Гаспаро Мизерони. Чаша из лазурита в форме дракона, 1570
Италия всегда занимала ведущее положение в искусстве резьбы по камню. Большую известность получила династия итальянских резчиков Мизерони, шесть поколений которой работали в Милане а затем в Праге. Изготовленные ими кувшины, бокалы, чаши, блюда из агатов, лазурита, гелиотропа можно встретить в крупнейших сокровищницах Европы. Гаспаро Мизерони работал во второй и третьей четверти XV в. Его приглашали ко двору Филипп II Испанский, Фердинандо I Медичи, Рудольф II Габсбург. Для Рудольфа II семья Мизерони изготовила несколько прекрасных резных предметов, среди которых и чаша с драконом.
Часы-автомат с конным пашой. Германия, 1580-90 гг.
Часы экспонируются в зале автоматов и инструментов, которые в средние века часто создавались как высокохудожественные произведения с богатой и оригинальной отделкой
Яков Ауэр. Аполлон и Дафна, 1688
В одном из залов Кунтскамеры KHM экспонируются изделия из слоновой кости. Жемчужиной этой коллекции является скульптурная группа работы Якоба Ауэра, созданная на сюжет из "Метаморфоз" Овидия. Как-то бог Аполлон имел неосторожность посмеяться над луком бога любви Эрота, и тот решил наглядно показать силу своего оружия. Он пустил в Аполлона стрелу любви к прекрасной нимфе Дафне, а в Дафну — стрелу отвращения, из-за чего та решительно отвергла чувства Аполлона. Нимфа была готова скорее умереть, чем стать возлюбленной Аполлона. Преследуемая богом, Дафна стала умолять своего отца, речного бога Пенея, лишить ее красоты. Желание Дафны исполнилось: ее тело покрылось корой, руки превратились в ветви, волосы — в листву вечнозеленого лаврового дерева. В память о своей любви Апполон стал носить на голове лавровый венок.
Пауль Штрудель. Император Леопольд I, ок. 1700
Хотя император Леопольд I любил мир, жизнь заставила его вести многочисленные войны. Именно при нем были разгромлены турки, подошедшие к стенам Вены, присоединен Тироль и усмирена (правда ненадолго) Венгрия. Леопольд также был талантливым композитором, покровителем наук и искусств, в частности, он сделал Вену европейским центром резьбы по кости. Поэтому бюст императора закномерно выставлен именно в зале резной слоновой кости Кунтскамеры.
Жан-Батист Лемуан. Дофина Мария Антуанетта, 1771
Из младшей дочери императрицы Марии-Терезии, которую окружающие воспринимали полу-ребенком, Мария-Антуанетта в одночасье превратилась во французскую дофину - жену престолонаследника и первую даму Франции (король Людовик XV к тому времени был уже вдов и королевы во Франции не было). Жан-Батист Лемуан был любимым скульптором Людовика XV, поэтому неудивительно, что именно ему было поручено изваять бюст молодой дофины.
Несколько шедевров из картинной галереи KHM (Северное Возрождение и голландская живопись).
Ян ван Эйк. Портрет ювелира Яна де Леува, 1436
Ян ван Эйк - выдающийся нидерландский живописец, основоположник раннего северного Возрождения. "Новое искусство" Нидерландов первой половины XV в. не было возрождением античности, как в Италии, а стало самостоятельным художественным познанием мира. Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущества Творца. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное его руками, все заслуживает благоговейного внимания. Это ощущение драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом последующего развития реализма в европейской живописи. Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило признание сначала в Нидерландах, а потом в Германии, Франции и Италии.
Ханс Мемлинг. Адам и ева, 1485
Мемлинг объединил в своем творчестве позднеготические северные традиции с достижениями итальянской живописи Возрождения. Он был учеником Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, а с 1465 г. жил в Брюгге, где стал городским живописцем. Писал картины на религиозные темы, жанровые сцены и портреты. Парные доски "Адам и Ева" - это боковые крылья алтаря Иоанна Крестителя, поэтому фигуры изображены в нишах. В руках у Адама и Евы яблоки, это значит, что они еще не вкусили запретного плода.
Альбрехт Дюрер. Портрет Вильгельма Халлера и Аллегория скупости, 1501-1507.
