Зимний Крым

Страницы: 1

// mikhpo.livejournal.com

Уже давно я задумывал сходить с друзьями в зимний поход по Крыму. Так получилось, что родом я из Крыма, в походы по Крыму ходил неоднократно, но зимой не приходилось еще ни разу. Природа зимнего Крыма чудесна и разнообразна: в зависимости от погоды (или везения) можно, посетив одно и то же место, либо очутиться в заснеженной горной Лапландии, либо открыть филиал Туманного Альбиона, либо встретить позднюю осень или раннюю весну.

В качестве места проведения похода были выбраны Ай-Петри, Демерджи и Чатыр-Даг. В этих местах я уже бывал ранее, хоть и не знал их досконально. Перемещаться между ними очень просто с заходом в цивилизацию (меньше автономных дней вдали от населенки - меньше продуктов нужно брать с собой). Наконец, именно на Ай-Петри и Демерджи сосредоточено наибольшее число видов, которые мне интересно было заснять зимой.

В поход мне хотелось пойти в небольшой компании друзей, а не присоединиться к фото-туру, кем-либо другим организованному (последние четыре путешествия у меня были именно такими). Чтобы было больше гибкости, чтобы можно было самостоятельно и без компромиссов распланировать маршрут под собственные творческие интересы и желаемый темп путешествия. Оставалось только найти таких друзей, разделяющих с тобой фотографические интересы и жажду приключений и готовых выйти ради них из зоны комфорта. На протяжении шести дней мы вместе охотились за красивыми видами, испытывали радости и тягости походного быта и мерзли на холоде.

Хотя про холод - это слишком сильно сказано. Изначально мы планировали поход на середину января, но по различным обстоятельствам пришлось перенести его на конец февраля. Просмотрев историю метеонаблюдений за предыдущие годы, я пришел к заключению, что, совершив поездку в конце февраля, мы не сильно потеряем в "качестве" зимы. Но получилось так, что в конце этого февраля мы застали в Крыму уже уходящую зиму. Внизу снега не было совсем. Наверху снег успел основательно подтаять. Практически весь поход нас сопровождала хорошая погода. (какая неприятность!) С другой стороны, это дало больше физического комфорта во время похода и благодаря чистому ночному небу удалось несколько раз поснимать звезды. Хочу сразу предупредить, что мой рассказ изобилует названиями местных гор, троп и прочих географических объектов, встречавшихся на нашем пути. Заранее прошу прощения, если вам все эти названия не интересны. Но полагаю, что кому-то из читателей они все-таки могут быть интересны.

Начали поход с Ай-Петри. Из Симферополя до Ялты добирались на автобусе (приехали на автостанцию), далее пересели на другой автобус до Мисхора, чтобы подняться на Ай-Петри на канатной дороге. Приезжаем в Мисхор, выходим из автобуса, автобус уезжает... И тут нас ждет первый облом! Канатная дорога оказалась закрыта на ремонт. К нашему счастью на нижней станции канатной дороги были ушлые таксисты, готовые отвезти пассажиров на Ай-Петри до турбазы КСС за те же деньги, сколько стоят билеты на канатку. Это решило проблему, но все равно жаль времени, потерянного на то, чтобы доехать до Мисхора.

// mikhpo.livejournal.com

Людей наверху оказалось очень много. Дело в том, что на Ай-Петри мы поднялись как раз к началу февральских праздников. Народ на авто непрекращающимся потоком заезжал на яйлу отдыхать целыми семьями. Причем, не только из Крыма, но и из других регионов России и Украины. Турприют возле КСС превратился в шумную ярмарку, громкая музыка играла на несколько километров окрест, воздух был пропитан запахами жареного мяса, снежный покров был весь испещрен следами снегоходов, санок и лыж. Мы поторопились поскорее отдалиться от этой туристической вакханалии в сторону станции канатной дороги и зубцов. На контрасте с турбазой КСС людей там почти не было, потому что канатка не работала.

Первую ночь провели прямо на хребте, отойдя чуть дальше от зубцов и станции канатной дороги, чтобы цивилизация нам не мешала. Нашли местечко, где, как нам казалось, ветра было поменьше. Ну, его действительно было поменьше, но только до тех пор, пока мы не встали там лагерем. А потом, когда уже было проблематично переселяться на другое место, задула ветрюга... В общем, ночка выдалась прохладной. Зато оттуда хорошо просматривался берег, и ночное небо выдалось безоблачным, так что можно было поснимать звезды, не отходя далеко от палаток.

