Страницы: 1
Кто сможет чётко выговорить с первого раза "Моштейру душ Жеронимуш" - может считать себя настоящим португальцем.
Ведь именно так звучит на португальском языке название Монастыря иеронимитов (Mosteiro dos Jeronimos) в Лиссабоне - наиболее впечатляющего памятника в стране, созданного в мануэлинском стиле.
Хотя мы и сами с усами, со своими "жи-ши пиши с буквой "И", или там "высшие эшелоны шествовали подшофе" :) Но довольно шепелявить, вернемся к монастырю. Пятьсот с лишним лет назад на месте монастыря Жеронимуш была часовня Генриха Мореплавателя - португальского принца, который сам не плавал, но организовал целый ряд морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и берегам Африки.
Поиск морского пути в Индию был весьма важен для Португалии. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока (пряности!) португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам, тогда как финансовые возможности оставляли желать лучшего.
Вот тут на сцену и вышел Генрих, деятельность которого во многом заложила основы морского и колониального могущества Португалии. И понеслось! Мадейра, Азорские острова, Золотой берег - это только начало... В 1486 году Диаш огибает Африканский континент - мыс Доброй Надежды покорен. В 1498 году Васко да Гама открывает морской путь в Индию, в 1500-м Кабрал достигает берегов Бразилии. Так, Португалия волшебным образом превратилась из "медвежьего угла" Европы в центр мира. Но важнее новых земель и мифических богатств была неоспоримая слава первопроходцев.
В часовне Генриха молился Васко да Гама (который по-португальски вовсе не "Васко", а "Вашку") перед своим отплытием в Индию. По возвращении, его встретил король Мануэл I, приказав заложить монастырь Жеронимуш. Усыпальница Васко да Гама и сейчас находится в здешних стенах.
Входные билеты на территорию монастыря - по 7 евро, но мы прошли бесплатно, т.к. заранее купили так называемый "Лиссабонский пропуск" ("Lisboa card"). Сделать это можно в онлайне вот здесь >>
Пропуски приобретаются разной длительности (на 24, 48, 72 часа), и обеспечивают возможность бесплатно ездить в метро, на трамваях, на пригродных электричках (мы стояли в Синтре - и это было важно), бесплатно посещать 26 музеев и монументов (Жеронимуш входит в их число), а также дает массу разных скидок в особо популярные места. На 24 часа пропуск стоил 16 евро, и окупил себя с головой. К тому же, детей до 5 лет везде пускают бесплатно, если у взрослого есть Lisboa card.
Новый монастырь король Мануэл предложил занять ордену Святого Иеронима, с тем, чтобы монахи ежедневно молились за души принца Генриха Мореплавателя, короля и его преемников, а также всех моряков, отплывающих покорять новые земли. Несколько столетий иеронимиты жили в монастыре, пока в 1833 году не вышел закон о запрещении религиозных орденов в Португалии. Община была распущена, а монастырь преобразовали в королевский приют для детей-сирот, бездомных и обездоленных.
Один из самых интересных уголков монастыря - это крытая галерея с внутренним двориком (Cloister). Здесь монахи молились, медитировали, и отдыхали между делом.
Настоящее буйство фантастических образов украшает арки и колонны: резные обезьяны и драконы, лианы и сплетения морских канатов, морские чудовища и кораллы.
В учебниках по истории искусств все эти позднеготические звери и канаты именуются стилем "мануэлино" - по имени короля Мануэла, который повелел воздвигнуть монастырь.
Здесь смешаны элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса и экзотические мотивы. Можно даже сказать, что в этом стиле проявилось влияние индийского искусства. Мануэлино выражает как бы впечатления европейца, впервые увидевшего новый мир и неизвестные страны.
Каменные кружева:
Трапезная (Refectory). На стенах опять морские канаты, а под ними - знаменитые португальские изразцы азулежу (azulejo). Традиционный азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 см. В качестве сюжетов художники предпочитали использовать жанровые композиции. Например, здесь показано Чудо умножения хлебов и рыб из Нового Завета, что идеально подходило под предназначение данного помещения.
"Канатный" стиль мануэлино:
Шесть колонн, поддерживающие свод церкви Св. Марии. Все колонны с разным рисунком и набором элементов.
Интересно, что знаменитое лиссабонское землетрясение 1755-го года, отголоски которого затронули даже Испанию, практически не повредило здание. Обрушилась балюстрада и в пол в хорах, но все эти разрушенные части были быстро восстановлены.
Из личного опыта: наилучшее время для посещения монастыря - ближе к закрытию. Во-первых, народу минимум, никакой туристической толкотни. А во-вторых - свет! Низкий, очень удачно выхватывающий силуэты из полумрака монастырских закоулков.
21/11/2015
Страницы: 1