Извержение вулкана Плоский Толбачик


    Страницы: 1 

    От Петропавловска-Камчатского до поселка Эссо - стартовой площадки вертолета для вылета к вулкану Толбачик - примерно 500 километров тяжелой асфальтовой и грунтовой дороги. Ее я помню очень смутно - из-за большой часовой разницы между Москвой и Камчаткой временами я просто выключался. Когда, наконец, добрались до гостиницы - стало не до сна. Сборка и проверка техники перед съемкой заняла половину ночи. Короткий сон, подъем в рассветных сумерках - и вот наш экипаж уже разогревает замерзший Ми-8 и готовит его к старту. На улице мороз -19С.

    От Эссо до Толбачика - примерно 30 минут лету. Скоро мы видим, как в иллюминаторах показывается фронт лавового потока... Он дымится, но открытого огня нет - лес не горит. Зависаем, открываем люки и делаем первые кадры. Сам вулкан впереди скрыт облаками и дымом. Решаем двигаться вверх по лавовому потоку. Наконец под нами первые красные потоки лавы! Тормозим вертолет, снимаем несколько сфер, бурные эмоции - мы все же увидели ЭТО! Дальнейшее продвижение вверх по потоку невозможно из-за сильной облачности, и наш экипаж начинает подбор площадки для посадки на склоне. Пролетая над остывшим потоком лавы, видим толпу разгуливающих по нему туристов. Некоторые в довольно причудливом снаряжении - видел человека в серебристом костюме очень похожем на жаропрочные комбинезоны пожарных. Замечаем вертолет, припаркованный на снежном поле. Мы садимся выше по склону довольно близко к лавовому полю и идем смотреть на поток с земли.

    Извержение с земли  / Фото из России
    Извержение с земли // Денис Будков, airpano.ru

    На земле холодно, сильный ветер также не добавляет комфортных ощущений. Подходим к потоку; на ощупь камни бокового вала лавы чуть теплые. Однако пройдя вглубь метров 50, начинаем замечать красное свечение лавы из-под некоторых валунов. Температура вокруг резко повышается. Всем становится очень жарко. Еще через несколько минут стало понятно, что безопасно подойти к не застывшей лаве в этом месте мы не сможем. После подъема на очередной пригорок, когда запахло палеными подошвами сапог, решили не рисковать и не лезть в самое пекло.

    Извержение с земли  / Фото из России
    Извержение с земли // Денис Будков, airpano.ru

    Делаем привал на склоне, в надежде дождаться улучшения погоды. По словам летчиков, к вечеру облачность обычно сдувало ветром. Но погода со временем только ухудшается. Облака сгущаются, ветер усиливается. Снимать с радиоуправляемого вертолета в таких условиях - значит бессмысленно угробить технику. Решаем сделать пробный вылет в сторону лавы, а затем попробовать снова найти площадку для посадки - поближе к работающему конусу вулкана.

    Фронт потока лавы / Фото из России
    Фронт потока лавы // Денис Будков, airpano.ru

    Взлетаем. В каком-то то ли тумане, то ли дыму начинаем пробиваться наверх, и вдруг внезапно перед нами открылась настоящая огненная река! Мы с Димой понимаем, что все, что было отснято до этого момента, меркнет по сравнению с новой картинкой. Открываем люки и иллюминаторы и начинаем съемку. Меняем позиции, высоту. Просим командира опуститься пониже, над центром лавового потока. В салоне становится очень жарко.

    Надо отдать должное нашему экипажу и особенно его командиру - Дмитрию. Временами мы зависали над лавой очень низко. Вертолет болтало как щепку восходящими потоками горячего воздуха, но Дмитрий держал его точно привязанным невидимым якорем к выбранной точке пространства. Когда в моменты съемки я выглядывал в люки - было ощущение, будто засунул голову в раскаленную духовку. Все взмокли от нестерпимой жары и напряжения.

    По итогом нашей работы телеканал "The Weather Channel" создал небольшой видеоролик.

    Но как бы этого ни хотелось - пробиться к работающему конусу вулкана в этот день нам не удалось. Облачность на склонах к вечеру так и не рассеялась. Наш вертолет приземлился недалеко от места, где стоял лагерь Сергея Горшкова. С этой точки открывался неплохой вид на раскаленный поток лавы, и в ожидании вечернего света мы провели около часа, восторженно наблюдая неудержимую силу природы. Представьте, что вы стоите рядом с горой из камней; высота этой горы - от 5 до 10 метров, ширина - несколько сотен метров, длина - несколько десятков километров. И вся эта махина прямо на ваших глазах движется - небыстро, но вполне заметно, издавая при этом громкое шуршание. Накрывает ощущение какой-то нереальности происходящего. Разум отказывается поверить, что такое бывает на самом деле...

    Извержение вулкана Плоский Толбачик в 2012 году / Фото из России
    Извержение вулкана Плоский Толбачик в 2012 году // airpano.ru

    На закате облака озарились нереальным, лиловым цветом, и мы, быстро стартовав на Ми-8, сняли над потоком лавы одну из самых красивых панорам нашего тура. Солнце закатилось за горизонт, и в вечерних сумерках мы вернулись на базу в Эссо.

