Я тогда сразу понял, что мне нужен будет напарник. Так как развалины Кох Кера, куда я намеревался ехать, находятся в 80 км от Ангкора, вернее от Сием-Риапа - маленького городка, в котором останавливаются все туристы. И туда ездят только автомобили-такси, на тук-туке якобы в такую даль не доехать, и в силу этого поездка становится недешевой, порядка 100 долларов за целый день. Поэтому, если взять попутчика, можно уменьшить стоимость путешествия вдвое.
Попутчика найти было тяжело и просто одновременно. Конечно многие хотели бы съездить в древний кхмерский город, который по таинственности превосходит сам Ангкор. Но я у меня были несколько эксцентричные планы, я собирался обязательно забраться наверх Пранга - главного храма города (доступ туда в 2012 г. был закрыт), и немного погулять по лесам вокруг. Это все пришлось бы согласовывать с напарником, ведь не всякий рискнет лезть на 35 метровую пирамиду. Но мне повезло...
В моем отеле остановился молодой парень из России из города Нальчика. Он путешествовал один, и я сразу уболтал Анатолия лезть на Пирамиду смерти, ибо "какой же русский не любит быстрой езды (с)" , - пирамида, да еще и "смерти", - конечно полезли) Толя оказался спортивным и любопытным, интересующимся историей, правда в несколько "альтернативном варианте", как это у нас водится. Сработались мы сразу, тем более он тоже человек снимающий, поэтому первый раз у меня появилось много фотографий самого себя, а взгляд со стороны всегда интересен. В этот пост я вставил как свои, так и его фото.
Ну, а теперь о самом месте, куда мы собирались ехать. Кох Кер или Чхок-Гаргьяр был основан в 921 году королем Камбуджадеши Джаяварманом IV. Главная интрига, связанная с этим городом, состоит в том, что Джаяварман перенес в Кох Кер столицу из Ангкора (тогда он назывался Яшодхарапура). Зачем понадобилось королю кхмеров перебираться на север, причем внезапно, сейчас доподлинно неизвестно. Считается, что Джаяварман IV был узурпатором, он хотел создать новый центр силы, вне Ангкора, где тогда сидел еще один наследник престола - Ишанаварман II. Какое-то время два столичных центра существовали параллельно, но в 928 году Ишанаварману II помогли умереть, и Джаяварман IV стал полноправным правителем Кхмерской империи. При этом возвращаться в Ангкор он не стал. Джаяварман продолжил и далее обустраивать свой новый город Чхок Гаргьяр, который получил еще одно звучное имя - Лингапура (я бы даже постеснялся переводить его на русский язык), в честь царской линги (а это, сами знаете что) - главного символа бога Шивы и императорской власти в Ангкоре.
Руины галереи ведущей в главный храм Кох Кера.
Джаяварман IV видимо ставил себе задачу затмить прежнюю столицу Яшодхарапуру. Кох кер, несмотря на свое недолгое существование в столичном статусе (921-944 гг, всего 23 года), стал самым большим городом в Камбодже вплоть до Нового времени, его площадь 35 кв. км. Для сравнения, площадь Константинополя не превышала 16 кв. км. Кох Кер, в отличии от Ангкора, изучен слабо, поэтому его суть можно обрисовать лишь в общих чертах. Город имел прямоугольное очертание - 7 на 5 км, что отличает его от преимущественно квадратных городов древней Камбоджи. Не решен до конца вопрос о том, был ли он окружен крепостными стенами. На севере этого мегаполиса остались остатки неких укреплений, но они отсутствуют по всему периметру. Решение этого вопроса было главной целью моего посещения Кох Кера. К сожалению, мне также не удалось однозначно ответить на этот вопрос.
Лингапура имела свой главный храмовой комплекс - Прасат Тхом. Комплекс был сдвинут от центра города к северу, при том, что все кхмерские главные государственные храмы всегда строились в центре городской застройки. Главный храм должен был олицетворять гору Меру, которая произрастала из мирового океана, поэтому почти все кхмерские святилища окружались широкими рвами, наполненными водой.
Ров окружающий Прасат Тхом.
Имелся такой ров и вокруг Прасат Тхома. Второй важный компонент индуистского храма - это священная гора, как правило, главное святилище находилось именно на вершине этой горы. По такому принципу были выстроены храмы прежних столиц - Яшодхарапуры и Харихаралайи. Рвы наполненные водой окружали храм-гору, порой их было несколько, как например в Баконге. В Кох Кере эта схема была почему-то изменена, главная пирамида города - Пранг, стояла вне кольца рвов, она была сдвинута к западу внутри храмового комплекса. И сам комплекс, как я писал, был сдвинут к северу от центра столицы. Да и сам город имел прямоугольное, а не квадрантное очертание. Все это вроде бы мелочи, но у людей, имеющих стопроцентно религиозное сознание, такие вещи не могут появляться произвольно.
Руины Прасат Тхома.
