Страницы: 1
Memento Mori - фраза, которая должна нам напоминать о скоротечности жизни и о хрупкости нашего бытия. В мире есть немало мест, которые могут служить иллюстрациями к этой крылатой фразе. Одно из них находится в центре Чехии, пригороде Седлице старинного города Кутна-Гора. Здесь, на бывшем монастырском кладбище, находится небольшая готическая церковь, прославившаяся на весь мир своими внутренними интерьерами из человеческих костей и черепов. Судя по количеству информации в интернете - после Праги, это одна из самых посещаемых туристами достопримечательностей в Чехии. Не удержались и мы заехать сюда во время своего августовского путешествия по Европе.
Ощущения от этого посещения остались немного скомканными. С одной стороны место действительно очень оригинальное и запоминающееся. С другой -не почувствовал я здесь того самого memento mori. То ли толпы туристов давно рассеяли ауру этого места, то ли чего-то я не успел разглядеть и почувствовать, но только в Костнице я как раз и увидел лишь то, как можно по-хозяйски рачительно распорядиться с тысячами человеческих костей и черепов, если уж вдруг они оказались не особо кому нужны.
Кстати, подобные массовые места хранения костей, называющиеся ещё оссуариями, в Европе не являются чем-то очень оригинальным. Особенно известны в этом плане катакомбы Парижа, крипты капуцинов в Риме, часовня в португалькой Эворе.
И всё же Костница в Седлице - по-своему очень оригинальный оссуарий. Местное современное кладбище здесь совсем маленькое, поэтому совсем не понятно, как вообще здесь смогло скопиться столько человеческих костей.
Легенда гласит, что некий местный монах после временной эмиграции в Иерусалим вернулся на родину с горсткой земли легендарной Голгофы, которую взял и высыпал на территории своего монастыря. Тут то и началось очерёдное человеческое безумие, которое можно было бы охарактеризовать фразой: "Хочу быть здесь похороненным. Хочу и всё!"
Видимо, народ тогда даже не подозревал, что через несколько столетий их кости станут подручными материалами в мастерской. Возможно, многие были бы только рады подобному перерождению, но учитывая средневековые нравы и обычаи не думаю что таких оказалось бы большинство.
Так или иначе легенда о чудодейственной земле кладбища с Седлице, помноженная на постоянные вспышки чумы и гуситские войны, в итоге скопила в подвалах местного костёла гигантское количество костей и черепов с которыми надо было что-то делать. Некий полуслепой монах цистерианского ордена 300 лет назад впервые попробовал хоть как-то упорядочить это наследство, перерассортировав черепа и кости в шесть огромных пирамид.
Ещё лет через сто монастырь упразнили, а кладбище с костёлом перешло во владение австрийского знатного рода Шварценбергов. Ещё лет сто они ни как не могли определиться, как разрулить ситуацию с такими богатствами, пока в конце позапрошлого века не нашёлся некий резчик по дереву Франтишек Ринт. Обладая явной творческой жилкой и не чураясь странных заказов, тот с огромным пылом взялся за работу.
Сначала все кости были очищены хлорной известью и уж затем мастер с них начал создавать детали интерьера, превратив подвал под церковью в то, что мы можем лицезреть в наши дни. Костяные канделябры, гирлянды черепов, люстра, алтарные дароносицы и даже большой фамильный герб Шварценбергов талантливый мастер создавал, пользуясь лишь единственным ему подручным материалом.
На гербе он даже смог воиспроизвести картину убитого турка, которому ворон выклёвывает глаз на поле брани.
На все эти почти безумные фантазии ушли лишь две пирамиды костей и черепов. Оставшиеся четыре мастер, не мудрствуя лукаво, переделал в гигантские колокола.
Как и подобает настоящему мастеру на одной из стен он оставил свой автограф, естественно, тоже сделанный из костей.
Что в итоге получилось - музей, церковь или что-то иное - уже трудно понять. Но только с тех пор паломничество любопытствующих не иссякает сюда уже более ста лет.
Глядя на отполированные до блеска черепа охватывает странное ощущение. В какоё-то момент начинаешь осознавать, что наша оболочка, возможно, лишь природный материал совсем нам не принадлежащий. Своим бытиём мы придаем этой оболочке некий призрачный смысл. Но смерть всё расставляет по своим местам.
Пустые глазницы черепов ужу ничего не могут рассказать о своих бывших хозяевах, навсегда покинувших свои телесные оболочки. Злой или добрый, герой или трус, красавица или урод, богатей или нищий - в груде себе подобных все кости и черепа равны, являясь лишь эфемерной иллюзией бытия. На отдельном постаменте лежат несколько черепов солдат, погибших в битвах с турками. По характерным рубленым ранам несложно понять, как погибли их владельцы.
Все же остальные фрагменты этого странного интерьера абсолютно лишены какой-либо индивидуальности. Возможно, в этом и смысл данного места - торжество жизни над смертью, которая всех нас уравнивает, но не лишает смысла даже в посмертном существовании. Жизнь продолжается на любых условиях!
26/05/2014
Страницы: 1