лучшее письмо месяца

    Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна: Римини




    Флоренция – Болонья – Римини

    Alea jacta est
    Жребий брошен

    /Юлий Цезарь/

    Утром мы выдвинулись на станцию – поскольку места мы забронировали днем ранее, нужно было сесть именно на этот поезд. Интересно ведут себя люди на итальянских вокзалах: в маленьких городках они сидят в специальных зальчиках ожидания, а на крупных станциях типа Рима или Флоренции, где туристов море, попросту садятся прямо на пол – иногда подстелив газетку, и иногда и светлыми брюками на голый пол. Сигареты при этом тушатся прямо рядом.

    По закону подлости, наш поезд задерживался на целый час (не только у нас поезда не ходят по расписанию, и когда его все же подали, мы нырнули в вагон с некоторым чувством облегчения. Волновались, в основном, из-за того, что на билете был указан номер вагона 258, а я до сих пор не представляла, где этот номер написан (табличек в окошках, как нас в поездах, они не вешают). Все оказалось просто – номер был написан краской на двери.

    На месте мужа у окошка сидел пожилой священник в темном облачении и с белым стоячим воротничком. "Простите, сеньор, на это место у нас билеты", - сообщила я ему. "Нет проблем, сеньора", - и священник пересел на свое место, рядом со старенькой монашкой в белом платье и с огромным крестом на груди. Монашка была улыбчивой, разговорчивой, и немедля что-то спросила у меня по-итальянски. На понимание этой длинной фразы моего знания языка не хватило, и я, прижав руки к груди (невольно начинаешь жестикулировать, общаясь с итальянцами), сказала, что мне было бы удобнее общаться по-английски. Из-за моей спины проявился сосед по сиденью – дядька-негр, который, наверное, считал, что знает английский, ибо половину фразы произнес на английском, а половину – на итальянском. Общими усилиями мы с мужем поняли, что наши соседи по купе интересуются, насколько опоздал поезд. Этот вопрос они дальше задавали на каждой станции всем, кто проходил мимо купе.

    На одной из небольших остановок в купе села молодая негритянка. Как оказалось позже, ехала она по билету на поезд другого, более дешевого класса, что тут же выяснил контролер, который предложил ей доплатить стоимость проезда и уплатить штраф. Девушка тут же разразилась потоком слов на-итальянском, и говорила так активно и, видимо, убедительно, что суровый на вид контролер пожал плечами и ушел. Кстати, такой же тактики придерживались безбилетные бабульки, едущие а автобусе по Римини, когда на следующий день мы ехали в аэропорт, так что, видимо, при удовлетворительном знании языка отбрехаться все же можно

    Болонья. На прощание желаю всем счастливого пути. Священник долго машет нам рукой из вагона. Когда стоим на платформе в ожидании следующего поезда – на Анкону с остановкой в Римини, я говорю: "Какие же приветливые у них священники", на что муж отвечает: "Негр, что ли, был священником?" Оказалось, что муж, зайдя в купе, на облачение соседа по сиденью внимания не обратил (в отличие от меня, сидевшей напротив), и всю дорогу читал книжку, на людей не пялясь (опять же – в отличие от меня).

    Уже ярким и жарким днем мы прибыли на железнодорожный вокзал Римини. Слева от входа – турбюро, где, как обычно, нам выдали карту, а буклетов по Римини и Сан-Марино мы набрали на стенде перед входом – там, кстати, и на русском есть. Порадовало расписание автобусов до Сан-Марино – за 6,80 евро туда-обратно можно съездить на денек-другой (раписание привела в полезном приложении к рассказу).