Возможно, нарушения принятой планировки были связаны как-то с личностью основателя Кох Кера - Джаяварманом IV. Сам факт, что он построил свою столицу вне старого района Ангкора, говорит об определенной тяге к новаторству, хотя возможно, он просто в большей степени опирался на поддержку северных племен и не доверял ангкорской знати. Джаяварман погиб во время похода на морскую империю Шривиджая в 941 году. Правление из Лингапуры продолжил его сын Харшаварман II, но правил он недолго, всего 3 года. В 944 году столица была перенесена обратно в Яшодхарапуру, Харшаварману видимо помогли отправиться на тот свет. Власть вернулась обратно к династии основателей Ангкора, свергнутой Джаяварманом IV.
Несмотря на короткое существование столичного Кох Кера, в это время был создан новый стиль кхмерского искусства, который получил его имя. Причем изменения произошли не только в архитектуре, но и в скульптуре, появился новый выразительный способ изображения людей. Фигуры богов и королей периода Кох Кер стали более торжественными, крупными и, как не странно, реалистичными. Крупными стали и архитектурные формы, стиль Кох Кер, это тяга к гигантомании, а самым внушительным сооружением этого периода стала главная пирамида города - Пранг. К сожалению, сейчас в Кох Кере не осталось вообще скульптур, коих было великое множество. Их или растащили по музеям, или просто разбили. Но храмовая пирамида осталась, именно она сейчас является главной туристической достопримечательностью города.
Остатки разбитых статуй в Прасат Тхоме - голова быка Нандина и постамент от какой-то скульптуры.
Ну а теперь переходим к главному объекту. Храм-гора Кох Кера была названа Пирамидой Смерти любителями разной аномальщины. О ней насочиняли кучу баек, тем самым увеличив доходы местных туристических фирм. В большинстве случаев эти байки и создавались предприимчивыми экскурсоводами. Рассказы о демоне Маре, которому якобы поклонялся Джаяварман IV, о таинственном колодце на вершине пирамиды, который ведет в преисподнюю, безусловно нужны для привлечения туристов в этот отдаленный кхмерских город. Ведь ехать надо 80 км только в одну сторону, и услуги таксистов недешевы, поэтому пирамида Пранг - прекрасный способ решения этих проблем.
Нужно признать, что и сама по себе пирамида весьма выразительна, ее высота 35 метров, а сторона основания 60. Раньше сооружение было выше, так как на вершине стоял храм прасат, где находился гигантский лингам высотой более 4 метров и весом более 28 тонн. Скорее всего общая высота храма была не менее 60 метров.
Все описываемые события происходили в 2012 году, когда подъем на вершину Пранга был категорически запрещен. Это было связано с тем, что старая деревянная лестница, ведущая наверх, сгнила и разрушалась, и подъем был сопряжен с определенным риском. Сейчас (в 2014 г.), насколько мне известно, лестница уже заменена на новую, и туристы спокойно подымаются на вершину пирамиды.
Но тогда, нас с моим напарником, ждало целое приключение) На фото, пирамида Кох Кера и остатки старой гнилой лестницы с табличкой "стоп" внизу.
Естественно, я не мог допустить, чтобы из-за каких-то запретов местных властей, сорвалось бы наше исследование главного храма города. Прочитав в интернете отчеты туристов, пытавшихся подняться наверх пирамиды, я пришел к выводу, что местные охранники активно препятствуют подъему, к тому же, как утверждали многие, побывавшие в Кох Кере, они даже не берут денег, т.е. подкупить их было невозможно. Понятно, что неподкупность охраны вещь субъективная, но все же рисковать не стоило, поэтому нужен был безотказный способ проникновения и подъема.
Как известно, простые способы решения задач почти всегда бывают и самыми эффективными. Поэтому я решил, что мы воспользуемся фактором внезапности, когда охраны у пирамиды не будет близко, мы просто тупо полезем наверх. Храм стоит внутри большого открытого двора, укрытия от солнца там нигде нет, охранники сидят где-нибудь в теньке, не ближе ста метров, поэтому пока они нас обнаружат и прибегут, мы уже подымемся, минимум, на половину высоты сооружения.
Так все и случилось. Охрана среагировала лишь тогда, когда мы были уже на вершине. Я, честно говоря, думал, что им будет лень лезть за нами, и они подождут пока мы спустимся вниз. Но кхмеры оказались добросовестные)
Выяснилось, что лестница не настолько уж гнилая, просто кое-где не было ступенек, поэтому в этих местах я просто подтягивался на руках, цепляясь ногами за камни.
