Страницы: 1
Удивительно, что этот один из наиболее хорошо сохранившихся храмов не сильно облюбован туристом, по крайней мере мы там были совершенно одни, не считая пары арабов, желавших оказать нам услуги экскурса в историю древнего Египта.
Сирийские ворота, нетипичные для древнеегипетских храмов.
Спрашивается, зачем строить кусок военной заставы прямо возле культового сооружения? По одной из версий Рамзесу, побывавшему с походами на Ближнем Востоке, понравился стиль, поэтому его и скопировали при возведении его поминального храма. Такая себе древнеегипетская история с кукурузой. По другой версии в этот момент в Египте было не совсем спокойно, и такие ворота построили на случай бунта.
Тут видны остатки укрепительных стен вокруг храма.
Все поминальные храмы в ту пору строились по принципу доски почета. "И долго буду тем любезен я народу, что ..." и дальше на стенах храма шло долгое и нудное перечисление всех заслуг и подвигов фараона. Фараон этим сооружением должен был показать, что провел свою жизнь не в неге и объятиях наложниц, но пахал как раб на галерах на благо страны. Так как заслуги не просто записывали, но и пытались их изобразить, то храм в итоге перерождался в такой себе байопик о хорошем человеке. В этом смысле Рамзесу III было что писать на стенах храма, белыми они не остались. Он сражался с ливийцами, проводил военные кампании в Нубии, отбивал вторжение народов моря.
Не очень хорошо видно, одна из канонических сцен, фараон побивает врагов Египта пред очи бога Амона Ра. Бог - с двумя перьями в голове, фараон - слева, враги - они там пучком, фараон держит их за волосы и осуществляет ритуальный поколот.
Другой бог, Ра Хорахти, представляет фараона Амону Ра. Внимательно смотрим на самый низ фотографии.
Тут видно чуть лучше.
Еще одна важная техническая деталь, специфическая для этого храма. Рамзес II, правивший, как видно из номера, до Рамзеса III, за 67 лет своего бесконечного правления ввел в моду так называемое культовое рейдерство. Если ему нравилась статуя кого-то из фараонов-предшественников - он просто перебивал картуши на памятнике. То есть сбивал имя фараона-предшественника и приказывал высечь свое имя. Идея этого акта была проста: считалось, что после смерти бессмертная душа человека, его ба, нуждается в каком-то вместилище, иначе бессмертное существование невозможно. Лопнувшему шарику нужен горшочек. Поэтому после смерти так было важно сохранить тело, поэтому саркофаги делали с портретными чертами лица (чтобы душа могла узнать своего бывшего владельца и не случилась история из старого анекдота "Прости, Мойша, не узнал"). Точно так же, как в тело, душа могла вселяться в изваяние человека. Поэтому чем больше изваяний фараона имеет место быть - тем более безопасно его посмертное существование. Перебивая имена на скульптурах Рамзес просто страховался.
Рамзес III явно знал о таких поступках предшественника, поэтому картуши с именем фараона в Мединет-Абу вырезались так, что если попытаться их сбить или перебить (как номера перебивают на машинах) - стены, наверное, просто рухнут. В некоторых местах иероглифы вырезаны так глубоко, что раньше в них селились птицы. Сейчас с этим активно борются, помет - не лучший консервант для памятников.
Продолжаем движение.
Фараон и пленные враги.
Обращаем внимание, что египтяне не просто рисовали "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек". В рисунках они умудрялись передавать черты лица, особенности одежды, причесок других народов. Вчера прочел интересную фразу о том, что импрессионизм - это взгляд на божий мир загноившимися глазами, так вот у египтян это был жесткий реализм в силу их возможностей. Отличать одну национальность от другой я никогда не умел, но если не ошибаюсь, посредине - это ассириец.
Сехмет, богиня войны.
Внутренний двор за первым пилоном. Смотрим в одну сторону.
Поворачиваемся на 180 градусов.
Дырка в стене - это еще одно изящное схемное решение того времени, своего рода VIP-ложа. Как я уже писал в прошлом посту, к заупокойному храму вплотную примыкал дворец фараона, где он останавливался во время проводимых фестивалей молодежи и студентов (руины дворца хорошо видны на фото с воздушного шара). Когда во дворе храма устраивалось какое-нибудь важное религиозное действо - фараон мог наблюдать за ним, не покидая дворец, прямо из окна.
На стенах, как обычно, походы Рамзеса III. Тут фараон повергает в хаос врагов страны (в данном случае, ливийцев).
Тут - подводит итоги битвы.
Интересный момент. Фараону докладывают о количестве убитых врагов.
Как считать количество уничтоженных, не попрешь же с собой с поля боя тело убитого. Нательных номеров у них тоже не было. Индейцы Америки в таких случаях снимали скальпы, египтяне - отрезали кисть убитого врага. В верхнем регистре видно, что один из слуг царя указывает на гору отрубленных рук. Но с таким же успехом можно после битвы нарезать рук и убитых сотоварищей, для лучшей статистики. Чтобы этого не произошло, как мы видим на картинке, в нижнем регистре слуга указывает еще на одну кучу - отрезанных пенисов. Дело в том, что ливийцы, в отличие от египтян, были не обрезаны.
Пленный ливиец (зато при руках и всем остальном).
У нас есть спец. люди для масштаба.
Так как в некоторых частях храма сохранились потолочные перекрытия, то, соответственно, сохранились и краски, и можно увидеть, как пестро все это выглядело в действии.
Надо сказать, что храм в Мединет-Абу считается у людей от искусства одним из самых безвкусных в исполнении. Особое порицание вызывают колонны в виде сосисок.
Ну и под конец - пара фотографий дворца Рамзеса. То, что осталось от тронного зала.
Тронный зал в покоях царицы. Интересно, что и в первом, и во втором залах за стеной находится... туалет! Хотел сфотографировать, но туалетом фараона кто-то воспользовался до нашего посещения.
08/06/2013
Страницы: 1