Дюрер несомненно принадлежит к титанам Возрождения. Выдающийся живописец, график и гравер, первый теоретик искусства среди североевропейских художников, основоположник сравнительной антропометрии, первый европейский автопортретист. Представленная картина мастера необычна тем, что имеет две стороны. На одной вероятно изображен Вильгельм Халлер, зять богатого торговца Матеуса Ландауэра, заказчика знаменитой картины Дюрера "Поклонение Троице". На обороте портрета - уродливая старуха с мешком денег. Полагают, что это "другая сторона медали" несчастливого брака Халлера с Доротеей Ландауэр, своего рода назидание портретируемого самому себе.
Альбрехт Дюрер. Портрет Максимилиана I, 1519
Император Максимилиан изображен здесь как элегантный джентльмен. Сочетания достоинства и императорской власти передается композицией, в которой фигура вписана в богатую живописную раму, а также по-королевски богатым меховым воротником. Граната, который Максимилиан держит в руке, породил в среде специалистов несколько разных трактовок: это ссылка на миф о Персефоне и ассоциация со смертью; аллюзия на завоевание Гранады христианскими армиями в 1492 году; символ императорской державы.
Питер Брейгель старший. Крестьянский танец, 1568
В династии художников Брейгелей, Питер Брейгель Старший (или Мужицкий) - наиболее значимая фигура. Как никто другой он сумел отразить в живописи повседневную жизнь своего времени и в особенности быт простого крестьянского люда. До него никто из художников не осмеливался создавать произведения на подобные темы. KHM обладает самой большой в мире коллекцией картин Брейгеля, здесь находятся около трети ныне известных работ художника. В "Крестьянском танце" Брейгель представляет картину народных развлечений не с точки зрения морализма, а как сторонний наблюдатель. В отличие от многих других картин Брейгеля, здесь зритель видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне, как будто он подошёл к ним вплотную, а может быть даже сам участвует в празднике.
Питер-Пауль Рубенс. Елена в мехах, 1638 (фрагмент)
Рубенс воплотил в своих произведениях подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Его творчество - это органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями итальянской художественной школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также блестящим мастером портрета и "Елена в мехах (Шубка)" прекрасный тому пример. Это игривый портрет второй жены художника, которая была его любимой моделью на протяжении последнего десятилетия жизни Рубенса. В те времена в женской красоте очень ценились такие качества, как молочно-белая кожа и полнота. Поэтому портрет Елены это выражение не только предпочтений автора, но и вкусов целой эпохи.
Самюэл Диркс ван Хогстратен. Старик в окне, 1653
Ван Хогстратен - голландский художник, ученик Рембрандта, писатель, поэт, учёный, теоретик искусства. В молодые года он писал библейские и жанровые сцены, портреты и натюрморты в рембрандтовском стиле. Затем увлекся перспективой и эффектами обмана зрения; в этой области он впоследствии и прославился и даже написал трактат о связи живописной техники и оптических иллюзий. На картине "Старик в окне" изображен раввин Хеллер, которому удалось получить разрешение для евреев проживать в пригороде Вены. Полотно выписано настолько точно и скрупулёзно, что кажется предметным и объемным, к изображенной стене так и тянет прикоснуться...
Ян Вермеер. Мастерская художника, 1667
Вермеер - признанный мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Хальсом он считается одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства. Художник уделял особое внимание лирическому настрою изображаемых сцен, душевному состоянию персонажей. Он тонко использовал естественное освещение, словно преображающее его интерьеры, раскрывал поэзию повседневного домашнего бытия. Название, данное этой картине самим художником, неизвестно, но полагают, что произведение представляет собой аллегорическое изображение живописи. Занавес, отдёрнутый на переднем плане, как бы говорит о постановочности сцены, а маска на столе, добавляет театральности. В образе художника Вермеер изобразил себя, модель же представляет образ музы Клио, с лавровым венком на голове (символом победы), трубой (символом славы) и томом Фукидида в руках. Автор даёт понять, что источником вдохновения для художника является муза Истории. Это соответствует принятым в те времена представлениям об исторической живописи как высшей ступени живописного искусства.
01/06/2016