    Утром следующего дня было решено взлететь еще до рассвета, однако все планы спутал отказавший салонный обогреватель Ми-8. Вечером предыдущего дня он работал с перебоями, но аэродромным механикам удалось его оживить. К сожалению, снова замерзнув утром, обогреватель совершенно перестал давать тепло в салон. На улице -25С, и пока механики безуспешно пытаются реанимировать печку, мы советуемся с командиром, можно лететь без нее или нет. Дмитрий говорит, что можно, но на горе мы все основательно промерзнем. Решение за нами. Недолго посоветовавшись, решаем лететь - другого шанса поймать хорошую погоду может не быть.

    Подлетая к Толбачику, мы понимаем - нам фантастически повезло! На склонах практически нет облачности, видимость вокруг - до горизонта. Столб дыма из работающего конуса освещен лучами восходящего солнца. Берем курс на конус! Делаем облет - и вот оно! Наконец мы видим с довольно близкой дистанции, как фонтанирует лава внутри конуса. Фантастическое зрелище! Незабываемое! Снимаем сферы, и вертолет идет на посадку примерно в километре от конуса.

    Выходим на разведку. На улице становится еще холоднее; причиной тому - сильный (10-15 м/с) ветер. Доходим до старого лавового потока. Дальше идти страшно. Земля под ногами горячая. Это на снимках она кажется холодной, так как местами лежит снег. На самом деле, если немного сгрести верхний слой - можно греть замерзшие батарейки от камеры, а если раскопать еще чуть-чуть - подошвы сапог начинают плавиться. Кругом трещины, из-под земли струится пар и газ. Прямо перед нами конус, внутри которого каждые несколько секунд происходят взрывы, выбрасывающие потоки лавы на высоту до 200 метров. Стоит сильный грохот. Зрелище завораживает, но нам нужно работать, и я возвращаюсь в Ми-8 за радиоуправляемым вертолетом.

    Извержение вулкана Плоский Толбачик в 2012 году / Фото из России
    Извержение вулкана Плоский Толбачик в 2012 году // airpano.ru

    Надеваю на себя все самое теплое снаряжение, руки - в снегоходные перчатки, и иду к нашей группе. На лице - горнолыжная маска, защищающая от ветра. Выползаю на снег. Ощущения - как у Нила Армстронга, делающего первые шаги по Луне.

    Вместе с Димой Моисеенко готовим аппарат к старту. Что из этого получится - мы не знаем, условия - запредельные для нашей техники. Минимальная температура, при которой я летал до этого момента была -15С, но при этом без ветра. Сейчас же мы - на высоте около 1500 метров, температура -31С, и дует сильный ветер...

    Проверяем все по несколько раз. Камера работает, видео-передатчик работает, запускаю двигатели - не запускаются: похоже, замерзли. Перезапускаю аппарат несколько раз - двигатели все равно не работают. Лететь невозможно!

    Досадно, но не страшно: именно для таких случаев мы всегда возим с собой запасной вертолет. Я оставляю Диму фотографировать конус, а сам иду к Ми8 - собирать вторую модель. В салоне -25С, уже замерзли все бутылки с водой, но мне почему-то не очень холодно. Примерно через полчаса вторая модель собрана. Снова иду к нашей группе, стоящей на лавовом поле.

    Мы повторяем все процедуры предполетной проверки. Стартую моторы - опять не запускаются! Стартую еще раз - есть запуск! Поведение машины неустойчивое, но я рискую отпустить ее в самостоятельный полет - и вот она в воздухе, набирает высоту. Поднимаемся, начинаем съемку сферы, рядом Дима ведет отсчет кадров и контролирует полетное время. Временами вертолет опасно бросает порывами ветра, но мне удается удерживать его примерно в одной точке. Наконец съемка закончена, и я опускаю вертолет, ловя его рукой. Ноги и руки немного дрожат от адреналинового всплеска.

    Смотрим с Димой отснятые кадры; есть ощущение, что стоим далеко. Решаем подойти к конусу поближе. Аккуратно шагаем по краю лавового поля. Сильно вглубь заходить страшно, кругом трещины. Наконец голос разума подсказывает нам, что пора остановиться. Дальше пусть работает техника. Снова готовим взлет, взлетаем, снимаем конус в нескольких ракурсах. Вертолет возвращается, просматриваем кадры - теперь отснялись нормально. Дима говорит: "А давай еще рискнем и подлетим к самому конусу? Материал у нас уже есть, а вдруг еще раз повезет?" Меняем флешку в фотоаппарате и отправляем наш вертолет в полет. Я направляю его в сторону конуса, и тут происходит непоправимое - машина камнем падает вниз, разбиваясь на лавовом поле. Скорее всего, не выдержала мороза силовая батарея, или, возможно, отказал один из контроллеров двигателя. Разбираться было некогда - забыв об осторожности, мы побежали спасать остатки техники.