// mikhpo.livejournal.com

Рассвет встретили на зубцах Ай-Петри. Зубцы - это один из самых узнаваемых символов Крыма, у меня была давняя мечта побывать на них именно на рассвете. В этом походе мы даже поднимались к ним на рассвете дважды (и один раз днем), но мне этого показалось мало! Настолько там круто! Чувствую, что судьба еще не раз занесет меня на зубцы в будущем.

Купола вдали - Бедене-Кыр, Перепелиная гора. На ней расположена военная база.

// mikhpo.livejournal.com

Дальше мы целый день гуляли налегке по Ай-Петринской яйле (вещи оставили в татарской чайхане на станции канатной дороги), исходили ее всю вдоль и поперёк. Мне кажется, что с Ай-Петри я ознакомился весьма основательно, могу там теперь ходить без карт и проводников.

Вторую ночь провели уже не в палатках, а в татарской чайхане на станции Ай-Петри. Дело в том, что ребятам не очень понравились морозные впечатления от прошлой ночи. :) А в крытом и отапливаемом помещении всяко приятнее ночевать. Тем более что по деньгам это нам ничего не стоило, было только условие заказать в этой же чайхане ужин и завтрак, что и так вполне соответствовало нашим намерениям. Можно было сходить утром к зубцам, а по возвращению нас сразу ждал завтрак.

// mikhpo.livejournal.com

Этим днем нам предстояло спуститься с Ай-Петринской яйлы по Таракташской тропе. Это очень интересная тропа. Интересна она тем, что в начале спуска у нее много ответвлений и легко промахнуться мимо основной тропы, угодив в мордохлёст. А также тем, что местами уклон довольно крутой, на снегу тяжело ставить ногу так, чтобы она не поехала, по пути много оврагов, скользких камней и кореньев. Представляю, как неприятно по ней идти в обратном направлении, наверх. Наверно, Таракташская тропа также очень красивая, местами с нее через скалы и лес открываются хорошие виды на побережье, но нас именно на этой тропе настигла непогода, так что насладиться этими видами не получилось.

Таракташская тропа спускается до водопада Учан-Су, где можно либо выйти на дорогу и доехать на транспорте в Ялту, либо перейти на Боткинскую тропу и по ней дойти до Ялты (тропа заканчивается в районе Поляны сказок). Когда-то очень давно, в прошлой жизни, я уже ходил по Боткинской тропе и помню, что она мне показалась очень красивой. Но тогда была хорошая погода, а в этот раз над нами нависли тучи, пошел сначала снег, а затем дождь - в таких условиях идти по Боткинской тропе было бы не очень приятно, поэтому мы от водопада поехали на машине в Ялту.

// mikhpo.livejournal.com

Ялту мы использовали как перевалочную базу: переночевали в тепле и уюте, отдохнули, пополнили запасы провизии, подготовились к следующей части похода. Заодно рано утром прогулялись по городской набережной.

Следующий пункт на карте нашего маршрута - Демерджи. На Демерджи мы поднимались уже втроем. Андрей решил остаться в Ялте, сказал: "Не, ну нафиг эти ваши холодные ночевки в палатках!". Пришлось оставить, насильно тянуть человека наверх нельзя. Благо логистика маршрута оказалась достаточно гибкой даже для такого неожиданного поворота событий. Быстро перераспределили общественное снаряжение и втроем отправились на Демерджи.

// mikhpo.livejournal.com

Взяли такси до Лучистого (странно, но всем ялтинским таксистам приходилось на карте показывать, где это находится, объяснения типа "ехать до Ангарского перевала, свернуть направо за несколько километров до перевала" они не понимали), оттуда поднялись через Долину Привидений на вершину Южной Демерджи и к вечеру встали лагерем в лесочке неподалеку. Это место ночевки было куда приятнее, чем приснопамятная первая ночевка на хребте Ай-Петри: здесь практически не было ветра.

Не было на яйле и людей. Только лошадки.

// mikhpo.livejournal.com

Утром на Демерджи привалил туман! Густой поток облаков поднимался на плато через Долину Привидений... Когда я увидел эту красоту, то радостно похватал фотоснаряжение и побежал к вершине Южной Демерджи охотиться за облаками. А почему не взял с собой Сашу и Никиту, спросите вы? Потому что они встали немного раньше и уже успели к тому времени растаять в туманных далях. :)

Отсутствовал где-то часа три, но для меня эти три часа пролетели совершенно незаметно. Только постепенно усиливающееся чувство голода (фотоохота началась без завтрака) вернуло меня к реальности и погнало обратно в лагерь. :) Ребята к тому времени успели вернуться в лагерь и позавтракать. Как же я был рад, что они не съели мою порцию!

// mikhpo.livejournal.com

Во второй половине дня решили продолжить охоту за туманами в Долине Привидений. Правда, пока спускались туда, облака уже отступили в сторону Чатыр-Дага.

