Страницы: 1 2
С верхотуры посчастливилось "поймать" прибытие на Ленские Столбы теплохода "Демьян Бедный" - очень необычные и красивые кадры!
Долина речушки, впадающей в Лену возле нашей стоянки:
Колонны, пики, арки, созданные Природой - фантастика!!!
Подойдя вплотную к краю обрыва, можно сделать довольно необычные кадры стоящих внизу теплоходов.
Обратите внимание - на этой фотке хорошо видна эмблема "Алросы" на крыше "Михаила Светлова":
Вообще в этот день на Ленских Столбах было настоящее оживление – сразу три пассажирских теплохода пришло сюда с туристами. Собственно, в этот день на Столбах собрался весь крупный пассажирский флот Лены. Впрочем, ничего удивительного: Ленские Столбы – это самый популярный круиз из Якутска на выходные.
Первыми ошвартовались мы, вскоре к столбам подошёл "Механик Кулибин", совершавший короткий круиз в промежутке между пассажирскими рейсами в Тикси, а ближе к обеду появился и "Демьян Бедный", прибытие которого нам посчастливилось наблюдать с высоты ленских скал.
Во время стоянки я зашёл на оба этих теплохода. Интерьеры, правда, не щёлкал, но по теплоходам погулял. "Кулибин" - типичный представитель 646-го проекта, всю жизнь работающий на транспортной линии Якутск – Тикси. Внутренние помещения за 50 лет не подверглись каким-либо особым переделкам, но после "австрийца", конечно не впечатляет...
"Демьян" изнутри является практически точной копией "Михаила Светлова" - вплоть до мебели, отделки и даже некоторых настенных панно. Впрочем, как утверждали в разговорах капитан и капитан-дублёр нашего теплохода, техническое состояние "Светлова" намного лучше – так, совсем недавно был проведён капитальный ремонт движков, а также ряда других систем судна.
Наш теплоход стоял на Столбах целый день, поэтому у энтузиастов был широкий выбор, куда направить свою энтузиастскую деятельность. Кто-то второй раз слазил на столбы; кто-то решил отдохнуть на теплоходе; Влад с Серёгой договорились с "шаманом" Виктором и сплавали с ним на моторке на тот берег Лены, где побывали в старой деревне, полюбовались Ленскими Столбами и теплоходами с противоположного берега реки. А у меня получилась "смешанная" программа. После обеда мы с Дашей, Ваней и Тёмой прогулялись с полкилометра вдоль берега с намерениями заложить геокешерский тайник, но, убедившись, что в оползневом склоне он не пролежит и года, вернулись обратно, решив вместо этого отайничить Лену где-нибудь на Севере.
Во время прогулки... "Скала-заяц" - видите?
После этого было великолепное купание, дивный кофе в баре, посиделки на берегу...
Вечерело...
В 21-00 "Светлов" отошёл от берега и направился вниз по реке. Впереди нас ждут низовья Лены, могучие Алдан и Вилюй, так называемые "40 островов" - участок, где Лена, извиваясь по достигающей 100 километровой ширины долины, дробится на тысячи проток, Полярный круг, удивительно красивый предустьевой участок, Море Лаптевых и ряд других интереснейших мест. Но стоя в этот момент на палубе, я непроизвольно оборачивался назад и думал о тех местах, которые остаются за кормой и которые мы не увидим в данном рейсе.
========================================
Надо сказать, путешествие на теплоходе во верхней части Лены не менее интересно, чем круиз в Тикси. Можно много рассказывать про маршруты вверх по Лене и про саму реку на участке от истока до Якутска, но в данном отчёте сделаю это более тезисно.
Лену принято делить на 3 участка – Верхняя Лена (от истока до устья Витима), Средняя Лена (от Витима до устья Алдана) и Нижняя Лена (от Алдана до Моря Лаптевых). На Лене действует единый километраж, который отсчитывается от устья вверх по реке. Нулевым километром Лены является мыс Быковский – место, где основная судоходная Быковская протока впадает в море Лаптевых.
Лена берёт начало всего в 12 километрах от озера Байкал на территории Байкало-Ленского заповедника. Верхнее и значительная часть среднего течения реки проходят в горных районах Прибайкалья и Якутии. В верхнем течении река несёт свои воды в глубоко врезанной долине, скалистые и крутые склоны которой нависают над водой на 300 метров. Лена становится судоходной от Качуга, но настоящее судоходство начинается с города Усть-Кута, где великая река встречается с Байкало-Амурской магистралью. Тут на Лене расположен крупнейший на реке порт Осетрово, из которого грузы идут вниз по реке в Якутск и другие города Иркутской области и Якутии. Отсюда же до 2004 года начиналась транспортная линия Осетрово – Якутск, обслуживавшаяся пароходами 737-го проекта. Кроме этого, нужно отметить, что Осетрово является самой верхней точкой на реке, куда по высокой воде могут заходить круизные теплоходы "Демьян Бедный" и "Михаил Светлов".
