Страницы: 1
В рамках предполагавшегося тогда прощального тура с Родиной, я прибыл в Гродно, который расположен всего лишь в 15 км до Польши и 30 км до Литвы. Так я снова оказался в Беларуси и понял, что там я чувствую себя счастливым и свободным человеком.
Второй репортаж будет просто о городе. интересно, что там можно созерцать в застывшей форме польскую архитектуру частного сектора, развитие которой приходилось именно на 1920-1939 гг., аналогично бывшей Восточной Пруссии или финского функционализма в Выборге.
если Пазик - это философский автобус, то общий вагон поезда Гомель-Гродно - это этнографический и культурный "цяхник". Что или кто там был:
- раввин
- одна бабушка пела на белорусском языке песенку в одном из купе ( это сразу мне напомнило одну картинку из детства, когда я ехал в 1992 году на дачном автобусе, в ней люди песни пели, просто так от души... хорошо было на душе, как вспомню)
- молдавские цыгане, игравшие в карты
- ещё один мужчина -полиглот из Молдавии ( он знает молдавский-румынский, русский, греческий, английский и французский языки) , мечтающий жить в Беларуси. он очень добрый, со своей внутренней философией жизни
- белорусская доброта народа связана со словами одного дедушки "где сядешь, там и добре"
У меня во время пребывания там возник такой вопрос-парадок: почему не было массовой депортации польского населения Гродненщины и Зап. украины в отличие от имевшего место выселения финского населения из Выборга, немецкого населения из Калининграда, Зап. Польши, румынского населения из Черновцов. а что, факт, 2 млн. немцев погибло в результате депортации из судетской области Чехии, зап. Польши и Пруссии (малоизвестная деталь последствий войны)
В Гродно я прибыл в 5 утра с этим поездом, немного подремал с другими "пацанами" в подвальном помещения вокзала,дождавшись рассвета, начал постепенно познавать город.
Однажды в комментарии к альбому в социальной сети "В контакте" о Гродно мне написали, что "как чисто!". На это восклицание попытаюсь ответить так: я думаю , причина чистоты не в декретах президента, а в фантастической любви местных к тем местах, в которых они проживают. Остановил одного дедушку, жителя Гродно, только спросить, куда пройти и что посмотреть. Он мне потом: "а вы ещё посмотрите туда, на бывшие казармы, мануфактуры, рассказал о "муравьёвках" (перестроенные католические церкви под русско-византийский стиль), пожелал приятного отдыха в их городе. Я когда в Минске был в гостях у крёстной, так она с её семьёй рассказывала о деревнях, куда стоит ездить , чтобы посмотреть на костёлы, церкви Минской области, Гродненщины. Даже обратил внимание на такую деталь, объявления размещают в спец. местах, где можно клеить объявления, тут даже и в никаком страхе о штрафе, если это сделают. Они очень любят те места, где живут (при этом почти уверен, что каждый из них был во всех окружающих странах Беларуси).
Гродно впервые упоминается в летописях в 1005 году. Но эти сведения требуют критического подхода: ссылки идут на Киево-Печерский патерик, который с большой долей натяжки можно считать первоисточником. Официальной датой основания города является 1127 год (6635 г. согласно Радзивилловской и Лаврентьевской, 6636 г. согласно Ипатьевской летописям) как центр удельного княжества. В самих летописях упоминается как Городен, чей князь, Всеволод Городенский, был послан на полоцкие земли Великим князем Киевским, Мстиславом Владимировичем. До вхождения в 1252 году в состав Литвы Гродно был центром Городенского княжества, став центром Чёрной Руси и одним из главных городов Литвы. Известна также Гродненская школа зодчества, связываемая с именем Петра Милонега. Между тем, Гродненским князем был Витовт, крестивший Литву в 1387 году и разбивший тевтонцев под Грюнвальдом в 1410г, сделавший после 1392 года город его 2 столицей.
Согласно версии краеведа, гродненского школьного учителя Алеся Гостева, топоним Городенъ образован корнем "город" и суффиксом "енъ". Рассуждая об оборонительных функциях тогдашнего поселения, делается вывод, что корень "город" (от глагола городить) значит защита; суффикс "енъ", по утверждению белорусского языковеда П. В. Стецко, придаёт слову город (то есть защита) пространственное значение. Таким образом делается заключение, что слово Городенъ значит защитник своей страны.
