, греет душу само место, здесь можно просто затаиться на скамеечке и сидеть, сидеть и внимать, подспудно осознавая: "Вот и всё - дальше стремиться не к чему."
Можно только представить какая картина открылась Карлу IV шестьсот лет назад, во время охоты на оленей, смотревшему на долину, где сейчас расположен один из красивейших мировых курортов - Карловы Вары. Дикая, буйная зелень, извивающаяся между деревьев река и с мощным клокотом вырывающиеся из-под земли горячие гейзеры, пар и глыбы намытой за тысячелетия соли. Вода и тепло - основа жизни на Земле. Несомненно, Карл IV был восхищен увиденным и, будучи человеком дела, организовал здесь селение, которое и через столетия принимает миллионы людей, приезжающих сюда, чтобы получить исцеление минеральной водой, теплом Земли и красотой, созданной людьми.
Лично мне Карловы Вары понравились намного больше, чем Прага.
Вышеград и Пражский Град
Вышеград, вероятно, был основан во второй половине Х в. в качестве второго княжеского града (крепости), предназначенного для защиты пражской котловины с южной стороны. О его существовании свидетельствуют сохранившиеся динары вышеградского монетного двора Болеслава II, при правлении которого Вышеград был городищем Пршемысловичей с княжеским дворцом в западной части акрополя, а также с каменными и деревянными домами в центре укрепления.
Во времена правления Вратислава II (период правления первого чешского короля Вратислава I - (1061-1092 гг.), который перенес свою резиденцию из Пражского Града в Вышеград, был построен костел, посвященный св. Петру и Павлу. При нем был основан капитул, независимый от пражской епископии и подчиненный непосредственно римскому папе. Значение альтернативной королевской резиденции Вратислав подчеркнул, построив представительный романский дворец из камня. "Коронационный кодекс вышеградский" короля Вратислава относится, вероятно, к 1085 г. Пршемысловичи находились в Вышеграде до периода правления Собеслава I, который перенес княжескую резиденцию снова в Пражский Град. В конце XII в. и XIII в. Вышеград утратил свое значение по сравнению с Пражским Градом, оставаясь долгие годы только резиденцией капитула.
Лишь при Карле IV был отмечен рост политического и военного значения Вышеграда. Прежде всего, в новом стиле был реконструирован королевский дворец. В соответствии с последними достижениями в области военной техники в 1348 - 1350 гг. были построены крепостные укрепления с двумя главными надвратными башнями, одна из которых, "Шпичка" ("Острие"), была крепостью, отмеченной еще на картах Праги XVI и XVII вв. Через вторую, главную надвратную башню, именуемую "Пражской" или "Иерусалимской", шла дорога из пражских городов, которая проходила через Вышеград и далее вела в южную Чехию. В "Коронационном кодексе чешских королей" Карл IV издал приказ о том, что каждый будущий король накануне коронации должен посетить Вышеград. Положение королевского города Карл IV закрепил и в правовой форме: в "Коронационный кодекс" он включил положение, согласно которому церемония коронации должна начинаться в Вышеграде, здесь же должны постоянно храниться сума и лыковые башмаки - символы, напоминающие о Пршемысле-пахаре, призванном на княжеский престол и ставшем основателем династии. По материнской линии Карл IV происходил из рода Пршемысловичей и всегда подчеркивал свое чешское происхождение.
В 1369 г. была начата реконструкция капитульного костела св. Петра и Павла, которая продолжалась до начала XV в., несмотря на то, что король оказывал ей поддержку. В ходе строительства в качестве образца, вероятно, был использован тип южно-французской базилики. Кроме капитульного храма, были начаты работы по реконструкции и других зданий, и прежде всего домов декана, каноников и клира. В 1361 г. в Вышеграде также был построен каменный водопровод, вода в который поступала из мест современных Панкраца и Йезерки у Михли, то есть из районов, для того времени значительно удаленных от вышеградских стен. Он был предназначен для орошения виноградников на южных склонах скалы и обеспечения потребностей в воде самих жителей Вышеграда.
Однако в начале гуситской революции строительство было приостановлено. Первого ноября 1420 г. гарнизон венгерского и римского короля Сигизмунда Люксембургского после длительной осады сдал крепость объединенным гуситским войскам. В тот же день не признанный гуситами наследник чешского трона был полностью разгромлен пражанами и их гуситскими союзниками (из Табора, Жатца, Лоун, Сланего и Восточно-чешского объединения) на панкрацком поле на глазах у Вышеградского гарнизона, которому он хотел помочь снять осаду. Вышеградские наемники по-рыцарски выполнили условия перемирия, заключенного с гуситами несколькими днями раньше, и не вступили в эту битву. В результате боев крепостные стены города в нескольких местах были разрушены, Вышеград был присоединен к Новому Городу.
При правлении короля Владислава Ягеллона в последней четверти XV в. была сделана попытка основать "город на горе Вышеград".
Начиная с 1654 г., по решению Фердинанда III Вышеград в результате обновления пражских фортификаций, которые при артобстреле шведов во время Тридцатилетней войны оказались устаревшими и ненадежными, стал превращаться в мощную крепость. Кроме того, в ходе военных действий подтвердилось, что Вышеград имеет важное стратегическое значение как крепость, охраняющая подступы к Праге с юга и юго-востока. Крепость была обнесена каменными стенами с мощными угловыми бастионами. Крепость была построена по проектам Иноченцо Конти и Джузеппе Приами. При этом был использован опыт, проверенный при строительстве итальянских и голландских военных фортификаций. До 1866 г., когда крепость была закрыта, и первоначальной функции в ней оставался лишь капитул св. Петра и Павла.
