Страницы: 1
Открывать для себя новые города и особенно рассказывать об этом другим - задача подчас не простая, но очень интересная. Ведь, согласитесь, пройтись по местным достопримечательностям, посетить парочку музеев, отведать местных блюд в какой-либо забегаловке - этот стандартный туристический набор делает впечатления о новом месте одинаково предсказуемыми и скучными для опытных путешественников.
Присматриваться к деталям, наблюдать за выражением лиц встречных прохожих, пытаться заводить случайные знакомства - одни из немногих способов не просто осмотреть город, а познать и почуствовать дух нового незнакомого места.
Сегодня речь пойдёт о польском городе Гданьске.
Я провёл здесь прошлой осенью три дня. Наслаждался его средневековой архитектурой, бродил по древним улочкам, присматривался и прислушивался. И мне кажется, я что-то узнал и прочувствовал. То, чем стоит поделиться...
Гданьск - город с тысячелетней историей. Причём немалую часть этого времени он именовался Данцигом. Во время прогулок по старому городу можно прочувствовать дух старинного вольного города Данцига, важного участника Ганзейского купеческого союза, стратегического порта и культурного центра Восточной Пруссии.
Конечно, рядом есть и другой Гданьск, более современный и динамичный. К тому же курортный Сопот и портовая Гдыня образуют вместе с Гданьском большой городской конгломерат Труймясто.
Все эти города можно объехать на городской электричке, но всё же самым интерестным местом является Старый город Гданьска. Его облик сформировался ещё во времена средневековья. Гданьск или Данциг всегда был объектом чьих-то интересов и завоеваний. Его в разные времена осождали и русские войска, и французкая армия. Польская и прусская власть здесь тоже менялась неоднократно.
С 1919 года Данциг был объявлен Лигой Наций особой независимой зоной, аналогом вольному городу, но по факту город тогда принадлежал Польше. Удивительно, но именно этот особый статус Данцига стал официальной причиной начала Второй Мировой войны.
Гитлеровская Германия потребовала вернуть Данциг в состав Восточной Пруссии, а после логического отказа начала военные действия против Польши. Кстати, крохотный гарнизон Гданьска героически оборонялся в городе почти семь дней. Горожане это хорошо помнят.
Эта война стала трагедией для города. Ещё до капитуляции Германии Гданьск был разрушен бомбандировками и уличными боями на 90 процентов.
Отдам должное полякам - то как им скрупулёзно удалось отреставрировать Старый город выше всех похвал. Я видел подобные реставрации в Бремене или Франкфурте. В отличии от этих немецких городов в Гданьске удалось полностью воссоздать аутентику довоенного красивейшего города Европы.
Кстати, реставрация идёт до сих пор. Хорошо видны с набережной реки Молтавы руины острова Складов, сильно пострадавшего в годы последней войны.
Прогулка по этой набережной может стать сущим удовольствием для путешественника или туриста.
Тут можно найти множество интересных ресторанчиков, прогулочных корабликов и музеев. Здесь и днём, и вечером всегда оживлённо, а виды с мостом и набережных притягивают сотни фотолюбителей и профессионалов.
Самой интересной достопримечательностью и одним из символов Гданьска может считаться Журав или Журавель - некая смесь городских ворот, оборонительной башни и портового крана, с помощью которого некогда устанавливались мачты на парусных кораблях.
Теперь профиль Журава - это один из самых узнаваемых образов Гданьска.
Не меньшей знаменитостью может похвастаться и здание Большой водяной мельницы, построенной ещё при тевтонском ордене и в своё время считавшимся самым большим подобным зданием в Европе. Когда-то внутри него 18 водяных колёс неустанно перемалывали зерно, теперь же здесь находится торговый центр. Но профиль здания с огромной покатой крышей, усеянной маленькими окошками тоже можно считать несомненным туристическим атрибутом Гданьска.
Рядом можно найти множество маленьких сквериков, где можно отдохнуть и перевести дух.
Пройдя чуть дальше в направлении центрального вокзала, можно без труда найти здание бывшего Большого Арсенала. Его чисто ганзейский профиль фасада усеивают множество декоративных украшений, фигурок и гербов.
Долгое время здание использовалось по прямому назначению для хранения оружия и амуниции. Теперь же здесь находится Академия изящных искусств.
Всего в нескольких метрах от арсенала можно обнаружить парадный въезд (или вход) на Королевский Тракт или Дорогу - главную туристическую улицу современного Гданьска. Начинается этот путь от Золотых ворот и заканчивается на берегам Мотлавы у Зелёных ворот.
