Золотая осень продержалась не долго, быстро ударили морозы, снег пролежал несколько дней и теперь идет затяжной дождь, который окончательно сорвал все золото деревьев, усеяв листвой землю и тротуары. Но все же, те две недели, что осень всё-таки продержалась, в каждый выходной, я посетила два парка: Ораниенбаум и усадьбу Марьино, расположенные в Ленинградской области. Вдаваться в сильные исторические справки не хочется - любознательные могут сходить в Яндекс и почитать, поэтому, это скорее фотозарисовки на осеннюю тему. Солнечная погода, добавляла красок в окрестные пейзажи, что проплывали за окном машины, Мелкий отоспался и когда мы приехали на место, был готов к гулянкам и находился в игривом настроении. Ему нравилось шариться по ковру из листьев и никто не мешал проявлять ему нездоровую любовь к цветочкам и мелким кустикам. Обычно он долго обнюхивает цветы и может над одним тупить минут 10, у меня обычно терпения не хватает, и я тащу его дальше, до нового цветочка.
Очень ему приглянулись красные фигнюшки (мне тоже, больно свет хорошо лежал), но поводка не хватило чтобы Мелкий смог к ним прорваться и релаксировать два часа :).
И всё же, немного исторической справки, о месте где мы гуляем, итак: Ленинградская область, Тосненский район, деревня Андрианово, усадьба Марьино. Усадьба является одной из жемчужин творений архитекторов школы Андрея Никифоровича Воронихина. Исторически усадьба принадлежала знатным дворянским родам графов Строгановых и князей Голицыных: имение было основано в 1811 г.; первыми его владельцами были граф Павел Строганов, сын президента Академии художеств, друг и соратник императора Александра I, и его супруга Софья, в девичестве Голицына. Графиня Строганова была инициатором перестройки ранее существовавшего дома под руководством А.Н. Воронихина (позднее, в связи с внезапной кончиной архитектора, строительство продолжили его ученики - И. Колодин, П. Садовников и др.), разбила английский парк и назвала усадьбу "Марьино" в честь прабабки мужа, собирательницы земель Тосненского имения Марии Яковлевны Строгановой.
В Марьино очень любили гостить дочери Софьи и Павла со своими семьями; часто в усадьбе бывала и мать Софьи княгиня Наталья Петровна Голицына, - та самая старуха, с которой Пушкин писал Пиковую Даму и которая, говорят, и правда играла в покер до самого последнего дня. Усадьба Марьино - это памятник героям шведской, турецкой и наполеоновской войн, детище просвещённой владелицы. После революции 1917 года здесь располагался детский дом, в годы войны - немецкий госпиталь, позднее - санаторий военного завода. В советский период в усадьбе был Музей дворянского быта. В 2008 году имение вновь переходит в частные руки и сегодня усадьба принимает гостей как загородный комплекс. В интерьере помещений используются живописные и графические работы Х1Х - ХХ веков, мелкая пластика из фарфора и бронзы, парчовые ткани и гобелены. В усадьбе много цветов и декоративно-цветущих растений.
В усадьбе, как известно, главной составляющей ансамбля является парк. Его площадь на сегодняшний день составляет 15 гектаров. Первым создателем упоминается некий англичанин Пигг (Пиггам), который в 1814 году организовывал "корчевание более 200 деревьев и подвозку бревен на указанное им место у каменного дома". Он же занимался разбивкой дорожек в английском саду и посадкой новых растений.
Англичанин надолго связал свою жизнь со строгановской усадьбой. Он арендовал земли Княщинской дачи, где занимался чисткой леса, поставкой растений, но проявил себя как жестокий угнетатель.
По акварелям Есакова 1818-1819 годов можно составить полную картину устройства центральной части усадьбы. Воздвигнут каменный дом с торжественными павильонами по бокам, с высокими крыльцами, на которых были установлены каменные львы и львицы, перед ними курдонер. Северный фасад, усиленный двухуступными ризалитами, обращен к Тосне.