    Наш отель Polo, 4*

    www.hotelpolo.it/html_en

    Поселились мы в этом отеле на 1 день, дабы из Флоренции потом через всю страну не торопиться на рейс самолета, ну и чтобы в себя прийти после недельных пробежек по Тоскане. Отель расположен на второй линии (так, кажется, это называется), от центра города (Старого города) минут 20 пешком и минут 10 до жд станции (но до нее ходят автобусы № 11), если кому нужно. В отеле 64 номера, но народу было немного - еще не высокий сезон. Номера просторные, с хорошей новой мебелью, на балконе (метров 6-7 квадратных) два белых пластиковых стула и столик. Вид с балкона - соседний отель и кусочек двора (у нас был номер 238). Нужно отметить, что застройка отельного побережья довольно плотная, отели стоят стройными рядами, и так, по слухам, 15 километров:)

    Еще немного о номере - отличный матрас, хорошие подушки (для меня это важно), на пол синий ковролин, огромный шкаф-купе с кодовым сейфом. Жалюзи на балконе закрываются дистанционно. В номере кондишен, мини-бар, письменный стол, кровать огромная. Номер просторный, светлый, но слышно было соседского ребенка-впрочем, наверное, через балкон звуки доносились. Сантехника швейцарская, душевая кабина, раковина-столешница, биде.

    Завтраки 7-12 на первом этаже. Яичница, сосиски, бекон. Соков видов 4, вода минеральная с газом и без, чай и кофе приносит официант. Большой выбор свежей вкусной выпечки. Фрукты, фруктовые салаты, дыня и ананасы в нарезке почищенные. Ну джемы-мармелад-йогурт еще, сыры, ветчина. Хороший завтрак.

    Пляжная зона отеля - через дорогу - хорошо оборудована: волейбольная площадка, детская площадка с бэбиситтерами, кабинки для переодевания на ключе, несколько кафешек. Насколько хватает взгляда, стоят лежаки с зонтиками - стоит это удовольствие (2 лежака+зонтик) 15,50 евро в день, если покупать больше, будет дешевле - например, 9 дней стоят уже 82 евро, но нам все равно было только на 1 день. Ближе к морю – 18 евро за пару лежаков и зонт, без зонта – 5,50 евро. Песок чистый, темный. В день нашего пребывания поднялся шторм, у берега было немного мусора - бычки, пластиковые бутылки, острые раковины. Когда не рекомендуют купаться, вешают красный флаг на спасательной станции. Вечером приятно было гулять по полосе прибоя – весь мусор уже убрали.

    Немного истории

    Римская колония Ариминиум была основана на этом стратегическом месте еще в 268 г. до н.э. и являлась важным узлом, где пересекались 3 центральные дороги страны: виа Фламиния вела в центральную Италию, виа Эмилия – на северо-запад и виа Попилия – на северо-восток.

    Именно здесь, с центральной площади, Юлий Цезарь обращался с воззваниями к своим прославленным легионерам. "Если я не перейду эту реку, это будет началом бедствий для меня. Если перейду, это станет началом бедствий для всех людей. Да будет жребий брошен". И пятитысячная армия Юлия Цезаря перешла Рубикон, и двинулась на Рим, чтобы вскоре положить конец Римской республике. Сама река расположена на севере города, и туристы обожают фотографироваться у неброской таблички "Rubicone" при выезде из Римини. А место, откуда Цезарь обратился к легионерам, отмечено мраморной трибуной на одной из центральных площадей города – Тре Мартири (в то время здесь был римский форум).

    Во времена правления императоров Августа и Адриана в Римини возведены главные его античные ценности: Арка Августа, Мост Тиберия, Большой Амфитеатр. В 90 году до нашей эры колония превращается в город. В конце 13 века к власти приходит род Малатеста. Римини становится гнездом этой могучей династии, которые подчинили себе почти всю Романью.

    Затронули город и Великая Французская революция, и мировые войны, но он выстоял. Уже 30 июля 1843 года здесь был открыт первый Привилегированный пляж, на котором отдыхала и наслаждалась морскими купаниями европейская аристократия. Постепенно на побережье строились фешенебельные особняки и виллы, а в июне 1907-го в Римини распахнул свои двери знаменитый "Гранд Отель". Итальянский кинорежиссер Федерико Феллини, родившийся в Римини, воспел эту особую атмосферу в своих фильмах, в том числе в знаменитом "Амаркорде". Здесь великий маэстро провел начало своей богатой событиями жизни и где обрел вечный покой.

    В 70-е годы на побережье Римини была построена полоса современных отелей общей протяженностью около 15 км, и сейчас это один из самых популярных морских курортов Италии.

