Страницы: 1
В детстве, лет, эдак в 12-13, всегда с интересом разглядывал зигзагообразую линию на северо-востоке Китая, в районе Пекина. Размышлял, почему у неё такое странное расположение, какими-то отрезками, между которыми имеются значительные расстояния, без труда позволявшие в случае надобности проникнуть прямо сквозь неё... Кто её построил, и каким образом? И вообще, что это за строение такое древнее, которое и сегодня можно разглядеть даже с Луны? Одним словом, Великая китайская стена манила своей загадочностью уже много лет. Поэтому, погуляв немного по центральному Пекину, решил не откладывать дело в долгий ящик и направился на ближайший к городу её участок - Бадалин.
Естественно, сразу встал вопрос как туда добираться. Вообще, надо сказать, в первые дни пребывания в Китае транспортная проблема для самостоятельных путешественников стоит весьма остро. Дело тут даже не в том, что основная масса нужной информации предоставлена исключительно в иероглифическом виде, но и из-за малой распространенности английского языка среди жителей Поднебесной. Более-менее английским владеют в больших мегаполисах, и в основном молодежь и школьники. Старшее же поколение практически поголовно моноязычно. Во всяком случае, это моё личное наблюдение.
Так вот. Путём сложного конструирования получаемой информации, выяснилось следующее:
Добраться до Великой Китайской стены (участок Бадалин) можно несколькими способами. Во-первых, на автобусе. Для этой цели подойдет маршрут № 919 (Deshengmen – Badaling). Ехать нужно до конечной остановки. Время в пути 1-2 часа. Проезд – 12 юаней в одну сторону. Время работы автобусов: с 6.00 до 17.30 (последний автобус в обратную сторону).
Кроме того, с площади Тяньаньмэнь регулярно отправляется специальный туристический автобус по маршруту (Тяньаньмэнь - Бадалин).
Ну и второй вариант – такси. Это достаточно дорогой, хоть и удобный способ добраться до Бадалина. В среднем, съездить туда и обратно можно за 800 юаней. Если взять машину на целый день, можно сбить цену примерно вдвое. Платить таксисту лучше в конце дня. Так меньше шансов быть обманутыми. Время в пути – около часа, в зависимости от трафика и места, от которого вы будете добираться.
Я решил ехать на автобусе.
У входа к кассам уже привычно встречают толпы народа. Нужно отстоять немалую очередь, чтобы купить входной билет (хотя, справедливости ради, стоит сказать, что очередь движется быстро). В кассах предлагается 2 способа добраться до самых верхних участков стены: собственно "своим пешком", либо же по канатной дороге. Стоимость входного билета – 45 юаней, поездка же на фуникулере позволит сохранить силы и облегчить кошелек на 105 юаней.
У подножья есть небольшой зверинец/зоопарк с гималайскими медведями. Их там немало, но из-за жаркой погоды большинство из них предпочитало лежать в тени. Хотя наблюдать всё равно интересно. Развлечение, кстати, бесплатное. Интересно как детям, так и родителям:
Но в таком месте прежде всего интересует, конечно, сама стена. Выбранный мною участок (Бадалин) находится ближе остальных от Пекина. Собственно, именно по этой причине выбор и пал на него. А вообще, их здесь в окрестностях несколько: Мутяньюй, Симатай, Цзиньшаньлин, Цзюйюнгуань. Предпочтения людей разнятся, но большинство всё же едет сюда, на Бадалин. Хотя многие и отмечают его излишнюю вылизанность, комммерциализированность что-ли.