На участке верхнего течения реки от Осетрово до Витима масса живописных и интересных мест (собственно, вся Лена – это одна большая зелёная стоянка), но особенного внимания, безусловно, заслуживают Ленские Щёки. "Щёки" - это расположенные подряд несколько крутых излучин, которые делает зажатая скалами узкая река. Щёки простираются вдоль реки на 3 километра. То правый, то левый берег приобретают здесь форму скалистых уступов, русло суживается до 700 метров, течение становится бурлящим потоком, который устремляется от одного берега к другому. Первая правобережная щека представляет собой скалу в форме подковы, под прямым углом к ней располагается вторая, левобережная щека, за ней расположена третья, а ниже в воду опускается внушительная скала Пьяный Бык.
Классическая фотография Ленских Щёк. (Фото Николая Заводского)
Щёки – один из самых сложных для судовождения участков на реке. Здесь допускается строго одностороннее движение; прежде в щёках стоял семафор с постоянно дежурившим сигнальщиком. Ленские Щёки – поистине удивительное место на реке!
Кроме щёк на Верхней Лене (от Осетрово до Витима) заслуживает упоминания древний город Киренск – здесь расположена база флота, где, среди прочего, стоят пароходы 737-го проекта. В Киренске в Лену справа впадает крупный приток – Киренга.
Ниже Киренска и щёк Лена справа принимает Витим, после устья которого и сама река, и речная долина значительно расширяются. От Витима начинается среднее течение реки.
Витим – крупная и необычайно живописная река, куда могут заходить туристические теплоходы. Они поднимаются по Витиму до Бодайбо – известного центра золотодобычи. Интересно, что из-за необычайно быстрого течения путь вверх по Витиму занимает в 3-4 раза больше времени, чем вниз, а во время спуска по реке в рубке порой находится весь офицерский состав - спуск по Витиму требует поистине ювелирного мастерства судовождения!
В среднем течении Лена становится полноводной рекой, но особенно она увеличивается после впадения реки Олёкмы. Ширина русла достигает не менее 2 км, а долины – 30 километров. Впрочем, ближе к Ленским Столбам долина снова несколько сужается (до 10-12 км), становится практически прямолинейной, а правый берег становится крутым и отвесным.
На средней Лене много интересных мест. Отдельно выделю город Ленск (бывшее село Мухтуя). Бывшее достаточно глухое село получило широкое развитие и статус города после открытия в 1956 году бассейне Вилюя алмазных месторождений. Сегодня Ленск – крупный порт, перевалочная база для грузов, идущих в центр алмазодобывающей промышленности город Мирный по автомобильной дороге. Ленск был практически полностью разрушен от весеннего наводнения 2001 года, но в кратчайшие сроки был отстроен заново.
Ниже Ленска по реке расположен старинный город Олёкминск, основанный в в 1633 году. Здесь Лена справа принимает Олёкму – один из крупнейших своих притоков. По полноводности Олёкма равна Витиму (расход воды в устье – 2000 куб.м/сек), и из всех притоков Лены уступает лишь могучему Алдану.
После устья Олёкмы Лена становится огромной рекой, (она здесь примерно равно Волге у Волгограда); отсюда уже совсем недалеко до Ленских Столбов - самой верхней точки Лены, которую мы достигли в своём круизе на "Светлове". В завершение экскурса вверх по Лене, расскажу про ещё одно удивительно красивое место на реке - чуть выше Ленских Столбов в Лену впадает речка Мухатта. В районе её устья на левом берегу можно наблюдать простирающуюся на несколько десятков километров сложенную из известняков ровную стену, напоминающую набережные Санкт-Петербурга. Через равные промежутки над ней возвышаются невысокие скалы-останцы, похожие на сторожевые башни Петропавловской крепости.
А далее идущий с верховьев Лены теплоход достигает Ленских Столбов. 1750 километров – именно столько составляет расстояние от Осетрово до знаменитых скал на Лене, именно столько Лены мы не увидели. 1750 километров – это лишь немногим менее, чем весь Енисей от Красноярска до Дудинки, но это только половина судоходной Лены! Общая же протяжённость судового хода Осетрово – Якутск – Тикси составляет 3665 километров (соответственно, Осетрово – Якутск – 1971 км и Якутск – Тикси 1694). Таким образом, гипотетический круиз Осетрово – Тикси – Осетрово по всей судоходной Лене составил бы не менее 25 суток.
Впрочем, по дурной инженерной привычке что-то я совсем закопался в цифрах и выкладках.
Круиз в верховья Лены, я думаю, мы ещё совершим, а сейчас мы отходим от Ленских Столбов и идём вниз по реке.
===================================================
Природа подарила нам удивительно красивый тёплый вечер. Несколько часов мы идём вдоль озарённых вечерним солнцем Ленских Столбов, играющих на закате самыми невероятными красками!
Отправляемся с Ленских Столбов...
На протяжении нескольких десятков километров теплоход идёт вдоль этой изумительной стены скал самой невероятной формы и очертаний!
Обгоняем "Демьяна"...
Солнце чуть зашло за облако - и скалы приобретают совершенно другие оттенки.
Скала в форме ладони - удивительно!
После полного впечатлений дня весь вечер на палубах царило необычайное оживление. Приподнятое настроение переместилось и в музыкальный салон теплохода – после вчерашнего сонного вечера сегодняшний выдался на редкость зажигательным!
А далеко заполночь мы проходили Покровск – крупный посёлок на Лене. Ночь, теплоход, река, прохладный свежий воздух... Как же хорошо на реке в ночи.
03/04/2014
Страницы: 1 2