Страницы: 1
Хорошее дело, ночь музеев. В этом году в Москве она прошла так себе, дождь помешал и пришлось даже ее повторять. А вот в Риге ночь музеев прошла как следует, и толпы рижан и туристов направились посмотреть на вечное и прекрасное.
Традиционная во многих городах Ночь музеев не обходит стороной и Ригу. Однако есть серьезный вопрос -- куда идти, когда ты впервые в городе, путеводитель благополучно остался дома, а времени на обзор города совсем немного? С одной стороны, очень хочется погулять по улочкам, служивших "лондонскими" декорациями для советского кинематографа, а с другой -- Ночь музеев. Ранее, если честно, Ригой я не особенно интересовался, знал только, что где-то в центре города находится Музей оккупации. Правда, в день отъезда в Латвию выяснилось, что в Риге распяли "Путинa"! Так я узнал, что помимо Музея оккупации и нескольких лютеранских соборов в Риге еще есть еще один музей -- бывшее здание КГБ ЛатССР, которое ныне превращено в оплот авангардного искусства. Однако, реакция МИД РФ и рижской мэрии оказалась просто молниеносной! Заселившись в гостиницу в 12-05, я стремглав помчался в этот самый "Угловой дом", благо идти было 2 квартала. Прихожу -- у музея какое-то невнятное топтание, внутренний двор наглухо закрыт, "Путина" демонтировали и куда-то увезли. Так для меня в Риге снова остался только один музей. Ну ладно, ночь музеев определит, может быть, кривая выведет куда надо.
Куда ходят туристы в Риге? Прежде всего, наверное, на Ратушную площадь, на которой находятся такие архитектурные символы города, как Дом Черноголовых или Церковь Святого Петра.
Однако оба этих здания были буквально атакованы туристами, и, чтобы попасть хотя бы в Дом Черноголовых, предстояло отстоять немалую очередь, что в мои планы не входило.
Прогулявшись немного по центру города, прогулялся по набережной и вернулся мимо Рижского замка и Домского собора почти обратно, как вдруг на пути обнаружил совсем небольшую очередь, которая еще и бойко двигалась. Посмотрев на вывеску, понял, мне однозначно сюда!
Надо сказать, что рижская полиция и аппарат Сейма приготовились к этому дню очень хорошо. На входе у всех бегло проверяли паспорта (отчего-то не пускали тех, кому было младше 18 лет), провели через металлоискатель и на любом из трех языков предлагали придерживаться соответствующих знаков. Первым делом, конечно, удивил потолок в холле.
Не знаю, как функционирует Сейм в обычные дни, но несколько залов отвели для беглой демонстрации истории и достижений латвийского парламентаризма в начале ХХ века и в наши дни. Обещали, что вещи все аутентичные.
Потом, конечно, показали зал заседаний. Тут все как-то скромно, но все же величественно. Красивый зал, что уж говорить. Жаль только, что сверхширокоугольного объектива под рукой не было, а нащелкать несколько снимков для склейки панорамы было неудобно, посетителей крайне вежливо подгоняли для ускорения просмотра.
Посетителей, знакомых с латышским языком знакомили с актуальным пофракционным составом парламента
В одном из залов обнаружил вот такую патриотическую картину. Хм, по-моему неплохо. В нашей Госдуме места для подобного искусства не находится...
Хехе, ну вот собственно и все, посмотрели -- на выход! Кто-то торопиться сделать селфи у огромного зеркала на парадной лестнице, а мне лично больше люстра понравилась.
Разумеется, нельзя было пройти мимо самого главного помещения в любом парламенте -- столовой! Удивительно, но столовая тоже работала и любой желающий мог отведать блюда депутатского меню. Интересно, когда в столовую Госдумы будут пускать такие экскурсии? :)
Цены в столовой, кстати, оказались вполне себе среднерыночными, а не так, как у нас :(
Еще одно помещение занимает экспозиция о деятельности Сейма с 1991 года
Напоследок показали парламентскую библиотеку. Наверное, это далеко не вся библиотека, уж очень она маленькая, чтоб поместиться в одном таком помещении.
На следующий день первым делом отправился в Музей оккупации. Не потому, что других интересных музеев в городе нет, а потому, что уж очень интересно узнать, как в Латвии видят события 1940-1991 годов? Оказалось, что Музей оккупации находится аккурат между Ратушной площадью и площадью Латышских стрелков. Любопытно, что к Латышским стрелкам, в том числе, благодаря "трудам" которых, красным удалось одержать верх в Гражданской войне, современные латвийские власти претензий как бы не имеют. Хотя это нелогично: не воюй они за красных, событий 1939-1941 года могло бы и не быть в таком виде, как все потом и случилось... Однако именно их музей теперь стал Музеем оккупации. Что же, зайдем.
Вход в Музей оккупации бесплатный. Но желающие могут кинуть монетку или купюру в специальный деньгосборник, как мне пояснили его сотрудники на чистом русском языке, музей живет за донат. Первым делом музей хвалится записями известных людей, посетивших его, в числе которых оказался пламенный советский поэт Евгений Евтушенко.
Далее следуют картины территориальных изменений в границах современной Лавтии в ХХ веке.
Ну вот оно, наконец-то. Двое усатых оккупантов, пакт Молотова-Риббентропа, в общем, полный набор.
В натуральную величину представлена модель барака для арестантов. В сопроводительном тексте почему-то не сказано, является ли эта модель лагерного барака специфической именно для арестованных латышей или все граждане СССР известно в каких местах пребывали в аналогичных условиях.
Отдельного пространного описания была удостоена "parasha"
В экспозиции есть оригиналы писем из мест заключения.
Значительно меньшее пространство, чем рассказы о "первой" советской оккупации, занимает экспозиция оккупации немецкой и арийским методам "решения еврейского вопроса"
В музее работают несколько проекторов, по которым крутят архивную кинохронику с явно современными комментариями. Поскольку комментарии на латышском, о чем разговор, понять не смог.
Далее, очевидно, экспозиция переходит к послевоенным событиям, которые в Музее предстают гражданской войной в ЛатССР в конце 40-ых годов ХХ века.
Сразу после подавления сопротивления "лесных братьев" на стендах рассказывают про Атмоду, то есть национальные движения в Прибалтике накануне распада СССР. О таких индустриальных гигантах, как РАФ, ВЭФ, РВЗ и прочих, разумеется, тактично умолчали. Были "лесные братья" -- и сразу наступила Атмода. Что творилось в Латвийской ССР почти 40 лет совершенно непонятно. Быть может, оккупации и вовсе не было в это время? Но особенно радует стенд "Последствия оккупации". Он какой-то совсем пустой. Оккупация без последствий. Вот оно как бывает в Латвии, сначала два усатых тирана, потом Гулаг-Освенцим-Гулаг, потом Атмода и Свобода. А последствий... нет.
В самом конце осмотра особенно интересующимся посетителям предлагают посмотреть фильмы с участием известного художника из Вены.
Нет, все-таки на самом выходе, на стене перед лестницей, последствия оккупации все-таки нашлись. Но вот эта наклейка "000" -- она зачем?
Будете в Риге -- при случае зайдите в сейм и не ходите в в Музей оккупации. Лучше просто гуляйте по городу, там есть, что посмотреть.
30/07/2015
Страницы: 1