Страницы: 1 2
Несколько удивила и огорчила в Выборге публика, как местная, так и финские туристы. Про жителей Выборга можно мягко сказать, что они неприветливы, что особенно удивляет учитывая уровень туристического потока здесь. В Выборге, пожалуй, случилась самая агрессивная нападка на фотографирование за всю историю моих поездок, чего не было ни в одной провинциально-промышленной дыре. В каком-нибудь Богом забытом фабричном городке гоповатого вида ребята при виде человека, фотографирующего какую-нибудь пятиэтажку или двор, любопытно оглядывались, но не более того. В Выборге же при съёмке исторических зданий и общепризнанных достопримечательностей едва ли не с кулаками кидаются. А если бы это были интуристы?
Здание банка Финляндии 1910-го на Рыночной площади:
Кстати про интуристов. Финны, которых было подавляющее большинство в гостинице, где мы жили, оказались не самыми приятными соседями. О каких-то элементарных проявлениях вежливости и этикета в самых простых ситауациях, в каких даже соседи-алкаши ведут себя учтиво, эти ребята, похоже, не слышали. Бесцеремонно пихнуть, втолкнуть в лифт, нажать кнопку в лифте в тот момент, когда ты входишь, так, чтобы тебя прижало дверями - для них в порядке вещей.
Дом Дагермана 1897-го, в советское время - педагогический колледж, ныне - филиал ЛГУ им. Пушкина:
С моим восприятием действительности вроде бы всё в порядке - в Польше, Чехии, Франции, Бельгии, Германии и Румынии с местными всё было хорошо. Предполагаю две причины подобного. Первая - в Выборг едут небогатые финские селяне, а интеллигентные и воспитанные финны путешествуют по другим местам, допустим по другим странам Европы. В пользу этого варианта говорит и внешний вид наших финских соседей по гостинице - если бы не их речь, вполне можно было бы подумать, что публика переместилась сюда с Киевского вокзала. Второй, конспирологический, - пропаганда и соответствующее отношение ввиду событий 2014-2015 годов. Кто его знает, что им там про нас рассказывают...
Ещё один жилой дом с чисто западноевропейским фасадом на месте снесённой крепостной стены:
Это привлекающее внимание здание с угловой башенкой и огромными окнами построено в 1898-м для местной ликёро-водочной компании. На первом этаже контора организовала недорогой бар. В финские годы в нём размещались военные (ближе к 40-м ставшие фашистскими) организации, в том числе "Лотта Свярд" - что-то вроде женского ополчения, в СССР признанного профашистским, в Финляндии же недавно вполне официально отметившего 90-летие. В быту в те годы здание называли "чёртова церковь". В советское время - клуб Выборгского морского порта, сейчас - клуб "Балтика":
Дом купца Буттенгофа, торговавшего сигаретами и вином, которые ему приходилось поставлять даже к царскому двору. На первом этаже размещался магазин, выше - доходный дом. Сегодня - жилой дом:
Костёл святого Гиацинта XVI-го века, ещё шведских времён. Изначально - монастырская школа, потом - дворянское собрание ("Рыцарский дом"), с начала XIX-го века - римско-католическая церковь. Сегодня - картинная галерея. В Выборге, несмотря на все войны, зданий возрастом под 500 лет сохранилось больше десятка, что вполне объяснимо: шведы строили из камня, а не из недолговечного дерева, как русские. Одному из домов Выборга приписывают звание "самого старого жилого дома в России", что впрочем спорно. Я на него к сожалению не обратил внимания.
Как видно, самую "массовую" часть выборгских красот составляют, как и в Сортавала, финские здания рубежа XIX-XX-х веков. Высочайшую ценность, бесспорно, представляют собой сохранившиеся шведские здания. Разбавляет всё это русская архитектура царской эпохи. Наконец, хоть Выборг никогда и не относился к Германии, немецкое влияние в архитектуре здесь тоже велико - традиционно тут проживало множество немецких купцов, из среды которых вышли и некоторые архитекторы, привнёсшие немецкие элементы в многогранное лицо Выборга. Финская женская школа 1906-го, ныне - политехнический колледж.
На Красной площади Выборга. За памятником Ленину справа - дом акционерного общества "Отсо" 1905-го. В 80-е годы претерпел реконструкцию, несколько изменившую изначальный облик. Существует мнение, что из-за неё здание сильно потеряло в плане внешнего вида. Слева - дом АО "Арина" 1902-го, который также реконструировался в 50-х и 80-х, в том числе - надстраивался до уровня соседнего дома, благодаря чему за спиной Ленина - своеобразные несимметричные ворота. Сам памятник Ленину находится на месте "Красного колодца", у которого в 1599-м по легенде обезглавили городского наместника Выборга Арвида Таваста и его сына, сторонников свергнутого короля Сигизмунда. Их головы были выставлены у Круглой башни.
