Страницы: 1 2
Проведя семнадцать незабываемых дней на Филиппинах, мы прилетели в Бандар-Сери-Бегаван, столицу Брунея. Попасть сюда без волокиты невозможно. Если делать запрос на визу в Москве, то почти со стопроцентной вероятностью, вам не придет даже ответ. Но есть одна лазейка, о ней я расскажу отдельно... Бандар встретил нас дождями. Что может быть хуже плохой погоды, когда ты прилетаешь в незнакомую страну всего на 2-3 дня? Хорошо еще, что здесь простенький зонтик можно купить чуть ли не в каждом магазине всего за один доллар. К счастью дождь шел только в первый день, и все ключевые достопримечательности Брунея мы увидели.
У этого небольшого молодого государства оказалась неожиданно интересная история. Не всегда Бруней был таким маленьким и незаметным. Были времена, когда страна контролировала почти весь остров Калимантан и даже некоторые территории за пределами острова. Были также времена, когда армия Брунея была внушительной силой в регионе и успешно сопротивлялась войскам Испании, проводившим колонизацию Юго-Восточной Азии. И это все за 500 лет до обнаружения нефти и газа, а ведь тогда сила и величие измерялись другими мерилами. И если бы, сохранив сплоченность, тогдашнее руководство не позволило внутренним проблемам привести государство в полный упадок, было бы все по-другому. Внутренней враждой естественно воспользовались европейцы, укрепив свое влияние на Калимантане, и с тех пор Бруней становился все меньше и меньше, и в конце концов чуть было совсем не исчез. Два района соседней Малайзии Сабах и Саравак во второй половине 19-го века считались еще территорией Брунея. Путем каких-то запутанных махинаций оба района оказались под властью Великобритании. Да и сам Бруней впал в полную зависимость. Султан сохранил свои регалии, имел власть над своим народом, но и шагу не мог ступить самостоятельно, не испросив совета у метрополии.
Вид на Бандар-Сери-Бегаван с реки Бруней:
Важность этого региона многократно возросла с началом добычи нефти в конце 20-х годов. Именно по этой причине Великобритания, с легкостью избавившись от многих "нерентабельных" колоний, предоставив им независимость, так медленно и с неохотой шла на уступки в вопросе признания независимости Брунея. Изначально имелся план по объединению территорий современных Малайзии, Брунея и Сингапура в федерацию. С целью воспротивиться этому в Бандар-Сери-Бегаване в 1962 году даже вспыхнуло вооруженное восстание, направленное в том числе и против тогдашнего султана Омара Али Сайфуддина III, который поддерживал идею объединения. Вскоре восстание охватило всю современную территорию Брунея и даже перекинулось на соседние районы. Из лидера восстания шейха А. М. Азахари не получился национальный герой, о нем не принято вспоминать, его выгнали из страны, хотя, несомненно, это одна из ключевых фигур в брунейской истории. Плодами этой попытки переворота воспользовался сам султан, заявив об отказе в присоединении к федерации и озвучив то, чего добивался бедный Азахари, - стремление к полной независимости. Это все происходило на фоне обнаружения новых месторождений нефти и нежелания делиться доходами от ее продажи. Переговоры шли годами, англичане тянули время, получая ежедневно десятки тысяч тонн нефти и миллионы кубических метров газа. Чтобы сохранить государственность и свою династию, султан был вынужден отказаться от притязаний на Сабах и Саравак, то есть от более чем 95% территории страны, и отрекся под давлением Великобритании от престола в пользу своего сына, нынешнего султана Хассанала Болкиах. Оставшись главным советником при сыне, он до конца жизни влиял на политику своей страны. Омар Али Сайфуддин дожил до того момента, когда была объявлена полная независимость Брунея, по кусочкам вырываемая, выклянчиваемая и выкупаемая у Британии. Случилось это в ночь на 1 января 1984 г. Тогда перед многотысячной толпой народа султан Хассанал Болкиах провозгласил полный суверенитет Брунея. Этого события ждали более 30-ти лет и цена, заплаченная за эту независимость, оказалась немалой.
Население Брунея - сплошь китайцы да малайцы (поди разбери, кто из них кто), говорят на малайском, но и с английским тут проблем нет. Личное наблюдение - люди все опрятные, в чистых одеждах. Бомжующих граждан замечено не было.
Вот вроде бы мусульманская страна, но на легкую вольность в одежде внимания никто не обращает.
Продавец золота.