Особый интерес представляет тут то, что деревянная лестница была возведена поверх древней каменной. И сделали это не только потому, что многие ступени обвалились. Дело в том, что изначальные кхмерские ступени были малопригодны для спокойного восхождения наверх. Высота ступеньки была много больше ширины, что непривычно для европейца, который привык подыматься по лестнице исключительно ногами. По кхмерской лестнице можно лезть только цепляясь за нее руками, так как она восходит очень круто, и велика опасность упасть вниз (уже есть много случаев гибели туристов в Ангкоре на этих лестницах) Из этого делается интересный вывод, что храмы в Ангкоре не предназначались для массового посещения, там и площадь внутренних помещений незначительная. Наверх, в святилища, скорее всего подымались лишь жрецы-брахманы, а весь народ толпился внизу. Что еще раз доказывает замкнутость жреческой прослойки и ее власть над массами людей.
В наше время, на вершине Пранга почти ничего не осталось, храма как такового там нет. Для того, чтоб иметь представление о том, как он выглядел, можно обратить внимание на небольшую, почти копию, пирамиды Кох Кера в Ангкоре, рядом с храмом Пном Бакхеннг, это Баксей Тьямкронг - сооружение возведенное тоже в период Кох Кер, почти одновременно с Прангом. Только он несколько меньше размерами и имеет четыре лестницы, а не одну, как здесь.
На площадке храма в Кох Кере сохранились и некоторые изображения - морды гаруд и, наверно, львов, только они сильно обветрились и заросли травой.
Когда-то здесь был гигантский город. Он был построен преимущественно из дерева, поэтому руин от него сталось мало. В Кох Кере кроме Пранга и Прасат Тхома есть еще сотня храмов, разбросанная по большой территории, но, в большинстве случаев, это небольшие сооружения, и их невидно среди деревьев.
Теперь, приступаем к осмотру самого таинственного объекта на вершине пирамиды, а именно ко входу в потусторонний мир - в царство демона Мары, как его расписывают нынешние любители аномальных явлений и предприимчивые кхмерские экскурсоводы. Это большой колодец на верхней площадке. Народная молва гласит, что в него кидали несчастных жертв кровавых брахманов и прочая, и прочая)
К сожалению, мне не удалось нормально осмотреть эту шахту, так как она была завалена ветками, а кхмерские охранники уже лезли за нами на вершину. Времени было немного, плюс отвратительное дневное освещение - слишком много бликов, и мои собственные фото получились не ахти какими. Я нашел в сети фото 2014 года, когда наверх пустили туристов и привели шахту в более менее приличный вид.
Шахта пирамиды Кох Кера.
Без веток она выглядит, как не странно, более прозаично - простой колодец на дне квадратного сооружения стены которого выложены из огромных блоков, испещренных дырками. Сии отверстия нужны были для переноски этих самых блоков. Зачем нужна сама комната над колодцем, сказать трудно, скорее всего, это стены разрушенного храма-прасата. Также возможно, это была полость, куда вставлялось основание огромного четырехметрового лингама, которым был славен это храм. Ведь индуистский лингам - это весьма сложная конструкция, где есть не только символ мужского начала, но и женского - йони, он находится в основании каменного фаллоса и может занимать много места. Сейчас лингама здесь нет, а полость, куда он вставлялся, осталась.
Что касается самого колодца, то тут нет ничего сверхъестественного. Колодцы существовали во всех храмах Ангкорской империи. Например, колодец глубинной более 12 метров был найден в самой первой пирамиде, возведенной в районе Ангкора - это прасат Ак Ем. Этот храм также прославлял культ Девараджи - божественного царя, т.е. тоже имел свой каменный лингам, колодец же находился под его пьедесталом - также как и здесь, в Кох Кере. Как правило, такие шахты вели к небольшим камерам, запрятанным в глубинах каменных храмов-гор. Камеры использовались для хранения различных ритуальных предметов, например в подобном хранилище Байона была найдена статуя короля Джаявармана VII Но в большинстве случаев, при раскапывании колодцев ничего не находили - или камеры были ограблены в древности, или просто разрушены. Очень глубокий колодец был найден в Баконге, он прорезал всю пирамиду и уходил ниже уровня поверхности земли, но в итоге, там так ничего и не нашли.
Видимо традиция создавать укромные реликварии в основаниях храмов пришла в Камбоджу вместе с буддизмом. Так как подобные хранилища очень характерны именно для буддийских ступ, в них хранили свитки со священными текстами, драгоценные статуи Будд и т.д. Можно также предположить, что в подобных камерах мог хранится прах кремированных королей Камбоджи, ведь почти все "государственные" храмы Ангкора были еще и погребальными монументами для своих основателей. Например, знаменитый Ангкор-Ват стал гробницей для построившего его Сурьявармана II.
В конце концов, кхмерские охранники добрались до вершины. Каково же было мое удивление, когда они в первую очередь бросились не к нам, а примкнули к живительному источнику местного мракобесия, т.е. начали снимать на свои телефоны шахту колодца. Видимо байки туристических агентов стали уже религией и глубоко въелись в суеверное сознание местных жителей. Колодец в ад самого демона Мары уже начал жить собственной жизнью.
Интересное у человека выражение лица - под козырьком кепки глаза полные ужаса, ведь он смотрит в жерло самой преисподней)
20/08/2014