Страницы: 1 2
Подходим к военному музею.
В музей мы еще зайдем, а пока поднимемся выше, к великим осадным тоннелям (верхним галереям). На входе получаем еще одну печать на билет, и углубляемся в пещеры.
Галереи были созданы в 18 веке британскими военными, в качестве средства защиты Гибралтара от попыток испанцев и французов взять его под свой контроль. Англичане довольно быстро выстроили туннели с бойницами в сторону континента, и там окопались.
Экспозиция не очень большая, полностью осмотреть ее хватит получаса. В небольших пещерках, отходящих в сторону от основного прохода, расставлены информационные щиты и небогатый демонстрационный материал.
Большинство щитов имеет аудиосопровождение. При нажатии на кнопку, диктор зачитывает информационный текст на английском, немецком, испанском или французском.
Информация исчерпывающая. Как все это долбили и взрывали, где что хранили, как солдаты и рабочие устраивали досуг. Много технических подробностей, например, как был организован отвод пороховых газов при выстреле, чтобы дым не душил защитников и не демаскировал бойницы.
Сквозь бойницы можно взглянуть на границу с Испанией.
Видно, что в тесном Гибралтаре нашлось место даже для футбольного стадиона и кладбища. Кстати, похоже, у стадиона тоже бесплатная парковка. Правда, идти от нее до достопримечательностей неудобно.
Не знаю, за какие заслуги даруется право быть похороненным на драгоценной гибралтарской земле. Но, вот, жениться там могут все желающие.
Заканчиваются пещеры вот таким залом. Когда я добрался до него, мне давно уже надоели нудные исторические пояснения на щитах, и я был рад повернуть обратно.
На выходе из пещер, я услышал характерный гул. На посадку заходил самолет. Я пошел к ближайшей смотровой площадке, с которой открывался вид на ВПП. Посадку я не застал, захватил только рулежку.
Там же, на смотровой площадке, я обнаружил разнополых старичков на электровелосипедах. Велосипеды привлекли мое внимание. Похоже, они были арендованы где-то неподалеку, уж слишком чистые и не обремененные багажом. Очень любопытные модели, я таких прежде не видел. Большое внимание к мелочам. Батарея в раме, эргономичный руль, дисковые тормоза, мотор в заднем колесе. Различия комплектации мужской и женской моделей. Для дневной экскурсии умеренно спортивных людей - то, что надо. Себе бы я такой, конечно, не хотел, но сделано так хорошо, что и посмотреть приятно.
Идем дальше. По плану у нас военный музей. Если бы не указатели, найти его было бы сложно. Народу там нет, ни работников, ни посетителей. Спускашься в подвал унылого барака, отворяешь дверь-клетку, и попадаешь в 2 каморы с жалкой экспозицией.
Чем рассказывать о ней, лучше просто покажу, что там есть.
Вход, вроде, как, по билетам, но желающих их проверить не наблюдалось. Может, началась сиеста?
Идем дальше.
Дальше у нас последняя на Гибралтаре печь для отжига извести. Пишут, что раньше таких печей повсюду было много. Продукты их работы использовали для мытья и стирки, побелки домов и множества других хозяйственных нужд. А сейчас осталась одна. Бабушка мне рассказывала, что на Украине раньше таких печей также много было.
Следующая выставка - музей осады. Чуть менее унылый, чем пещеры. Но желающих проверить билеты не наблюдалось и там.
Несколько инсталляций показывают эпизоды жизни в осаде. Голод, болезни, телесные наказания.
Именно в гибралтарском гарнизоне служил больше всех битый солдат британской армии.
Историческая стенопись, которую оставили дуреющие от скуки солдаты.
Типа, огород. Сейчас в Гибралтаре официально нет сельского хозяйства. А в осаде военный комендант приказал разбить огороды везде, где возможно. Забавный факт: командир был строгим вегетарианцем. Что крайне необычно для того времени.
Ниже по дороге еще один частный музей. Посвященный пещерам Второй Мировой войны. На англоязычной Википедии есть отличная статья про то, как Вторая Мировая затронула Гибралтар. К тоннелям имеет непосредственное отношение операция "Трейсер", рассекреченная в 1997. Нескольких человек замуровали в тоннелях с радиооборудованием на случай, если немцы захватят Гибралтар. Там они прожили 2,5 года, но немцы так и не пришли. Посетить музей было бы интересно, но свободно там ходить нельзя, только с регулярной экскурсией, а ждать следующей мне не хотелось.
