Страницы: 1 2
Сегодняшний мой пост посвящен одному из самых красивых и атмосферных маленьких городов в которых мне доводилось бывать. Этот городок я исходил вдоль и поперек и каждая прогулка по нему была праздником для глаз. Циттау прекрасен весь от севера до юга. Этот городок по-настоящему провинциален и самобытен а его архитектура способна приятно удивить даже самого искушенного ценителя, ведь тут представлены практически все существующие архитектурные стили, будь то барокко, югендстиль, конструктивизм и многие другие. Благодаря тому, что Циттау находится в стороне от всех крупных городов Германии и вдали от транспортных магистралей тут сформировалась своеобразная ни на что не похожая атмосфера, немалое влияние на которую оказали близость Польши и Чехии, ведь Циттау стоит как раз на месте соприкосновения трех стран. Особенную ауру городу добавляет легкая потрепанность и заброшенность множества домов, которую я так люблю. Город слабо изменился с начала ХХ века и совсем не пострадал во время войн прошедшего столетия, благодаря чему прогулка по городу становится настоящим путешествием в прошлое и лишь обилие машин на улицах напоминает о том, что ты находишься в ХХІ веке.
Предлагаю прогуляться по улицам Циттау вместе со мною и посмотреть, что же представляет собою один из самых атмосферных маленьких городов Германии.
Начнем прогулку с центральной площади города. Она довольна типична для любого городка этой местности.
В центре площади стоит один из трех исторических городских фонтанов, сооруженный в 1585 году, чуть дальше находится городская ратуша, вокруг площади историческая застройка из многоэтажных домов. Красивое место.
В декабре на этой площади проводится рождественская ярмарка, а по выходным тут размещается рынок, на котором местные фермеры продают свою продукцию.
На этом фото виден южный шпиль церкви St. Johannis, построенной в 1837 году. На южном шпиле находится смотровая площадка с которой открываются потрясающие виды на город и окрестности.
Городская ратуша, построенная в 1840-1845 годах в стиле неоренессанс.
Еще несколько фотографий исторической застройки вокруг центральной площади.
Что мне очень нравиться в Циттау - так это сохранившаяся еще с 19-го века булыжниковая кладка дорог. Практически во всех городах Германии ее давно заменили на ровную новенькую, но в Циттау во многих местах дороги и площади вымощены еще старой кладкой, которая так много добавляет колорита этим местам.
Несмотря на то, что городская застройка сохранилась на 90% в первозданном виде с начала ХХ века, в центре можно встретить и современные дома, удачно стилистически вписанные в окружение и не нарушающие общего архитектурного стиля города.
Весь центр города застроен характерными для 19-го века узкими четырех-пяти этажными домами.
Взгляд на ратушу с обратной стороны.
В стиле неоготики построены несколько важных городских зданий, таких как вокзал и полицейский участок (на фото).
Так как Циттау находится на стыке трех государств, работы у полиции тут хватает, поэтому и полицейское здание тут довольно большое, как для города с населением 27 000 человек. С Польши и Чехии через открытые границы в Германию везут дешевые наркотики, поэтому полиция в городе очень бдительная. Вечером полицейские машины регулярно патрулируют городские улицы и часто проводят обыски и проверки документов у подозрительных прохожих (обычно это молодые люди мужского пола). Я сам пару раз становился объектом проверки полицейскими, а моего брата однажды обыскали на улице практически до трусов, проведя всевозможные тесты на контакт с наркотиками всех видов.
Если любой немецкий город, как правило, имеет исторический центр, застроенный старинными домами, за пределами которого начинаются обычные современные районы, то Циттау практически полностью исторический. Есть всего один небольшой район в центре с парочкой домов, построенных во время ГДР и один блочный район пятиэтажек на окраине города. В остальном тут рай для любителей красивой и разной архитектуры и каждая улица радует глаз эстета, даря ощущение прикосновения к прекрасному.
Шикарное здание справа - городской бассейн, построенный в 1871-1873 годах в стиле неоклассицизма. Это самый старый из до сих пор функционирующих бассейнов в Германии.
Особенностью Циитау является круговая дорога вокруг старого города, построенная на месте крепостной стены, защищавшей город в средние века. Движение по этой круговой дороге одностороннее.
В прошлом Циттау был известен как один из автомобилестроительных центров ГДР. Именно тут находится завод, производящий во время ГДР грузовики и автобусы под маркой Robur. В 1991 году после объединения Германии завод, не выдержав конкуренции, остановился и 5389 человек потеряли работу. На сегодняшний день от завода остались лишь индустриальные руины, о которых будет отдельный пост. На фото проходная завода Robur.
Через город протекает небольшая речушка Mandau, которая несколько раз выходила из берегов и причиняла немало урона городу. В 2010 году было самое большое наводнение за всю историю Циттау, город практически полностью был затоплен вышедшей из берегов водой.
