Нагорный Карабах: советы и техническая информация

По результатам поездки в Нагорный Карабах рассказываю о технических деталях поездки: порядок пересечения границы и регистрации, достопримечательности, ориентирование, еда, ночлег, цены, проблемные люди и т.д.

Нагорный Карабах - государство, которое не признал никто, включая Армению. Однако понятно, что Карабах живёт в теснейшей экономической и политической связи с Арменией, а во многом и благодаря этой связи. Отчасти этим, отчасти культурным и этническим родством, географической близостью обусловлено то, что Карабах на Армению очень похож. Поэтому многое, что я писал раньше про Армению, справедливо и для Карабаха, и я часто буду ссылаться на тот рассказ.

Содержание

Язык
    Сувениры

Пересечение границы

Нагорно-Карабахская Республика (НКР) граничит с Арменией и Азербайджаном. Граница с Азербайджаном, разумеется, закрыта, и к ней даже приближаться не рекомендуется. Во-первых, вас могут принять за шпиона, во-вторых, могут просто грохнуть, благо перестрелки и стычки с жертвами с обеих сторон периодически происходят. Война.

Плакат на подъезде к карабахскому пункту пропуска:

не слушал / Азербайджан
    не слушал
    плакат / Азербайджан
    плакат
    анкета / Азербайджан
    анкета
    разворот / Азербайджан
    разворот

По мнению МИД НКР, пересечение границы допускается только в одном месте: пункте пропуска, расположенном на шоссе, ведущем из Гориса в Шуши. Фактически границу можно пересечь и на севере, по дороге, идущей через Зодский перевал. Пункта пропуска там нет, и некоторые путешественники проезжают там никем не замеченные. Однако, случайная встреча с военными чревата задержанием и допросом.

Наш первоначальный план заключался в том, чтобы въехать по шоссе Горис - Шуши, посмотреть Шуши, столицу НКР Степанакерт, разрушенный город Агдам, монастыри Гандзасар и Дадиванк и выехать через Зодский перевал. Но учитывая выходные и предстоящие праздники, мы не рискнули прорываться с риском задержания: нас вполне могли задержать и забыть на выходные, а у нас самолёт через два дня. Но вообще, как я понял, особых проблем не возникает: если и происходит встреча с военными, заканчивается она профилактической беседой (или допросом на два-три часа) и пропуском; в худшем случае - развернут. Последний вариант для нас, кстати, тоже был нежелателен - слишком большие концы.

Так или иначе, всё это слухи, предположения и единичный опыт. Каждая новая попытка пересечения границы через Зодский перевал делается на свой страх и риск. Тот, кто рискует, должен понимать, что в глазах карабахских силовиков это самое полноценное незаконное пересечение границы, за которое во всех странах обычно предусмотрена уголовная ответственность. Практика пока, вроде бы, благоприятствует путешественникам.

Въезд.

Итак, правильное пересечение границы осуществляется по шоссе Горис - Шуши. Там расположен стационарный пост, на котором стоят карабахские (только) милиционеры. Машина должна остановиться, все предъявляют документы. Россиянам виза не нужна, поэтому после проверки документов нас только предупредили, чтобы мы незамедлительно зарегистрировались в МИД НКР, расположенном в Степанакерте.

Поскольку мы приехали часа в четыре дня, мы сразу предупредили, что зарегистрироваться сможем только завтра. Возражений у милиционера это не вызвало, равно как и проблем при последующем заселении в гостиницу в Шуши и при проверке документов милиционерами на улице. Мы всем говорили, что приехали сегодня и зарегистрируемся завтра.

Выезд.

При выезде процедура повторяется. Машина останавливается, пассажиры предъявляют документы и регистрацию, после чего милиционер даёт разрешение на выезд. Что будет в случае отсутствия регистрации или нарушения её сроков, не знаю.

Регистрация

Это обязательная процедура, которую надо пройти в МИД НКР, расположенном в центре Степанакерта. Адрес запоминается легко: Степанакерт, Азатамартикнери 28. Мы пришли туда в субботу, наутро после приезда в НКР. То ли из-за субботы, то ли там всегда так, но нас попросили подойти через полтора часа. Погуляв по Степанакерту, мы вернулись через полтора часа, получили анкеты, заполнили их и ждали ещё часа полтора - сначала когда вернётся с обеда ответственная сотрудница, потом когда она просмотрит вчерашние заявки, потом когда она обслужит в порядке живой очереди всех накопившихся посетителей (мы, правда, прошли в первых рядах).