В 1883 г. Вышеград вместе с его подградьем получил статус шестого городского района, однако крепость оставалась в подчинении военной администрации вплоть до 1911 г.
После того, как крепость была закрыта, патриотически настроенные каноники решили восстановить славные традиции Вышеграда, на этот раз уже как памятника национальной культуры. Впоследствии на территории крепости был разбит парк. В настоящее время в Вышеграде постоянно ведутся археологические раскопки.
Самым древним сохранившимся памятником Вышеграда, напоминающим о его расцвете при короле Вратиславе, является романская ротонда св. Мартина XI в., находящаяся недалеко от Леопольдовых ворот (1676-1678 гг.), вторых ворот барочной крепости,
Первоначальная романская базилика св. Петра и Павла конца XI в. еще в начале XII столетия была значительно расширена и перестроена в стиле ранней готики в середине XIII в. Полностью храм был реконструирован и прекрасно отделан при Карле IV, однако при падении Вышеграда в ноябре 1420 г. он был существенно поврежден. После возвращения капитула в XVI в. и в начале XVII в. храм был снова обновлен, в первой половине XVIII в. в этом участвовали такие известные зодчие пражского барокко, как Франтишек Максимилиан Канька, Джиакомо Антонио Ка-невалле и Ян Блажей Сантини-Айхль. Сегодняшний вид храма - это результат неоготической реконструкции, выполненной в конце XIX в. под руководством Йозефа Моккера. В 1902-1903 гг. по проекту архитектора Франтишека Микша были построены высокие фасадные неоготические башни. Также, как и великолепные фигуральные и орнаментные росписи интерьера храма, следует отметить и тимпан портала с рельефом "Страшного суда" (1901 г.).
По инициативе пресвитера Вацлава Шульца на месте старого погребения было основано Вышеградское кладбище. В его архитектурной реконструкции участвовали известные архитекторы: Антонин Барвициус, Антонин Вигл и Йозеф Сакарж.
Доминантой кладбища является Славин, построенный в 1889-1890 гг., монументальная крипта работы архитектора Антонина Вигла и Йозефа Маудра (отделка интерьера). На Выше-градском кладбище похоронены известные деятели чешского Возрождения, политики и культуры XIX в., оно стало одним из известных национальных кладбищ. Здесь можно увидеть произведения скульптуры и архитектуры. Кладбище представляет собой гармоничное художественное целое, знаменательный национальный памятник древней и современной чешской истории.
Пражский Град - Княжеская крепость, а позднее град чешских королей была основана на выступе, который на юге спускается к Влтаве, а на севере ограничен глубокой долиной речки Бруснице, вливающейся во Влтаву. Вытянутая форма выступа в древности очень напоминала длинный хребет собаки с хвостом, это сравнение можно встретить в старых летописях. На более доступной западной стороне дорогу к крепости преграждал углубленный широкий ров с мостом, о чем в 1004 г. упоминает древний летописец Козьма.
Первую крепость князь Борживой основал, вероятно, после 880 г. Перед этим он вместе со своей женой Людмилой принял крещение из рук славянского проповедника Мефодия. Борживой приказал построить первый христианский костел, посвященный деве Марии. В настоящее время от него, к сожалению, сохранилась только часть фундамента.
В центре крепости находился княжеский двор, на востоке от него князь Вратислав I в 920 г. построил костел св. Георгия (Иржи). Сын Вратислава I Вацлав в запад ной части крепости построил двухэтажную каменную ротонду, посвященную после 929 г. св. Биту, которая в дальнейшем стала главным чешским собором. После основания епископства в 929 г. была построена часовня, посвященная св. Морицу.
Память о князе Вацлаве сохранилась в истории как память о справедливом правителе и покровителе чешской земли. Но в 935 г, в результате заговора вельмож Вацлав был убит. Это связывают с именем его младшего брата, Болеслава I, по-видимому, знавшего о подготовке заговора и убийства. В легендах Болеслав I описывается, с одной стороны, как братоубийца, а с другой стороны как человек, старавшийся достойно похоронить останки князя в снятовитской ротонде, именно в том месте, которое выбрал сам Вацлав. Болеслав I стал преемником св. Вацлава на княжеском троне. Несмотря на то, что в то время существовала угроза со стороны империи, где правил Отгон I, при его правлении начинается быстрый рост могущества Чешского государства. В стране продолжалась христианизация. Стремление Болеслава I к усилению влияния церкви завершилось во время правления его сына Болеслава II созданием чешской епископии, подчиненной архиепископии в Мангейме. Князя Вацлава вскоре стали чтить как святого и миротворца, а позднее - как покровителя страны. От ротонды Вацлава сохранились лишь незначительные остатки стен, в частности, апсиды с могилой князя, где сейчас расположена часовня св. Вацлава, в которую в течение столетий превратился вацлавский костел.
