Прощай, "Сто сорок третья"!



    Брошенные древние корабли на дне высохшего моря, забытые памятники бурного прошлого - торчат в долине золотоносной реки ржавые, ободранные, разорённые остовы драг, уже наполовину скрытые обступающими их молодыми деревцами, успевшими за четверть века подрасти на галечных отвалах.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Драга - это плавучий горно-обогатительный комбинат, смонтированный на понтоне. Рама с движущимися ковшами опускается под воду и черпает со дна породу, поднимая её наверх, внутрь драги, где работает обогатительное оборудование. Самая крупная советская драга - уникальная 600Д (драга № 601 объединения "Лензолото"), выпущенная на Иркутском заводе тяжёлого машиностроения (ИЗТМ). Больше двадцати лет (с 1969 по 1992 год) она отрабатывала глубокую золотую россыпь реки Маракан в Иркутской области. Этот мастодонт, по сей день остающийся в мировой золотодобыче самой большой речной черпаковой драгой, имел длину 236 метров, 169 ковшей ёмкостью 600 литров каждый и мог поднимать около полутора тысяч тонн породы в час с глубины до 50 метров. Участь "Шестьсот первой" незавидна: в смутные девяностые, именно тогда, когда стремительно рушилась вся система государственной золотой промышленности, она затонула, будто не выдержав такого позора - очень символично.

    На приисках долины реки Большой Тарын, в системе комбината "Индигирзолото", в восьмидесятые годы работали три драги. Размерами, конечно, поменьше, чем "Шестьсот первая". Судя по внешнему виду, это изделия того же ИЗТМ с ёмкостью ковшей 250 литров. Нет, они не утонули, а просто опустились на дно своих котлованов и остались там навсегда. От полного разграбления их спасла труднодоступность района, но многие детали и оборудование всё же сняли и куда-то вывезли - хоть что-то пригодилось.

    Тарынские драги называли по заводским номерам - имён не было. Взглянем на то, что осталось от красавицы "Сто сорок третьей".

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Мощная передняя мачта удерживала ковшовую раму с ковшовой цепью и самими ковшами на ней. Мачта и рама остались, а цепи и ковшей нет.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Наверху - драгерское помещение, в просторечии драгерка. Оттуда велось управление всей работой драги.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    "Здесь работает комсомольско-молодёжный коллектив".

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Разор и запустение внутри.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Давно уже нет ни Магаданского совнархоза, ни могущественного Госкомтруда с его круглой печатью.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Питание - без отрыва от производства, прямо на драге. Время - золото!

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    "Родопи". Очень популярные были сигареты, болгарские - почти что настоящие иностранные, с фильтром! Кажется, такие продают и сейчас.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Перекрещивающиеся металлические балки - это основная несущая конструкция драги, которая называется суперструктурой.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Шлюзы. Именно в них золотые чешуйки отделялись от гальки. Именно здесь золото из абстрактного "содержания в породе", выраженного в граммах на кубометр, превращалось в видимый и осязаемый драгметалл. Неудивительно, что вокруг устроено ограждение из частой сетки.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Особо неустойчивых предупреждают: "Драгоценный металл - собственность государства". Но хищения были. Всегда. Даже в суровое "сталинское" время.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Вот на этих невзрачных резиновых ковриках оседало золото. Отсюда валютный металл начинал свою долгую дорогу, чтобы в конце концов осесть в подвалах Госбанка СССР или уйти на Запад, перевоплотившись в импортные станки и удобрения, а также финскую салями, французские духи и пресловутые джинсы "Монтана".

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Видна оконцовка промывочной бочки. В ней мелкая фракция породы (эфель) отделяется от крупной (галечной). Первая идёт дальше на шлюзы, вторая - в отвал.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Внутри вдоль всей бочки тянется оросительная труба: обогащение - дело мокрое!

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Стакер. По нему галька уходит в отвал позади драги.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Кажется, что люди ушли совсем недавно...

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    "Дражники! Не допускайте непланового простоя драг!"

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Чтобы попасть выше, приходится выйти наружу и забраться по ковшовой раме.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Здесь механизмы, приводящие в движение ковшовую цепь, и прочие устройства.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    На самый верх, в драгерку.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Капитанский мостик забытого корабля.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    "Слава труду! Слава КПСС!" - да, куда ж без этого...

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! Ты хорошо послужила стране.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    А вот - типичный пейзаж речной долины после отработки россыпи дражным способом.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Ландшафт меняется до неузнаваемости и навсегда.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Зато ручьи-притоки, которым "посчастливилось" оказаться пустыми - не золотоносными - сохраняют нетронутость и дивную красоту, по-северному скромную, застенчивую, и этим особенно трогательную.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Жизнь продолжается!

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    yesaul
    05/09/2014 09:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    18.07.18 "Аэрофлот" сделал скидку на премиальные билеты по некоторым маршрутам
    17.07.18 "Руслайн" сделал скидку на осенние и зимние полеты
    Половина пассажиров готова уступить нижнюю полку - но не всем
    В Анапе снова нельзя купаться
    16.07.18 В Краснодарском крае начали взимать курортный сбор
    Авиабилеты за рубеж подешевеют в среду
    13.07.18 РЖД сделали скидку в купе поездов Москва - Петербург
    12.07.18 Во Внуково появился капсульный отель
    Заповедник "Столбы" закрыли для посещения из-за медведей
    11.07.18 В Геленджике туристам не хватает воды
    [an error occurred while processing this directive]