Страницы: 1 2
На втором этаже расположилась жемчужина музея - коллекция кремлёвских "членовозов".
Не буду останавливаться на том кому какой ЗИС принадлежал, просто выражу удивление, как они все в таком количестве оказались в провинциальной в общем-то Латвии?
Нет, про один экспонат упомяну подробнее, это разбитый вдрызг брежневский Роллс-Ройс. Тяжело себе представить, но в 1980-м году нездоровый 74-летний генсек гонял по Подмосковью и в один прекрасный момент зачем-то решил проверить на твёрдость проезжавший мимо МАЗ. Результат их встречи мы можем наблюдать воочию. Не перестаю удивляться, как латвийские автомобильные активисты смогли раздобыть подобные раритеты?
Последняя восковая фигура музея. Здесь она к месту.
Обычные изделия советского автопрома уже не так впечатляют.
Устроители музея выжали максимум, поместили "Москвич" перед 3-х этажной оконной инсталляцией, символизирующей мрачные годы оккупации. В каждом втором окне бедность, беспросветное пьянство и прочие радости советской жизни.
Оказывается, деревянный Москвич, это не музейная редкость. После войны таких телег на колёсах сделали больше 10000 штук!
Фотографическое присутствие на советском параде - самый интересный аттракцион музея! Становишься напротив зелёной лампы-вспышки, делаешь величественное выражение лица и любуешься на себя, проезжающего вдоль вереницы портретов лидеров советской Латвии.
А если хочешь, чтобы тебя увидели все, то посылаешь фотографию по интернету. Хм, непорядок, почему я отвернулся? Наверное, засмотрелся на стройных комсомолок, несущих транспаранты.
Вы спросите, что делает в автомобильном музее собрание антикварных телефонов? Хороший вопрос. Рядом стояла телефонная будка с обычным советским 2-х копеечным аппаратом, крутанув диск телефона можно было послушать советские анекдоты (сразу на трёх языках) Может быть ради этих анекдотов телефонную стену поставили?
Auto Union Model C, 6-литровый, 18-цилиндровый, знаменитый немецкий гоночный автомобиль, побеждавший на множестве довоенных Гран-при. В музее рассказывают душещипательную историю, о том как глава рижского автомобильного клуба нашёл в груде металлолома на заводе ЗИЛ остатки этой машины. Бывший трофей красной армии действительно нашли на складах московского завода, под шумок стащили и быстренько продали немцам (концерну Ауди) те наняли английского реставратора, изготовившего эту копию. Зачем такие сложности? Как думаете, сколько стоит такая машина? В 2007-м году аукционный дом "Кристис" оценил похожую модель в 12 миллионов долларов (потом правда оказалось, что на аукцион выставили копию) так что даже копия потянет на солидную сумму!
Перед гоночным автомобилем поставили гоночный пуфик. Садишься и пуфик начинает вибрировать и издавать дикий рёв двигателя. Так сказать, почувствую себя диванным гонщиком!
Сотрудничество моторного музея с Ауди явно не ограничилось покупкой одной машины. Рядом построили огромный сервисный центр этой марки, по музею бегают гонщики (напротив находится 7 километровая трасса Бикерниеки) в униформе Ауди, что-то здесь нечисто. Кстати, на трассе можно проехаться и на своём автомобиле, но это уже для ценителей. Любителям же предлагают покататься по Бикерниекской трассе виртуально, на таких автоматах. Тоже неплохо.
Amilcar не самое известное семейство гоночных автомобилей. Эта французская фирма вошла в историю не столько своими немногочисленными победами, сколько фактом, что именно машина этой марки задушила Айседору Дункан.
Культовые автомобили вероятно выбираются по размеру, чем меньше тем культа больше.
Подвальный этаж посвящён в основном латвийскому автомобилестроению. Как, не слышали о таком? Между тем, Латвия всегда считалась автомобильно продвинутым местом. Здесь на легендарном предприятии "Руссо-Балт" впервые в царской России начали собирать автомобили. Например, такая выпущенная в 1912-м году пожарная машина. До реконструкции на капоте машины восседал массивный двуглавый орёл, теперь вопрос на засыпку, куда дели птицу?
В 30-е годы в Риге находилось лицензированное производство Форда, позднее в цехах этого завода производились известные на весь союз электрички. Ну а про советские микроавтобусы "Рафики" знают все кто жил в те времена. Не случайно именно этот микроавтобус стал официальным транспортным средством московской олимпиады. Специально оборудованные Рафики получили представители всех международных спортивных федераций, особые электро-рафики следили за состязаниями марафонцев, как видите, участвовал Рафик и в эстафете олимпийского огня.
На переднем фоне грузовик Рено, рекордсмен начала 20-го века с чугунными колёсами и грузоподъёмностью в 7 тонн!
Единственным экспонатом рижского музея, который можно было потрогать и даже зайти внутрь, оказался скромный оранжевый автобус ПАЗ, совершенно нелатвийского производства.
Внутри Пазика вниманию посетителей предоставляется транслируемая на лобовое стекло ностальгическая сценка: "Поездка на колхозную свадьбу". Виднеющийся в зеркале заднего вида водитель автобуса 8 минут весело рассказывает про колхозные будни латвийского села Бормани. Про то как сложно достать солярку, как в битком набитом автобусе приходится развозить не совсем трезвых передовиков производства и т.п. Признаюсь, мой латышский с годами изрядно проржавел и понял я далеко не всё, но то что понял было занятно. Немного смущало пустое водительское сидение, могли бы как-то более удачно реализовать идею, но это уже мои мелкие придирки.
Следующий аттракцион - раскрась свой Рафик самыми психоделическими цветами. Занятно, но колхозная поздка мне больше понравилась.
Музейный магазинчик не поразил воображение выбором товаров. Парочка моделек, майки и автобусная беллетристика по весьма солидным ценам. Примечательно, что устроители музея с умом подошли к потребностям посетителей. Допустим, захотел человек выйти попить чайку в музейной кафешке, или купить книжку про автобусы - никаких проблем. На территорию экспозиции можно выйти и зайти по одному и тому же билету в течение дня.
Магазин не впечатлил, зато музейная детская площадка понравилась, тут и бибикающий, светящийся грузовичок, и различные развивающие игрушки, и образовательная настенная живопись.
Мой абсолютный фаворит - коленчатый вал в виде скачущих овечек. Думаю, увидь я такую конструкцию в детстве, мне бы не пришлось в первом абзаце этой темы признаваться в том, что я ни разу не открывал капот. Дозу интереса к устройству автомобилей я бы получил на долгие годы вперёд! Остаётся крутить коленчатый вал, смотреть на овечек и завидовать современной детворе.
Как вы уже поняли, я остался в полном восторге! После реконструкции музей изменился до неузнаваемости, вместо советской "свалки" экспонатов появился стильный, современный, местами даже интерактивный музей. Поэтому, возросшая в 4 раза цена входного билета (раньше билет стоил 2,5 евро) более чем обоснована. И это не только моё мнение. В первый же месяц после реконструкции музей посетили 26 тысяч человек, внеся в музейную кассу 165 000 евро, огромная по латвийским меркам цифра! Правда, до советского рекорда 1990-го года, когда музей мог похвастаться 130 тысячами посетителей, ещё далеко. Но мне кажется, что с такой интересной экспозицией рижскому моторному музею вполне по силам поставить новые рекорды!
29/09/2016
Страницы: 1 2