В 1050 г. князь Бржеслав I приказал заменить укрепленный шл Пражского Града каменной стеной, а в 1060 г. князь Спитигнев II на месте ротонды св. Вацлава начал работы по созданию проекта базилики, посвященной святым мученикам Виту, Вацлаву и Войтеху. Строительству храма не помешал даже пожар, и оно было закончено во время правления чешского короля Вратислава I в 1090 г. Тогда же был построен и монастырь пражского костела - резиденция пражского митрополита, основанная еще в конце тысячелетия. Капитул сыграл важную роль в развитии культуры государства, которому требовались образованные люди в различных сферах общества. При нем была основана латинская школа, высшее учебное заведение до возникновения университета. Именно Вратислав попытался ослабить слишком большое влияние каноников, учредив новый вышеградский капитул. При святовитском капитуле появилась на свет первая хроника, написанная видевшим многие страны каноником Козьмой. Он записал древние истории, пророчества и свидетельства очевидцев о событиях, произошедших в стране и за ее пределами в Европе.
В XII в. Прага пережила весьма бурную эпоху, но несмотря на многие перемены, связанные со сменой правителей и войнами, развитие страны, пражского предградья и самого Града не приостановилось. После 1135 г. при правлении князя Собеслава I по образу и подобию романских городов, расположенных западнее и южнее от чешских границ, началось обновление Пражского Града. Все крепостные стены Града были тщательно обложены белым камнем и укреплены французскими башенками, которые сохранились и поныне. Княжеский дворец у стены Града был расширен, к нему были пристроены три надвратные башни и двухэтажная дворцовая капелла Всех святых. Обновление коснулось и резиденции пражских епископов, основа которой и сегодня видна на фасаде здания старого епископского дворца. При осаде Пражского Града в 1142 г. Конрадом Зноемским от подожженной стрелы возник пожар, в результате чего базилика и женский монастырь св. Георгия были повреждены. Они также были перестроены. Настоятельницей монастыря, основанного княжеской сестрой Младой, по традиции была особа из королевского рода, которая имела титул княжны-аббатисы и право короновать чешскую королеву. Монастырь впоследствии стал Институтом благородных девиц.
В последующем XIII в. наблюдалось дальнейшее развитие чешского средневекового государства. Во времена правления Пршемысла Оттокара I была признана независимость чешского государства. Король Фридрих II в 1212 г. подписал документ, получивший название "Золотая сицилийская булла".
Активная политика Пршемысловичей в период экономического подъема была направлена на строительство новых городов. За счет образования обширного пред-градья в западном направлении Град также был значительно расширен. Снова были усовершенствованы укрепления. К первоначальному романскому дворцу в верхнем этаже был пристроен коридор с аркадами. Затем ко дворцу присоединили часовню Всех святых.
После неуспешной битвы с войсками Рудольфа Габсбургского на Моравийском поле, в которой был убит Пршемысл Оттокар II, наступил упадок королевства, и лишь сыну Пршемысла Вацлаву удалось вновь сосредоточить в своих руках королевскую власть. Благодаря его дальновидной внутренней политике, а также мудрости его советников страна снова пришла к расцвету. Он также был провозглашен и польским королем. Венгерскую корону, которую ему предлагали, в конце концов принял его сын Вацлав III. Таким образом, Пражский Град стал резиденцией могущественного правителя. Но, к сожалению, король не был наделен крепким здоровьем, и его преждевременная смерть не позволила ему добиться короны римской империи.
Одним из положительных факторов, оказавших влияние на рост могущества чешских правителей, была возможность добычи серебра, что осуществлялось в большом количестве в нескольких местах, и прежде всего в городе Кутна Гора, который вместе со Старым Городом стал самым богатым городом Чехии. В 1300 г. из чешского серебра начали чеканку новой монеты - так называемого пражского гроша, в дальнейшем он стал платежным средством и за границами чешского государства. В 1305 г. после смерти Вацлава II его юный сын Вацлав III недолго оставался на троне, так как вскоре в 1306 г. он погиб от руки наемного убийцы в Оломоуце, куда стягивались войска перед походом в Польшу.
После короткого периода царствования Рудольфа Австрийского (Габсбурга), а затем и Генриха Хорутанского, на чешский трон взошел Ян Люксембургский, сын люксембургского графа, римского императора Генриха VII. Ян Люксембургский взял в жены Элишку, последнюю королеву из рода Пршемысловичей. Молодой Ян пришел с войском в Чехию в 1310 г. и после непродолжительного правления короля Генриха Хорутанскиго 6 декабря победителем вошел в Прагу. 7 декабря он с королевой Элишкой был коронован мангеймским епископом Петром из Аспельта в базилике св. Вита в Пражском Граде. Но так как Град после пожара 1303 г. был разрушен, пиршество по случаю коронации было устроено во францисканском монастыре св. Якова.
Трудно в нескольких словах охарактеризовать личность Яна Люксембургского. Он был известен как король-дипломат, воин-политик, он олицетворял рыцарские достоинства той эпохи, отличался изысканностью. Христианский мир восхищался его отвагой. До 26 августа 1346 г. он с гордостью нес гербы чешского королевства при всех дворах, на турнирах и военных полях Европы. В этот день, уже будучи слепым, Ян вышел в поле привязанный, согласно его воле, между двумя лошадьми своих пажей, и с мечом в руках в рядах французских рыцарей пал в битве с англичанами при Кресси.