Анкета простая, никаких коварных вопросов в ней нет. Указываются основные личные данные, адрес проживания в НКР, срок пребывания и планируемые к посещению места. Мы выразили желание выехать через Зодский перевал, в чём нам тут же было категорически отказано. Сотрудница сказала, что НКР находится в состоянии войны, там рядом линия фронта, пункта пропуска нет, ездить запрещено, если поймают военные, будут проблемы. Поэтому она своей рукой вычеркнула из наших анкет Зодский перевал и распечатала нам регистрацию следующего вида.

В первой строке указано имя вождя группы и номер его паспорта, ниже аналогичные данные других участников. Обратите внимание: документ разрешает передвижение только по основным дорогам и не позволяет приближаться к линии фронта.

В порядке компенсации за полуторачасовое ожидание и отобранную мечту о Зодском перевале (а заодно о Дадиванке и Гандзасаре), мы выпросили вообще-то неположенные россиянам карабахские штампы в паспорта. Так что у меня теперь есть штука, которой ни у кого нет.

Оцените изысканную композицию разворота: Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах. Не хватает только турецких штампов, которые остались на предыдущей странице.

Выводы такие: - сама по себе процедура несложная;
    - есть риск, что с наскока регистрацию получить не получится, придётся подождать час-другой (третий-четвёртый);
    - плата за регистрацию не взимается.

Достопримечательности

Достопримечательностей в Карабахе много. В этом отношении он Армении не уступает. Здесь и красивая природа, и древние монастыри, и старинные крепости. Понятно, что многие едут в Карабах, чтобы увидеть следы войны, и для нас этот интерес тоже был не на последнем месте.

Мы хотели посетить Шуши, старый город с богатой историей, сыгравший важную роль в последней войне и до сих пор сильно руинированный. Дальше мы собирались ехать в Степанакерт - находящуюся рядом с Шуши столицу НКР, тоже сильно пострадавшую во время войны, но уже большей частью восстановленную. Потом - Агдам, город-призрак, разрушенный практически целиком и после войны опустевший. По пути в Агдам - крепость Аскеран, а потом монастыри Дадиванк и Гандзасар. Выезжать собирались через живописный Зодский перевал.

В итоге по причинам, описанным выше, мы посмотрели только Шуши и Степанакерт, а на обратном пути ещё и монастырь Цицернаванк, о чём будет подробно рассказано в своё время. Пока вкратце отмечу, что было очень интересно, не пожалели что заехали, как-нибудь при случае надо будет повторить, уделив Карабаху побольше времени.

Цены

Как правило, такие жекак в Армении, но иногда чуть повыше, а качество чуть пониже. Существенной разницы мы не обнаружили. Всё равно всё дёшево.

Деньги

Деньги - армянские драмы. В мае 2011 г. за российский рубль давали чуть больше 13 драмов, за доллар США - около 375 драмов, за евро - около 530 драмов.

Еда

То же самое, что в Армении, но немного подороже, похуже и порции поменьше, равно как и выбор забегаловок. Но всё равно недорого, сытно и вполне приемлемо по качеству.

Настоятельно рекомендую проверять срок годности продуктов при покупке в магазине. Там, в отличие от Москвы, люди честные, даты изготовления не подделывают, просто часто продают просроченные продукты без всякой задней мысли. Будучи уличены, деньги возвращают без спора.

Ночлег

Ночь была только одна, и мы провели её в центральной гостинице Шуши. Сначала с нас запросили 18000 драм с завтраком за троих, но мы сказали, что привыкли платить за ночлег не больше 12000 драм, и путём многоэтапных переговоров и дружеских споров пришли-таки к привычной сумме.

Представьте мой восторг, когда уже потом в Москве я случайно попал на сайт "Армянского бюро путешествий", на котором предлагается забронировать такой номер, как у нас аж за 3428 рублей в сутки! Не делайте ошибку, ничего не бронируйте, договаривайтесь на месте.