Речушку пересекает множество старинных живописных мостов. На фото железнодорожный мост, по которому ежедневно ходят узкоколейные пассажирские поезда на паровой тяге, везущие пассажиров в курортную горную местность, что в десятке километров от города.
Об этой узкоколейке у меня есть старый фотоотчет, сделанный на мыльницу два года назад.
Продолжим прогулку улицами города, а я в двух словах расскажу пару фактов из истории Циттау.
Первое упоминание о городе с названием Sitavia встречается в 1238 году в документе монастыря Мариенталь. В 1255 году вокруг города была возведена оборонительная стена, защищающая его от набегов недружественных народов, которая просуществовала до середины 19-го века. К концу 13-го века Циттау становится богатым и очень развитым городом, а также важным стратегическим пунктом в составе Богемии.
В 15-м веке город страдает от набегов гуситов, чумы и пожаров, периодически уничтожавших целые городские кварталы. Чума и городские пожары продолжают наносить урон городу и в 16-м веке. Так пожар 1589 года уничтожил полностью 153 жилых дома, что на то время составляло четверть города. В 1599 году эпидемия чумы приводит к множеству жертв среди горожан, а в 1608 году пожар уничтожает три четверти города. Но это было лишь начало. Вскоре грядет 30-летняя война, в ходе которой город много раз уничтожается. В результате такой насыщенной истории до наших дней не сохранилось ни одного здания с того периода и большая часть застройки города представляет собою застройку 19-го века, хотя есть несколько сохранившихся зданий, построенных в 18-м веке и даже в 17-м.
В 18-м веке Циттау был одним из самых богатых городов Саксонии, но в Европе начинается семилетняя война и 23 июля 1757 года Циттау превращается в руины за несколько часов в результате артиллерийского обстрела австрийскими войсками. Из 627 зданий, находящихся в то время в городе уцелело лишь 138. В огне пожаров сгорела ратуша со всем городским архивом, полностью была уничтожена главная церковь города Johanniskirche и много других зданий. Весть о трагедии Циттау разнеслась по всей Европе и вызвала большой резонанс в общественном сознании, сопоставимый с тем, что последовал после трагедии Дрездена 1945-го. Деньги на восстановление Циттау собирали всей Германией и лишь через сотню лет удалось полностью стереть следы того страшного события.
В 19-м веке Циттау восстанавливает свое величество и богатство, становясь важным культурным и индустриальным центром региона. В городе открывается театр, развивается текстильная индустрия и машиностроение. В 1848 году город связывается железнодорожным сообщением с саксонской сетью железных дорог и в 1859 году проходит торжественное открытие железнодорожного вокзала. В 1869 году полностью сносят крепостную стену, сохранившуюся еще со средних веков и на ее месте сооружают "зеленое кольцо", которое к 1914 году превращается в окружную дорогу. В 1904 году в Циттау запускают трамвай, который просуществовал всего 15 лет и был закрыт в 1919 году по причине нерентабельности. Трамвайные линии города насчитывали 9,1 км путей.
После окончания Второй мировой войны в Циттау осталось около 4000 чехов, которые требовали присоединения Циттау к Чехословакии. Их требования были отклонены и по итогам Потсдамского соглашения Циттау остался немецким. В 1950 году население города достигает своего исторического максимума 47 000 человек, которое постепенно снижается и к 1990-му году составляет 35 000.
После объединения страны в 1991 году, промышленность Циттау не выдерживает конкуренции с Западом, что влечет остановку всех крупных промышленных предприятий города. Безработица достигает критического уровня и около 10 000 человек уезжают в Западную Германию, что составляет около трети всех жителей города. Город стремительно пустеет и на сегодня его население вместе с пригородами насчитывает 27 000 человек и по прогнозам будет и дальше уменьшаться. В городе стоят пустыми около 4500 квартир.
Непростая экономическая ситуация и отсутствие серьезных повреждений во время конфликтов прошлого века, способствовали архитектурной целостности города. Тут уже много лет никто ничего не строит и поэтому город выглядит также, как он выглядел в начале ХХ века. А благодаря низкой плотности населения и отсутствию туристов в городе нет толп народа, нет суеты, а в воскресенье я неоднократно переходил весь город с севера на юг, встречая по дороге лишь нескольких человек.
Благодаря всему этому Циттау стал городом с очень своеобразной медитативной атмосферой, которую вы вряд ли найдете в любом другом городе Германии. А количество красивой архитектуры, исторических деталей и достопримечательностей на квадратный метр просто зашкаливают. Ни в одном городе схожего масштаба из тех, где мне доводилось бывать, я не видел ничего подобного.
04/02/2014
Страницы: 1 2