В то время его сын Карл уже был римским императором, и в соответствии с последней волей Яна Люксембургского, в 1340 г. по решению чешского сейма, соблюдая церемониальные акты Праги и Силезского княжества 1341 г. о воздании почестей, Карл был провозглашен чешским королем. За его плечами было уже тринадцать лет правления в Чехии, когда он был наместником, замещая своего отца Яна, бывавшего постоянно в разъездах. Семилетним ребенком отец отвез его на воспитание ко французскому двору, где о нем заботилась королева Мария. Однако это вызывало опасения Яна Люксембургского, подозревавшего, что чешская шляхта может лишить его трона и посадить на него не достигшего зрелости сына. Но нелегкий жизненный путь Карла, прекрасное образование, выдающийся политический кругозор, владение искусством дипломатии, что было весьма необходимо чешскому королю, восходящему на трон, в последующие годы позволили ему достичь всего, к чему он стремился. Учителем Карла стал Роже де Росьер из Лиможа, аббат из Фекама, ставший позднее напой Климентом VI, который был "человеком красноречивым и образованным и всяческим благородством нрава наделенным". Большое влияние на королевича оказала духовная атмосфера Сорбонны, где он занимался различными науками и, в частности, изучением юриспруденции.
В последние два года перед возвращением на родину Карл временно замещал отца - сначала в люксембургском графстве, а затем в накаленной атмосфере верхнеитальянско-люксембургской сеньории. Он в полном блеске проявил свою отвагу и рыцарские достоинства. Мы остановились более подробно на периоде молодости Карла лишь для того, чтобы объяснить, почему, еще будучи таким молодым, он мог проявить себя, как рассудительный и мудрый правитель.
Карл предпринял решительные шаги для того, чтобы избавить от долгов королевские поместья и постепенно выкупить все, отданное под залог. По примеру резиденции французских королей он начал обновлять Пражский Град. При этом при внесении новых элементов он стремился учесть традиции и своеобразие места. Вначале был полностью перестроен Королевский дворец. В Новом Дворце сохранилась старая ценная часть здания - романский фундамент и остатки дворца Пршемысла Оттокара II. В центре дворца был большой зал, соединенный с соседней часовней Всех святых. Прекрасное сооружение с ажурными переплетами окон с цветными витражами было построено по образцу парижской капеллы Сент Шапель.
Карл стремился всесторонне укрепить правовую структуру государства и его положение за границей. Одним из существенных результатов, которых ему удалось достичь, было исполнение вековых стремлений Пршемысловичей к освобождению страны от зависимости от мангеймской архиепископии. Еще при жизни отца Карл добился от папы Климента VI принятия соответствующего закона. Первым пражским митрополитом был назначен Арношт из Пардубиц, ставший впоследствии канцлером Карла VI и незаменимым его советником.
В том же 1344 г. был заложен фундамент нового кафедрального собора св. Вита, в котором работал французский зодчий Матье из Арраса. И здесь Карл проявил себя как новатор, признающий и уважающий традиции своих предков.
В новой постройке сохранился порядок капелл и, прежде всего, капеллы св. Вацлава. Карл понимал, какое глубокое значение имеет символика акта королевской коронации. Корону чешских королей при Карле украсили новыми драгоценными камнями и реликвиями. В результате издания Кодекса коронации чешских королей и установления верховного церковного авторитета ее охрана и статус приобрели юридическую основу.
Во времена правления Карла VI Прага стала политической и культурной столицей империи. Пражский Град стал резиденцией римского короля, а затем и императора Священной Римской империи. В нем царил дух дипломатических переговоров и королевских приемов, так же как и в Карлштейне - императорском граде, расположенном недалеко от Праги по направлению к Нюрнбергу. Окружение Карла состояло из выдающихся мастеров. К ним относятся художник Петр Парлерж, живописцы Мастер Теодорик и Николай Вурмсер и другие мастера, работавшие не только в Чехии, но и в других странах. Необычайного расцвета достигли художественные ремесла, например, ювелирное дело. После смерти в 1378 г. Карл VI оставил правление своему сыну Вацлаву VI. Новый король переселился в Старый Город, на Королевский двор, который затем и стал на протяжении ста лет резиденцией правителей.
В начале гуситской революции Пражский Град имел многочисленный наемный гарнизон венгерского и римского короля Сигизмунда, который не был допущен на чешский трон и представлял, таким образом, постоянную угрозу для чашников Праги. По этой причине весной 1421 г. пражские гуситы осадили гарнизон. Как только он, оказавшись в безнадежной ситуации сдался, гуситы захватили его.
В период правления королей из династии Ягеллонов в Пражском Граде шли большие строительные работы, связанные, прежде всего, с именем Бенедикта Рейта из Пистова. Вероятно, вначале были перестроены укрепления Града, так как с развитием артиллерийской техники их необходимо было реконструировать. Также нужно было усилить оборонительную систему обоих ворот: у западной надвратной башни было построено укрепление, а перед восточной - батбакан - узкий дворик, представляющий собой предзамковое укрепление. Фортификационную систему дополняли несколько башен оборонительного характера, в которых можно было установить огнестрельные орудия. Самая известная из них - "Далиборка" - была и местом заключения.
