Страницы: 1 2
Путеводитель называет Луанг Прабанг кулинарной столицей страны. Мне трудно судить, но рестораны на набережной Меконга - первое и единственное место, где мне удалось нормально покушать за всю неделю в Лаосе. Для туристов меню ресторана соответственно адаптировали. За высокую по тамошним меркам цену в ресторане подавали не только хрящи, но и мясо, пусть его было и немного.
Найти мясо в Лаосе очень трудно. Страна бедная, большинство людей недоедает. За всё время в Лаосе я видел лишь двух толстяков: одного мелкого мафиози на белом "ленд крузеере" с золотой цепью на полгруди, и его водителя. Люди питаются, в основном, рисом и супом из варёной курицы, так называемым "сикен нудлс" (от англ. "чикен нудлс" - куриный суп с лапшой). Только в отличие от забегаловки на мюнхенском вокзале, в лаосский "сикен нудлс" не кладут мяса в европейском понимании этого слова. Повар отрезает от варёного цыплёнка острым ножом полоску через всю тушу. Что попало в эту полоску, то и окажется в тарелке. Мне вечно попадались кости, хрящи, иногда была шкура. В один вечер ближе к концу пребывания в Лаосе мы едва нашли место, чтобы поужинать. У нас не было времени для выбора другой харчевни, а в этой забегаловке не было мяса. Кости со шкурой я выловил из тарелки с кипятком и скормил мяукавшему под столом коту. Еда в Лаосе - больная тема. На протяжении недели меня спасали немецкие "сникерсы" из чрезвычайных запасов. Поездка в Лаос рекомендуется для похудения. Я сбросил две дырочки на ремне, а я и без того худой человек.
В ресторане в Луанг Прабанге со мной произошла забавная история. Для начала, хозяин послал сына принимать наш заказ. Ребёнок лет семи, разумеется, не говорил по-английски. Он нас не понимал, махал головой, а потом испугался и убежал к папе. Позже хозяин принял у нас заказ. Мне принесли холодный и обветренный рис. Когда я пожаловался, что рис несвежий, хозяин взял липкий шарик риса из моей тарелки руками, помял его в ладони и сказал, мол, рису полчаса. Он удивился, что я отказался кушать рис из его рук, и через пять минут принёс мне тёплый шарик другого риса. Хотя я подозреваю, что он попросту разогрел тот рис, что унёс в ладошке.
Французская политическая система в Лаосе опиралась на власть, существовавшую до их прихода. Некоторые богатые лаосские семьи играли важную роль в политике колонии. С тех пор в центре Луанг Прабанга сохранилось здания в колониальном стиле. Некоторые из этих зданий являются настоящими образцами времён Французской империи, но большинство были построены недавно из бетона в стиле "под старину", на потребу туризма. В таких домах размещаются отели.
Жилые дома простых лао построены по одному и тому же принципу во всем Лаосе. Городские дома узкие, вытянутые вглубь участка, всегда в несколько этажей. на первом этаже, на уровне земли, расположен источник дохода семьи: мастерская, магазин, харчевня. Первый этаж не имеет дверей и открыт настежь. Если в доме нет мастерской, тогда первый этаж используется в качестве общественной гостиной (телевизор, диван, ковёр). Такая комната тоже не имеет дверей. В Лаосе вообще не принято закрывать двери. Один раз, в какой-то деревне в джунглях центрального Лаоса я увидел пальмовую хижину, где раздвижная плетёная дверь была закрыта на амбарный замок. В Лаосе не слышали сказку про ниф-нифа!
В Лаосе очень необычный образ жизни. У лао нет чёткого разделения на частную и общественную сферы, как принято в Европе. Люди живут огромными семьями, часто по месту работы. Так, например, семья вахтёра живёт в помещение горсовета, в холле здания смотрит телевизор, лёжа на раскладушке, а где-то в конце коридора слышно шипения сковородки-вок. По коридору между телевизором и кухней шаркают шлёпанцами члены многочисленной семьи.
Лао помешаны на золоте. Все храмы и вся религиозная утварь покрыта позолотой, или, в крайнем случае, покрашена жёлтой красокй. Но и в жилой аритектуре пользуется почётом пшонка-стиль: комбинация из золотой гипсовой лепнины на бетонном фасаде. Бывшие колониальные рабы стремятся к архитектуре своих покорителей - богатой, пышной, позолоченной, с колоннами, фризами и фигурной оградой. Среди мусорных куч в Лаосе иногда можно найти маленький версаль! Это один из успешных лао построил себе дом, согласно своим представлениям о богатстве.
В Луанг Прабанге я застал начало празднования буддистского нового года. Среди прочих традиций, связанных с этих праздником, в Лаосе принято обливать прохожих водой с ног до головы. Этот обычай особенно популярен среди подростков. Лаосские дети вооружаются шлангами, вёдрами и водяными ружьями, и обливают всех без исключения - машины, тук-туки, прохожих. Лао любят обливаться водой! Автомобили специально замедляют ход, чтобы дети могли облить их как можно более тщательно. Быть облитым в новый год дарит обещания счастья на весь следующий год.
