Страницы: 1 2
Водохранилище Западный Барай. Размеры водохранилища 8 км на 2 км - это самое огромное сооружение, созданное кхмерами.
Современный шлюз в южной части дамбы.
Западный Барай демонстрирует, как мог бы выглядеть Барай Индрататака, построенный Индраварманом I в Харихаралайе. Еще в эпоху Ангкорской империи водохранилище Индрататака заилилось и пересохло. Хотя первоначально оно пару сотен лет снабжало водой город Харихаралайю и имело приличные размеры 3800 метров на 800 метров.
Возможно строить водохранилище в Харихаралайе начал еще Джаяварман II. Прежде чем объявить себя Живым Богом, он уже имел очень интересную биографию. Всю свою молодость Джаяварман (в переводе "Закованный в броню победы") провел заложником на Яве, где имел возможность наблюдать бурное развитие яванского государства Шайлендров. В то время яванская цивилизация была более развитой, по сравнению с Камбоджей. Там в 8 веке н.э. построили гигантский храмовый комплекс Боробудур, там же создавали крупные водохранилища для орошения полей. Поэтому идея первого Барая Индрататаки в Харихаралайю возможно пришла с Явы, так же как и идея каменной храмовой горы, пирамида Баконг могла быть уменьшенной копией Боробудура.
На плане внизу видно, что водохранилище находилось севернее и выше главных построек Харихаралайи. Вода из него попадала в храмовые рвы, далее в ирригационную систему, а затем сбрасывалась в озеро Тонлесап, которое находится южнее.
На схеме водоем Индататака именуется как Барай Лолей, по названию построенного в его центре, на острове, храма Лолей. Ниже находится квадрат рвов храма Преах Ко, далее Баконг, и на юге прямоугольник дворца Прей Монти, тоже окруженный рвом.
Интересно, что о внешних оборонительных стенах Харихаралайи мало что известно. Они никогда не упоминаются, т.е. план города - это всегда три храмовые группы, окруженные собственными рвами. Но история городов Камбоджи говорит о том, что внешние стены с широкими рвами существовали почти всегда, тем более у столиц. Все кхмерские города имели один и тот же план - это квадрат оборонительных валов и рвов и главное святилище в центре, оно как правило тоже укреплялось широкими рвами и валами. Поверху валов шел деревянный частокол, который естественно нигде не сохранился, но сами линии валов и рвов всегда хорошо просматриваются, особенно на спутниковых картах. Так вот у Харихаралайи подобный оборонительный пояс не наблюдается. Кстати, проблема внешних укреплений - это одна из величайших загадок Ангкора, так как по ним можно судить о масштабах городов и о их конкретном местоположении. До сих пор ведется много споров о том, собственно, где находился сам город Ангкор или Яшодхарапура (но об этом позднее..)
Рассматривая спутниковую карту Харихаралайи можно заметить большой квадрат, где северная линия города ограничивается прямоугольником высохшего водоема Лолей или Индрататаки (он хорошо виден на снимке), а с востока и с запада ( т.е. справа и слева) видны зеленые линии, это деревья, растущие вдоль рек. Справа - река Ролуос (она и дала название современному населенному пункту), а слева какая-то "неизвестная" река. Уровень воды в реках в древности был выше, чем сейчас, поэтому они могли заменить отсутствующие оборонительные рвы.
Реки текущие параллельно друг другу и южный край древнего водохранилища создают искомый квадрат большого города, только не очень понятно, где его южная окраина. Если это так, то Харихаралайя - это квадратный или прямоугольный город со сторонами примерно 4 на 3 км - что весьма прилично... К сожалению, выяснить это на практике я так и не смог. Нужно было посмотреть - сохранились ли вдоль рек остатки валов. Но там плохие дороги и занятие это весьма изматывающее.
Харихаралайя, общий вид ( фото кликабельно)
Дорога к храму Преах Ко. Это самая древняя постройка в Харихаралайе, его возвел Индраварман I в 879 году. Слева в голубых рубашках сидят контролеры, проверяющие билеты, их здесь явно многовато - хватило бы и одного:)
Как и большинство храмов Ангкора Преах Ко является поминальным храмом. Индраварман I возвел его в честь своих предшественников. Центральный прасат в первой линии был мавзолеем Джайявармана II, основателя Кхмерской империи, прасат слева посвящен Притхивиндрешваре - отцу Индравармана I, а правый принадлежит его деду. Сзади на платформе стоят храмы поменьше, они посвящены обожествленным женам предшественников короля.
В каждом прасате раньше стояли статуи обожествленных правителей и их жен. Они имели облик богов - Шивы для мужчин и Парвати или Умы для женщин. Все скульптуры, как правило, имели портретное сходство с усопшими. Сейчас они все исчезли, некоторые вывезли в музеи, другие пропали еще в древности или были украдены в наши дни.