Столица страны Бандар-Сери-Бегаван - маленький, но очень симпатичный городок. Первые поселения на обоих берегах реки Бруней появились здесь еще в восьмом веке, но древностей той поры не сохранилось. Условно исторической частью города можно назвать рыбацкую деревушку Кампонг-Айер, расположенную на противоположном от "материковой" части берегу реки. "На берегу" сказано достаточно условно, так как все дома построены прямо на воде на сваях. Это место, где продолжают жить рыбаки и ремесленники - самая бедная часть населения, мы посетим в следующей части. Современный город является прямой противоположностью "города на воде", но в отличие от последнего он не производит впечатление жилого места - да, здесь кипит обычная для столицы деловая жизнь, но жилья как такового здесь, такое ощущение, нет. Жители населяют окраины: те, кто победнее живут в Кампонг-Айер, остальные обзавелись особняками в пригороде, где отстроен огромный частный сектор - его внушительный размер виден из иллюминатора заходящего на посадку самолета.
Единственное, что может показаться старым - мусульманское кладбище на задворках города. Интересующиеся могут также посетить могилы предыдущих султанов Брунея. Отец нынешнего султана похоронен недалеко от музея Брунея на выезде из города, там же рядом есть и реально древние мавзолеи султанов Шариф Али (умер в 1432 г.) и Болкиах (в 1524 г.).
Улицы Бандара:
Ночью:
В самом центре есть несколько высотных офисных зданий (сложно назвать их небоскребами). Одно из самых больших сооружений здесь - многоэтажная парковка, откуда открывается панорамный вид на весь город, но забраться наверх, говорят, удается не всегда - прогоняют бдительные сторожа. Я, правда, не пробовал, поэтому это информация с чужих слов.
Под парковкой еле приметный Китайский буддисткий храм. Вроде бы очень старый, но подтвержения этому я не нашел.
Храму досталось не лучшее соседство, парковка давлеет над ним и делает абсолютно не фотогеничным. Внутри же красиво, посетителей нет:
Раз уж речь зашла о храмах... Раньше столица называлась Бруней таун или Бандар Бруней, но в 1970 году город переименовали в честь бывшего султана, того самого, который отрекся в пользу своего сына после неудачного переворота. Бандар-Сери-Бегаван переводится с малайского как "город Его Сиятельства". И хотя территория Бандара заселена с незапамятных времен современный облик город получил совсем недавно. Как рассказал мне таксист, родившийся и проживший здесь всю жизнь, еще 50 лет назад все здесь выглядело совсем по-другому, стояли по большей части деревянные домики. Всю эту мирную деревенскую картину нарушало огромное здание главной достопримечательности Бандара - мечети Султана Омара Али Сайфуддина, в честь которого сейчас назван и сам город.
Эта королевская мечеть - символ и самое высокое здание города. Строительство было закончено в 1958 году. На отделку ушли очень дорогие привозные материалы, в основном гранит и мрамор. Купола покрыты чистым золотом. Здание уникально и с архитектурной точки зрения, смешав в себе исламские и итальянские стили (архитектор был итальянцем). Мечеть расположена в искусственной лагуне, огороженной забором. Через лагуну проложен мост к маленькому району, состоящему из нескольких десятков домиков на воде. Другой мраморный мост ведет к каменной ладье, используемой для церемоний. Вместе они являются визитной карточкой города и страны в целом. Очень красивое место, можно даже в определенные дни попасть внутрь мечети и подняться на минарет.
Ночью все это красиво подсвечивается:
Подглядел через открытую дверь вечернюю молитву:
Церемониальная ладья:
В этом месте можно увидеть неожиданный контраст, которым так удивляет Бруней. С одной стороны мечети Султана Омара находятся гигантский торговый центр, в котором нет посетителей. И место с тяжелым названием Taman Haji Sir Muda Omar Ali Saifuddien, в прошлом известное как Паданг Безар (Большое поле). На этом поле проходят все городские церемонии и парады. И когда сам султан не присутствует на участников смотрит его гигантский портрет, чтобы никто не забывал, что Бруней - абсолютная наследственная теократическая монархия.
Здание рядом с мечетью. Вроде не мечеть, но с минаретом.
А с другой стороны от мечети мост через лагуну упирается вот в такие дома с проржавевшими крышами. И это, заметьте, жилье в элитном месте столицы одной из самых богатых стран мира, а не в какой-нибудь банановой республике:
Трудно представить, но здесь действительно живут граждане государства, ВВП которого на душу населения гораздо выше, чем в России.
Должно быть здесь немало лягушек:
18/01/2018
Страницы: 1 2