    Для интересующихся историей города более подробно - можно почитать здесь: en.wikipedia.org/wiki/Rimini#History

    Во второй половине дня налетел ветер, набежали сизые тучки, спасатели вывесили на мачте красный флаг – штормовое предупреждение. На соседних пляжах и по два красных флага кое-где повесили. Дождь лениво побрызгал, и прекратился, и мы решили совершить прогулку по Старому городу, тем более что к ней мы приготовились еще весной

    Парк и городская стена

    Вдоль берега от нашего отеля мы вышли к городскому парку, где в специальном загончике выгуливают собачек, катаются на великах и роликах, и бегают по вечерам, а потом – еще к одному парку, вдоль городских стен средневекового города, которая кое-где сохранилась на удивление хорошо. Через дорогу виднеется Римский амфитеатр, обнесенный сеточным забором, затянутым зеленой клеенкой.

    Римский амфитеатр

    Датируется примерно 2 веком, сегодня от него осталось только несколько свидетельств того, что некогда было одним из самых больших амфитеатров Эмилии римской эпохи. Он имел форму эллипса с ареной размерами 73 x 44 м. и состоял из 60 арок (полагают, что он вмещал от 10 до 12 тысяч зрителей (по другим оценкам – 15 тысяч). В 3 веке амфитеатр был включен в свежепостроенные городские стены. Позже он был разобран и разграблен. Сегодня можно различить только несколько частей этого грандиозного сооружения (стены арены, один из главных входов и несколько входов на балконы).

    Дом хирурга

    В 2002 года при выкорчевывании дерева на piazza Ferrari были обнаружены остатки римского дома, построенного в конце II в. н.э. и разрушенного при пожаре в конце III в. н.э. Внутри нашли фрески, мозаики, посуду, декоративные статуэтки, предметы из бронзы, монеты… Кроме того, был найден большой запас хирургических инструментов, ступки, весы, мензурки и сосуды для приготовления и хранения лекарств - из-за этих находок дом получил название Дома Хирурга. Большая часть найденных предметов сегодня хранится в Городском музее, а место находки реконструируется.

    Арка Августа

    Сенат и Народ Римский посвящают этот монумент императору Цезарю Оттавиану, сыну божественного Юлия Цезаря, в седьмой раз императору, в седьмой раз консулу и назначенному в восьмой раз консулом по случаю реставрации дороги via Flaminia и других дорог Италии, им установленных и упорядоченных.

    /Надпись на аттике (в верхней части) Арки/

    Триумфальная арка Августа – символ города. Она была построена в 27 году в честь Цезаря Октавиана Августа на точке пересечения via Flaminia и Via Emilia – тех самых важнейших дорог империи. Высота арки 9,92 м, ширина 8, 45 м, толщина 4,10 м. В четырех медальонах арки изображены четыре божества: Юпитер, Нептун, Аполлон, сын Юпитера, Минерва. С обеих сторон Арки установлены головы двух быков, символизирующих Римини как колонию Рима. По традиции в античные времена на вершине Арки стояла мраморная квадрига, которой управлял император Август. Некогда Арка служила воротами города, от нее в обе стороны шли городские стены. В средневековье верхняя часть Арки, называемой тогда Золотыми воротами, была снята; теперешнее ее увенчание зубцами было сделано в X веке. Арка Августа была недавно полностью отреставрирована.

    Площадь Тре Мартири (Tre Martiri)

    От арки торговая улица ведет до площади Tre Martiri – когда-то здесь шумел форум важного римского города, а сейчас гуляют туристы, а на скамеечках, где растут огромные клумбы петуний замечательного фиолетового цвета, сидят седенькие бабушки, выгуливающие мохнатеньких собачек. Сейчас площадь носит название Piazza Tre Martiri в память о трех молодых партизанах, замученных во время войны – Марио Каппелли, Луиджи Николо, Аделио Пальярани. Памяти павших же во Второй мировой войне посвящена башня с часами. В центре площади – та самая " трибуна", с которой произнес свою пламенную речь великий Юлий Цезарь. Статуя Юлия Цезаря стоит на другой стороне площади, это копия его же статуи, стоящей неподалеку от форумов в Риме.

