Страницы: 1

Дворец Фонтенбло (Château de Fontainebleau) - королевская резиденция, находящаяся в центре одноимённого города, в 60 километрах к юго-востоку от Парижа. Дворец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 1981 года. Добраться до Фонтенбло можно на электричке с Лионского вокзала, время в пути - около 40 минут. Поезда ходят каждые полчаса. Стоимость билета на посещение дворца - 11 евро (2015).

Впервые в документальных источниках Фонтебло упоминается в 1137 году, в начале правления короля Людовика VII. Изначально, построенная здесь средневековая крепость в основном служила в качестве охотничей резиденции французских королей. Как королевская резиденция дворец Фонтенбло использовался, начиная с Франциска I (с XVI века) до последнего монарха Франции Наполеона III (до 1870 года). На фото: Почетный двор (cour d'honneur), называемый также двором Белой лошади (cour du Cheval Blanc) и двором Прощания (cour des Adieux). Название двор Белой лошади он получил, т.к. в 60-х годах XVI века здесь была установлена гипсовая статуя - копия коня с античной статуи Марка Аврелия в Риме. В 1626 году статуя разрушилась. А название двор Прощания связано с тем, что 20 апреля 1814 года Наполеон I прощался здесь со своей гвардией перед ссылкой на остров Эльба.

Происхождение слова Фонтенбло (Fontainebleau), по одной из версий, связано с родником (Fontaine belle eau), который был найден в окрестных лесах. На фото: главный фасад дворца Фонтенбло - крыло Лестницы-подковы (aile de l'escalier du Fer-à-cheval). Оно было построенно в XVI веке, начиная с 1528 года, когда по воле короля Франциска I началась масштабная реконструкция ранее находящихся здесь средневековых построек и строительство новых. Франциск I мечтал создать в Фонтебло "новый Рим", для чего пригласил во Францию известных итальянских деятелей исскусства того времени.

Многие правители Франции перестраивали дворец Фонтенбло, добавляли новые постройки. На сегодня - это огромный дворцовый комплекс с более 1500 комнат. На фото: фасадная лестница в форме подковы (escalier du Fer-à-cheval). Первоначально лестница-подкова была сооружена в конце 50-х годов XVI века по проекту архитектора Филибера Делорма. В 1632-1634 годах, после обветшания, лестница была перестроена архитектором Жаном Андруэ дю Серсо.

Лестница-подкова (левая часть).

Вид с лестницы-подковы. Справа можно увидеть крыло Министров (aile des Ministres), построенное при Франциске I в XVI веке (около 1530 года).

Слева от главного фасада находится небольшой сад Дианы (jardin de Diane), разбитый в XVI веке по воле супруги короля Генриха II Екатерины Медичи и позднее несколько раз изменённый.

Фонтан Дианы (fontaine de Diane) - древнеримской богини охоты и природы (1684).

Справа от главного фасада расположен Английский сад (jardin anglais), разбитый в своём современном виде в 1812 году по желанию Наполеона I архитектором Максимильяном Жозефом Юрто. Ранее здесь был Сосновый сад (jardin des Pins), существующий со времён Франциска I.

Если пройти через проход справа в главном фасаде, то мы попадём в Фонтанный двор (cour de la Fontaine). На переднем плане находится статуя Одиссея (statue d'Ulysse) работы скульптора Луи Петито (1819), установленная в 1824 году. На заднем плане слева можно увидеть Большой павильон (Gros pavillon), построенный в середине XVIII века по проекту архитектора Жака-Анжа Габриеля.

Правая часть Фонтанного двора. На фото: крыло Красивого камина (aile de la Belle Cheminée), построенное в 1565-1570 годах по желанию Екатерины Медичи, по проекту итальянского художника, архитектора и скульптора Франческо Приматиччо. Название крыла связано с камином, который до XVIII века украшал большой зал на втором этаже.

Напротив Фонтанного двора расположен пруд с карпами, утками и лебедями (étang des Carpes), выкопанный при Генрихе IV. В центре пруда находится восьмиугольная беседка, построенная в 1662 году (арх. Луи Лево) при Людовике XIV.

Утки и карп в пруду.

За Фонтанным двором находится павильон Золотых ворот (pavillon de la porte Dorée), построенный при Франциске I, ведущий в Овальный двор.

Овальный двор (cour Ovale), закрытый для посещения - "сердце" дворца Фонтебло. Именно здесь располагалась первоначально построенная средневековая крепость, от которой до наших дней сохранилась лишь одна башня (донжон) (на снимке не видна). На заднем плане по центру - ворота Дофина (porte Dauphine).

Ворота Дофина (вид снаружи Овального двора.), также называемые ворота Крещения (porte du Baptistère), были построены при Генрихе IV и названы в честь крещения 14 сентября 1606 года его сына - будущего Людовика XIII и его сестёр - Елизаветы и Кристины.

Напротив Золотых ворот начинается партер, называемый также Большой сад (Grand jardin) или Королеский сад (jardin du roi). Партер был разбит при Франциске I, затем изменён при Генрихе IV и ещё раз переработан ландшафтным архитектором Андре Ленотром при Людовике XIV.

