Страницы: 1 2
Побывать в Сербии и не посетить Нови-Сад это непростительная ошибка, которую совершать нам очень не хотелось. Второй по величине город страны с развитой промышленностью, образованием и насыщенной культурной жизнью. В общем, в какой-то мере, это аналог нашего Санкт-Петербурга.
Поездку мы откладывали до того момента, когда там закончится фестиваль EXIT. Совершенно случайно наше посещение Сербии совпало со временем проведения одного из самых популярных музыкальных фестов старушки Европы. Придуман он был в своё время местными евроинтеграторами, мечтавшими свергнуть Милошевича и обрести свободу. Воды с тех пор много утекло, а EXIT остался, и каждый год в Нови-Сад съезжаются десятки тысяч людей из разных стран и даже с других континентов. Посещение города, забитого разношёрстными толпами меломанов, как-то не вдохновляло, поэтому поездку туда мы запланировали на следующий день после окончания феста.
Сделаю небольшое отступление. Вечером в гостинице пару раз включали прямые трансляции с самого фестиваля, и поняли, что много не потеряли, не поехав посмотреть его. Наверное, стареем, ибо практически ни об одной группе, кроме двух-трёх, из выступавших на нём, ничего не слышали. Выступление хедлайнеров Hurtz, по которым, как было понятно, все сейчас активно сходят с ума, мы посмотрели с видом, который может образоваться при просмотре новостей на первом канале. Товарищи с претензией на новизну, а по сути не самая удачная копия того, что было давным-давно. Ну да ладно - приобщились к музыкальным трендам, и то хорошо.
На следующее утро после пассивного культпросвета у телека нас ждал железнодорожный вокзал Београда. Здесь мы нарушили ещё одну распространённую рекомендацию из инета. Первой было - не ездить в Студеницу общественным транспортом. Вторая - не ездить в Нови-Сад электричкой. После прочтения некоторых из сетевых отзывов рисовалась ужасная картина хаотично ходящих, вне всяких расписаний и с большими задержками, ушатанных поездов, которыми никто не пользуется, кроме местных люмпенов. Поэтому для начала мы узнали расписание. Выяснилось, что электрички отправляются в Нови-Сад не часто, но раз в два часа точно что-то есть. Подробное расписание можно узнать на сайте железных дорог Сербии www.zeleznicesrbije.com.
Белградский железнодорожный вокзал ничем особо не примечателен. Он небольшой, имеет, вероятно, некоторую архитектурную ценность и среднее состояние. То, что имеется, поддерживают в порядке и, может быть, даже делают косметический ремонт, но развития не видно. Есть несколько международных поездов и пара десятков местных и пригородных. Выходя к перронам окончательно погружаешься в атмосферу прошлого. Не хватает только паровозов для пущей романтичности. Эти два фото были сделаны в другой день.
Возвращаемся в солнечное утро. При виде электрички первое, что бросается на глаза, это её жизнерадостная раскраска, а второе - знакомые до боли формы творения прибалтийских мастеров. Действительно, поезда для Сербии сделали в 80-х годах на рижском заводе. Они отличаются габаритами и компоновкой вагонов, но узнаваемые элементы брутального дизайна остались.
За окном пролетают равнинные пейзажи северо-западной Сербии, а где-то там, чуть дальше за холмами, течёт Дунай. Постоянно попадаются посёлки, укрытые черепичными крышами и виднеющимися среди них шпилями церквей. Они придают пейзажу западно-европейский колорит, в отличии от юга Сербии, где церкви наоборот имеют восточно-византийский облик.
На железной дороге Сербии до сих пор используется система, когда на каждой станции для отправления поезда выходит смотритель с жезлом. Анахронизм, но зато очень колоритно и органично вписывается в местную атмосферу. Электричка стояла на станциях от пары до десяти минут, но зато на перегонах между ними Навител стабильно показывал около 100 км/ч. Так что доехали относительно быстро - часа за полтора. И, что важно отметить, - точно по графику. Таким образом, в очередной раз убедился, что не все отзывы одинаково полезны. Хотя это приятно обнаружить хорошее там, где его не ждёшь.
В Нови-Саде восстанавливают Жежелев мост через Дунай, связывавший юго-восток с центром Европы и разрушенный бомбардировками НАТО. Чувствуется, что работы ещё много. Мы едем по временному мосту, который видно на фото слева.
Железнодорожный вокзал в Нови-Саде небольшой и напоминает наши старые советские вокзалы 70-х годов из бетона и стекла. Никаких, уже привычных нам, заборов и турникетов нет, но в поезде курсировали контролёры и тех, кто отказывался оплачивать билет, не наблюдалось.
Симпатичный пригородный дизель-поезд.
Также на железнодорожном вокзале был обнаружен паровоз-памятник JЖ-51-007, установленный в 1988 году в честь 105-летия открытия в Нови-Саде железнодорожного движения. Сейчас здесь крупный железнодорожный узел, на дороге, ведущей в центральную Европу.
Суровый сухощавый машинист, похожий на призрака из прошлого, стережёт покой железной машины.
Поскольку город по нашим меркам небольшой, мы, прикинув примерное направление, отправились пешком в центр. Обычные жилые районы не очень привлекательные, хотя и обладают своим колоритом.
Над крышами появляются шпили колоколен, а архитектура становится интереснее. Значит центр уже близко.
Кафедральный собор Святого Георгия, построенный во второй половине XIX века. Его архитектурный облик напоминает скорее костёл, но нет, это храм Сербской Православной Церкви. Чтобы убедится в этом, зайдём внутрь. Тут организация пространства и иконостас имеют более привычный для нас вид.
От собора к центральной площади Свободы (а куда ж без неё родимой) идёт пешеходная улица Змай Йована. Названа она в честь сербского поэта и уроженца Нови-Сада Йована Йовановича, издававшего некоторое время журнал "Змай" ("Дракон"). Издание полюбилось читателям, а его название стали ассоциировать с личностью поэта и постепенно оно стало его псевдонимом. Поэт-романтик Дракон Йован, и сейчас считается одним из наиболее любимых в Сербии. А ещё он переводил на сербский язык Пушкина, Лермонтова и других наших поэтов и написал множество детских стихов.
Нови-Сад имеет характерный для западной Европы центр города с площадью, ратушей и готическим собором Св. Марии. На этот раз собор вполне себе католический как снаружи, так и внутри.
Заглянем внутрь.
Напротив костёла стоит ратуша и памятник Светозару Милетичу - сербскому политическому деятелю и писателю, возглавлявшему во второй половине XIX века различные оппозиционные партии, отстаивавшие интересы сербов в Австро-Венгрии.
За ратушей находится старейший в стране Сербский национальный театр. По-сербски театр - позориште, а актёр - глумац. С точки зрения восприятия звуков русским ухом, складывается впечатление, что речь идёт о чём-то неприличном. Наверное, отчасти чувство это верное, а слово "глумац" по значению должно быть близко к нашему "лицедею". Между прочим, оказалось, в русском языке раньше существовали очень похожие слова, обозначавшие скоморохов: глумец, глумослов, глумословец, глумотвор, глумотворец. В белорусском языке и сейчас есть, по всей видимости, однокоренное слово "глумле" обозначающее сценическое искусство. Да и в других славянских языках есть похожие примеры. Вот так можно неожиданно обнаружить образец единства славян, хотя бы в их отношении к тем, кто выходит на сцену театра.
Что-то я снова ушел в какие-то размышления. Вернемся, пожалуй, в город, который живёт по-своему активной, но при этом неспешной жизнью.
03/01/2015
Страницы: 1 2