Высокое мастерство Рейта проявилось также и при обновлении Королевского дворца. Самыми известными сохранившимися до наших дней архитектурными памятниками того времени являются Владиславский зал и аудиенц-зал - творение Рейта 1490-1502 г. Монументальное впечатление производит сетчатая система дугообразных сводов. Такое же поразительное мастерство было достигнуто и в сводах так называемой Лестницы всадников, то есть главной торжественной лестницы при входе во Владиславский зал. Западное крыло Королевского дворца и новый королевский ораторий (молельная) в капелле св. Вацлава являются, по всей вероятности, творениями Мастера Ганса Шпейса из Франкфурта. В 1503-1510 гг. Бенедикт Рейт из Пистова также построил так называемое Людвиковское крыло дворца, уже в чисто ренессансном стиле. Фасад здания со стороны города разделен окнами в стиле раннего ренессанса.
При бегстве после поражения в битве с турками около венгерского города Могач король Людвик Ягеллон погиб, и Чехия, таким образом, в 1526 г. оказалась под властью нового короля. Им стал австрийский эрцгерцог Фердинанд Габсбургский, брат императора Карла V. Тот факт, что представители чешских сословий, в подавляющем большинстве некатолики, призвали в правители убежденного католика и, кроме того, твердого сторонника централизованного правления, вызывает удивление. Фердинанд, хотя и подписал при избрании обязательство сохранить установившиеся административные, судебные и другие нормы и обычаи, но был готов поступиться им в интересах сильной центрально-европейской габсбургской монархии. Попытки новой католизации, политических ограничений городских сословий и стремление к централизации стали оборотной стороной политики правления Фердинанда, которое длилось до шестидесятых годов XVI в., когда он после смерти брата, Карла V, стал императором. Тем не менее, годы его правления относятся к светлым страницам истории Пражского Града.
Древний средневековый Град постепенно превращался в резиденцию ренессансного стиля. К самым прекрасным творениям Ренессанса принадлежат восточный и западный фронтоны Владиславского Дворца. В западном направлении от дворца Фердинанд начал строительство новых королевских покоев. За оленьим рвом был разбит Королевский сад с летним дворцом. Он был построен по канонам итальянского Ренессанса севернее Альп и засажен по образцу итальянских садов. Но настоящей жемчужиной сада является "Поющий фонтан" (1564-1568 гг.), называемый так по звуку падающих в чашу фонтана капель воды.
Однако в результате пожара, охватившего 2 июня 1541 г. всю левобережную часть Праги, включая Град, работы по осуществлению ренессансного проекта в Пражском Граде были приостановлены. В то время Фердинанд I был полностью занят делами империи, которые поручил ему его брат, Карл V. В августе 1547 г. Фердинанд I с беспрецедентной жестокостью обошелся с первым протестом против Габсбургов на так называемом Кровавом Святобартоломейском сейме, и Град стал свидетелем унижений, испытанных пражанами. В Праге правитель оставил наместником своего младшего сына, Фердинанда, позднее ставшего эрцгерцогом тирольским, который вместе со своей супругой, Филипиной Вельзер, завел в Пражском Граде двор в стиле Ренессанса.
Строительство ренессансной резиденции в Пражском Граде, а также Бургграфского, Рожумбергского и Лобковицкого дворцов продолжалось и во времена правления преемника Фердинанда - Максимилиана II и завершилось при Рудольфе II. В течение почти трех десятилетий Пражский Град был снова императорской резиденцией. Оживилась торговля, процветали искусства и ремесла. Рудольф II был человеком высокой культуры и эрудиции. Однако в результате тяжелой и продолжительной болезни он все больше и больше искал уединения. Но это нисколько не отразилось на строительстве новых зданий и садов. При Рудольфе II в южном крыле на месте бывших виноградников был построен Райский сад. После 1920 г. благодаря архитектору Иосипу Плечнику он приобрел современный вид.
Кроме перестройки часовни Всех святых и украшения храма св. Вита, при императоре в 1584-1606 г. был построен северный дворец с двумя большими залами, небольшое крыло с башней напротив храма св. Вита и прилегающий к нему Испанский зал, автором которого был императорский архитектор Джованни Мария Филиппи. Тогда же возник и современный вид Золотой улочки с домиками, пристроенными вплотную к стене оборонительных укреплений. Град при Рудольфе II был одним из известнейших центров европейского маньеризма. Прага стала городом художников, ученых, астрономов, астрологов. Широко развернулась торговля. Император имел страсть коллекционировать произведения искусства, предметы живой и неживой природы, редкости, античные находки. Он был щедрым покровителем искусства и науки, жил в окружении ученых и художников, хотя вокруг него было немало шарлатанов и обманщиков. В то время в Прагу приехало много итальянских художников, резчиков, архитекторов и мастеров лепных украшений. Однако за дворцовыми стенами в результате продолжавшейся турецкой экспансии и, прежде всего, европейского религиозного кризиса постоянно присутствовала угроза конфликтов. Большинство чешских некатолических сословий противостояло менее многочисленной, но зато более влиятельной группе католического дворянства, так называемой испанской партии, беспрекословно поддерживавшей правящую династию Габсбургов. Реформаторы вынудили Рудольфа подписать "Грамоту величества" о веротерпимости. Но после этого тяжело больной и беспомощный правитель, проиграв в политической борьбе со своим младшим братом Матвеем (Матишем), спустя короткое время, в 1б12 году, умер.