Дело уже шло к закату. Если бы мы сразу ринулись наверх, то скорее всего пропустили бы на долгом подъеме к Южной Демерджи самый красивый свет, поэтому задержались на выходе из Долины Привидений, чтобы спокойно понаблюдать закат снизу. На мой взгляд, это было самое красивое окончание дня за всё путешествие.

// mikhpo.livejournal.com

Обратно поднимались уже в темноте под светом налобных фонариков. Хорошо, что не надо было ставить заново палатку и разбирать вещи - весь день лагерь простоял на том же месте, вещи мы даже не прятали, так как на яйле не было никого, кроме лошадей. Можно было сразу начинать готовить ужин.

День и так был насыщен впечатлениями, но погода в очередной раз подарила нам относительно чистое ночное небо, и надо было этим пользоваться. Еще где-то часа полтора-два перед тем, как отойти ко сну, мы бегали по плато с камерами и штативами. Правда, луна все никак не хотела прятаться за горизонт, поэтому звезд на фотографиях, увы, получилось мало, зато земли много.

// mikhpo.livejournal.com

Прошедшей днёвкой на Демерджи я был очень доволен, и место, в котором мы поставили палатку, было весьма удобным и уютным. Но как бы мне ни хотелось на Демерджи еще задержаться, а по плану надо было двигаться дальше.

В последний день похода мы хотели сбегать еще без ночевки на Чатыр-Даг. Но сначала предстояло спуститься с Демерджи к Ангарскому перевалу, откуда и стартовать на Чатыр-Даг. На спуск пошли Ведьминой тропой мимо вершины Северной Демерджи (на саму вершину не подымались), миновали большой скальный козырек (на фото), а оттуда вдоль хребта Эльх-Кая прошли до Ангарского перевала. На Ангарском перевале мы хотели остановиться на турбазе, но она нас, мягко говоря, разочаровала. Неприветливые хозяева, отсутствие питания, горы мусора вокруг... Неет, совсем не то, что мы представляли. Поэтому воспользовались планом Б: съездили к товарищу в Симферополь, заменили там большие экспедиционные рюкзаки на маленькие штурмовые, а на следующий день вернулись к Ангарскому перевалу и налегке поднялись на Чатыр-Даг.

// mikhpo.livejournal.com

Но, признаюсь честно, поход на Чатыр-Даг стал для меня полнейшим разочарованием в творческом плане. Даже нет желания ни одной фотографии из этого дня показывать. Да, мы хорошо погуляли, размяли ножки, подышали свежим воздухом, но в плане фотографии этот день прошел для меня полностью впустую. Снег на верхнем плато успел основательно подтаять. Было тепло, сухо и комфортно... и скучно. Извините, но где метели, туманы, сугробы глубиной с человека?! :) Это все, конечно, сугубо мое личное мнение - может, ребята на этот счет думют иначе, и им понравилась такая ранняя весна. В общем, днем на Чатыр-Даге было попросту скучно. Возможно, если бы сходили туда с ночевкой, то был бы шанс снять что-то интересное в другое время суток. Но подниматься на Чатыр-Даг с ночевкой совсем не входило в наши планы. Мы сгоняли быстренько на Эклизи-Бурун и спустились до темноты к Ангарскому перевалу.

Но все равно я считаю этот поход по зимнему Крыму удачным. Пускай на Чатыр-Даге оказалось не так интересно, как хотелось бы. Пускай зима уже уступала место ранней весне, из-за чего не удалось реализовать многие фотографические задумки. Зато получилось реализовать такие, о которых я даже не помышлял до похода. Сам поход, как мне кажется, с физической точки зрения был несложный и прошел в достаточно комфортных для зимы условиях благодаря отсутствию всякой зимней жести, типа постоянного холода, сильного ветра, обильного снегопада. В конце концов, можно (и нужно!) в каком-нибудь светлом будущем еще вернуться в Крым зимой, но пораньше - в начале января, например, чтобы уж наверняка было побольше пресловутой зимней жести.

mikhpo
    08/10/2016

Страницы: 1

28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    26.03.24 Red Wings будет выполнять рейсы между Санкт-Петербургом и Ярославлем
    Стоимость авиабилетов в "экономе" резко выросла
    Nordwind полетит из Томска в Махачкалу
    В Гурзуфе открылся музей Константина Коровина
    25.03.24 Nordwind Airlines возобновит рейсы между Пермью и Мурманском
    Авиаперевозчики бесплатно предоставляют билеты пострадавшим в теракте и их родственникам
    Транспортные компании из-за теракта разрешают вернуть или поменять невозвратные билеты
    Пассажиров просят прибывать в аэропорты и на вокзалы заранее