По летописным записям XII-XVI веков, название Городенъ сохранялось неизменным до середины XVI столетия. После Люблинской унии (1569 год) название стало постепенно сменяться словом белор. Гродна (от польск. Grodno), которое со временем и получило преимущество в официальном использовании. В разговорной речи сперва установилась переходная форма белор. Го́радня, которая перешла к середине XX столетия к белор. Гаро́дня. Эти две формы используются и в XXI веке. Городенское княжество на момент вхождения в состав Великого княжества Литовского, в отличие от других княжеств Новогородской земли, как отдельное владение не упоминается. Вероятно, в это время в Городне не было своего князя, а территорией княжества управлял наместник великого князя литовского.
В 1496 году город получает полное магдебургское правочто позволило ему обзавестись магистратурой и своим гербом - изображением оленя с золотым крестом между рогами, перепрыгивающего через ограду ("Олень св. Губерта"). Вскоре Гродно стало лучшим после Вильны городом страны.
В объединенной Речи Посполитой Гродно стал резиденцией Стефана Батория, а с 1679 года статус "третьей столицы" (хотя и не третьего по величине и экономической роли города) стал официальным: в Гродно проводился каждый третий сейм, наряду с Варшавой и Вильнюсом. Именно в Гродно в 1793 году прошел последний сейм Речи Посполитой. Во время Северной войны город в 1702-1708 годах несколько раз переходил из рук в руки, был разрушен и разграблен шведскими войсками, а в 1709-1710 годах пережил эпидемию чумы, в результате которой погибла значительная часть населения. В связи с военными действиями в районе Гродно в сентябре 1705 года сюда приезжал Пётр I и встречался в Фарном костёле с польским королём Августом II. Именно в Гродно в 1793 году прошел последний сейм Речи Посполитой. В 1794 году Гродно было одним из очагов восстания Тадеуша Костюшко. В 1795 году, в результате третьего раздела Речи Посполитой, восточная часть воеводства, в том числе город Гродно, были присоединены к Российской империи.
После укрепления позиций Российской империи в Европе, началась волна культурной и религиозной пропаганды её достижений. В XIX веке в городе наблюдалась тенденция к русификации и дискриминации местных "поляков", то есть польскоязычных литовцев и белорусов, а также к усилению позиций православной церкви. Один из костёлов (т. н. Фара Витовта) был превращён в православный Софийский собор, монастырь бернардинок, основанный в 1621 году - в Борисоглебский мужской монастырь, униатский женский монастырь базилианок (основан в 1633 году) - в Рождество-Богородичный женский монастырь. Из всех католических монастырей было оставлено два: францисканский мужской и бригитский женский. После отмены в России крепостного права в 1861 году Гродно развивался как один из крупнейших промышленных центров Северо-Западного края. В 1862 году через город прошла Петербургско-Варшавская железная дорога, способствовавшая развитию ремесленных мастерских, деревообрабатывающей и табачной промышленности; в 1861 году при строительстве железной дороги построен однопутный железнодорожный мост через Неман.
В момент присоединения Гродно к России там проживало до 4000 жителей; в 1816 году - 9873 жителя, из них 8422 иудея и 1451 христианин; в 1856 году - 18 386 жителей; в 1891 году - 49 952 жителя (в том числе 6737 военнослужащих гарнизона, 1843 бессрочноотпускных, 520 отставных нижних чинов, 133 солдатских детей и 307 иностранных подданных), из них иудеев 29 779, православных 11 497, католиков 8243, протестантов 281, магометан 152. К исходу XIX века в городе были 2 гимназии (мужская и женская), несколько училищ, городской театр, 3 клуба, 4 типографии, 6 библиотек, 5 банкирских контор, 56 фабрик и заводов (в том числе чугунолитейный завод), 3 лечебницы и 4 аптеки.
В 1921 году город по Рижскому мирному договору отошёл к Польше. Административная и экономическая активность в городе упали, фактически перейдя к Белостоку, в который была перенесена столица воеводства. К концу 1920-х годов в городе удалось восстановить промышленность и инфраструктуру. В частности, были созданы Кресовая фабрика велосипедов и мотоциклов "Неман", пивоварни Марголиса, Слуцкого, Дойлиды. Шоссейный мост через Неман был восстановлен только в 1929 году, железнодорожный - в 1934 году. Польское правительство в начале 1930-х годов начало проводить политику полонизации и ассимиляции национальных и религиозных меньшинств. К началу Второй мировой войны на территории Западной Белоруссии, в том числе и в Гродно, не осталось ни одной белорусской школы. Население сократилось с 63 тысяч (1913) до 49 тысяч человек (1931). Благодаря Польскому походу Красной армии, Западная Белоруссия, включая Белосток и Гродно, воссоединились с Белорусской ССР, и белорусы перестали быть разделённым народом.
