Страницы: 1 2
Неожиданно, но здесь нет той арабской суеты, которую мы наблюдали на границе или в Тетуане, и о которой рассказывают посетители больших городов Марокко. Не потому ли, что город окружен крупнейшими в Марокко плантациями конопли? Вряд ли, конечно, но эту траву предлагают здесь на каждом шагу. Могут даже экскурсию провести. Обычный торговец текстилем заявляет вдруг: "Шефшауэн знаменит своими тканями, цветом стен и... коноплей. У меня кстати есть свой надел, могу устроить прогулку, не желаете ли?". Местные хелперы, встречая вас вылезающим из гранд-такси, перебирают всевозможные варианты: "Ду ю нид такси? Ноу? Ду ю нид хотел? Ноу?", и после идет вопрос наверняка - "ага, ю нид смоук, райт?". В городке, надо сказать, иногда заметно европейскую целевую аудиторию, прогуливающуюся по городу в поисках подобных приключений, но до Голландии в этом смысле Шефшауэну далеко.
Шефшауэн очень фотогеничен. Здесь затвор моего аппарата щелкал особенно часто. Город обязан этим не только своему оригинальному цвету, фактурным старинным домам и колоритным лавкам, но, поболее того, местным жителям, которые, к слову, несильно любят фотографироваться и всячески избегают объектива. Реакция порой бывает очень неожиданной. В таких местах я часто размышляю на тему этических вопросов съемки. С одной стороны, хочется получить побольше хороших кадров, с другой - никак не хочется разрушать "настоящее" присутствием своего объектива. Люди здесь живут своей культурой, так не похожей на привычную нам. Эта жизнь происходит вокруг, и любое влияние извне способно разрушить ее. Например, десяток другой туристов-фотографов, заставляющий местных жителей ежедневно чувствовать себя как на выставке в этнографическом музее. Реакция понятна, хочется закрыться и не привлекать к себе внимания. Мне нравится, когда действо происходит по-настоящему. Но мне также нравится искренность в намерениях не только окружающих людей, но и фотографа. Во время поездки в удивительную Бирму, где также, как и здесь, хочется поливать фотоаппаратом по все стороны, случился момент, когда мне стало отвратительно снимать. Я захотел просто затаиться и не мешать той неспешной и реликтовой жизни течь в своем направлении. Так и здесь иной раз хотелось сделать кадр, но лучше оказалось просто понаблюдать. Но если в азиатской Бирме к фотоаппарату относились позитивно, и можно было запросто договориться даже о позировании, то здесь в силу арабского менталитета и уже неслабой популярности среди путешественников сделать это не так просто.
Если вы планируете большое путешествие по Марокко, на Шефшауэн можно закладывать дня два, не больше. Уже к концу второго дня придет пресыщение, яркий цвет начнет резать глаз, а все улочки уже станут известными. Всякая сказка кончается, и мы движемся в обратном направлении. С точностью до "наоборот" доезжаем на гранд-такси до Тетуана. Там тоже, поговаривают, есть своя медина, которая даже охраняется Юнеско. До парома еще много времени, решаем погулять. Но неразборчивость водителя городского такси приводит нас не к медине, а на некую площадь в центре. От нее расходятся улицы, и мединой совсем не пахнет. Прохожие тоже будто не в курсе, но скорее неважно понимают по-английски. Так и не отыскали мы вход в медину, и, насытившись напоследок марокканским чаем в местной кофейне, отправились на границу с Сеутой.
Обратный переход в Испанию странным образом оказался свободен от толп страждущих. Видимо, все страждущие пытаются нелегально преодолеть сеутскую стену, а на официальном переходе не появляются. Тут все просто: главное, не пропустить иммигрейшн. Перед входом в коридор с высокими решетками будет марокканская будка, там заполняем документы и ставим выездной штамп. Проходим по коридору, несколько раз предъявляем документы пограничникам, сначала марокканским, потом испанским, и под конец не забываем зайти в испанский иммигрейшн по указателям - в коридоре проверяют только факт наличия шенгенской визы, а о штампе в паспорте надо позаботиться самостоятельно. Кстати, штамп редкий - где еще будет отметка о пересечении границы шенгена в Африке.
Немного погуляли по старому кварталу Сеуты. После границы контраст резкий - тут типичная прогулочная улочка с кофейнями и "Зарой". Европейский в целом город, но с арабской публикой и на африканском континенте. В паромном терминале, чтобы комар носа не подточил, снова проверяют документы. Попалось скоростное судно, и через час мы уже шли по направлению к парковке в Альхесирасе. На вечер я специально подобрал жилье рядом, буквально за углом. Минут двадцать пути, и мы оказываемся за мысом, совсем рядом с крупным портом, но будто бы в отдалении от него, на природе, в поселке, который было видно с парома. Поселок террасами спускается к Гибралтару. С любой его точки открывается панорамный вид на Африку, где уже подрагивают первые огни. Весь вечер я не мог оторваться от этой картины. Долго сидел на заднем дворе в компании безмолвного каменного изваяния Будды, попивая крепко заваренный чай и созерцая далекий берег, огни кораблей и спокойную гладь моря, пока ночь полностью не поглотила этот вид и не оставила мне лишь силуэты.
12/10/2016
Страницы: 1 2