Страницы: 1 2
Полдень на площади Дам. Напоминаю, "Дам" в переводе с голландского языка означает "дамба". Название площади, как и всего города, связано с дамбой, которая была построена на реке Амстел в XIII веке. Постепенно ее укрепляли, расширяли, и плотина превратилась в городскую площадь, а город стал развиваться вокруг нее.
Жизнь в этом месте била ключом. Развернулся большой рыбный рынок, для погрузки и разгрузки на плотине стали швартовать суда. Правительство выбрало площадь Дам центром политической жизни и местом, где была построена ратуша. Ныне это центральная площадь Амстердама, на которой расположены знаменитые здания и проводятся многочисленные мероприятия. На площади Дам находятся несколько знаковых сооружений: Национальный монумент, Новая церковь, пафосный торговый центр De Bijenkorf и Королевский дворец.
Королевский дворец (Koninklijk Paleis) начал свою жизнь 20 июля в 1655 году как городская ратуша. Но что это была за ратуша! Когда здание только построили, оно было самым большим в Европе светским сооружением, его даже называли "Восьмое чудо света". А все потому, что тогдашний мэр Амстердама (и по совместительству глава Голландской Ост-Индской компании) Корнелис де Грааф решил, что городу нужно здание, при взгляде на которое сразу будет понятно, кто в западном мире самый главный.
Де Грааф считал Амстердам мировой столицей, своего рода новым Римом и потому искал архитектора, который смог бы соединить античный шик и идею национального величия. Им стал Якоб ван Кампен, построивший роскошное здание ратуши в духе классицизма. Однако на фронтоне в дело вмешался скульптор Артус Квеллинус и устроил там барокко: львы, лебеди, единороги с позолоченными рогами... В центре композиции коронованная женщина, которая символизирует Амстердам, внизу изображены всякие морские чудовища (в том смысле, что Амстердам - владычица морей). Чтобы вся эта красота не утонула, в фундамент заложено 14 тысяч свай из особо прочных пород дерева.
В 1808 году Луи Бонапарт, брат Наполеона Бонапарта, который на тот момент уже два года правил Голландией, решил сменить место жительства и выбрал в качестве нового дома Амстердамскую ратушу. Так ратуша становится Королевским дворцом. Фонари на площади поистине королевские!
Новая Церковь (Nieuwe Kerk) уж лет пятьсот как не нова. Новую Церковь построили в XV веке, поскольку Старая церковь (Oude Kerk) не могла вместить всех жителей разросшегося города. С тех пор ее и называют Новой.
Церковь пережила несколько пожаров и в 1645 году сгорела почти дотла, после чего ее перестроили в готическом стиле, к которому позже были добавлены черты неоготики, ренессанса и барокко. Внутри церкви похоронены известные личности, в частности: немало насоливший англичанам адмирал Михаэль де Рюйтер, рок-звезда в мире картографии Виллем Блау, а также поэт Йоост ван ден Вондел, которого называют голландским Шекспиром.
Когда-то по солнечным часам на башне Новой церкви корректировали официальное время в городе. Сейчас церковь используется для художественных выставок, органных концертов, а также королевских бракосочетаний и коронаций. В первый раз там короновался король Виллем I в 1814 году, в последний раз - нынешний король Виллем-Александр в 2013.
Интерьер церкви и главный орган. Собственно орган был построен в 1655 году Хансом Вольфом Схонатом, над дизайном же трудилась команда, уже известная нам по Королевскому дворцу: деревянное "тело" органа спроектировал архитектор Якоб ван Кампен, скульптуры - Артус Квеллинус.
В те времена поставить орган в церкви было не так-то просто. Протестантская церковь полагала, что орган вещь неприлично роскошная и вообще пробуждает в людях плотские желания (в чем-то они конечно были правы...). Но городское правительство ответило: "Вы что! Церковная музыка - это же инструмент народного просвещения!" и орган все-таки был построен. Голландцы вообще мастера вырулить ситуацию в свою пользу, избегая при этом прямого конфликта.
Малый орган. Построен в XVI веке, чудом не погиб в огне в 1645 году, поскольку в момент пожара находился не в церкви, а мирно стоял в мастерской на ремонте. В том же году вернулся в церковь и был ее единственным инструментом, пока строили большой орган.
Самое удивительное сокровище Новой Церкви - резная дубовая кафедра. Она была сработана в 1649 году (слава богу, уже ПОСЛЕ того ужасного пожара) виртуозным барочным мастером Албертом Финкенбринком. В высоту она больше 13 метров, а вырезал ее мастер, по разным источникам, не то 15, не то 19 лет. Подойдем поближе и рассмотрим получше. А посмотреть есть на что. Я, честно говоря, не удержалась и даже потрогала. Прямо складывала руки на парапет и так стояла. Долго. Теперь я знаю это ощущение - ощущение прочного качественного старого дерева под руками. Невероятный осязательный опыт.
В протестантских церквях обычно не бывает алтаря, поэтому если уж что и украшать на полную катушку - так это кафедру, с которой читалась проповедь.
По углам кафедры изображены символические фигуры добродетелей: Веры, Надежды, Справедливости, Милосердия и Бережливости. Внизу рельефа изображены евангелисты, каждый со своим символом: у Матфея ангел, у Марка лев, у Луки бык, у Иоанна орел. Говорят, что в фигуре Луки мастер изобразил себя.
Внимательные люди, наверное, заметили, что у Справедливости не хватает весов, и интересуются, где они. По слухам, весы были импульсивно подарены канадцам, в благодарность за освобождение Амстердама 5 мая 1945 года.
В церкви и помимо кафедры много красивой деревянной резьбы. Черт побери, да вообще в Амстердаме очень много красивой деревянной резьбы! Но почему-то об этом нигде толком не пишут, так что резьба стала для меня неожиданным и очень приятным эстетическим открытием.
Своды церкви тоже деревянные.
Такому обилию дерева есть простое материалистическое объяснение. Голландские строители старались максимально избегать использования камня, чтобы уменьшить вес конструкции. Чем тяжелее здание, тем больше риск, что оно начнет оседать в мягкую речную почву.
Странные детали.
Фреска на одной из колонн. В прежние времена разноцветные фрески украшали большую часть церкви, но потом пришли протестанты и все замазали толстым слоем белой краски (чтобы не было неприличной роскоши и умов смущенья). Фрески были обнаружены и частично восстановлены только в ХХ веке. Обратите внимание на хмурый серый фон. Такое цветовое решение не вполне характерно для церковной живописи, зато очень характерно для города Амстердам: много серого и немного золотых и красных акцентов.
Витражи Новой церкви. Самый старый установлен в середине XVII века, самый новый в 2005 году. Витражи эти имеют две особенности. Во-первых, опять обилие серого, что уж для витража совсем странно. Хотя, как видите, это не вполне витраж, это скорее картина на стекле.
И вторая особенность - преобладание светской тематики. Нет ни святых, ни апостолов. Основная тема - короли, королевы, славный город Амстердам и великое королевство Нидерланды.
Спустя час фотографирования церкви, я наконец замечаю, что вообще-то в ней проходит выставка "World Press Photo". Мне очень стыдно, но я действительно ее тогда едва заметила. А между тем World Press Photo - это самый авторитетный международный конкурс фотожурналистики. Упс.
Вот эта фотография мне понравилась. Я в ней вижу метафору современной цивилизации.
...Мда. Пойдемте наружу, пожалуй.
25/06/2017
Страницы: 1 2