Аэропорт Fua'amotu простенький, без всяких там туннелей. Выходим на трап и попадаем во влажную тропическую жару. Здесь сейчас разгар лета - мокрого и жаркого сезона. Температура 30-35 при почти 100% влажности. Первое ощущение, что попал в баню. Сначала, кажется, что здесь не выжить, но человек прочен и ко всему привыкает.
На паспортном контроле, при виде нашего паспорта чиновник задумался и пошел к начальству выяснять - что это за страна такая. Для части стран 30 дней безвизовы, для другой 90. Про Россию ничего не написано. Нам дали 30 дней. Главное требование - наличие обратных билетов. Еще спрашивают адрес в Тонга, на что можно ответить, назвав любой отель, например Harbor View. Это хороший отель в центре города, его знают все и он, скорее всего, не исчезнет в ближайшее время.
Таможня пытается быть похожей на новозеландскую. Въездная форма очень похожа. Все те же вопросы, про ввоз продовольствия, посещения дикого леса, сельскохозяйственных ферм, наличие палаток и прочего туристического снаряжения.
Но сходство только на бумаге. Мы пометили наличие туристического снаряжения. Таможенник лениво с надеждой спросил: "А оно, может быть, чистое без следов грязи из заразного леса". Конечно чистое. Ну, раз так, то идите. Даже для приличия не порылся в наших рюкзаках.
Прямо в аэропорту обменник. Меняют все основные валюты по вполне приличному курсу, без лишних формальностей, даже не спросив паспорта. Местная денежная единица- паанга (pa'anga) или доллар Тонга T$ (TOP). Курс 1 US$=2.20 T$. (http://www.anz.com/tonga/)
Официально в Тонга положено говорить на одном из диалектов маори, объявленном тонганским языком межнационального общения. Считается, что население говорит на 40 диалектах и плохо понимает друг друга. Все знают английский, но говорят друг с другом все-таки на маори. Надписи как правило двуязычны, а иногда даже только на английском. В целом местный английский понять даже проще, чем новозеландский.
Из международных компаний по ренте машин в аэропорту представлен Avis (avis@kalianet.to) В маленьком ларьке предлагают выбрать одну из трех имеющихся в наличии машин. Цена 80T$ в день. Мы было уже договорились, но выяснились, что за машиной надо ехать в центр города. Для этого нужно брать такси. Сдать машину можно, правда, в аэропорту.
Делать нечего. Берем одного из давно вьющихся вокруг нас таксистов. Как понятно, привез он нас не в офис Avis, а в свою знакомую фирму (EM Jones Ltd. emjauto@kalianet.to), где машины много дешевле, ну раза в два - вместо 80 T$ - 75, а за 70 можно взять Тойоту с ручной коробкой передач. Так мы и поступили. В офисе конторы стоит компьютер. На экране родные Windows и Excel. При виде таких признаков цивилизации, я уже было хотел вспомнить про кредитную карточку, но выяснилось, что к цене добавляются 10%. Так почти во всех местах, где на стене красуются логотипы платежных систем.
Километраж не ограничен. Остров маленький, и нужно очень постараться проехать, сколько ни будь значимое количество километров.
Машину как положено страхуют, но предупреждают, что ее нельзя ставить под кокосовой пальмой и за машины побитые кокосами положено платить. Видать это у них не редкость. Более того, это еще и большая людская проблема. Смерть от кокоса по голове является весьма вероятным концом для местных жителей, а Lonely Planet прямо предупреждает, что если вы по нужде собрались под пальму, то посетите лучше баньян.
На этот раз нам досталась Toyota Corolla- старенькая и сильно раздолбанная. Кондиционера нет, как впрочем, и на других более дорогих, третья передача иногда не включается, но главное ехать можно. Правила на Тонге злобные. 40 км/час в городе, 50 загородом. В среднем народ их выполняет. Торопиться некуда. Весь остров можно пересечь за 40 минут из конца в конец. Движение левостороннее, в столице весьма интенсивное (video 7M). На центральных улицах часты пробки. Похоже машина почти в каждой семье. Бензин ~1.2 T$ за литр или 0.5 US$. Дороги узкие, асфальт далеко не всюду. В стороны отходят проселки (video 10M) с огромными лужами. Машины, в основном, подержанные, привезенные из Японии. На многочисленных площадках они продаются по примерно российским ценам. Для того, чтобы обозначить машину, предназначенную для продажи, принято установить над капотом разноцветную дугу.
Машины в ренту дают практически по любым правам, но после этого надо в ГАИ получить местные, тонгайские. Едем в полицию, а вернее в министерство внутренних дел.
По внешнему виду - обычная российская ментовка в райцентре.
В нужную нам дверь очередь, приема нет, дверь закрыта. Сидим, ждем. Жарко. Иду поспрашивать в окно кассира. Говорит должны работать, может у них обед с двенадцати до часу. Говорю, что уже два часа. Отвечает, что значит скоро придет, да и вообще, что пристал, сходи к начальнику в соседний кабинет.
Начальник повторил сказанное кассиром. Закрываю дверь, смотрю на вывеску - "министр внутренних дел". Во как оно тут. С министром пообщался!
Александр Симо 29/12/2003
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7
|