10-дневное путешествие по Ирану

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Окрестности Йезда

Для поездки по зороастрийским окрестностям Йезда мы наняли гида Хусейна, которого нам предложили в отеле. Сумму, честно говоря, уже точно не помню. Дешево это не было, но с гидом в этой поездке явно веселее. Без него мы бы не все увидели, чего хотелось.

Херанок

Первым в программе дня стоял небольшой город Херанок (LP его пишет как Kharanaq), который находится в 80 км от Йезда. Дорога была довольно однообразна, а так как выехали мы рано утром, и в глаза слепило низко висящее солнце, мы быстро отрубились.

Первое, что нам предстояло осмотреть - старый караван-сарай. Выглядит довольно прилично, в центре небольшой газончик, но по большому счету ничего необычного. Походили внутри, пофотографировали. В итоге выяснилось, что теперь здесь работает местная обсерватория.

Караван-сарай - ныне обсерватория / Фото из Ирана
    Караван-сарай - ныне обсерватория

Зато потом мы полезли в Старый город. Говорят, ему минимум 1000 лет. Развалины - одна другой занятнее. Формы и полутени очень интересно играют - смотреть и фотографировать все это можно бесконечно. И я опять пожалела, что моя зеркальная камера лежит дома.

Херанок: следы времени / Фото из Ирана
    Херанок: следы времени

Однако гид красотами не любовался и вел нас проторенной дорожкой. Он привел нас к качающемуся минарету и ключом, который бы нам без гида никто не дал, открыл вход.

Качающийся минарет / Фото из Ирана
    Качающийся минарет

Мы несказанно обрадовались такому приключению и полезли внутрь. Ощущения непередаваемые: внутри совершенно темно и очень узко, но ясно понимаешь, по какой древности карабкаешься. Предпоследний ярус был с окошками, но, чтобы раскачать минарет, надо было лезть еще выше. А было это проблематично, так как вход наверх располагался примерно на метр выше пола. И самое главное, что это отверстие находилось не над полом, а над дырой, где начиналась лестница вниз. То есть: не дай бог сорваться, и катиться можно было до низу по крутой винтовой лестнице. В общем, на самую вершину минарета мы не полезли и качать его не стали. Да и хорошо. Пусть лучше это делают те, кто умеет.

Внутри качающегося минарета / Фото из Ирана
    Внутри качающегося минарета

Выйдя из минарета и заперев дверь, гид сказал, что пошел сдавать ключ и будет ждать нас через пять минут у машины. Мы сказали "ок", гид ушел... и мы поняли, что совершенно не помним дороги. Пошли по одной тропинке - уперлись в тупик. Пошли по другой - споткнулись об огромные нечеловеческого размера кости: зло пошутили и стали искать дорогу обратно. Плутали-плутали и снова вышли к минарету. В общем, машину мы, конечно, нашли, но впечатления эта прогулочка по древнему зороастрийскому городу оставит надолго.

Остатки древних поселений / Фото из Ирана
    Остатки древних поселений

Пока усаживались в машину, я обратила внимание на необычную для этой местности кустистость. Наверное, оазис. Кстати, пока мы плутали, с особенно высоких построек было видно, что неподалеку от города течет река, и растет много деревьев.

Оазис в пустыне / Фото из Ирана
    Оазис в пустыне

Когда мы покидали Херанок, ощущение было такое, что мы в нем не нагулялись. И я бы попросила дать нам больше времени, но дальнейшая программа была не ясна, а хотелось успеть все по максимуму, поэтому пришлось согласиться с гидом.

Чак-Чак

После получаса езды по горной пустыне машина остановилась у подножия высоченной горы. И стало ясно, что придется лезть вертикально вверх - причем довольно далеко.

Чак-Чак - снизу вверх / Фото из Ирана
    Чак-Чак - снизу вверх

Сначала где-то метров двести мы карабкались просто по камням вверх (другой вариант - по серпантину в обход). А потом начинаются ступеньки. Гид сказал, сколько там ступенек, но я уже забыла - то ли 270, то ли 217. Но в любом случае попотеть пришлось: особенно в пустыне, под палящим солнцем, в темном иранском хиджабе. Но наверху нас ждали таинства.

Вход к вечному огню / Фото из Ирана
    Вход к вечному огню

Заглянули за медные двери с персидскими мужами, а внутри небольшая темная каменная келья. В центре, в огромной чаше, горит огонь. По полу течет холодная вода. Мужчина в белом колдует над огнем и читает мантры. Люди вокруг кидают в огонь палки-вонялки.

