Страницы: 1 2
Почему эта ветка столь примечательна? Некогда она была частью узкоколейной линии "Рязань-Владимир", также известной как "Мещёрская магистраль". Появилась она в конце XIX-го века и на первых порах очень активно использовалась. Линию в своём творчестве прославил писатель Паустовский, что сделало её в некотором смысле легендарной.
Храм в посёлке Головино:
Уже в 30-е годы участок "Владимир-Тумская" был переделан на широкую колею, что, очевидно, и позволило ему сохраниться до наших дней. Разбирать узкоколейную часть начали ещё в 70-е, после строительства автомобильного моста через Оку в Рязани и появления автодороги, практически дублировавшей железную дорогу.
В конце 2000-х прекратил работу последний участок с узкой колеёй, некогда бывший всего лишь ответвлением от основного хода - "Тумская - Голованова дача".
Старая водонапорка на станции Неклюдово:
В Гусе-Хрустальном очень даже цивильный и солидный вокзал, уступающий на всей ветке только владимирскому. Покажу его в посте непосредственно про город. А пока - внутренности. Тут организован небольшой музей на военную и железнодорожную тематику:
Пассажирское сообщение здесь всё же вялое, несмотря на два четырёхвагонных состава в день. Кассир существует в единственном экземпляре, подменить его некому. Уже не в первый раз покупая билет в подобной кассе слышу: "Здесь билеты на поезд, автобусы - там!", после чего приходится объяснять, что я хочу поехать именно по железной дороге.
Наконец добрались до конечной - станции "Тумская", расположенной в крупном посёлке Тума Рязанской области. Почти на всём протяжении существующая ветка пролегает по территории Владимирской области, и лишь самый её конец цепляет соседний регион. На территории Рязанщины формально две остановки, но одну из них (очередной лесной километр) поезд проезжает мимо.
Вокзал в корпоративных цветах РЖД. Закрыт, хотя часы были рабочие, если верить табличке.
Увлекающиеся железной дорогой любят поискать в окрестностях вокзала остатки путей узкой колеи. Я в этом деле не специалист, поэтому ограничился более поверхностными вещами. Водонапорная башня на станции. Любопытна тем, что когда-то она обслуживала паровозы сразу двух колей: с одной стороны - широкие, с другой - узкие. Ведь уже с 20-х годов Тумская была "стыковой" станцией узкой и широкой колеи:
Старое депо. Фонарь как назло загородил "серп и молот" на фасаде:
А это вроде бы даже старый тумской вокзал сохранился:
На конечной станции "Тумская", где долгие годы стыковались поезда широкой и узкой колеи, в качестве напоминания о былом сделали "музей".
Музеем его, конечно, язык назвать не повернётся. Состоит он из снегоочистителя и двухвагонного состава с локомотивом - всё, конечно же, узкой колеи. Не бог весть что, но спасибо хотя бы за это.
Около вокзала - домик в неожиданно отличном состоянии, с вывеской "мир стоматологии". Неужто дантисты в рязанской глубинке так хорошо зарабатывают?
Пгт. Тума по численности населения и застройке сравним с иными городами. Более того, этот посёлок даже больше своего же райцентра - города Спас-Клепики (5900 в Туме против 5500 в Клепиках). Находится он на трассе "Москва-Касимов", известной также как Егорьевское шоссе. Это делает Туму неуютной и неинтересной. Несмотря на наличие большой красивой церкви, которой позавидуют иные города, и старой застройки, особого желания выгуливаться тут не возникает. Большая часть центра - это придорожный сервис, магазины и убогого вида кафе, расположенные около оживлённой трассы. В общем, всё как и в любом придорожном городе типа Вышнего Волочка, Покрова или Лакинска - злачно и неуютно.
Судя по структуре магазинов, в этих краях много московских дач, т.к. кругом стройматериалы, хозмаги и продуктовые с шашлыками. Очарование провинцией заканчивается через 50 метров от вокзала, который вроде бы и находится на этой же трассе, но слегка утоплен вглубь квартала. Стоит оказаться у дороги - и ощущение тишины и уюта, навеянное трёхчасовым вояжем по мещёрским лесам под стук колёс, пропадает. Около вокзала на трассе - "фермерский рынок", где немногочисленные продавщицы торгуют дарами своих огородов.
То, что посёлок функционирует как автодорожный центр, подтверждает и наличие большого и опрятного автовокзала с ощутимым траффиком по нескольким направлениям - автобусы тут останавливаются едва ли не каждые 20 минут. Автовокзал здесь куда лучше и солиднее, чем во многих городах. Именно в нём я в итоге и ждал отправления поезда обратно, т.к. делать в Туме оказалось нечего, а на улице дул невесть откуда взявшийся в середине июня холодный ветер.
Местный дом культуры, в котором как раз 12 июня проходили какие-то массовые мероприятия по случаю дня России:
Главная достопримечательность Тумы (не считая железной дороги, конечно) - Троицкий храм 1841-го года. Солидное сооружение для посёлка. Притом что, опять же, в райцентре - городе Спас-Клепики - церкви куда проще.
Из гражданской застройки наиболее интересно здание школы. Помимо него на центральной улице найдётся ещё с десятка два старых домов.
Ну и для полноты картины - про обратную дорогу. В Москву я добирался уже не "Стрижом", а экспрессом "Владимир-Москва". Это новая чуть усовершенствованная электричка. Скорость набирала до 120 км/ч и шла не хуже испанского "Стрижа". Но на общем времени поездки эта небольшая разница в скорости, а также пара остановок в пути, всё же сказывается.
Внутри тоже всё достойно. Как и в "Стриже", я взял самый дешёвый класс. Здесь телевизора уже нет, хотя в более дорогих вагонах этого экспресса, по старой памяти называемого "Спутником", он в наличии.
Удивительное рядом. Вроде бы недалеко от Москвы съездил, а столько впечатлений. Несмотря на контрастность, все опробованные транспортные средства от РЖД порадовали - и скоростной "Стриж", и старая, но бойкая "кукушка", и новенький "Спутник". Конечно, я не мог ограничиться только лишь железнодорожными покатушками и осмотрел оба города, находящиеся на тумской ветке - Курлово и Гусь-Хрустальный. Тут уже не всё так позитивно, особенно с первым из них. Вот с него я рассказ и начну. В следующей части - моногород Курлово.
29/09/2016
Страницы: 1 2