Страницы: 1
Амритсар - священный город сикхов.
Сикхизм - сравнительно молодая религия, возникшая в 16 веке на севере Индии, как альтернатива индуизма и ислама. Сегодня сикхизм является девятой по численности религией в мире - около 22 миллионов приверженцев, из которых 83% проживают на территории Индии. При этом самая большая численность сикхов конечно же в штате Пенджаб - порядка 17 млн человек.
В главной части Золотого храма хранится собрание учений десяти сикхских гуру - "Гуру Грантх Сахиб". Чтобы в главную часть, необходимо пройти по мраморному мосту. Он символизирует путь отделяющий праведников от грешников.
Вход на территорию храма - бесплатный, и открыт и днем и ночью. На территории нельзя находится с непокрытой головой. Платок можно купить при входе за какие то символические 10 рупий. Запрещено находиться в обуви и носках. Обувь можно сдать при входе. Далее, пройти через небольшой искусственный "ручей" в котором надо омыть ноги. Сикхам запрещено употреблять спиртные напитки, курить, и есть мясо животных и птиц, убитых кровопусканием. Следите, чтобы из кармана рюкзака случайно не торчали сигареты и зажигалка. Это нот эллауд (not allowed). Иначе вас попросят выйти за пределы и выкинуть их. Досмотра никакого нет. Нот эллауд - это стало моим самым любимым выражением на территории храма (далее объясню почему).
На территории Пенджаба, постоянно велись войны. Именно это и позволило воспитать в сикхах дух воинственности и храбрости, который позволяет большинству из них становится отличными военными. Пятая часть всех офицеров индийской армии - это чистокровные сикхи. И это притом, что общая их численность по отношению к общему числу населения Индии составляет всего около двух процентов В высших правительственных органах власти сикхи также представлены. Например, Манмохан Сингх 10 лет до мая 2014 года являлся премьер-министром Индии.
История Амритсара и самого Золотого храма имеет очень трагическую историю, которая произошла в 20 веке. Начиная с 1970-х годов нарастают противоречия между сикхами и индуистами. Сикхи считают, что они подвергаются дискриминации. А Индиру Ганди называют диктатором. Предпринимаются попытки автономизации Пенджаба и к созданию независимого сикхского государства Халистан. В 1984 году в ходе операции "Голубая звезда" военные уничтожили штаб сикхских сепаратистов, который находился в Золотом храме. Во время штурма погибло очень людей - 83 военнослужащих индийской армии и 492 человека, находившихся внутри харама, среди которых были боевики, женщины, дети. Ответным ударом стали погромы и столкновения с сикхами, которые прошли по всей стране. По некоторым данным погибло более 30 тысяч человек. Не простили сикхи этого и самой Индире Ганди. 31 октября 1984 года она была убита своими же телохранителями-сикхами.
Очень интересно различие в цветах тюрбанов, называемый кстати дастар. Голубые тюрбаны носят приверженцы партии "Акали дал" (крупнейшая и наиболее влиятельная сикхская партия в мире). Оранжевые - сторонники движения за независимое сикхское государство Халистан. Белые, накрученные надо лбом прямо, без угла - означает принадлежность к секте намдхари ("принявшие имя божества"). Белые обычные - траурный. Розовый тюрбан надевается на свадьбу (не только собственную, но и в гости). Красный, синий, зеленый и фиолетовый надевают во многих бытовых и официальных ситуациях Ярко-желтый цвет горчицы одевается во время праздника Байсакхи. Черный долгое время носили члены воинственного ордена Акали, перешедшие на серо-голубой, стальной цвет. Тюрбан цвета хаки составляет непременную принадлежность формы сикха - служащего индийской армии.
Вот яркий пример, на котором можно показать все атрибуты сикха.