Священные быки Нандины перед входом в храм.
Все прасаты были кирпичными, но имели детали из песчаника, как эти ложные двери и фигуры охранителей. Правда, сейчас эти детали больше похожи на бетонные, а куда делись настоящие элементы непонятно, или же их залили каким-то цементным составом, для лучшей сохранности.
В древности все прасаты были оштукатурены и раскрашены. Судя по этому кусочку штукатурка имела еще и лепнину. Правда, сохранилась она мало где.
Прасат Лолей, построенный следующим кхмерским правителем Яшоварманом I в 893 году. Он также был поминальным храмом для предков царя.
Лолей возведен посередине искусственного водоема Индрататака. Когда его строили в нем еще была вода, поэтому храм строился на рукотворном острове. Лолей имеет двухступенчатое пирамидальное основание, на котором стояли башни прасаты со статуями божественных предков Яшовармана I. Сохранились они хуже, чем в Преах Ко.
Зато на территории Лолея сейчас находится действующий буддийский монастырь. Монахи которого, как полагается, занимаются постепенным разрушением индуистского храма, путем расхищения строительных материалов...
Вместе с монастырем здесь находится небольшая деревенька. Жительниц которой я запечатлел.
"Думы о смысле жизни".
А этой старшей девочке уже некогда "думать" - пора начинать трудовую деятельность.
Стоит отметить, что положение камбоджийских женщин всегда отличалось в лучшую сторону от положения женщин в Индии. Даже когда в Кхмерской империи господствовал брахманизм, женщины не были существами второго сорта, как это было принято в брахманской Индостане. Индуистские законы направленные на изничтожение женщин любыми возможными способами в Камбодже не были приняты. Хотя, конечно в Кхмерской империи женщина имела в среднем меньше прав, чем мужчина.
Здесь, как и в Индии существовала практика избавления от девочек, путем передачи их в храмы, для занятий проституцией, но им хотя бы сохраняли жизнь. Также в кхмерском индуизме не прижился индийский обряд сжигания вдов - сати, письменные источники повествуют, что женщины могли вторично выходить замуж, что было совершенно немыслимо в брахманской Индии.
Сам факт обожествления жен правителей говорит о высоком положении женщины в обществе. Как ни странно, но власть в Камбодже передавалась по женской линии, а не по мужской, отсюда вытекало такое почтение к "божественным супругам". Были известны случаи когда одна и та же женщина выходила замуж за трех королей подряд, постоянно оставаясь "главной женой" ( все кхмерские цари, как им и полагалось, имели большие гаремы)
Известны имена и женщин-правительниц - например, Джаядеви, правившая в начале 8 века, и уже упоминавшаяся выше.
И последний объект, который я посетил в Харихаралайе - это предположительные руины королевского дворца. Его окружал ров шириной около 40 метров. Он и сейчас хорошо заметен.
Со спутника видно, что территория дворца имела прямоугольную форму. Две дамбы, на востоке и на юге, соединяли его с остальным городом. Фото кликабельно.
Единственные уцелевшие здесь строение - это небольшой храм Прей Монти. Он состоит из трех прасатов на общей платформе. Возможно это была какая-то дворцовая часовня.
Все сооружения дворца были деревянными, поэтому от них ничего не осталось. Стоит отметить, что в Кхмерской империи все гражданские постройки возводились из недолговечных материалов, поэтому сохранились только культовые строения и отдельные фортификационные, и инженерные сооружения.
Дворцы часто стояли на земляных платформах, поэтому я постарался найти что-то на них похожее. Возможно на снимке внизу именно такая платформа.
Вот так выглядит сейчас дамба, пересекающая ров на востоке. Ничего интересно.
Я не нашел никаких признаков валов, окружавших дворец. Как правило, если был деревянный частокол, то он шел по относительно невысокому земляному валу, но в Прей Монти ничего подобного нет. Я не нашел ни керамических черепков, ни каких либо иных предметов. Единственные артефакты разбросаны только вблизи разрушенных храмовых башен.
Возможно виной всему этому послужило активное использование местных земель под земледелие, территория Харихаралайи, в отличии от более северных ангкорских городов, заросших лесом, постоянно перепахивалась многими поколениями крестьян.
Осталась только сельская идиллия..
В древности ангкорские города все были в сущности гигантскими деревнями, где стояли десятки тысяч домов, подобных этому. Сейчас плотной застройки здесь нет, больших деревень я не видел. Как правило, попадаются одни только хутора, состоящие из нескольких хижин.
Продолжение следует...
11/05/2017
Страницы: 1 2