    В центре площади стоит церковь Chiesa dei Minimi di San Francesco da Paola, или dei Paolotti, заново построенная на месте прежней церкви в стиле барокко, стертой с лица земли во время последней войны. За трибуной Цезаря начинается улица via IV Novembre, ведущая к кафедральному собору Сан-Франческо (Малатеста), а в ее центре открыт (или отрыт?) кусочек древней дороги.

    Собор Малатеста

    Готическая церковь 13 века была перестроена Сиджизмондо Малатестой, задумавшим увековечить величие и богатства своей семьи. Проект был разработан гениальным архитектором Леоном Батиста Альберти. В результате фасад по внешнему виду напоминает незавершенную римскую триумфальную арку, т.к. строительство Храма было прервано в 1460 г., когда из-за политических разногласий с Папой Сиджисмондо стал испытывать экономические затруднения, а храм остался без купола, предусмотренного проектом Леона Баттиста Альберти. В 1462 г. Сиджисмондо был отлучен от церкви и попал в немилость. С тех пор Храм так и стоит незавершенным.

    Фасад украшен каменными гирляндами, где чередуются изображения четырех элементов герба Малатеста: слон, сплетенные буквы „I" и „S" (эмблема Сиджисмондо и Изоты, жены правителя), двойная лента с шахматным рисунком и цветок Изотты с четырьмя лепестками. По боковым стенам снаружи сделано по 7 арок - в них находятся саркофаги с телами придворных малатестианского двора, или "особ, особо приближенных к его особе".

    Обновление интерьера Храма было поручено Маттео дей Пасти, и сейчас мы видим довольно странную церковь, внутри напоминающую крытую площадь с почти зеркально гладким полом и богато украшенными капеллами. Первая капелла слева называется „Капелла планет" – там можно увидеть барельефы планет и соответствующие им знаки зодиака. Под знаком Рака (это знак Сиджисмондо) изображен вид Римини в малатестианскую эпоху (самое старинное дошедшее до нас изображение города). В „Капелле предков" находится произведение большой художественной ценности – картина Агостино ди Дуччио „Арка предков и потомков", выражающая волю Сиджисмондо объединить в одном месте останки своих предков и наследников. Великолепные и утонченные барельефы украшают „Капеллу Св. Михаила", посвященную ангелам – музыкантам.

    В Храме можно полюбоваться также шедевром Джотто „Распятие", написанным по дереву в 1312 г.; и фреской Пьеро делла Франческа, на которой изображен Сиджисмондо, коленопреклоненный перед Святым Сиджисмондо. Кстати, портрет Сиджизмондо работы Пьеро делла Франчески же можно увидеть в Лувре - волевой властный мужчина на темном фоне.

    С левой стороны за капеллами – небольшая комнатка, где на стене выбиты имена погибших при фашистах…целыми семьями…

    Часы работы храма 9-13/15.30-19, вых. 8.30-12.30/15.30-19.

    Церковь Sant'Agostino и San Giovanni Evangelista

    Улица via Cairoli n. 14

    Первое упоминание об этой церкви относится к 1069 году – тогда здесь стояла маленькая часовня. Позже на ее месте в 13 веке возвели существующую по сей день церковь, которая является самой старинной и самой высокой церковью Римини – когда-то она служила маяком для кораблей. Она посвящена Св. Иоанну, но поскольку была построена братством Св. Августина, то для народа она всегда была церковью Святого Августина. В 14 веке интерьер церкви был расписан фресками художниками риминской школы. Фрески Большой и правой капеллы, над которой возвышается колокольня, можно считать единственными оставшимися в Римини свидетельствами художественной школы великого Джотто.

    Кроме росписей, стоит взглянуть на интересный памятник какому-то местному поэту, погибшему во цвете лет – прямо в церкви возведен целый мемориал.

    Пьяцца Кавур (Cavour)

    В античные времена эта площадь была вторым Форумом, а сейчас здесь центр города. Мы вышли со стороны здания Городского Театра с арками и колоннами (в 1857 г. красную ленточку на его открытии перерезал Джузеппе Верди), и слева от нас выстроились три прекрасных дворца-замка: Гарампи (в нем находится муниципалитет), Аренго (олицетворение средневекового Римини), Подеста. В середине площади стоят: памятник Павлу V и Фонтан Шишки.