В 1614 г. по проекту Винченце Скамоцци в Граде были построены Матиашовы Ворота, которые ознаменовали приход нового стиля - барокко.
Но конфликт между Габсбургами и чешской сословной оппозицией, в подавляющем большинстве протестантской, был далек от разрешения. В 1618 г. он завершился дефенестрацией, при которой были выброшены из окон третьего этажа Людвиковского крыла дворца императорские наместники, католики Ярослав Боржита из Мартиниц и Вилем Славата из Хлума. Восставшие сословия в 1619 г. призвали на чешский трон тогдашнего лидера немецкой Протестантской унии -Фридриха V Пфальцского, приехавшего 31 октября 1619 г. в Прагу. Новый правитель со своей супругой Елизаветой, дочерью английского короля Якова I, был коронован чешским королем в соборе св. Вита. Однако его правление длилось весьма недолго, чуть более одной зимы, откуда и пошло его прозвище "Зимний король". Бесславное восстание чешских сословий закончилось 8 ноября 1620 г. поражением плохо вооруженных и, главное, плохо оплаченных сословиями наемников на Белой Горе. 21 июня 1621 г. на Староместской площади их ждал палач, а в лучшем случае - эмиграция без каких-либо средств к существованию. Страна была подвергнута административному и военному гнету, началась насильственная рекатолизация. Победившие Габсбурги низвели Чешское королевство в положение несамостоятельной провинции в своей империи.
Незадолго до того, как закончилась Тридцатилетняя война, войска шведского генерала Кенигсмарка разграбили коллекции Рудольфа и другие сокровища в Праге и в Малой Стране. Тем не менее уже при правлении Фердинанда III, еще до окончания Тридцатилетней войны, в Граде началось строительство нового королевского дворца по проекту Джузеппе Матте. В 1680 г. фасад монастырского костела св. Георгия был украшен барочным фронтоном с рельефом святого. Барочную форму приобрела и старая консистория (архиепископский дворец). В семидесятых годах XVII в. был обновлен ренессансный Лобковицкий дворец, в двадцатых годах XVII в. в барочном стиле была построена капелла св. Яна Непомуцкого. В конце столетия Град и сады в северной части были огорожены бастионными укреплениями также в стиле барокко. При правлении императора Леопольда I был достроен и храм св. Вита. Это связывают с предсказанием о том, что тот, кто достроит собор, избавит Европу от турок. Возможно, под влиянием этого в 1673 г. император положил закладной камень при достройке собора. Кроме дворцовых и сакральных зданий в стиле барокко, в Граде появилось и несколько небольших часовен, а также множество барочных скульптур и картин. В конце XVII в. при императоре Леопольде I архитектор Жан Батист Марей севернее Оленьего рва построил просторный манеж.
Однако впоследствии во время войн за австрийское наследство и Семилетней войны Град был сильно поврежден. Особенно большой ущерб был нанесен во время осады Праги в 1744 г. при обстреле прусской артиллерией. Тем не менее, уже в 1753 году, во время правления императрицы Марии Терезии, была начата грандиозная перестройка Града в стиле венско-итальянского классицизма, которой руководил венский архитектор Никколо Франческо Леонардо Паккасси. В результате строительства новых дворцов панорама Града приобрела торжественный классический вид. Таким образом, период барокко был завершен. Новое самосознание нашло отражение в архитектуре монументальных творений, которые воплотились уже в эпоху классицизма.
Но только в XIX в., в конце концов, решили достроить Святовитский храм. Под влиянием каноника Пешины из Чехорода было основано Объединение достройки Святовитского храма. 1 октября 1873 г. был положен закладной камень строительства, которое длилось до 1929 г. В результате перестройки дворцов архитектором Паккасси и окончания строительства храма св. Вита панорама Пражского Града приобрела современный вид.
Замок Сихров (Сыхров)
История этого места начинается в средние века. В XIV в. здесь была деревушка, в XV в. построена первая крепость. В конце XVII в. Ян Якоб Ламотт из Фринтроппа построил на этом месте небольшой замок в стиле барокко с высокой башней и часовней.
Но это все предыстория. А нынешний Сихров ведет свою историю от 30 августа 1820 г., когда его купил Карл Алаин Габриель Роган. С этого момента род Роганов обосновался в замке и владел им до 1945 г., и именно благодаря Роганам, Сихров часто называют цветом Франции на Чешской земле. Первый владелец кардинал де Роган "прославился" благодаря истории, описанной в романе Дюма "Ожерелье королевы". Кардинал де Роган, влюленный в королеву Марию-Антуанетту и добивавшийся ее взаимности, стал жертвой мошенничества некой графини де Ла Мотт, которая уверила его, что королева ответит ему взаимностью, если он приобретет для нее ожерелье в покупке которого ей отказал муж- король Людовиг ХVI. Де Роган приобрел ожерелье, отдал его мадам де Ла Мотт, которая благополучно скрылась. А когда он не смог расплатится в срок, ювелиры обратились за долгом к королю и обман раскрылся. Де Роган был посажен в бастилию. А судьба королевы известна. Эта история переполнила чашу терпения народа (такие траты королевы при веобщем бедствии) , началась Великая французская революция и Мария-Антуанетта вместе с королем была казнена на Гревской площади Парижа. Де Роган впоследствии оправдали и выслали из страны, благодаря чему он обосновался в этом месте.
