Страницы: 1 2
Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени: поклонение божеству Солнца, другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и др.
Храм Маквлиани - самый крупный (площадью 300 м²) из сохранившихся храмов эллинистического периода. Более крупные языческие храмы были перестроены в христианские церкви.
Стены "Красивого храма" покрыты многочисленными нишами и отверстиями.
Кессоны на потолке одного из храмов.
Томаз Саникидзе, один из ведущих археологов городища, так описал ход религиозного праздника в эллинистическом Уплисцихе на основании результатов раскопок:
"Жрецы на почётном месте устанавливали статуэтку богини, начинали звонить в колокольчики и греметь погремушками, крутить колёса, шипы которых, задевая клепало, издавали устрашающий грохот. Выпекали священные хлебцы с оттисками глиняных печатей, резали жертвенных животных и, окропив мясо святой водой, варили на священном огне. Священным вином из большого погреба совершали возлияния в честь божества, пели гимны, вознося хвалу владыке и благодаря господа за дарованные им жизнь и благополучие, с наступлением же сумерек в каком-нибудь из храмов представляли мистерию."
Вырезанное лицо на одной из стен.
"Зал царицы Тамары" построен в эллинистическую эпоху, в средневековье переделан в царскую резиденцию.
В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло острое противостояние.
Жрецы и жители Уплисцихе подверглись гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви.
В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, самый большой по площади языческий храм, выходивший на "Центральную площадь", в VI веке был перестроен в христианскую базилику площадью около 400 м².
Но ещё на протяжении долгого времени в Уплисцихе продолжалось тайное поклонение языческим божествам. Археологи обнаружили закрытые помещения, где и после введения христианства продолжали осуществляться небольшие культовые обряды, приношение в жертву животных.
В целом же, с введением христианства само значение Уплисцихе закономерно резко упало, поток пожертвований прекратился, число паломников резко снизилось. Город по своему значению уменьшился до обычной крепости.
В раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют "церковью Уплисцули" (церковь Принца). Это сооружение относится к X-XI векам.
За храмом в скале выдолблены продолговатые ниши. Возможно, это следы христианских погребений.
В IX веке в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. В это время столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром царства, предметом борьбы за влияние и престол, стал Уплисцихе.
В IX-X веках Уплисцихе фактически являлся главным городом царства Картли, его население в этот период достигало 20 тыс. человек.
В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северо-западной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение.
Сейчас туристы осматривают руины средневековых построек с высоких скал на западе пещерного города.
В XIII-XIV веках Уплисцихе был разрушен серией монгольских походов и после этого перестал играть какую-либо значительную роль в государственной жизни.
Поселение на берегу Куры просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла.
Рядом сохранилось старое заброшенное кладбище.
Некоторые путешественники XIX века отмечали наличие в Уплисцихе людей, которых называли троглодитами, вероятно, в связи с нехитрым образом жизни и в связи с тем, что они буквально жили в уже занесенных землёй пещерах. В 1920 году многие постройки Уплисцихе пострадали из-за сильного землетрясения. С этого периода в городище уже никто не селился.
Сейчас только коровы пасутся на берегу Куры, где когда-то кипела жизнь средневекового города.
В конце пройдём по тайному тоннелю, ведущему из города на берег реки.
Выход из тоннеля спрятан в том месте, где скала наиболее близко подходит к берегу.
Мимо Кура несёт свои мутные воды.
При городище работает небольшой археологический музей, где можно не только познакомься с артефактами из раскопок, но и посмотреть короткий документальный фильм на английском языке.
21/07/2016
Страницы: 1 2