    Палаццо дель Аренго (dell'Arengo) увенчано зубчатым орнаментом, в средневековье было местом заседаний Ассамблеи города. Оно было построено в 1204 г. при правлении подеста Модио ди Карбонези.

    Палаццо дель Подеста (del Podestа). Подестой в средневековой Италии называли правителя, которого приглашали управлять городом – считалось, что человек, не связанный родственными связями с местными влиятельными семействами, будет принимать справедливые решения. Этот внушительный средневековый дворец был построен в 1334 г. На первом этаже в центральной арке свисала веревка, предназначенная для казней через повешение.

    Фонтан Шишки был построен в 1543 г. Джованни да Каррара. Барабан, поддерживающий Шишку, относится к римской эпохе. Надпись на фонтане Шишки говорит о восхищении, которое испытал Леонардо да Винчи при его виде. Из фонтана можно пить, и этим пользуются не только туристы, но и крайне наглые голуби.

    Статуя Павла V, воздвигнутая Муниципалитетом Римини в знак благодарности Папе Римскому (Камиллу Боргезе), была торжественно открыта в 1614 г. В 1797 г. статуя была посвящена Св. Гауденцио, покровителю города; чтобы избежать сложностей из-за присутствия французов, с головы статуи была снята папская тиара и заменена епископской митрой, в левую руку был вложен пастуший посох, в то время как правая выражала жест благословения. В 1936 г. статуе вновь был придан прежний вид.

    Когда мы попали на площадь Кавур, взоры наши привлекли не дворцы, хотя и они заслуживали внимания, а небольшой безльдовый каток, вокруг которого столпилось множество людей. Оказалось, что начинается шоу на роликовых коньках – сначала выступила пара опытных "катателей", показавшая прыжки, вращения, поддержки, чем-то похожие на пируэты фигурного катания. Чтобы быть уверенной в том, что я где-то видела эту пару, посмотрю чемпионат Европы по фигурному катания – сдается мне, эта пара там будет выступать. А потом на "лед" вышли фигуристы помладше, а потом и совсем маленькие. Очень зрелищно!

    Еще на площади можно обратить внимание на церковный фасад, за которым прячется проход - арочная галерея – вероятно, переделанная из настоящей церкви. А на соседней улице прямо в церкви прячется какой-то зал заседаний…

    Замок Малатеста (Castel Sismondo/ Rocca Malatestiana)

    Замок был задуман как дворец и крепость вместе, как местонахождение двора и гарнизона, как знак силы и главенства над городом. Сейчас от него осталась только центральная часть. Строительство началось в наиболее благоприятное по предсказанию астрологов время – 20 марта 1437 года в 18 ч 48 минут, и строился замок до 1454 г. Известно, что консультировал строителей тот самый Брунеллески (построивший купол Дуомо во Флоренции), который в 1438 г. в течение двух месяцев находился в Римини.

    Внушительное строение, не лишенное очарования, со своими громадными квадратными башнями, с мощными покатыми стенами, поднимающимися из глубоких оборонительных рвов, производит потрясающее впечатление - – величественен, грозен и неприступен. Комплекс Замка состоит их четырех частей, связанных друг с другом: трехэтажный Дворец Изотты; центральный двухэтажный корпус со службами; большой двор; и дворец Маскио. Никакого украшательства – только стены толщиной 5 и высотой 30 метров, бастионы и крест над входом. Суровое средневековье. В этом своем любимом замке и умер Сиджисмондо 9 октября 1468 г.

    Именно в этом замке жила Франческа да Римини, история которой описана в "Божественной комедии" Данте, сюите Чайковского "Франческа да Римини", опере Рахманинова с таким же названием. Героиня стольких произведений была женой одного из правителей из рода Малатеста, изменившей мужу с его родным братом Паоло, за что влюбленные были показательно казнены, а их история дала трагический сюжет множеству произведений литературы и музыки. С полным перечнем можно ознакомиться здесь: en.wikipedia.org/wiki/Francesca_da_Rimini

    Мост Тиберия(Tiberio)

    Мост Тиберия над рекой Мареккья – величественное произведение строительного искусства римской эпохи. Ему 2000 лет от роду, но по мосту до сих пор ездят машины. Камни изъедены временем, но стоят крепко. Его сооружение было начато в 14 г. н.э. по приказу императора Августа, а закончено при его преемнике Тиберии в 21 г. н.э. Построенный из истрийского камня, мост своими пятью арками опирается на массивные пилоны, формирующие единый фундамент. Такое инженерное решение, придающее мосту необычайную устойчивость, свидетельствует о высокой технической грамотности римлян. Хотя мост в самом центре города, внизу у самой руки спокойненько себе гуляют утки.