Карл Алаин Габриель Роган (1764-1836 гг.) перестроил маленький барочный замок в стиле классицизма, существенно расширив его. Работы были завершены в начале 30-х гг. XIX в., и в 1834-1835 гг. в новоотстроенном замке побывал в период своей эмиграции французский король Карл X со своей семьей и свитой.
В 1833 г. владельцы замка, не имевшие наследника по прямой линии официально усыновили сыновей Марии Луизы Жозефины Роган (сестры первого владельца замка из семьи Роганов) и Карла Луи Каспара Рогана-Рошфор: Камиля и Бенджамина.
Старший из усыновленных Камиль Жозеф Филипп Идесбальд Роган (1800-1892 гг.) стал не только главной рода, но и инициатором перестройки замка и его интерьеров в романтическом духе, которая произошла в 1847-1862 гг. Камиль воздвиг две мощные башни, которые должны были придать замку облик старинной крепости. Призматическая, на южной стороне, носит название Австрийской; цилиндрическая, на северной стороне, Бретанской (в честь родины рода Роганов - Бертани).
В перестройке замка принимали участи три архитектора: Франтишек Байер, Бернард Грюбер и Иосиф Прюво. Но только Иосиф Прюво (1807-1883 гг.), отец которого, француз по рождению, прибыл вместе с Роганами из Франции в Чехию, и занимался собственно реализацией и своих проектов, и проектов других архитекторов.
Прюво искал вдохновение в популярном в то время четырехтомнике Джозефа Наша "The Mansions of England in the Olden Time" (1839-1849). Рисунки Наша широко использовались как при создании интерьеров, так и во внешних сооружениях.
Прюво считал, что истинный позднеготический романтизм можно передать только через резьбу по дереву. Для претворения в жизнь этих планов необходимо было найти искусного резчика. И он был найден в пражском мастере Петре Бушеке (1824-1894 гг.), который с 1856 г. посвятил свою жизнь отделке интерьеров и созданию мебели для Сыхрова. Камиль Роган до самой своей смерти совершенствовал замок, пытаясь создать гармоничное произведение искусства. Он же реконструировал и замковый парк, занимающий 26 гектаров. Его племянник и преемник Артур Роган (1853-1914 гг.), имевший шесть детей, напротив, постарался переделать интерьеры замка, приспособив его для нужд живущих в нем людей с точки зрения функциональности. Его сыну, последнему владельцу замка Алаину Рогану (1893-1976 гг.), была совершенно чужда позднеготическая романтическая эстетика Камиля, и, в результате, при нем, замок частично потерял свой облик (как внтури, так и снаружи).
Эра Роганов в Сихрове закончилась в 1945 г., когда замок был конфискован в пользу государства за сотрудничество его владельца с фашистами. Однако, как часто бывает в истории, это палка о двух концах. В подвале замка скрывались чешские партизаны. Роганы их кормили, они не могли открыто закупать продукты – фашистские интервенты заподозрили бы неладное, поэтому они придумали этот ход – под предлогом развлечения фашистов закупалось на много больше продуктов, чем требовалось для фуршетов. После изгнания фашистов, власти особо не задумывались кого высылать, а кого - нет. Сихровский замок и парк включены в число самых знаменитых памятников Чехии и с 1 мая 1950 г. работают как государственный музей. В 1995 г. Ему был присвоен статус национального культурного памятника.
За время музейного существования замка, в нем регулярно проводились реставрационные работы на основе архивных материалов, целью которых было воссоздание интерьеров. Так были восстановлены, в том числе и, т.н. королевские апартаменты.
Коллекция произведений искусства сихровского замка относится к числу самых крупных в Чехии. Уникальность коллекции в том, что основу ее составляют уникальные экспонаты, вывезенные Роганами из Франции. Особенно хороша коллекция французской портретной живописи. Она считается самой крупной в центральной Европе и насчитывает 242 экспоната. В замковой библиотеке хранится более чем 7 тыс. томов, в том числе 9 манускриптов и 1614 книг, напечатанных до 1800 года.
Теперь еще немного о Роганах.
Первые упоминания о роде Роганов относятся к 951 г. Родоначальником считается некто Алаин I, принявший фамилию от названия городка Роган в Бретани, в котором находилась его резиденция. До конца XV в. Роганы неоднократно получали от короля право управлять Бретанью. В конце XV в. Роганы получили право именоваться принцами королевской крови. Они были связаны узами родства с лотарингцами, бурбонами, стюартами и другими династиями. С XVII в. Роганы занимают высокие военные, церковные и придворные посты при французском дворе, представители рода становятся верховными ловчими, верховными просителями, верховными камергерами, гувернантками королевских детей. В XVIII в. четыре члена рода стали кардиналами.
Во времена Великой Французской революции Роганы эмигрировали и разъехались по всей Европе, а Карл Алаин Габриель Роган приобрел земли в Чехии. После реставрации Бурбонов они так и не вернулись во Францию, в основном, потому, что проиграли ряд судебных дел, связанных с недвижимым имуществом, но немалую роль играла и нестабильная обстановка внутри самой Франции. Тем более, что 27 ноября 1808 г. они получили привилегию на княжеское положение, как в Чехии, так и в самой Австро-Венгрии.
