Страницы: 1
Стандартное автомобильное путешествие всегда связано с наличием транспорта и ограничениями по времени. Обычно нужно, как можно быстрей попасть из точки А в точку В. При этом самое обидное, что по пути можно пропустить великое множество точек С.
Из Вильнюса в Ригу и наоборот каждый божий день едут огромное количество машин, а большинство их водителей стремятся как можно быстрей преодолеть эти 300 километров пути. Я и сам этот путь проделывал не раз, пользуясь стандартной схемой "машина-время-деньги". Но этим летом неожиданно для самого себя я открыл по указанной дороге непознанную мной Литву. Секрет был прост - я никуда не спешил и старался свернуть с главной дороги при каждом удобном моменте.
Всего в нескольких километрах от автомобильного шоссе пейзажи преображаются, а пытливый ум найдет здесь не мало оригинальных мест и интересных историй. Приглашаю и Вас вместе с собой в этот мир за пределами спешки и отсутствия времени. Здесь можно найти романтические дворцы, уютные парки, заброшенные усадьбы, а на десерт совершить прогулку по территории старинного и давно покинутого всеми литовского военного завода, таящего в себе множество опасностей.
Первой точкой на нашем пути стала деревня Тауенай (Taujėnai). От трассы Вильнюс-Паневежис до сюда всего четыре километра. Главная достопримечательность здесь - это старинная усадьба рода Радзивиллов.
Здесь сохранился не только дворец с мощным портиком из шести колонн, но и великолепный парк в английском стиле. Очень интересны и вспомогательные постройки усадьбы, среди которых особенно выделяется деревянный трёхэтажный амбар, которому уже около 250-ти лет. Говорят аналога ему более в Литве не сыщешь.
Главное здание же было построено в 1802 году неким графом Бенедиктом Мариконисом. Поместье он получил в качестве приданного жены из рода Радзивиллов. Граф тут же взялся за масштабные преобразования.
Постройкой роскошного дворца в классическом стиле руководил небезызветный тогда итальянский архитектор Петро де Росси. В этом дворце останавливались многие известные люди своего времени. Русский царь Александр Первый гостил здесь дважды, а позднее президент Литвы Антанас Сметона частенько заезжал сюда по делам и просто так.
После смерти графа поместье вернулось в собственность семьи Радзивиллов. Последний хозяин из этого богатого дворянского рода был Константин Радзивилл. В 1940 году он был сослан новой советской властью в Сибирь, где вскоре умер от голода и болезней.
Усадьбе в Тауенай повезло с хозяевами и оно сохранилось до наших дней почти в почти первозданной красоте. После Второй мировой войны в главном здании разместилась дирекция местного колхоза. А с обретением Литвой независимости всё поместье с территорией в 2,5 тысяч квадратных метров довольно удачно приватизировал бывший местный колхозный инженер, некий господин Станкевич, всего за 12 тысяч литов.
Для меня осталось загадкой, почему поместье не было возвращено в собственность потомков Радзивиллов. Как бы там ни было с новым хозяином тауенской усадьбе вновь повезло. Более десяти лет здесь было все заброшено и предано забвению. За это время новый хозяин сколотил небольшое состояние за счёт продажи подержанных автомобилей из Франции, которое инвестировал в ремонт и реконструкцию своих новых владений.
Будучи сам из этих мест нынешний хозяин не стал отгораживаться от своих земляков высокими заборами и замками, как это частенько принято у новых литовских помещиков. Усадьба в Тауенай открыта всем желающим.
Здесь теперь частенько проводят концерты и различные мероприятия. Мы в частности случайно попали на шахматный турнир для всех желающих. Нынче всю усадьбу целиком можно снять в аренду за 15 тысяч литов за день (чуть больше, чем за начальную приватизированную оценку).
Летом здесь частенько отмечают свадьбы и юбилеи. Обстановка современной усадьбы не пысчет, как когда-то, блеском и роскошью. Но зато она доступна каждому, кто не поленится съехать со скоростной трассы в сторону.
Далее в Паневежисе мы свернули в сторону Шяуляй. Места здесь зачётные и совсем неизвестные массовому туризму.
Если поехать в сторону городка Пакруойиса, то по дороге можно даже увидеть совсем не стандартные для Литвы пейзажи. Нет, это не горные кручи, а всего лишь гигантские отвалы породы на местных доломитовых карьерах. Этот строительный материал до сих пор добывают здесь. В своё время без доломита не обходилось ни одно крупное строительство в этих окраинах.