2 мировая война почти полностью пощадила исторический центр города, дошедший до нас почти полностью в цельном виде. Сначала Красная армия отступила из Гродно в первые дни войны, затем уже немцы без боя сдали город в 1944 году. 330 га исторического центра фактически сохранилось к нашему созерцанию.
А теперь перейдём к рассказу о достопримечательностях города. Железнодорожная станция в Гродно, на которой были несколько платформ с удвоенной колеёй (одна из них, стеффеновская, а другая, сложившаяся в Российской Империи). Дело в том, что это приграничный город, куда регулярно курсирует из Польши электричка до Белостока (в Польше уже стеффеновская колея). Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе постройки Николаевской железной дороги (середина XIX века). Существует мнение, что это было связано с работой на строительстве дорог консультантов из США, и прежде всего Дж. В. Уистлера (в то время эта колея была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт, посетившие Америку перед началом строительства Николаевской железной дороги. Так что, мы заимствовали колею из КША (Конфедеративных соединённых штатов) до Гражданской войны 1861-1865 гг., в бывших южный штатах её не осталось, а через Россию эта колея стала 2 по распространённости в мире.
Польская электричка Гродно-Белосток между государствами. Между Россией и Беларусью почти никаких "дизелей" не осталось, кроме "Кричев-Сураж" и "Орша-Витебск-Смоленск", остались только пассажирские поезда с драконовским межгостарифом.
Корпус гродненского университета им. Я.Купалы увит плющом. Также там дико дешёвая студенческая столовая не в пример РУДН после закрытия 10 столовой или РАНХиГС.
С 1779 года в Гродно размещалась большая община ремесленников лютеран, которые по приглашению гродненского старосты, графа Антония Тизенгауза, приехали из Германии для работы на королевских мануфактурах. В 1793 году польский король Станислав II подарил гродненской евангелическо-лютеранской общине здание бывшей таверны, которое было приспособлено как кирха. В начале XIX века была начата перестройка трёхэтажного здания бывшей таверны в каменную кирху в стиле неоготики. К 1843 году строительство каменной кирхи было закончено, а рядом устроено лютеранское кладбище. Позже к кирхе пристроили небольшой дом пастора, а ещё позже пристроили колокольню с часами. В 1912 году была выполнена реконструкция кирхи с оштукатуриванием фасадов, тогда же со стороны алтарной части построили новый пасторский дом с лютеранской школой. Последующие первая и вторая мировая война привели гродненскую лютеранскую общину в упадок, часть общины была депортирована, часть иммигрировала. В советское время в здании кирхи разместили государственный архив (1944-1994 гг.), для чего убрали часть её интерьера. Территорию старого лютеранского кладбища, закрытого ещё в 1936 году, застроили общественными зданиями. В 1993 году община гродненских лютеран возобновила свою деятельность. В 1995 году кирха была передана Религиозной евангелическо-лютеранской общине Гродно, сегодня это единственная действующая в Белоруссии лютеранская церковь.
Фасад здания. В 1770-1780 годах гродненский староста Антоний Тизенгауз основал в городе и его окрестностях ряд мануфактур: суконную, полотяную, оружейную, чулочную, каретную.
Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия (1647-1667 гг. в архитектурном стиле барокко), неофициально называется также Фарный костёл.Один из трёх храмов Белоруссии, носящих почётный титул малая базилика,присваиваемая папой римским, либо Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств. Малая базилика имеет ряд привилегий, по сравнению с рядовыми церквями: в ней, при определённых условиях, может быть дарована полная индульгенция, служащие в малой базилике священники имеют право на особое облачение, в богослужениях и процессиях используется тинтиннабулум ( литургический колокольчик, бубенчик, который прикреплён к позолоченной раме на палку), а в интерьере традиционно устанавливается архаичный вариант знамени Церкви в виде полосатого красно-жёлтого конического навеса - "зонтик". Он же изображается на намёте герба базилики. Фарный костёл входил в комплекс монастыря иезуитов, некогда самого богатого в Речи Посполитой, занимавшего целый квартал в центральной части города (в здании самого монастыря с XIX в. и по настоящее время находится тюрьма). Высота башен храма - 65 метров. На одной из них размещены часы - одни из старейших действующих часов в Восточной Европе. В убранстве собора широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру придают развитая многофигурная композиция (более 40 скульптур) в главном алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Эти декоративные элементы имеют высокую художественную ценность. Фресковая роспись (1752) состоит из многофигурных композиций, расположенных в арочных нишах, сводах и другом. Главный алтарь - один из самых высоких барочных алтарей в Европе (21 м.)