Как и большинство исторических объектов, замок Сихров имеет своего духа, так называемую "Черную даму" - княжну Берту Роган. Это одно из трех приведений на территории Чехии, зафиксированное уфологами. Она была выдана замуж за своего дядю, который был на много старше ее. Брак был несчастливый, без любви.До 40 лет у нее не было детей, свою нерастраченную материнскую любовь дарила детям прислуги, живущей в окрестностях замка. Но в 40 лет она родила наследника. И пол года была счастлива, пока их мальчик не умер. Княжна Берта не смогла смириться с потерей малыша, она сошла с ума. Она не отпускала от себя трупик ребенка, не давала его похоронить, спала с ним, но ее усыпили и похоронив тело, не сказали ей, где находится могила. Боялись, что она может раскопать могилу. Берта прожила 27 лет после смерти ребенка. Но умерла она не естественной смертью. Ее нашли утром с кинжалом в животе. Неизвестно, было ли это убийство (Берта была невыносима, кто-то мог помочь ей уйти из жизни) или самоубийство. После смерти княжна Берта часто появляется в помещениях восточного крыла замка - двери сами открываются и закрываются, часто можно чувствовать поток холодного воздуха, слышатся стуки и вздохи, она бродит по замку: то пронесет свечи по коридорам, то постучит в окна, то откроет двери. Главная черта Берты – аккуратность, она не разрешает ничего переставлять и менять в замке. Если же такое случается , она возвращает предмет на место.
Самое интересное, что хотя у замка статус государственного музей, здравствующие члены семьи Роган не оставляют вниманием родовое гнездо, и периодические помогают чем могут, в том числе и финансами.
Ну, а еще здесь снимаются фильмы, например, сказка "Три орешка для золушки".
Кутна Гора
Прибыль от кутногорских серебряных рудников принесли огромную славу чешским землям в средневековье. Тогда Кутна Гора стала самым важным и богатейшим городом на чешской территории. На переломе 14-го и 15-го веков город серебра стал резиденцией короля Вацлава IV. Готический костел святого Якуба (1330) и собор святой Варвары - покровительницы рудокопов (1388) - относятся к ценнейшим архитектурным памятникам. Следующими сокровищами кутногорской шкатулки является бывший монетный двор - Влашский двор (13-й век) и несколько патрицийских домов. В здании, называемом Градек, - части бывшей городской крепости - размещен музей рудокопства. К экспозиции относится также и просмотр средневековой шахты. Из других достопримечательностей стоит внимания бывшая латинская школа или монастырский костел в городской части Седлец, в котором помещено знаменитое Костехранилище. Его интерьер создан исключительно из человеческих костей. Культурные мероприятия: Музыкальная программа, Кутногорское осеребрение, Святовацлавский виносбор.
Костел Костница
Часовня Всех святых была построена около 1400 года на кладбище цистерцианского монастыря в Седлеце. Кладбище носило репутацию Святой земли, потому что аббат Индржих здесь якобы разбросал горсть глины, привезенной из Иерусалима. Поэтому здесь захоронили не только местные жители, но и из Баварии, Польши и Бельгии. В 1318 году было похоронено 40 тысяч человек, которые умерли во время эпидемии чумы и во время гуситских войн в первой половине 15-го века. Максимльная площадь достигла 3,5 га .Когда мест на кладбище уже не хватало, а люди все продолжали умирать, кардинал приказал монахам выкопать всех трупов из могил и свалить в один из костелов. Такие Костелы использовались для хранения тел жертв инквизиции, т.к. места на кладбище стоили довольно дорого, и церковь в лице епископов получало приличный доход с продажи кусочка земли на кладбищах. Монах, которому было поручено заняться выкапыванием трупов, решил оставить хоть какую-то память о погибших, поэтому прибывающие кости он сложил в шесть пирамид по 10 000 костей. Современный вид и способ складирования костей, черепов приняли по предложению Карла Шварценберка в 1870 году. Он нанял чешского архитектора, который разобрал две центральные пирамиды и соорудил из них внутренний интерьер Костела. Интерьер начинается с алтаря и заканчивается люстрой, которая состоит из всех костей человеческого скелета.
Самое удивительное, что Костел является действующим и по сей день. Он принадлежит к культурному мировому наследию и охраняется ЮНЕСКО. Правда, Папа Римский выступает за закрытие и уничтожение последнего такого Костела. Естественно, католическая церковь никогда не оставляла улик. А тут такой памятник инквизиции.
07/02/2007 17:40
Материалы по теме
- Страны: Чехия
- Регионы: Центральная Богемия
- Города: Нелагозевес; Чески-Штернберк; Мельник
- Отзыв о поездке: Прага - мистическое очарование готики, апрель 2005
- Отзыв о поездке: Четыре мгновенья зимы, февраль 2005
- Новость от 12.01.2007: Туристов приглашают в сказочные замки Чехии
- Новость от 03.01.2007: Туристов пустят в подземелья чешского замка
- Новость от 01.12.2006: Чешская крепость Карлштейн станет Всемирным Наследием ЮНЕСКО
- Новость от 30.10.2006: Чешский парк Леднице отреставрируют
- Статья: "Кривой луг" в объятиях пятилепестковой розы, 27.05.2006
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.