Страницы: 1
Об этом месте я узнал случайно - мне в руки попал рекламный дайджест одного из туроператоров, с которым я работаю. С тех пор "Белый Храм" окончательно завладел моими думами, коими я заразил своих друзей и семью. Можно без преувеличения сказать, что встреча с этим объектом была самым ожидаемым событием всей нашей поездки. Два дня в пути, насыщенных до предела событиями и около тысячи километров по живописным дорогам Таиланда привели нас, наконец, к заветной цели...
Итак, с чего бы начать? Описать словами то, что мы увидели подойдя к храму - не то, чтобы совсем невозможно, скорее очень трудно. Хотя бы потому, что я подобных слов стараюсь в своём блоге избегать. Но так уж устроен русский человек - при виде чего-то очень красивого и поразительного ему нужно обязательно изречь что-нибудь поразительно непристойное (наверное, для поддержания космического равновесия, не иначе).
Место в которое мы прибыли называется экзотично и звучно "Ват Ронг Кун", что переводится довольно прозаично - "храмовый комплекс у мутного ручья", насколько я смог понять нашего гида. Иностранцы чаще всего называют его возвышенно - "Белый Храм". И глядя на Ват Ронг Кун становится понятно почему.
А началось всё с одного человека, которого зовут Аджарн Чалермчай Коситпипат. Это и есть создатель того чуда, ради которого мы проделали весь наш путь. В молодости господин Коситпипат поступил в университет Силпакорн, который считается в Таиланде самым лучшим учебным заведением, где обучают изобразительным искусствам. Уже там молодой художник решил, что должен сделать для своей страны что-то значимое и преобразовать традиции национального изобразительного искусства. Его, как и многих других студентов, вдохновляли работы западных мастеров, среди которых Чалермчай в первую очередь упоминал Моне, Ван Гога и Дали. На четвёртом году обучения его работа "Одна грань тайской жизни" получила золотую медаль на выставке Буа Луанг. Уже тогда наметился уникальный стиль, в котором юный мастер смешивал национальные тайские мотивы с техникой западных школ. Его победа вызвала немало споров между новаторами и консерваторами в университетской среде, и при этом наметила будущий стиль живописца.
В 1977 году молодой художник окончил университет со степенью бакалавра и начал свой творческий путь с рисования афиш для кинотеатров. Одновременно он рисовал фрески для буддийских монастырей, стараясь преобразить буддийские мотивы, сделав их более современными и понятными для людей сегодняшних. Его упорство было вознаграждено - картины мастера стали покупать члены королевской семьи и сам король, что сразу же сделало его полотна престижными, а значит - востребованными среди платежеспособных клиентов.
Через двадцать лет после университета Чалермчай вернулся в свою родную провинцию - Чианг Рай - чтобы начать самое великое дело своей жизни. В одном из своих интервью он сказал: "Я бы хотел сделать для своей страны нечто значимое. Внести такой вклад, чтобы люди со всего мира хотели бы познакомиться с современным буддийским искусством и приезжали в Таиланд, чтобы посмотреть на моё творение, как приезжают в Индию увидеть Тадж-Махал или в Камбоджу увидеть Ангкор Ват.Могу сказать, что этот амбициозный план вполне удался. Вот уже семнадцатый год господин Коситпипат возводит удивительный, и теперь уже известный во всём мире Белый Храм. Возводит его он, конечно же, не в одиночку. В этом ему помогают его ученики, которых сейчас около шестидесяти человек. Мастер сознательно не берёт денег у спонсоров и политиков и не ускоряет темпов строительства. "Я не хочу быть зависимым от кого-либо. Не хочу, чтобы на мои творческие решения что-нибудь влияло", - говорит он. - "Я отдаю себе отчёт, что мне придётся воспитать как минимум ещё два поколения учеников, которым закончат после моей смерти этот труд и всё мной задуманное, может быть через шестьдесят лет, а может даже через девяносто".
Откуда же берутся средства на возведения храма? Люди, приезжающие со всего мира жертвуют деньги. Получая взамен небольшой сувенир - затейливую пластинку со шнурком. На ней можно написать желание и повесить на священный для буддистов семиярусный зонт - чатру. Мы тоже внесли свой посильный вклад в это прекрасное начинание, повесив свои пластинки. Не то, чтобы мы сделали это ради добра, которое нужно по возможности творить, просто хотелось быть хоть как-то сопричастным к той красоте, которая нас окружала.
В буддийской традиции храмы обычно украшаются золотым, вот почему белый храм уникален. Всякий храмовый комплекс - есть олицетворение рая, и господин Коситпипат верит, что золоту не место в раю. Золотой цвет он заменил на белый цвет - символизирующий чистоту помыслов. Есть лишь одно здание, которое горит золотым светом, туристы любят фотографироваться на его фоне. Ради любопытства я заглянул в него, чтобы попытаться понять его назначение. Оказалось, что это всего-навсего туалет. Что ж, весьма символично.
На территории храма много скульптур, сюжеты которых позаимствованы у современной западной цивилизации. На ветках висят головы знаменитых голливудских персонажей.
У входа в рай имеются две стелы, где в окружении золотых завитушек, демонов и стилизованных языков пламени стоят сигареты и алкоголь.
Вход в райский чертог идёт над пропастью из которой тянуться к праведникам (т.е. как бы к нам) руки грешников из ада. Видимо для того, чтобы понять, как хорошо быть праведником. В аду явно тесно и наблюдается некоторое перенаселение.
За мостом вход охраняют могучие якши, которые спросят с кандидата в рай по всей строгости духовных понятий.
Путь идёт дальше, и всюду видны красивейшие скульптуры мифических существ, драконов, киннонов и других, которых я увы не смог опознать.
Все скульптуры сделаны из белого камня, и украшены осколками зеркал, отчего весь храм переливается, как затейливая филигрань и смотрится будто ювелирное произведение искусства.
Вокруг храма сооружены красивые пруды, в которых плавают кои - декоративные карпы. Тут и там наталкиваешься на какие-то детали, которые привлекают внимание.
Дорога приводит в бот храма - главное здание, там расположены статуи Будды, и монах, сидящий в позе медитации. Снимать в храме нельзя. Поэтому мой снимок, сделанный украдкой, получился смазанным.
Идти, как и в большинстве храмов можно только вперёд. Смотрители вежливо указывают вам путь - возвращаться из рая в ад считается недопустимым.
Стены бота покрыты настенными росписями необычайной красоты. Лорд Будда, как бы медитирует в окружении иллюзий, в самом центре которых находится Мара - владыка Лжи. Тут и там видны сюжеты вымышленные и реальные: Нео из "Матрицы", Человек-Паук, Кунг-Фу Панда, рушащиеся башни-близнецы... Из глаз Мары на мир смотрят Джордж Буш и Бен Ладан, что весьма показательно.
И хотя снимать настенные росписи запрещено, к территории храма прилегает небольшой сувенирный магазин, где можно купить магниты на холодильник, брошюры о храме, и репродукции картин Коситпипата. Одну из таких картин мы купили. Как впрочем купили и магнит, и брошюру. Возле входа в магазин стоит трафарет с ростовым портретом создателя храма, и многие туристы фотографируются с ним на память.
Нам повезло немного больше. Мы встретили самого Чалермчая и я набрался наглости попросить автограф и фото на память для нашей группы. К нашему удовольствию он не отказался. И мы были этому несказанно рады.
В принципе, я получил всё что хотел и осталось лишь дождаться заката и сделать несколько фото на память.
17/01/2014
Страницы: 1