Страницы: 1
В первый воскресный день недавно наступившего лета была совершена поездка по восточным землям Калужской губернии, целью которой было знакомство с затерявшимися в глуши памятниками культовой архитектуры.
Первое по маршруту село Богородское, входившее ранее в состав Тарусского уезда, расположено в 11-ти верстах к северу от Ферзикова и в 27-ми верстах к юго-западу от Тарусы. Преодолев пару километров полевой грунтовки, выходим к северной оконечности села, где за безымянным притоком речки Медведки в разросшихся деревьях затерялся одинокий крест.
Пруд, остатки аллей вдоль его восточного берега и полуразрушенный храм - все, что осталось от вотчины князя Сергея Яковлевича Львова.
Впрочем, храм тоже мог не сохраниться, если бы исполнители полностью реализовали поставленную в начале 50-х годов прошлого века задачу по его сносу, а не ограничились одной лишь колокольней.
Что любопытно, в архивах храм значился снесенным в 1957 году, поэтому, мысленно поблагодарив нерадивых богоборцев, рассмотрим памятник культовой архитектуры более подробно.
От незаурядного произведения церковного зодчества познепетровского времени, выстроенного московскими мастерами в 1719-1721 годах, сохранился вертикально устремленный основной объем типа "восьмерик на четверике" с пониженным алтарем. Храм имел три престола: главный - Казанской иконы Божьей Матери и теплые придельные - Сергия Радонежского и Иоанна Предтечи.
Нарядность фасадам придает удивительный ордерный декор с белокаменными элементами, среди которых наиболее эффектно смотрятся резные капители цветочно-фруктовой тематики.
Помимо капителей, фасады украшали лепные херувимчики, которым, увы, не оставили ни одного целого лица.
Налюбовавшись фасадным декором, заглянем внутрь храма, где ранее находился трехъярусный барочный иконостас середины XVIII века, украшенный фигурами ангелов и евангелистов.
Отсутствие каких-либо следов росписей наводит на мысль, что позолоченный с голубым фоном иконостас был главным и единственным украшением интерьера.
Подняв голову, ощущаем всю вертикальную устремленность сооружения, до сводов которого широкоугольником уже не дотянуться.
Меняем объектив и видим любопытную картину - малый восьмерик выложен, мягко сказать, несколько кривовато. Причем, судя по отсутствию трещин в сводах, выходит, что кривизна эта была изначально, а не является следствием разрушения беззащитной перед воздействием влаги кладки.
Завершаем осмотр уникального для Калужских земель культового сооружения...
...и направляемся далее по дорогам разной степени проходимости.
Следующую остановку делаем в расположившимся на левом берегу Оки селе Богдановском, что в 6-ти верстах к юго-востоку от районного города Ферзикова. В соседнем, вплотную прилегающем к Богдановскому, сельце Меревском ранее существовала усадьба, принадлежавшая в 70-х годах XVIII века помещику О.П. Петрову, а в середине XIX века - майору И.Ф. Гринфельду.
Все что сохранилось от усадьбы - это сравнительно небольших размеров храм, выстроенный в 1801 году генералом Александром Григорьевичем Соколовым вместо прежнего деревянного. Имел единственный престол - Рождества Пресвятой Богородицы.
Культовое сооружение представляет собой перекрытую купольным сводом с люкарнами ротонду, к которой с востока и запада примыкают равновеликие прямоугольные выступы алтаря и притвора. Нарушает симметрию лишь примыкающая к притвору с запада двухъярусная колокольня.
Наружный декор достаточно сдержан: рустовка, пилсятровые портики и круглые медальоны вместо окон второго света.
Впрочем, внутри обстановка еще скромнее - от первоначального убранства сохранился лишь нечитаемый фрагмент храмовой живописи над западной аркой.
Своды напоминают решето и долго находиться под ними нет никакого желания.
По Дугнинской понтонной переправе переправляемся на противоположный правый берег Оки, где среди полей и бездорожья затерялось село Висляево.
Здешний стройный барочный храм был выстроен в 1771 году местным помещиком Яковом Лукичем Хитрово. Также имел единственный престол - Успения Пресвятой Богородицы.
Храм в плане представляет латинский крест, над средокрестием которого возвышается изящный световой восьмерик, а еще выше - малый глухой восьмерик с главкой. С запада к трапезной примыкает высокая колокольня, четвертый ярус которой был надстроен в середине XIX века.
В фасадном декоре обращают на себя внимание вертикально вытянутые окна с высоко поднятыми очельями наличников.
Заглянув внутрь, обнаруживаем дикие заросли малины, крапивы и всевозможных кустов в трапезной.
Основной объем из-за чересчур массивных пилонов и перекинутых между ними арок кажется тесноватым.
Взглянув вверх, видим остатки пятиярусного золочёного иконостаса.
В алтаре между окон просматривается "Тайная вечеря", мы же, бросив последний взгляд на стройный восьмерик, завершаем осмотр оригинального памятника культовой архитектуры...
...и направляемся в сторону Оки.
А вот, собственно, и крупнейший правый приток Волги в своем верхнем течении, снимком которого и завершается этот рассказ.
При подготовке поста использовались:
1. Рошефор Н.И. Опись церковных памятников Калужской губернии - СПб., 1882;
2. Материалы натурного обследования экспедиции сектора "Свода памятников" Государственного института искусствознания МК РФ, проведенные в 2010 году.
13/07/2015
Страницы: 1