    Лава / Фото из России
    Лава // Денис Будков, airpano.ru

    Как ни странно, после этого происшествия сильного расстройства не было - видимо адреналин еще не полностью выветрился из организма. Нужно было сделать попытку взлететь в невозможных условиях, и мы смогли ее сделать! Да, аппарат разбился, но он успел снять несколько уникальных сфер с гораздо более близкой дистанции, чем мы смогли сделать с большого вертолета.

    Разобрав и запаковав модели, ждем вечернего света. До заката осталось минут сорок, и мы с экипажем Ми-8 идем на лавовое поле - фотографировать фонтанирующий конус вулкана. Появляется ощущение, что к вечеру активность лавы сильно выросла. Несмотря на сильный мороз и дикий ветер, зрелище завораживает, и оставшееся до заката время пролетает незаметно. С огромным усилием заставляем себя оторваться от созерцания вулкана и бежим к вертолету.

    Запускаемся, взлетаем, уже привычными движениями открываем люки и начинаем работать. В эти последние полчаса вулкан, словно решив отблагодарить нас за терпение и выносливость, начинает взрываться двойными фонтанами лавы на многометровую высоту. Это был один из самых красивых и запоминающихся моментов полета.

    Уже в глубоких сумерках мы возвращаемся на базу в Эссо. Усталые, замерзшие, но очень довольные тем, что, наконец, смогли сделать это! Сняли свой первый действующий вулкан!

    Извержение вулкана Плоский Толбачик / Фото из России
    Извержение вулкана Плоский Толбачик // Дмитрий Моисеенко, airpano.ru

    В заключение я хотел бы горячо поблагодарить тех людей, без которых эта поездка, скорее всего, не состоялась бы, либо ее результаты были бы не такими яркими:

    Экипаж Ми-8 Камчатских авиалиний и особенно его командира - Дмитрия Задирея.

    Фотографа Дениса Будькова за предоставленные фотографии.

    Фотографа Сергея Горшкова.

    Специалистов-вулканологов - Ольгу Гирину и Дмитрия Мельникова. Они составили подробные описания объектов, которые вы можете видеть на панорамах.

    А также всех неравнодушных ребят с Первого Камчатского форума, которые помогали нам советами и контактами.

    Виртуальный тур
    Cферическое 360 видео

    Также хотим предложить вашему вниманию немного справочной информации о вулкане Толбачик.

    Вулкан Толбачик (действующий Плоский Толбачик (3085 м) и потухший Острый Толбачик (3682 м) является крупнейшим вулканическим центром юго-западного сектора Ключевской группы вулканов.

    Около 10 тыс. лет назад на вершине Плоского Толбачика образовалась кальдера (кратер) диаметром около 3 км, одновременно с которой к северо-востоку и юго-западу от вулкана сформировались региональные зоны шлаковых конусов, похожие на рифты гавайских вулканов.

    Южная зона протягивается до вулкана Николка на 45-50 км и называется Толбачинский дол. Вдоль осевой части Дола в узкой (3-4 км) полосе сосредоточено до 80% всех центров активности, в виде многочисленных трещин и цепочек шлаковых конусов, образующих вулканическую гряду.

    Достоверно известно два извержения на Толбачинском долу. Первое происходило в мае 1941г. В течение недели образовался шлаковый конус высотой около 200 м, было выброшено 0.07 км3 пирокластики (вулканического материала - пепла, шлака), длина лавового потока достигла 5 км, а объем лавы - 0.03 км3 . Второе извержение продолжалось с июля 1975г. по декабрь 1976г. Впервые в мире оно было предсказано П.И. Токаревым за неделю до события. Это позволило вулканологам детально пронаблюдать начало этого трещинного извержения. В течение 1.5 лет образовалось 8 шлаковых конусов высотой до 300 м, было выброшено около 1.0 км3 пирокластики, длина лавовых потоков достигла 9.5 км, а объем лавы - 1.2 км3.

    Новое трещинное извержение на Толбачинском долу началось 27 ноября 2012г. и продолжается до настоящего времени. С 27 ноября до 5 декабря площадь лавовых потоков составила около 20 км2, а объем изверженного материала за 24 дня достиг 1.0 км3и продолжает увеличиваться. Таким образом, извержение 2012 года уже можно считать самым мощным извержением на Толбачинском долу.

    Описание составлено О.А. Гириной, к.г.-м.н., в.н.с. ИВиС ДВО РАН

    Источник: airpano.ru
    Стас Седов, Дмитрий Моисеенко
    19/12/2017

    Страницы: 1 




    Новости из России

    26.03.24 Red Wings будет выполнять рейсы между Санкт-Петербургом и Ярославлем
    Стоимость авиабилетов в "экономе" резко выросла
    Nordwind полетит из Томска в Махачкалу
    В Гурзуфе открылся музей Константина Коровина
    25.03.24 Nordwind Airlines возобновит рейсы между Пермью и Мурманском
    Авиаперевозчики бесплатно предоставляют билеты пострадавшим в теракте и их родственникам
    Транспортные компании из-за теракта разрешают вернуть или поменять невозвратные билеты
    Пассажиров просят прибывать в аэропорты и на вокзалы заранее
    21.03.24 Nordwind начнет совершать рейсы из Махачкалы в Нижневартовск
    S7 Airlines проводит небольшую распродажу авиабилетов