Вообще, в Старом городе Гданьска множество ворот. Их можно встретить почти на каждом шагу, например, Злодейские или Высокие ворота.
Именно вдоль Королевского тракта расположены все главные архитектурные гордости Гданьска - городская ратуша, двор Артуса, Злота Каменница.
У нас не было гида, который бы смог рассказать наверняка безумно интересные истории про каждое из этих творений зодчества, но и без этого, было интересно просто прогуливаться по этой улице, постоянно задирая голову вверх. От обилия красивейших украшений, лепнины, скульптур, гербов и ступенчатых профилей фасадов очень быстро начинала болеть шея.
Королевский тракт можно посещать бесконечно, постоянно находя здесь что-то новое. Главные доминанты этой улицы изящный фонтан Нептуна и мощное строение костёла Святой Марии. По своей величине это религиозное сооружение уступает в Европе лишь Кёльнскому собору.
Его тёмно-красные кирпичные своды злужат хорошим ориентиром в блуждания по Старому городу.
Находясь в Гданьске, я не мог не обратить внимания на большое количество горожан явно бомжеватого вида. Удивительно то, что они довольно удачно вписывались в общее настроение города, дополняя его своими гротесковыми образами.
Ведь кто, как не эти местные жители знают все закоулки, все потаённые места Гданьска.
Этот город пережил много славных страниц истории. Немало знавал он и трагедий. Его способность перерождаться заного, неся в себе легендарные эпизоды прошлого - особая отличительная черта Гданьска.
Готовя этот материал, я прочитал об одной очень трагической истории, связанной с недавним прошлым этого города. Это так называемая "атака века" или гибель пассажирского лайнера "Вильгельм Густлофф".
Случилась эта история в самом конце войны, когда в городе не прекращались бомбандировки, а его захват советскими войсками многими уже воспринимался, как неотвратимое событие. Немецкое командование, всячески запугивая местное население зверствами Красной армии, объявило о плане эвакуации местных жителей морским путём.
В порту Гданьска бывший элитный круизный лайнер "Вильгельм Густлофф",построенный по последним стандартам техники, использовался как плавучая база для подготовки подводников. Во время одной их очередных бомбандировок корабль был повреждён, но немцам выбирать было не из чего...
Рассчитанный на количество пассажиров 1500 человек в злополучный рейс лайнер вышел загруженный под завязку. На корабле находилось почти 11 тысяч человек, причём почти 10 тысяч из них были дети, женщины, старики и тяжёлораненные. На корабле находилось и почти тысяча курсантов-подводников. Именно факт гибели большинства из них становится причиной для советских историков назвать затопление лайнера "атакой века".
Рассказывали, что матери, которые не смогли попасть на этот лайнер, отдавали своих детей незнакомым женщинам сумевшим получить места на злополучном корабле. "Вильгельм Густлофф" был затоплен советской подводной лодкой С-13 под командование капитана Маринеско. Для меня стал удивительным тот факт, что этот человек, за годы войны проявивший себя лишь как пьяница, дебошир и хитрец, не раз присваивавший себе вымышленные победы, как раз перед знаменитым рейсом должен был быть отдан под военный трибунал, но ему разрешили искупить вину в боевом походе. И это Маринеско удалось с лихвой. В том походе он затопил целых два транспортных корабля со множеством мирных жителей. Повреждённый перегруженный "Вильгельм Густлофф" был лёгкой добычей. В холодные январские воды Балтики лайнер после атаки торпедами полностью погрузился за 45 минут. Какой ад творился там можно лишь только себе представить, а шансов выжить в ледяной воде при 18-градусном морозе было немного. Несколько немецких миноносцев спасли лишь около тысячи человек.
Вряд ли стоит считать Маринеско безжалостным убийцей. Ведь, как бы там ни было, лайнер был военным кораблём с солдатами на борту и в охранении нескольких миноносцев. Конечно же, гибель детей и мирных жителей целиком лежит на военном командовании Германии. Но героя Советского Союза Маринеско решились дать лишь в 1990 году, спустя много лет после его смерти.
Это лишь один из эпизодов прошлого Гданьска - города, в котором не сложно увидеть былую славу и страшные трагедии прошлого...
До этой поездки я трижды проезжал по его окраинам, постоянно застревая в гигантских пробках и даже не догадываясь, что может быть интересного в городе с таким чудовищным транспортным траффиком. Но, слава Богу, жизнь всегда дает шанс увидеть и почувствовать то, что скрыто за линией горизонта.
28/02/2015
Страницы: 1