Сикхи должны носить пять предметов веры, пять "к":
1. Кеш, длинные нестриженые волосы, которые означают духовную силу;
2. Кангха, гребень в волосах, чтобы их расчесывать, тем самым символизируя дисциплину;
3. Кирпан, церемониальный меч, предназначенный для борьбы с несправедливостью;
4. Кара, стальной браслет, носимый на правом запястье как олицетворение связи с божественным (и как напоминание о предписании использовать правую руку для благих дел);
5. Качх, короткие штаны особого покроя, служащие олицетворением сексуального воздержания, а также готовности сражаться за сикхскую веру (поскольку стеганая одежда более подобает для сражений, нежели нестеганая). На фото не видно, но поверьте он именно в них.
Тюрбан не оговаривается как один из пяти "к", но он является символом сикхской принадлежности, поскольку его носят для защиты кеша и кангхи.
Я даже не могу сказать, когда Золотой храм более прекрасен - днем, при свете солнца, или ночью, когда включается потрясающая подсветка. Ночью людей на территории значительно меньше. И это наверное самое удобное время, чтобы попасть внутрь.
Вернемся к выражению "нот эллауд". Когда выходили из отеля, сотрудник обратил внимание на штатив за спиной. "С этим могут быть проблемы", сказал он. Официального запрета нет. И все на усмотрению службы охраны. Окей. При входе показываю штатив и спрашиваю - эллауд? В ответ получаю типично индийский жест легкого покачивания головой. У Грегори Робертса в "Шантарам" очень хорошо про это написано. Этот жест может означать что угодно - да, нет, откуда мне знать, отвали, ты мне надоедаешь, возможно, налево, направо, иди туда и т.д. Спрашиваю второго, который стоит рядом с ним. "Эллауд", - отвечает охранник.
Стою спокойно с раскрытым штативом. Людей немного, Никому не мешаю. Любуюсь, фотографирую. Подходит еще один сикх-охранник - "Нот эллауд".
Что нот эллауд? Я 10 минут назад спрашивал при входе на той стороне, твой коллега сказал - эллауд. "Нот эллауд" - сикх неумолим.
- Хорошо. Где твой босс? Кто здесь главный?
- Комната номер 15.
- Комната номер 15? Это вообще что такое и где это?
Там, неопределенно махнул рукой охранник.
- Ты имеешь ввиду вот те комнаты, вот на той стороне?
Легкое молчаливое покачивание головой.
Захожу в комнату номер 15. Огромнейший, здоровенный сикх. Ростом под потолок. Прям как только из кино. Показываю штатив.
- Нот эллауд. - следует сразу ответ на незаданный вопрос.
- Но как же так, господин большой босс самого прекрасного храма не только Индии, но и всего мира?
- Эллауд. Уан фото. - и показывает пальцем
- Но храм настолько прекрасен, что уан фото - это несерьезно. Я хочу больше.
- Нот эллауд.
- Инди рашн бхай бхай.
- Эллауд. - хмурится сикх, не разобрав, что именно я хотел этим сказать и демонстрирует два пальца.
- Двадцать. торговаться, так торговаться
Разговор в столь поздний час начинает утомлять большого босса. Следует жест головой, который как мы помним может означать все что угодно. Ну и в том числе означать согласие.
Возвращаюсь к своему темному делу.
- Нот эллауд. Нависает надо мной очередной сикх-охранник.
- Эллауд, эллауд. Большой босс из комнаты номер 15 эллауд. Иди спроси.
Сикх демонстрирует жест головой и удаляется.
Прекраснейшее место.
Шесть утра. На территории уже полно людей.
Присаживаюсь на верхнюю ступеньку, чуть отдохнуть. Ногами ни в коем случае не касаюсь нижней ступени и конечно же ни в коем случае воды.
- Нот эллауд, - раздается над ухом.
У меня начинается натуральная истерика. Три минуты я пытаюсь остановить смех. Сикх испуганно смотрит.
- Что нот эллауд? Что именно сейчас нот эллауд?
Сикх показывает на мои ноги.
- Я не касаюсь ими ступени!
- Нот эллауд.
Хорошо. Я сдвигаюсь чуть назад, ноги параллельны ступеням.
- Эллауд?
Легкое покачивание головой.
Поразительное по красоте и атмосфере место. Если бы я провел в Амритсаре больше времени, я бы наверное все равно приходил сюда и утром, и днем, и ночью.
19/02/2015
Страницы: 1