Страницы: 1
Так уж вышло, что рассказать мне о Рио-де-Жанейро своими словами нечего. За три дня, что мы там провели, я не успела ни полюбить этот город с первого взгляда, как это произошло с Буэнос-Айресом, ни восхищенно удивиться, как это было с Мехико, и тем более ни узнать или понять его. Я добросовестно вслушивалась в уличный шум, пытаясь сквозь него разобрать биение сердца этого огромного мегаполиса. Не получилось. Не мой это город.
Но, думаю, что Рио не нуждается в чьей-то любви. Этот город слишком эгоистичен, чтобы каждому раскрывать свои объятья. Он существует именно для того, чтобы стать чьей-то хрустальной мечтой детства, а не местом для воскресного шоппинга или вечным романтическим пристанищем. "Не касайтесь ее своими лапами", так учили нас классики. И в этом они были правы! А вот в остальном обманули - в Рио никто не ходит в белых штанах по набережным. Даже туристы.
До поездки мои познания о Рио-де-Жанейро исчерпывались мечтами Остапа Бендера, путеводителем и рассказами Петра Вайля. На мой взгляд, лучше, чем он написал о Рио, об этом городе не писал никто. Поэтому, позволю себе процитировать:
"Интернациональный предбанник, радующий глаз цветовым разнообразием голых тел. По статистике, треть Бразилии - мулаты и негры, и, видимо, все они в Рио. Вариации оттенков коричневого и черного посрамили бы рембрандтовскую школу: от бежевого до лилового, по Вертинскому".
"Дорого раздеться - дороже, чем дорого одеться... Простая арифметика: цена одного квадратного сантиметра купальника достигает десятка долларов. Платья и шубы такой стоимости (или таких размеров) еще не изобретены".
"Нигде не владеют этим искусством так виртуозно, как на пляжах Рио-де-Жанейро. Здесь доведена до высшей степени невидимости идея бикини, сама по себе ставшая революционной более чем полвека назад. Не зря купальник из двух частей с линией трусов не по талии, а по бедрам, назвали по имени атолла Бикини, где в 46-ом испытали атомную бомбу. Взрыв пляжной моды оказался долговечнее ядерного, разметав эротические осколки по всем побережьям мира. Пляжи Рио сделались испытательным полигоном, откуда и явились на свет те три треугольника на ниточках, которые человечество негласно договорилось считать предметом одежды".
На Копакабану мы решили поехать на метро. Уже на станции Central мы попали в огромную цветную реку - как с точки зрения одежды, так и оттенка кожи. Нам не нужно было гадать, где выходить, чтобы попасть к пляжу, нас влекла за собой пестрая людская масса. Когда объявили нужную нам станцию, вагон попросту опустел. Если бы в этот момент кто-то посмотрел сверху, то увидел бы много-много разноцветных ручейков, стекающихся со всего города к океану и впадающих в него.
Мы даже не отважились окунуться в эту человеческую бушующую стихию. Тем более, как оказалось, там были свои подводные камни: в какой-то момент несколько десятков людей схватили свои вещи и побежали прямо на нас, стоящих у кромки пляжа. Мы терялись в догадках: цунами, акула, "тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца"... "Там грабители", - ответила нам остановившаяся рядом девушка, когда мы решили-таки узнать истинную причину.
Второй раз на наших глазах все "подорвались", прижимая свои вещи к груди, вечером в прибрежном ресторане, когда охранник заведения затеял потасовку с воришкой. Только мы остались сидеть на своих местах, движимые циничным русским любопытством. У нас даже возникло подозрение, что правилам поведения при появлении воров учат в Рио с детского сада - слишком уж одинаково все реагировали. За три дня, проведенных на улицах этого города, у меня ни разу не возникло желания притупить бдительность.
"Вызывающая раздетость определяет образ Рио-де-Жанейро. Никакая безалаберность не удивляет: что возьмешь с голого человека? Состояние, при котором нет и не может быть собственности, предполагает естественную беззаботность. Гиды наперебой предостерегают от воровства на пляжах и улицах, так что туристы не носят буквально ничего".
"При всем этом нудистов Рио не приветствует: все-таки Бразилия - католическая страна. Католицизм, правда, не мешает как угодно изменять творение Божье по произволу самого творения. В Рио пластическая хирургия процветает, что понятно: нигде нет такой надобности и возможности применения профессиональных навыков, такой площади открытого тела".
"Пляж господствует и в географии города. В Рио причудливым образом многоэтажные кварталы сменяются девственными лесами, а когда, счастливый, что попал-таки в вожделенные джунгли, смотришь на карту, то обнаруживаешь себя все-таки в городском центре. В этот природно-строительный хаос только пляж вносит ясность - потому что тянется вдоль незыблемого океана, что ровен и плавен, что охватывает гигантской дугой легендарный город".
Этот строительный хаос очень напоминает Москву, разве что более раскрепощенный, размашистый. Что объяснимо: Рио - город не зажатый среди "семи холмов", а вольно текущий навстречу океанским просторам. Архитектура классическая гармонично уживается даже с той, которую сложно назвать гармоничной в принципе.
Но все эти углы, неровности, наросты и излишества становятся незаметны, когда смотришь на Рио сверху. Плавность линий, созданных природой, подавляет любые изломы, созданные человеком.
Какие бы эмоции ты не испытывал к Рио, находясь внизу на улицах города, нельзя не восхищаться им, поравнявшись с птицами.
И, оказавшись в самых широких в мире объятьях, понимаешь, что этот город не нуждается в чьей-то любви, но он готов отдать все тому, кто его полюбил.
P.S.: Все абзацы, выделенные кавычками, являются цитатами из книг Петра Вайля "Гений места" и "Слово в пути".
03/02/2014
Страницы: 1