Костёл Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев 1595-1618 гг. постройки с соизволения короля Сигизмунда III. Храм Обретения Святого Креста был освящён 13 мая 1618 года, виленским епископом Евстафием Воловичем. Внешний облик комплекса несёт в себе черты готики (боковые фасады), ренессанса и барокко. Интерьер датирован XVII-XVIII веками. В его оформлении выделяется обилие скульптуры и живописи. Сохранился действующий орган XVII века. В XVIII веке верхние ярусы колокольни костёла были отстроены в стиле виленского барокко. В тот же период главный фасад был реконструирован по образцу римской церкви Иль-Джезу.
Большая хоральная синагога, построенная в 1902-1905 гг. под руководством архитектора Ильи Фрункина в мавританском стиле. В период немецкой оккупации Гродно синагога, находившаяся в центре еврейского гетто, использовалась нацистами как место сбора евреев перед отправкой в концлагеря и на расстрелы, в которых погибло около 20000 гродненских евреев. В 1931 году 42,6 % жителей Гродно (18 697 человек) составляли евреи. В 1937 году город был уже наполовину еврейский - 30 000 из 60 000 жителей, и такая же численность евреев сохранилась к 1941 году. Гродно находился под немецкой оккупацией 3 года и 1 месяц - с 23 июня 1941 года до 16 июля 1944 года. Силы вермахта захватили Гродно за один день, в городе не прекращалась паника, время для бегства было упущено: "...даже тех евреев, которые успели бежать, немцы догнали - настолько быстро они двигались. И евреи вернулись обратно...". К евреям сразу были применены "санкции" - ограничения. Ещё до создания гетто им под страхом смерти приказали носить особые отличительные знаки - белые нарукавные повязки с синей "звездой Давида", которые затем в гетто были заменены на шестиконечные жёлтые звёзды, нашитые спереди и сзади. Евреям разрешили ходить только по проезжей части и только по одному, им запрещалось появляться на рынке, заходить в парки, кинотеатры и театры. Каждый еврей, увидев немца или полицая, уже издалека обязан был снять свой головной убор. Однажды немцы загнали группу евреев в Неман и не давали им выйти, пока они не утонули.В сентябре 1941 года нацисты начали организовать в Гродно 2 гетто (примерно 2 км одно от другого), которые заняли площадь около 1,5 гектаров (улица Иерусалимская (современная улица Антонова) и район улицы Большая Троицкая). Разделение на 2 гетто было сделано немцами с целью облегчить себе в дальнейшем уже запланированное уничтожение гродненских евреев: в гетто № 1 согнали квалифицированных рабочих, в гетто № 2 - "непродуктивных" евреев. До Катастрофы в Гродно жили более 30 000 евреев, из них выжили около 300 (к 16 июля 1944 года в городе были живы только около 200 евреев, включая и партизан), вернулось жить в город примерно 15 человек.
32-метровая пожарная каланча 1902 года постройки с панно и Моной Лизой там в роле пожарницы.
В Городенском княжестве сформировалась абсолютно уникальная архитектура. При традиционной для XII века форме, церкви отличала кладка: в стены из плинфы были вмурованы многочисленные валуны, керамические украшения, а также голосовики - пустые кувшины, усиливающие акустику. Храмы по планировке представляли собой трехапсидные крестово-купольные церкви. Они строились из плинфы с использованием в кладке гранитных валунов. Наружные стены Коложской церкви декорировались цветными майоликовыми плитками, выложенными в виде креста. Пол храма также делался из разноцветных майоликовых плит. В стены, для облегчения конструкции и улучшения акустики, вмуровывались пустые кувшины - голосники, горлышки которых выступали над внутренней поверхностью стен, что делало невозможной их роспись фресками (как было принято). Церкви снаружи не штукатурились. Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй - в 1170) и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. По другой версии - храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение храма осуществлялось на месте урочища Коложань (название "коложань, коложень" обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками. Cогласно другим исследованиям, название урочища происходит от жителей псковской крепости Коложа, взятых в плен великим князем Витовтом во время его нападения на Псков в 1406 году, и поселённых на территориях, прилегающих к Борисоглебской церкви. Неудачное, с точки зрения геологии, положение храма, возведённого на краю высокого берега реки, определило постоянную опасность обрушения церкви, из-за оседания грунта, подмываемого Неманом. В 1720 году одна из стен наклонилась, но сползание грунта было остановлено посадкой деревьев. Однако в ночь с 1-го на 2-е апреля 1853 года южная и часть западной стены обрушились. В 1889 году обрушилась южная апсида. В дальнейшем недостающие стены были заменены деревянными.
Вот вам и город! Надеюсь ещё раз туда приехать.
12/05/2015
Страницы: 1