Я уже успел написать о знаменитом пакруойиском поместье, где этим летом отдыхала моя младшая дочка. Неподалёку от него мы почти случайно наткнулись на заброшенную усадьбу в крошечном посёлке Балсяй (Balsiai).
Здесь немного, что ещё сохранилось. Это место знаменито тем, что не задолго до Второй мировой войны здесь решил заняться сельским хозяйством знаменитый в своё время литовский поэт, журналист и драматург Казис Бинкис. Чуть позже уже во время войны он вместе со своей женой спас жизни нескольким еврейским семьям. Саму войну поэт не пережил и умер от туберкулёза в 1942 году. Жаль видеть, как эта усадьба, некогда принадлежавшая по настоящему хорошему человеку, практически на глазах исчезает, превратившись в притон местных пьяниц.
Далее мы вновь вернулись на трассу Паневежис-Шауляй. Вдоль этой дороги можно найти ещё много интересного.
Рядом с городком Шедува (Šeduva) на берегу озера находится усадьба Раудондварис (Raudondvario dvaro sodyba). Само поместье не плохо сохранилось. В некоторых бывших хозяйственных помещениях теперь живут люди. В других расположены склады и магазины.
Не повезло лишь главному зданию в неоготическом стиле. Этот памятник архитектуры теперь выглядит плачевно.
Все перекрытия внутри и крыша давно провалились вниз. Уцелели лишь внешние стены, всё ещё хранящие следы величия прошлого.
С этой усадьбой связана занимательная история. Новый владелец здешних краёв барон немецкого происхождения Теодор фон Роп задумал свой новый дворец строить в центре Шедувы на месте старинной усадьбы. Этому воспротивились местные жители, у которых был на руках договор об аренде на эту землю. Дело дошло до суда. Процесс затянулся, дойдя в 1812 году до Верховного Сената Российской империи. И неожиданно для всех барон проиграл дело. Усадьбу пришлось строить вне города.
После войны здесь отстроили сельскохозяйственный техникум. Он действует и теперь, правда, нося более гордое название "школы бизнеса и технологий".
Тут же неподалёку разместилось местное самоуправление и общага для немногочисленных нынче студентов. Только вот до самой усадьбы похоже некому здесь нет дела. Можно сказать, что со времён Советского Союза в этих местах немного, что изменилось. Разве, что народ тогда в деревне жил побогаче, да повеселее.
Картины полного опустошения и упадка можно увидеть совсем неподалёку от Шедувы рядом с деревушкой Линкайчай (Linkaičiai). Места эти очень интересны любителям военной истории.
В 30-ых годах прошлого столетия здесь был построен мощный оружейный завод со множеством мастерских, складов, стрельбищ и гаражей. Литовская армия в те времена считалась самой боеспособной из всех прибалтийских стран. Здесь было налажено массовое производство патронов, снарядов, винтовок, гранат и противотанковых мин. Объект в Линкайчай был одним из самых современных военных заводов своего времени. Здесь работало около тысячи человек.
Опущу тему, почему литовская армия так и не стала сражаться во время захвата Литвы Советами в 1940 году. В любом случае шансов против на тот момент союзных армий Германии и СССР она не имела.
К началу вторжения фашистов в СССР часть военного оборудования завода была демонтирована, а часть взорвана отступающей Красной армией. То, что сохранилось немцы перевезли в Каунас. После войны здесь разместились советские военные части, а многочисленные помещения использовали для складирования амуниции и взрывчатки. С уходом военных в 1991 году большая часть бывшего завода осталась бесхозной. Лишь часть огромной территории литовская армия заняла под арсенал.
Я зашёл в несколько заброшеных жилых домов, где квартировались советские военные.
На старинных военных складах теперь хозяйничают местные бизнесмены. Огромные территории пустуют.
Эти объекты далеко не безопасны. Всего пару лет назад пара местных пацанов нашла где-то на пустующих складах ящик с амуницией и порохом. В итоге, один из них очутился в больнице.
Бывшие стрельбища обнесены колючей проволокой. Но более никакой защиты от искателей приключений нет. Здесь и правда не безопасно, но от этого не менее интересно.
Такой оказалась моя непознанная Литва. Почаще съезжайте с наезженных трасс и наверняка найдёте нечто интересное, как это сделал и я этим летом. Но не забывайте быть осторожными в подобных авантюрах.Ведь никто не знает, что нас может ждать за новым поворотов...
10/08/2015
Страницы: 1