Мы дальше гуляем по городу и выходим к реке Меконг. Ради права торговать на Меконге французы завоевали весь Индокитай. Меконг впадает в океан в южном Вьетнаме. От Вьетнама вверх по течению через Камбоджу и Лаос - французские первооткрыватели верили, что пройдя весь Меконг до истока, можно попасть в Китай и наладить экспорт китайских товаров напрямую по реке, в обход британских торговых портов на побережье.
Французы ошибались. Уже вскоре после Луанг Прабанга Меконг становится непроходимой для судов. Теоретически Меконг берёт исток в китайских горах, но пройти туда на корабле оказалось невозможным. К тому моменту, как это выяснилось, французы уже завоевали весь Индокитай. Во Вьетнаме до сих пор едят омлет и блинчики с бананами, в память о бывших колонизаторах.
С пляжа видны дома на противоположном берегу Меконга. Некоторые обеспеченные лао построили себе здесь виллы с вертолётной площадкой, прямо как в фильме "Апокалипс сегодня".
Луанг Прабанг - компактный город, и после полудня прогулок я видел почти всё. Похожие один на другой монастыри спустя пару часов надоели. Монахов было так много, что стёрлось ощущение эксклюзивности и экзотики. Незнакомая мне архитектурная форма буддистской ступы быстро приелась, поскольку все храмы были построены в одном и том же стиле. Безусловно, каждый монастырь выглядел чуть иначе, но все они со временем смешались в моей памяти в один общий прообраз.
В том, что в Луанг Прабанг приезжает много туристов, есть и свои плюсы. Например, ночной сувенирный базар. В тропиках распространены ночные базары, как способ противостоять полуденной жаре. Базар в Луанг Прабанге - лучшее и единственное место в Лаосе, чтобы купить сувенир. Несмотря на то, что цены здесь завышены, они всё равно намного ниже аналогичных цен в Европе. На ночном базаре можно, к примеру, купить шёлковый шарф или сумку ручной работы за символических 10 долларов.
Гуляя по пляжу вдоль реки, я вышел к мосту из бамбука. Хлипкая деревянная конструкция вела в джунгли на противоположной стороне реки. Луанг Прабанг так и запомнился бы мне ухоженным колониальным городом среди пальм, если бы я не перешёл реку по одному из бамбуковым мостов.
Табличка у входа на мост объясняла, что мост строится каждый год заново после того, как бурные потоки реки ломают прошлогодний мостик. Глубина реки в этом месте набольшая. При мне мужчина ремонтировал какую-то несущую конструкцию: он пилил бамбуковый ствол, а потом привязывал его к мосту канатом. Перейти мост стоит полдоллара. Туристический аттракцион ведёт в очень нетуристическое место.
По другую сторону от реки я попал в совершенно другую реальность, совсем не оранжево-золотую, как буддистские ступы старого города. Скорее, буро-серую, как пыль от дороги.
Здесь не было тротуаров с французскими фонарями, вообще не было обочины, зато валялось много мусора, среди которого бегали дети и куры. Дети играли в козаков-разбойников и стреляли из пластиковых пистолетов. На пустыре стоял разобранный и проржавевший "горбатый запорожец".
Навстречу мне проехал мопед. За рулём сидела молодая лао, сзади мужчина держал в объятиях старый ламповый телевизор. В Лаосе (а особенно, во Вьетнаме) на пассажирском сидении умещались абсолютно неимоверные количества грузов и людей. Мужчина светился от радости, как тот телевизор, который он вёз домой!
Я шёл по улице, пока не вышел к базару. Здесь продавалась зелень, фрукты. Мясо лежало на ржавых столах, по нему ползали полчища мух. Не надо отворачиваться и ворочать носом: точно такое же мясо лао готовили и подавали в уличных кафешках! Продавщица, сидя на корточках на самом мясном прилавке, разгоняла мух импровизированным веером: пластиковым пакетом, привязанным к концу палки. Базар выглядел одновременно экзотично и мерзко. Зато продавцы - от мала до велика - все улыбались!
Лао очень любят фотографироваться. Они с радостью улыбаются в объектив фотоаппарата. Дети позируют, родители держат младенцев на руках, подростки строят рожицы. Как я уже говорил, Лаос - это страна счастливых людей. В конце публикации дорожных рассказов я подготовлю отдельный репортаж с портретами лао. Это будет самый добрый репортаж в истории моего ЖЖ!
Разительный контраст между двумя частями Луанг Прабанга, туристическим центром и жилыми районами, в дальнейшем, оказался характерным для всей страны. В большинстве городов Лаоса существовало такое же разделение на маленький красивый и огромный некрасивый город. В большинстве городов, правда, не было туристической части, и город сразу встречал путешественника разрухой. Впрочем, разруха - и была настоящим Лаосом, настоящей экзотикой этих мест, за пределами туристских троп.
На рассвете следующего дня мы покинули королевскую столицу древнего Лаоса и отправились в столицу действующую. До Вьентьяна мы добирались на самолёте, чтобы сократить время в дороге. Вьентьян оказался совершенно другим, чем Луанг Прабанг, но об этом я расскажу в следующем репортаже!
16/05/2018
Страницы: 1 2