Наша гостиница - очень рекомендую (тем более, что она в городе единственная, насколько я понял).

Поднявшись в номер, мы поняли, что и заплатив 18000, мы, мягко говоря, не переплатили бы. Прекрасный просторный номер с чистым бельём, удобными кроватями, балконом с видом на Шуши, ненужным нам телевизором и нужным нам душем с горячей водой - чего ещё желать!

гостиница / Азербайджан
    гостиница
    букетик / Азербайджан
    букетик
    знаки / Азербайджан
    знаки

Украшение номера - карабахский букетик, веточки стоят в огромной изящно задрапированной гильзе даже не знаю, от чего. Очень уютно, сразу хочется проверить, нет ли противопехотной мины под диваном.

Ориентирование и дороги То же самое, что и в Армении: ориентироваться просто, но многие указатели на армянском языке. При необходимости местные жители охотно подсказывают дорогу.

Дорога до Шуши хорошая, живописная, но довольно извилистая, что не всякому водителю понравится. Другие основные дороги, говорят, тоже неплохи, но мы не проверяли. Просёлочные дороги проходимы, но лучше на внедорожнике.

На обочинах постоянно мелькают благодарственные знаки с именами бизнесменов, оплативших ремонт дороги.

Мобильная связь

Купленные в Ереване сим-карты МТС в Карабахе не работали. Покупать местные ради пары дней мы не стали.

Интернет

Видел интернет-кафе рядом с гостиницей. Цену, к сожалению, не записал, но то ли 7, то ли 14 рублей за час. Что это за бизнес, я не понимаю. Я к тому времени уже попользовался бесплатным (и довольно медленным) интернетом в гостинице, поэтому упустил возможность посетить самое дешёвое на моей памяти интернет-кафе.

Фотографирование

Фотографировали города, людей, оставшиеся после войны руины, памятники, красоту, убожество, ни в чём себя не ограничивали. Никто нам замечаний не делал, проблем никаких не возникало.

Бытует информация, что запрещено фотографировать в Агдаме, который до сих пор стоит в руинах после войны. Но мы туда не доехали и проверить эти сведения не смогли. Встреченный нами в Степанакерте путешественник из Болгарии сказал, что только что приехал из Агдама, где сфотографировал всё, что хотел.

Проблемные люди

С гопниками не сталкивались, с контуженными тоже. Всё было очень спокойно.

Единственное событие, заслуживающее внимания, имело место вечером в Шуши, когда мы, заселившись в гостиницу, пошли прогуляться и добыть честно заработанный хоровац. Когда мы возвращались часов в одиннадцать, к нам подошли два молодых человека в какой-то совершенно вольной одежде и, представившись сотрудниками милиции, испросили документы для проверки, обосновывая это военным положением.

Поскольку меньше всего они были похожи на сотрудников милиции, я попросил их предъявить документы, но удостоверение оказалось только у одного из них. Объяснили, что один на дежурстве, а другой ему помогает. Оставив "помощника" в покое, я тщательно переписал все данные удостоверения, приговаривая, что такая уж у нас в Москве традиция - милицейские документы проверять. "Милиционер" при этом любезно светил мне.

Молодые люди оценили традицию, и сказали, что у них здесь ничего "такого" не бывает, всё спокойно, только вот война, и поэтому надо проверить документы, но вполне достаточно чьего-нибудь одного паспорта. С самого начала разговора до его конца они были очень вежливы, и я так и не понял, то ли это была попытка разводки, то ли действительно проявили бдительность.

Язык

С языком ситуация примерно такая же, как в Армении, разве что немного похуже: поменьше вывесок на русском языке, почаще встречаются люди, не говорящие по-русски. Но связанных с этим затруднений не возникало никогда.

Сувениры

Мы нашли только одно место с неплохим выбором сувениров: киоск напротив храма Св. Христа Спасителя в Шуши. Там было много всякой керамики, изделий из дерева, магнитиков, символов Нагорного Карабаха и прочей приятной мелочи. Вещи оригинальные, качественные. А кроме этого киоска, по-моему, толком и не видели ничего.

Ну ещё купили всяких варений. Штука хорошая, но много не увезёшь, особенно если путешествовать без машины.