    Когда начинает темнеть, мы возвращаемся к побережью и гуляем вдоль кромки прибоя часа 2, собираем ракушки, любуемся закатами, дышим свежим морским воздухом. Прибой сильный, но убегать от волн так забавно. Кстати, вечером море заметно чище, чем днем – может, его уже прибрали? На шесте у спасательной станции еще висит красный флаг, но некоторые еще купаются. На нашем пляже под тентом по-походному ужинает многочисленное шумное итальянское семейство. Вечер в курортном городе…

    Римини - Москва

    Утром мы спали "до упора", после чего плотно позавтракали и, сдав номер, отправились в аэропорт на автобусе. В некотором роде поездка на автобусе – экскурсия по городу: он проезжает мимо арки Августа, мимо сохранившейся городской стены у замка Малатеста, по ярким улицам вилл с названиями виа Беллинзона, виа Люцерн, виа София, виа Москва… я увидела почти все европейские столицы и множество городов Швейцарии.

    Регистрацию и паспортный контроль мы прошли довольно быстро (за что аэропорту – респект), получили свой такс-фри (как вспомню толпы японцев в таможенное окошко в аэропорту Фьюмичино…правда, зато во Фьюмичино выбор косметики-парфюмерии огромный, а в Римини бедновато), и уселись возле своего выхода. Незадолго до московского рейса вылетал дискаунтер на Лондон, и когда к их стойке регистрации выстроилась очередь англичан, к ним очень оперативно стали пристраиваться и наши граждане. Было очень забавно наблюдать, как подбегали тетки, и, не глядя на табло, на котором было четко написано "Лондон", суетились, занимали очередь у непонимающих англичан, правда, попадались умные дети, которые, вероятно, учили язык в школе недавно, и поэтому слово это все же разобрали и мамаш урезонили. А то бы в Лондон улетели, наверное

    С нами вместе летела команда КВН Томска в полном составе. Ничего, в глаза не лезли, вели себя спокойно. Правда, когда после получасовой задержки вылета (все уже сидели в самолете) объявили, что вылет задерживается еще на полчаса по причине опоздания части пассажиров, народ стал роптать. Когда опоздавших граждан выгрузили через полчаса из автобуса, легко представить, какие взгляды бросали на них измученные ожиданием пассажиры, прошедшие регистрацию и контроль вовремя.

    А по прилете в нашу очередь на паспортном контроле каким-то образом вклинилась группы китайцев, которых проверяли ну ооочень долго. Зато когда китайцы закончились (по очереди, нервно считавшей, сколько китайцев еще осталось, прокатился вздох облечегния), наша пограничница заработала с удвоенной энергией и через 5 минут мы уже ехали домой…

    Когда нас будут спрашивать – ну, как Тоскана, отвечать мы будем, наверное, так: посмотрели много, но еще больше осталось. Примерно на недельную поездку. Италии же еще осталось на много-много поездок.

    источник: www.talusha1.narod.ru

    Наталья
    11/04/2007 08:32


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Италии

    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    14.02.24 Uzbekistan Airways полетит из Ташкента в Рим
    01.02.24 В Венеции начался ежегодный карнавал
    13.12.23 Цифровая шенгенская виза появится только через 7 лет
    01.12.23 Известный итальянский горнолыжный курорт сменил название
    28.11.23 Итальянский визовый центр в Петербурге предлагает "выездной прием"
    27.11.23 Стали известны подробности о налоге для туристов в Венеции
    30.10.23 Визовые центры опубликовали график работы в ноябрьские праздники
    26.10.23 Италия, Словения и Хорватия временно вводят контроль на границах