Если пересечь партер, можно выйти к Большому каналу (Grand canal), длиной 1140 метров и шириной 39 метров, который был выкопан при Генрихе IV в 1606-1609 годах. В пруду перед каналом установлена скульптура "Орёл, борющийся за свою добычу" (Aigle défendant sa proie) Огюста-Николя Каэна (1866).

Музейная экспозиция открывается выставкой, посвящённой императору Наполеону I и его семье. Наполеон I любил Фонтебло и называл его "Настоящим домом королей, пристанищем веков" ("la vraie demeure des rois, la maison des siècles"). На фото: походная палатка Наполеона I.

В стеллажах одного из залов находится позолоченный сервиз, подаренный Парижем Наполеону I в честь его коронации в декабре 1804 года. 150 мастеров работали над изготовлением сервиза два месяца. Из более тысячи предметов набора до нашего времени сохранилась лишь малая часть.
Переходим к основной экспозиции - большому числу залов разных эпох.

Спальня королевы Анны Австрийской (chambre à coucher d'apparat), супруги Людовика XIII.

Салон для приёмов (salon de réception) или Большой салон (Gros salon). Стены украшены гобеленами, созданными по картинам художника Шарля Лебрёна (вторая половина XVII века) с сюжетами из жизни Александра Македонского.

Галерея Франциска I (galerie François-I) - одна из жемчужин Фонтенбло, памятник француского Возрождения. Длина галереи - 64 метра, ширина - 6 метров. Галерея была построена в конце 20-х годов XVI века и украшена в 30-х годах этого же века итальянскими мастерами, приглашёнными Франциском I - в основном, художником Россо Фьорентино, а также Франческо Приматиччо.

Галерея Франциска I. Нижняя часть стен галереи обшита резными панелями из ореха, сделанными итальянским плотником Франческо Скибеком, на которых изображёны: герб Франции, символ Франциска I - саламандра и его монограмма - буква "F" в овале. В верхней части стен расположены фрески, обрамлённые барельефами, с аллегорическими сюжетами, в основном из античной мифологии, посвящённые королю.

Бальный зал (salle de bal), иногда называемый "галерея Генриха II" (galerie Henri II). Длина зала - 30 метров, ширина - 10 метров. Зал был построен при Франциске I, а декорирован при его сыне - Генрихе II. Фрески на темы из античной мифологии выполнены итальянским художником Никколо дель Аббате и его помощниками, по рисункам Франческо Приматиччо.

За Бальным залом находится часовня Святого Сатурнина (chapelle Saint-Saturnin), XVI век. Купол.

Второй зал Людовика Святого (deuxième salle Saint-Louis) или салон Донжона (salon du Donjon) расположен в самой древней части дворца - средневековом донжоне. Над камином находится мраморный барельеф, изображающий Генриха IV на коне работы скульптора Матьё Жаке (около 1600 года).

Салон Людовика XIII (salon Louis-XIII). В 1601 году здесь родился первый сын Генриха IV, будущий Людовик XIII. Кроме того, из королей Франции во дворце Фонтенбло родились: Филипп IV (1268), Франциск II (1544) и Генрих III (1551).

Галерея Дианы (galerie de Diane) была построена при Генрихе IV. Это самое длинное помещение дворца, длиной 80 метров и шириной 10 метров. С 1858 года здесь находится библиотека, содержащая около 16000 книг, начиная с 1530 года. На переднем плане - глобус, сделанный в 1810 году для Наполеона I.

Спальня императрицы (chambre de l'impératrice). Использовалась супругами монархов: от Марии Медичи - жены Генриха IV до императрицы Евгении - жены Наполеона III.

Тронный зал Наполеона I (salle du trône) (1808).

Зал совета (salle du conseil). Стены и двери украшены монохромными картинами синего и розового цветов с аллегорическими сюжетами работы художников Шарля-Андре ван Лоо и Жана-Батиста Пьера (1751-1753 годы).

Спальня императора Наполеона I (chambre de l'Empereur). Интересны два кресла XIX века работы Жана-Баптиста Роде с подлокотниками разной высоты: низкий - чтобы с одной стороны шло тепло от камина, высокий - с другой стороны, чтобы уберечься от сквозняков.

Салон отречения (salon de l'Abdication) (1808). 6 апреля 1814 года Наполеон I подписал за столом посередине салона своё отречение от престола.

Часовня Троицы (chapelle de la Trinité). Роспись потолка выполнена художником Мартеном Фремине в 1608-1619 годах. Алтарь (1633) и мраморный пол были сделаны итальянским скульптором Франческо Бордони. Рядом с алтарём установлены ещё две его работы: слева - статуя короля Карла Великого с чертами Генриха IV, справа - Людовика IX Святого с чертами Людовика XIII. В 1725 году в часовне прошло бракосочетание Людовика XV и Марии Лещинской.
Это, конечно, только краткий экскурс в увлекательную историю и богатейшую коллекцию дворца Фонтебло, использовавшегося правителями Франции 700 с лишним лет.
01/06/2015
Страницы: 1