Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог


    Страницы: 1 2 

    Почему эта ветка столь примечательна? Некогда она была частью узкоколейной линии "Рязань-Владимир", также известной как "Мещёрская магистраль". Появилась она в конце XIX-го века и на первых порах очень активно использовалась. Линию в своём творчестве прославил писатель Паустовский, что сделало её в некотором смысле легендарной.

    Храм в посёлке Головино:

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Уже в 30-е годы участок "Владимир-Тумская" был переделан на широкую колею, что, очевидно, и позволило ему сохраниться до наших дней. Разбирать узкоколейную часть начали ещё в 70-е, после строительства автомобильного моста через Оку в Рязани и появления автодороги, практически дублировавшей железную дорогу.

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    В конце 2000-х прекратил работу последний участок с узкой колеёй, некогда бывший всего лишь ответвлением от основного хода - "Тумская - Голованова дача".

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Старая водонапорка на станции Неклюдово:

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    В Гусе-Хрустальном очень даже цивильный и солидный вокзал, уступающий на всей ветке только владимирскому. Покажу его в посте непосредственно про город. А пока - внутренности. Тут организован небольшой музей на военную и железнодорожную тематику:

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Пассажирское сообщение здесь всё же вялое, несмотря на два четырёхвагонных состава в день. Кассир существует в единственном экземпляре, подменить его некому. Уже не в первый раз покупая билет в подобной кассе слышу: "Здесь билеты на поезд, автобусы - там!", после чего приходится объяснять, что я хочу поехать именно по железной дороге.

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Наконец добрались до конечной - станции "Тумская", расположенной в крупном посёлке Тума Рязанской области. Почти на всём протяжении существующая ветка пролегает по территории Владимирской области, и лишь самый её конец цепляет соседний регион. На территории Рязанщины формально две остановки, но одну из них (очередной лесной километр) поезд проезжает мимо.

    Вокзал в корпоративных цветах РЖД. Закрыт, хотя часы были рабочие, если верить табличке.

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Увлекающиеся железной дорогой любят поискать в окрестностях вокзала остатки путей узкой колеи. Я в этом деле не специалист, поэтому ограничился более поверхностными вещами. Водонапорная башня на станции. Любопытна тем, что когда-то она обслуживала паровозы сразу двух колей: с одной стороны - широкие, с другой - узкие. Ведь уже с 20-х годов Тумская была "стыковой" станцией узкой и широкой колеи:

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Старое депо. Фонарь как назло загородил "серп и молот" на фасаде:

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    А это вроде бы даже старый тумской вокзал сохранился:

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    На конечной станции "Тумская", где долгие годы стыковались поезда широкой и узкой колеи, в качестве напоминания о былом сделали "музей".

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Музеем его, конечно, язык назвать не повернётся. Состоит он из снегоочистителя и двухвагонного состава с локомотивом - всё, конечно же, узкой колеи. Не бог весть что, но спасибо хотя бы за это.

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Около вокзала - домик в неожиданно отличном состоянии, с вывеской "мир стоматологии". Неужто дантисты в рязанской глубинке так хорошо зарабатывают?

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Пгт. Тума по численности населения и застройке сравним с иными городами. Более того, этот посёлок даже больше своего же райцентра - города Спас-Клепики (5900 в Туме против 5500 в Клепиках). Находится он на трассе "Москва-Касимов", известной также как Егорьевское шоссе. Это делает Туму неуютной и неинтересной. Несмотря на наличие большой красивой церкви, которой позавидуют иные города, и старой застройки, особого желания выгуливаться тут не возникает. Большая часть центра - это придорожный сервис, магазины и убогого вида кафе, расположенные около оживлённой трассы. В общем, всё как и в любом придорожном городе типа Вышнего Волочка, Покрова или Лакинска - злачно и неуютно.

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Судя по структуре магазинов, в этих краях много московских дач, т.к. кругом стройматериалы, хозмаги и продуктовые с шашлыками. Очарование провинцией заканчивается через 50 метров от вокзала, который вроде бы и находится на этой же трассе, но слегка утоплен вглубь квартала. Стоит оказаться у дороги - и ощущение тишины и уюта, навеянное трёхчасовым вояжем по мещёрским лесам под стук колёс, пропадает. Около вокзала на трассе - "фермерский рынок", где немногочисленные продавщицы торгуют дарами своих огородов.

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    То, что посёлок функционирует как автодорожный центр, подтверждает и наличие большого и опрятного автовокзала с ощутимым траффиком по нескольким направлениям - автобусы тут останавливаются едва ли не каждые 20 минут. Автовокзал здесь куда лучше и солиднее, чем во многих городах. Именно в нём я в итоге и ждал отправления поезда обратно, т.к. делать в Туме оказалось нечего, а на улице дул невесть откуда взявшийся в середине июня холодный ветер.

    Местный дом культуры, в котором как раз 12 июня проходили какие-то массовые мероприятия по случаю дня России:

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Главная достопримечательность Тумы (не считая железной дороги, конечно) - Троицкий храм 1841-го года. Солидное сооружение для посёлка. Притом что, опять же, в райцентре - городе Спас-Клепики - церкви куда проще.

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Из гражданской застройки наиболее интересно здание школы. Помимо него на центральной улице найдётся ещё с десятка два старых домов.

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Ну и для полноты картины - про обратную дорогу. В Москву я добирался уже не "Стрижом", а экспрессом "Владимир-Москва". Это новая чуть усовершенствованная электричка. Скорость набирала до 120 км/ч и шла не хуже испанского "Стрижа". Но на общем времени поездки эта небольшая разница в скорости, а также пара остановок в пути, всё же сказывается.

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Внутри тоже всё достойно. Как и в "Стриже", я взял самый дешёвый класс. Здесь телевизора уже нет, хотя в более дорогих вагонах этого экспресса, по старой памяти называемого "Спутником", он в наличии.

    Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог / Фото из России
    // ts58.livejournal.com

    Удивительное рядом. Вроде бы недалеко от Москвы съездил, а столько впечатлений. Несмотря на контрастность, все опробованные транспортные средства от РЖД порадовали - и скоростной "Стриж", и старая, но бойкая "кукушка", и новенький "Спутник". Конечно, я не мог ограничиться только лишь железнодорожными покатушками и осмотрел оба города, находящиеся на тумской ветке - Курлово и Гусь-Хрустальный. Тут уже не всё так позитивно, особенно с первым из них. Вот с него я рассказ и начну. В следующей части - моногород Курлово.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    ts58
    29/09/2016

    Страницы: 1 2 




    Новости из России

    09.07.21 В течение трех недель будет затруднен проезд к аэропорту Внуково на метро
    07.07.21 Для вакцинированных и переболевших туристов отменены ПЦР-тесты по возвращении в Россию
    05.07.21 У "Аэрофлота" появится платный выбор мест на онлайн-регистрации
    02.07.21 "Россия" удвоила число рейсов Петербург - Нижний Новгород
    26.06.21 "Аэрофлот" начал продажу билетов на рейсы "Победы" из Шереметьево
    02.06.21 "Аэрофлот" второй раз подряд продлил срок действия элитных статусов на год
    01.06.21 Новый вокзал Москвы принес массу проблем пассажирам РЖД
    25.05.21 Новый Airbus A320 neo "Аэрофлота": гид Travel.ru
    24.05.21 "Аэрофлот" определил первые маршруты нового Airbus A320 neo
    19.05.21 "Аэрофлот" будет летать из Москвы в Иркутск пять раз в день летом