Живые огнепоклонники / Фото из Ирана
    Живые огнепоклонники

Было увлекательно и весьма необычно. В общем - прикоснулись мы к прекрасному вечному. И поползли вниз. На обратной дороге гид кормил нас легендами про то, что "чак-чак" по-ирански это кап-кап, рассказывал, откуда здесь в горе взялась вода, и что за многовековое дерево столь пышно растет на такой высоте.

Пустыни и горы вокруг Чак-Чака / Фото из Ирана
    Пустыни и горы вокруг Чак-Чака

Интересно, что людей в Чак-Чаке было довольно много. Но гид сказал, что постоянно здесь живет два-три человека, а остальные или приезжают на каникулы, или просто находятся на экскурсии.

Мейбод

И снова нас ждал зороастризм - на этот раз в Мейбоде. И первое, что мы увидели - невысокая толстая башня, где когда-то давно жили почтовые голуби. Можно зайти внутрь и полазить. И все бы ничего, но внутри куча голубей, и все - мертвые.

Голубиная башня / Фото из Ирана
    Голубиная башня

А потом мы поехали к крепости Narein. Несмотря на монументальную планировку, использовали ее не для военных целей. Здесь просто жили люди.

Крепость Narein в Мейбоде / Фото из Ирана
    Крепость Narein в Мейбоде

Мы заплатили за вход и полезли внутрь. Время мало что пощадило и здесь, но основательность строения видна и сейчас, так что походили внутри и пофотографировали.

Крепостная стена Narein / Фото из Ирана
    Крепостная стена Narein

Необычный вид открылся с высоты крепостной стены. Оттуда стали видны такие же древние дома, как и в Хераноке, только жилые и с большим количеством деревьев.

Поселения вокруг крепости Narein / Фото из Ирана
    Поселения вокруг крепости Narein

Отъехав еще немного, мы попали в местный караван-сарай. Внутри есть ресторан и магазин, но мы от ресторана пока что отказались, зато зашли в музей ковров. Некоторые были так стары, что аж дух захватывало. И что приятно - ковры можно было трогать руками. Там же мужчина показал их систему плетения.

Ковровая мастерская в Мейбоде / Фото из Ирана
    Ковровая мастерская в Мейбоде

На входе в караван-сарай стояло уже привычное нам по форме водохранилище с четырьмя башнями.

Водозаборная башня в Мейбоде / Фото из Ирана
    Водозаборная башня в Мейбоде

А затем гид взял ключи у охранника музея и повел нас через дорогу показывать ice-house. Со стороны - обычное песчаное здание, как и все остальные вокруг. Когда мы зашли внутрь, глаза долго привыкали после ярчайшего света на улице к кромешной темноте внутри. Поначалу видна была совершенная черная пустота, а потом стали проглядываться очертания огромного конусообразного резервуара на много тонн. Оказывается, туда заливалась вода, которая зимой замерзала и превращалась в лед, а летом долго не таяла.

Дом льда в Мейбоде / Фото из Ирана
    Дом льда в Мейбоде

В тот день это была последняя достопримечательность, которую мы посетили. К этому моменту мы уже достаточно насмотрелись песочного цвета развалин. Жарко становилось почти невыносимо, и сказывалась усталость от информационного перенасыщения. Так что мы были несказанно рады, что наши зороастрийские похождения на этом закончились.

Мы вернулись в Йезд, пообедали в Silk Road, безуспешно поискали в городе хоть одну приличную чайхану (к тому моменту мы уже знали, что кальян в Йезде "forbidden", так что просто надеялись на вкусный чай), забрали из отеля вещи и к 9 вечера поехали на автовокзал. Билеты на автобус из Йезда в Шираз нам купили служащие нашего отеля. Но "кот в мешке" оказался выше всяких похвал - автобус был самый лучший, какой можно себе представить. Напомню, нас было трое. Двое из нас сидели вместе, а еще одна девочка - отдельно. И на соседнее место был билет у мужчины. Пришлось вмешаться контролеру, который долго пересаживал соседних мужчин и женщин, пока все мужчины не сели с мужчинами, а к нашей спутнице подсадили девочку-студентку.

Мария Пузанкова
    21/05/2007

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости из Ирана

12.04.24 Туристам советуют в ближайшее время отказаться от путешествий на Ближний Восток
    04.08.23 Россия и Иран ввели безвиз для туристических групп
    28.07.23 В Иране отменили все антикоронавирусные ограничения
    12.06.23 Mahan Air начала выполнять рейсы между Тегераном и Петербургом
    18.05.23 Nordwind начинает летать из Казани в Тегеран
    12.05.23 Nordwind Airlines будет выполнять рейсы из Санкт-Петербурга в Тегеран
    22.03.23 FlyOne Armenia объявила о начале полетов в Самару, Новосибирск и другие города мира