Здание начальной школы 1886-го. Во время войны сильно пострадало и восстанавливалось почти с нуля. Возможно поэтому отдалённо напоминает сталинку, которых в Выборге, кроме, очевидного ж/д вокзала, и не найдёшь. С момента реконструкции и по сей день в нём располагается крупнейший в городе дом культуры:
Красивое здание завода "Заро", некогда выборгского судомеханического завода, производившего рыбообрабатывающее оборудование. В 90-е машиностроение здесь кануло в лету, однако завод, к счастью, не обанкротился, а перепрофилировался на обработку тонколистового металла:
Ещё одно творение Ульберга, на сей раз в стиле функционализма, - музей изящных искусств, построенный в 1930-м на единственном сохранившемся от Рогатой крепости бастионе Панцерлакс. После поражения в советско-финской войне в 1940-м, финны вывезли музейные экспонаты из Выборга. Здание долгое время находилось в полуразрушенном состоянии и использовалось как общежитие. Однако впоследствии оно было восстановлено и ему вернули первоначальное предназначение. Сегодня в нём размещается филиал Эрмитажа:
К слову о русской архитектуре в Выборге - здание реального училища 1884-го года, перестроенное сначала финнами, потом - восстановленное после войны с существенными изменениями. Роли своей не поменяло - в нём расположен политехнический колледж "Александровский":
Дом губернатора Выборгской губернии 1891-го, сегодня - совет депутатов. На фоне мрачной северной архитектуры, подобные "светлые" здания смотрятся довольно привычно и "по-домашнему" - что-то в таком духе можно увидеть и в Рязани, и в Москве, и в Красноярске. А вот здешняя крепость с башней и угрюмые каменные дома XVI-го века для нашей страны, пожалуй, уникальны.
Здание почтамта, построенное в конце XIX-го века в едином комплексе с домом губернатора, реальным училищем, лютеранской церковью и другими постройками "нового центра" на месте разобранной Рогатой крепости:
Вдали от центра, на Батарейной горе, изрытой рвами и насыщенной остатками Восточно-Выборгского укрепления работы легендарного Тотлебена, посреди мягко говоря слабоватого Центрального парка Выборга нашлась ещё одна впечатляющая постройка финской эпохи. Это водонапорная башня 1930-го года, на момент создания - крупнейшая в Финляндии. Заранее не зная что это, никогда не скажешь, что это водонапорка - настолько нетипично она выглядит. До недавнего времени в ней был ресторан. Сейчас его следов не наблюдается.
С финских времён остались и любопытные скульптуры. Вот например "Лесной юноша" с медвежонком. Черты его лица мне почему-то напоминают Пушкина:
Крепостной мост, ведущий из старого города на Замковый остров, обрамляют две женские статуи. Одна из них символизирует морскую торговлю, вторая - промышленность. Как гордо сообщают тематические источники, именно торговля и промышленность являются основой экономики Выборга. Задался вопросом, много ли существует городов, к которым подобное утверждение было бы неприменимо?
Бюст основателя финской письменности Микаэля Агриколы. Считается, что в Выборге он получил образование и был похоронен. Внешний вид Агриколы не известен. Мужчина, отлитый в памятнике, - "фантазия на тему". Бюст, установленный в 1908-м, был утрачен во время войны. Это - копия 2009-го:
Памятник лосю в парке в центре города. После войны и перехода Выборга к СССР, копии этой скульптуры были установлены в Хельсинки и Турку:
В укромном уголке парка Монрепо (про который - во второй части) - скульптура Вяйнемёйнена, героя карельских эпических сказаний. Другой его памятник мы видели в Сортавала. Поскольку это литературный герой, и его внешний вид, само собой, каждый для себя представляет сам, памятники различаются кардинально. Если говорить конкретнее - прообразом для сортавальского и выборгского Вяйнемёйненов просто стали совершенно разные реальные люди.
Памятник тоже не оригинальный. Восстановлен в 2007-м взамен утраченного в войне.
Вообще, отраден факт того, что в советскую и нынешнюю российскую эпоху Выборг не стали зачищать от послевоенных остатков старого города и строить на их месте "светлое будущее", как в Калининграде, а сберегли и по мере сил восстановили и продолжают восстанавливать исторический облик города. Независимо от исторической конъюнктуры и предыстории, к культуре нужно относиться с уважением. Как очевидный положительный результат - мы имеем прекрасный и уникальный город с оригинальными пластами русской, шведской, финской и даже немного немецкой культуры.
Выборг красив и неповторим, а в последние годы к этому добавились неплохие благоустроенность и общее состояние городских улиц. Но ещё совсем недавно Выборг выглядел сильно запущено, из-за чего в ходу были разговоры о том, что город не приживается на чужой территории, что вот дескать финны/шведы/китайцы/румыны из него бы конфетку сделали, что такая красота пропадает...
Остатки этой запущенности ещё встречаются, преимущественно им и будет посвящена вторая часть рассказа про Выборг. Ну а также легендарному парку Монрепо и некоторым современным деталям города.
20/12/2016
Страницы: 1 2