Идем дальше - к последнему музею, замку Муриш. Идем мимо очередной батареи. Во время строительства эти посты назвали в честь разных членов королевской семьи. Эта вот - имени королевы Шарлотты. Кстати, на всем пути нам то и дело попадались мемориальные таблички. На них упоминались обстоятельства визита на Гибралтар Ее Королевского Величества Елизаветы II и Его Королевского Высочества принца Чарльза Эдинбургского в 60х годах 20 века. Там они любовались городом, там - знакомились с обезьянами, там просто стояли.
Вот и замок Муриш.
билеты при входе у нас проверили. Замок этот средневековый, был построен в 711 году, еще мусульманами, в пору их владения Гибралтаром. Внутри его экспозиция мала и довольно уныла.
Мне попалось на глаза, что до 2010 года, там располагалась гибралтарская тюрьма. Но, то ли преступников было очень мало, то ли большая часть замка недоступна туристам, а смотреть там особенно нечего. Разве что, подняться на крышу и посмотреть на город сверху поближе, чем со скалы.
Пора покидать скалу и возвращаться к парковке. Заодно, можно посмотреть, как живут простые гибралтарцы. Живут, прямо, скажем, не очень.
Дороги узкие, а тротуаров нет. Приходится то и дело вжиматься в промежутки между тесно припаркованными автомобилями.
Дома старые и разваленные. Я зашел в один, заметив приоткрытую дверь. Сразу вспомнил коммуналки моего детства.
Объявление внутри подъезда.
Британская телефонная будка.
В местном магазинчике я купил мороженое. Продавщица-испанка не понимала английского, пришлось вспоминать, что ice cream будет helado. И тут же, зайдя за угол, я был атакован обезьяной. Я не ожидал, что они спускаются в город. От неожиданности я завопил "Не дам, моё!", чем до полусмерти перепугал не только обезьяну, но и случившихся поблизости людей. Больше ко мне не приставали.
Пришли на парковку. С утра на ней появилось с десяток свободных мест.
Настала пора решать, что смотреть дальше. Прямо от станции канатки начинается ботанический сад, туда мы решили не идти, на природе мы уже нагулялись. Путеводители рекомендуют посетить настоящие английские пабы. Но я на них и в Англии насмотрелся. К тому же, я не пью спиртного. Было решено съездить на юг страны, на Europa Point, а потом искать место для обеда-ужина уже в Испании.
Дорога на юг коротка, но извилиста и тесна.
Припарковаться, как я уже писал, там можно свободно. Погулять там можно минут 10. Плюс, время на любование прибоем. При должном настроении, любоваться им можно не один день. Но у меня его не было.
На южной точке острова имеется небольшой парк с детской площадкой, кафе и общественным туалетом. Новенькая мечеть. Башня церкви Мадонны Европейской (Our Lady of Europe), бывшая мечеть, бывший маяк. Несколько мемориалов и новый маяк (к маяку не подходить! Частная собственность!).
Внимания заслуживает мемориал Сикорского - дар Польши. Почему он установлен на Гибралтаре, я так и не понял. Почему там на нем пропеллер - тоже не понял.
К мемориалу прилагается душещипательная памятная доска, но и она проясняет мало. Там говорится, что Сикорский - вовсе не тот, о котором вы подумали (русский ученый), а вовсе даже польский генерал Второй Мировой. И он, и весь польский народ страшно страдали от агрессии и немцев, и русских. В общем, Сикорский (и в его лице - весь польский народ) - д'Артаньян, а все вокруг - понятно кто. Но все равно не ясно, при чем тут Гибралтар.
Последний взгляд на прекрасное, бурное, вечно изменчивое море пролива - и пора отправляться.
Времени было только 4 часа дня, а страну уже хотели покинуть многие. Ожидание в очереди на КПП затянулось на 20 минут. При том, что документы проверяли очень у малого числа людей.
Кроме автомобилей, сплошным потоком идут пешеходы и мотоциклисты. А ресурс пограничной службы весьма ограничен. Как было в старинном монологе Задорнова:
Отделились даже манси. Они отделились от ханты. Теперь у них серьезная проблема: их признали восемьдесят три страны мира, а их всего - шестьдесят четыре человека. Не хватает послов, в результате посол Ханты в Манси послал посла Манси в Ханты.
Документы у нас смотреть не стали, ни гибралтарцы, ни испанцы. Хотя я махал им из окна машины золотыми орлами российских паспортов. Так мы покинули Гибралтар.
10/05/2014
Страницы: 1 2