Длина Великой Китайской стены некогда составляла 13 тыс. 400 км. Протяженность же сохранившейся части памятника, включая видимые развалины, не превышает 2 тыс. 500 км. Уже при императоре Цинь Ши Хуанди стена тянулась на 5 с лишним тысяч километров и была названа "Вань-ли-чан-чэн", где "Вань" в переводе значит что-то типа древнерусского "тьма" т.е. "очень много":
К сооружению государственного суперзабора китайцы приступили аж в третьем веке до нашей эры. В строительстве участвовало полмиллиона граждан Поднебесной, наверное, столько же их охраняло. Немалую роль в постройке сыграли ученые- конфуцианцы, которых император Цинь Ши Хуан задумал извести на корню. Тысячи ученых, заклейменных и закованных в кандалы, обеспечили своевременное окончание работ. Эдакий китайский "Беломор канал". Потом построили вторую стену и, наконец, третью, в сооружении которой участвовало уже около миллиона китайцев, не считая конвоя:
Для того, чтобы быть пропущенным за Стену, путешественник должен был подать на рассмотрение главе гарнизона своеобразную таможенную декларацию. До получения разрешения никто не имел права проникнуть внутрь Поднебесной, поэтому местность вокруг пропускного пункта была заполнена шатрами и палаткам, ждущих разрешения на въезд. На ночь въезд закрывали, и был случай, когда даже императору пришлось ночевать за воротами своей собственной империи в ожидании утра:
При постройке основное внимание уделялось тому, чтобы каждая из башен Стены находилась в зоне видимости с двух соседних. Сообщения передавались с помощью дымовых сигналов или же барабанного боя. Кроме того, на всем протяжении от Стены до центрального города, на расстоянии одного конного перехода друг от друга располагались небольшие опорные пункты, на которых гонец с срочными известиями мог поменять коня:
Возведение ударными темпами "первой очереди" величественного сооружения заняло около 7 лет, расплатой же за ударные темпы стали сотни тысяч жизней ее строителей. Их тела были зарыты в основание земляного вала, облицованного серым обожженным кирпичом. С тех пор сохранились предания о душах несчастных строителей, которые продолжают бродить где-то поблизости. Фактически Великая Китайская стена построена на костях людей, согнанных со всей страны. В народе она стала "стеной плача":
За три века правления Манчжурской Империи Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина - Бадалин поддерживался в порядке - он служил своего рода "воротами в столицу". В 1984 году правительство Китая начало масштабную реставрацию Стены. Тем не менее, сегодня лишь 20 процентов грандиозного сооружения в пределах Большого Пекина находятся в удовлетворительном состоянии. Для туристов сейчас открыты около 10 километров стены разной высоты и крутизны подъема, причем основной поток посетителей приходится на полностью восстановленные участки Бадалин и Мутяньюй:
Бадалин имел большое значение в системе обороны древнего Китая. Его название отображает предназначение. Дословно "Бада" переводится как "дающий доступ во все стороны". Бадалин использовался для наблюдения за приграничными территориями империи. Протяженность всего участка Бадалин - 3741 метр. Высота держится на уровне 8,5 метров. Ширина у основания – 6,5 метров. Ближе к верху она сужается до 5,7 метров:
Как только к стене приближался неприятель, часовые давали сигнал, видимый на ближних башнях. Там передавали дальше, и так работала система оповещения. Количество сигналов и сам процесс их подачи были тщательно отработаны и имели свои особенности. Например, если сигнал осуществлялся одним дымовым выстрелом из пушки, это означало, что к империи подходит войско, включающее примерно 100 солдат. Дуплет говорил уже об армии в 500 человек. Очередь из трех залпов предупреждала о нападении 1000 бойцов. Огненно-дымовые сообщения передавались по цепочке, таким образом, напасть на империю внезапно врагам было почти невозможно:
Однако с приходом к власти династии Цин Великая Китайская стена и Бадалин, соответственно, потеряли свое первостепенное значение. В 1949 году, после образования Республики, стена была частично реставрирована и открыта для туристов, желавших ближе познакомиться с историей Поднебесной:
Восстановленные участки сегодня пользуются большой популярностью среди туристов. Толпы народа взбирающегося по ступенькам, и неторопливо фотографирующих окрестные красоты поистине колоссальны:
Люди съезжаются со всего света, чтобы посетить этот исторический памятник китайской культуры. Немало и самих китайцев, желающих посетить Великую Китайскую стену, ведь они помнят изречение великого кормчего Мао Цзедуна, которое гласит: "Если ты не побывал на Великой Китайской стене - ты не настоящий китаец". Поэтому многие китайцы зачастую карабкаются на стену целыми семьями, как говорится: "И стар, и млад". Даже слишком преклонный возраст - восемьдесят, девяносто лет - не мешает китайцам преодолевать подъем:
В общем и целом, место действительно знаменательное. Историей здесь, конечно, уже особо не пахнет, но как реконструкция выглядит очень интересно. Ехать стоит однозначно. Правда, для поездки выбрать лучше не летние месяцы, а весну-осень, т.к. летом здесь огромный приток людей, и ОЧЕНЬ жарко (особенно, если учесть, что вам предстоят постоянные восхождения спуски под палящим солнцем).
Кроме того, перед посещением Великой Китайской стены уделите внимание своей обуви. Предпочтительно выбрать самую удобную пару с нескользящей подошвой. Так легче будет преодолевать крутые спуски и высокие подъемы. Ну, и, если едете не летом, стоит захватить с собой что-либо теплое из одежды. Обычно на вершине стены дует сильный ветер.
08/03/2016
Страницы: 1