Перевожу на человеческий язык: "усиленный двухуступными ризалитами" - итальянское слово, часть здания выступающие за основную линию фасадов; "перед ними курдонер". Курдонёр - французское слово, обозначающее парадную лужайку перед домом, ограниченную боковыми флюгерами
Кстати, про акварели Есакова, нынешнее руководство усадьбы, поставила в парке, мольберты, с репродукциями картин художника и теперь Вы можете сравнить "до и после", замечательная находка.
За три последние года, к 200-летию усадьбы, проведены основные ландшафтные работы по расчистке парка, сделан дренаж на трех полянах, высажено более 1000 деревьев и кустарников. Пролечены все старые деревья дендрологом Воробьевым. Восстановлены дорожки по плану усадьбы 1845 года.
Воссоздан каскад прудов с мосточками, как часть жаровской гидротехнической системы, которая, к сожалению, в настоящее время утрачивает свое значение.
Английский парк в Марьино обрёл душу - взметнулся в небо четырнадцатиметровый столб воды. Она придаёт парку особую живость, вечное движение, мелькание, отражение тысячи миров в капле воды. Новый фонтан, поставленный администрацией, как парковая затея, связал свою жизнь с родиной фонтанов Версалем и стал для нас "Новым Петергофом". Так, малость пафосно, заканчивается историческая справка на официальном сайте усадьбы. Остальные объекты парка буд-то не существуют, а те, что упоминаются, используются исключительно в рекламных целях "проведите банкет, свадьбу, корпоратив (нужное выбрать) у нас".
Могу сказать, что и парк и усадьба великолепны, львы всевозможных мастей встречались повсюду, причём скульптуры были разные
Солнышко начало садиться, но играло с линзами фотоаппарата в игру "поймай меня"
В анфас
Добрые, очаровательные морды. На лужайке перед домом стоит декоративная чаша, если приглядеться, то львенка найдёте без труда ;) Конечно сложно понять мотивацию композиции скульптора, который соединил кариатиду, чашу и бедное животное в одной неуместной позе, но судя по материалу, беспонтовый новодел, легко отличить от реального искусства.
Не знаю, новодел или нет, чаши-клумбы приусадебного дома, но выглядели они очень эстетично
Долго рассматривала рисунки
Многие посетители задаются вопросом, на кой в русских парках и поместьях, стоят странного рода, "безвкусные" китайские поделки, будь то вазоны или парковые павильоны, считая не без основательно, что это больная фантазия дирекции или владельцев. Однако, не многие знают, что в начале XVIII века, в Европу хлынул китайский фарфор высочайшего качества, заменив собой тяжёлую серебряную и медную посуду. Представляете, всю жизнь вы ели мясо из золотых тазиков, а тут на те вам - тарелки, разрыв шаблона. Такая неизвестная, загадочная Азия, повальное увлечение. Ринальди, с тяжким вздохом (не иначе) не отставая от моды, начинает выпиливать лобзиком, шедевры мирового искусства - китайские постройки в Ораниенбауме. На прошлогоднем фото, та то осень была: теплой, долгой, золотой типичный образец на китайскую моду - Крестовый мост в Царском селе в Александровском парке, созданный придворными архитекторами Екатерины II, отцом и сыном - Нееловами.
Конечно придворные, гонятся за модой и многие в именьях создают кабинеты, беседки по фен-шую в стиле шинуазри. Наверное, именно этот факт и сподвиг меня на следующие выходные съездить в Ораниенбаум и посмотреть на Китайский дворец, другими глазами. Конечно, Ринальди был один, а желающих целая телега, поэтому строили, как могли. Китайская беседка в Марьино.
За господским домом стояла конюшня и мы направилась туда. Мелкий был счастлив
Не смотря на шипы, он обнюхивал розы, не меньше пяти минут каждую
Капуста заняла его минут на 10
В это время, снимала розы
обернулась, а Мелкий сожрал все цветы!!! безумная мысль оставила меня, но это пожалуй первое растение, которое Джонни решил попробовать на зуб, а так нет... он не вандал, даже ногу задирает исключительно в лоток.
По дороге, встретился китчевый, но меня нисколько не раздражающий памятник, в честь 200-летя усадьбы.
21/11/2014