В Калининградской области более известна туристически освоенная и грамотно оборудованная Куршская коса с танцующим лесом. Менее известна туристам коса Балтийская, на которую можно попасть только водным путем от Балтийска: расстояние небольшое, можно добраться на частной моторной лодочке, на пароме, который ходит раз в 2 часа. Долгое время коса была закрыта для посетителей, т.к. там стояла воинская часть. Несколько лет назад военные оттуда ушли, коса стала доступна желающим на ней побывать.
Повалили туристы, которые относятся к природе не лучшим образом: местные рассказали, что приезжающие отдыхать люди бензопилами срезают взрослые деревья, растущие годами и удерживающие корнями песчаную дюну на месте, разъезжают по песчаному берегу, разрушая хрупкую сыпучую поверхность, уничтожают растения, губят природу, не думая о том, что может начаться необратимый процесс. А сколько мусора оставляют там люди!
Поскольку по Балтийской косе можно ходить без всяких экскурсионных толп, и вообще толп там нет, мне она гораздо приятнее и интереснее, чем Куршская, по которой трижды ходила в составе организованных групп, там намного больше народу.
9 мая я попала на косу паромом в 14 часов и уплыла на лодочке в половине восьмого вечера. Ибо .. заблудилась. Паники не было, т.к. коса узкая, с одной стороны меня тормознули бы пограничники, с остальных сторон море.
Балтийская коса, в моем понимании, - место для медитаций. В лесу я увидела останки немецкой постройки, посередине которой была натянута маленькая палатка и на земле дремал мужчина.
Помимо природы особого рода - лес растет на песчаной почве, - на Балтийской косе есть два потрясающих места для прогулок и размышлений: оставшиеся после немцев ангары для военных самолетов с не зарастающей травой взлетной полосой, ровной, прочной, словно и сейчас готовой принимать самолеты, и старинный форт, вернее, его остатки, которые потихоньку разрушаются стихией шторма и ветрами, о котором я расскажу в следующий раз.
Начну рассказ с истории косы и военного аэродрома.
Балтийская коса образовалась примерно 600 лет назад в результате шторма, который принес огромное количество песка в это место. Ветром скопившийся песок постепенно переносился на сушу, образуя песчаные дюны.
Принесенные ветром же семена постепенно прорастали в этой неблагодатной почве, ибо жажда жизни сильнее неблагоприятных условий, и коса потихоньку заросла разными видами растений. Много сосен, есть сирень, шиповник, березы, ели, вдоль старой взлетной полосы вырос настоящий облепиховый лес.
Есть сведения, что коса когда-то называлась по-немецки "Frische Nehrung", в переводе "Свежая коса" или "Страна, только что поднявшаяся из моря".
Кто это будет выгребать?
Балтийская (российская часть длиной 35 км) и Вислинская (польская часть длиной 30 км) коса составляет 65 км в длину и в ширину от 350-1800 метров в средней части до 8-9 км в широкой российской части косы.
В 1934 году на косе немцы стали возводить аэродром Neutief (Нойтиф). Через 5 лет, в 1939 году аэродром для военных и гидросамолетов, был сдан в эксплуатацию, снабженный подсветкой огнями, установленными на водной глади гидрогавани. Сухопутные взлетно-посадочные полосы были расположены под углом 45 градусов друг к другу, что давало возможность эксплуатации авиабазы практически при любой погоде и любом направлении ветра, кроме того, полосы имели еще и подогрев. Аэродром имел 3 огромных бетонных ангара 100х30 метров для самолетов и 2 металлических д ля другой техники. После войны, со слов очевидцев, все осталось в идеальном состоянии - ворота ангаров были электрифицированы, все было вылизано и работало. С 1947 года здесь базировались 5 гидросамолетов "Каталина". Впоследствии сюда были переведены самолеты-амфибии ("летающие лодки" Бе-4).
Почти 40 лет после войны на косе дислоцировались военные части, но в середине 90-х они ушли. Местные жители жалеют об этом: по их словам, военные поддерживали порядок, была работа у местных жителей, освещались все улицы, не было диких туристов, т.к. попасть на косу можно было только по специальным пропускам.
Если Куршская коса стала государственным заповедником, в неё вкладывают деньги, ходить там можно только по специальным деревянным настилам, запрещено разводить костры, собирать цветы, рвать и уничтожать растения, то на Балтийской косе полная свобода действий для несознательных граждан.
Вы можете увидеть фотографии остатков немецкого аэродрома, ангаров и других строений, а также то, что делают с косой дикие туристы, которых можно сравнить со свиньями. "После нас хоть потоп": многие из отдыхающих не считают нужным донести свой мусор хотя бы до мусорных контейнеров, оставляют там, где "отдохнули". Редкие энтузиасты периодически очищают берега от мусора, но вы увидите, что для этого нужны промышленные масштабы и забота государства, ведь мусор с косы для утилизации приходится вывозить паромом.
Я снимала то, что происходит на косе, и плакала от увиденного и от бессилия перед бесхозяйственностью и безалаберностью наших людей, не умеющих сохранять то, что создали другие.
Сравните немецкие кирпичи и кладку и нашу.
Что это было?
Когда заходила в траву или задевала низкие кустики, в воздух поднимались тысячи комаров, их видно даже на фотографии.
Немецкие ангары без ухода и внимания разрушаются, грозя угробить любопытных.
В прошлый раз, будучи здесь в 2011 году, я поднималась по лестницам и фотографировала из окон, в этот раз не рискнула этого делать.
Тем не менее, видела двух подвыпивших парней, которые браво расхаживали по крыше одного из ангаров, рискуя провалиться на бетонный пол с огромной высоты, но как-то спустились и пошли купаться в обжигающем холодом море.
23/05/2016