Страницы: 1
Швейцария разительно отличается от соседней Италии. Въезжая в страну часов и сыра с юга, ты попадаешь в совершенно другой мир. Здесь тебя окружают высокие скалистые горы, между которыми раскинулись широкие светло-зеленые альпийские луга. Ровные участки дороги сменяются неожиданными крутыми подъемами и спусками, а окружающий пейзаж ежеминутно удивляет. Вы можете ехать в узком ущелье, а через минуту уже спускаться в удивительно красивую долину с небольшой деревушкой в самом ее центре. Где-то здесь могут пастись коровы, а вдалеке сиять белизной очередная горная вершина.
Именно такой мы увидели Швейцарию. Маршрут из Милана в Лозанну изначально должен был стать скучной и унылой тратой драгоценного для путешественника времени. И если трасса в Италии действительно была скучна и однообразна, то в Швейцарии все перевернулось с ног на голову: горы сменялись зелеными лугами, луга - высокими обрывами. В совершенно неожиданных местах открывались виды на небольшие поселения, пастбища, зеленые ряды виноградников.
Дорога стала намного интереснее: окружающий пейзаж манил и отвлекал от серого полотна асфальта. Огромное желание остановиться, вдохнуть горный альпийский воздух, насладиться роскошными видами останавливала лишь необходимость добраться до места назначения в срок. Уверен, будь у нас в запасе пара лишних часов, мы бы с радостью бросили машину и отправились на пешую прогулку в каком-нибудь красивом месте. А места эти встречались постоянно.
Перед Лозанной у нас была запланирована одна небольшая и непродолжительная остановка в местечке Мовуазен. Оно несильно известно у туристов, но расположенное в нем одноименное сооружение манит к себе туристов с разных концов света. Конечно, это не туристическая мекка, как, например, пирамиды в Египте, но тоже известный архитектурный объект. Речь идет о дамбе Мовуазен, входящей в десятку самых высоких дамб мира. Когда дома мы прокладывали маршрут своего будущего путешествия, случайно наткнулись на фотографии этого красивейшего места. Желание посетить дамбу Мовуазен возникло сразу же, поэтому остановка там стала первым пунктом в путешествии по Швейцарии.
Для туристов, путешествующих на машине, добраться до дамбы не составит труда. А вот у остальных могут возникнуть проблемы: дамба находится в стороне от основных туристических маршрутов и автомагистралей, а попасть туда на общественном транспорте практически невозможно. Для нас же, владельцев небольшой арендованной машины, это не стало проблемой. Поворот в нужном месте - и навигатор выводит нас на "финишную прямую".
Как только сворачиваешь с основной трассы, соединяющей Милан и Лозанну, пейзаж меняется. Дело в том, что основные автомагистрали Швейцарии проложены на равнинных участках, а дамба находится в окружении гор. Поэтому и дорога к ней проходит между зелеными альпийскими склонами. Наш путь лежал через небольшие города и мелкие деревушки. Классические швейцарские шале там соседствуют с современными домами и ресторанами, привлекающими проезжающих удивительными панорамными видами. Рядом же то и дело встречаются повороты на узкие горные дороги, по состоянию которых видно, что пользуются ими довольно часто.
В какой-то момент широкая оживленная (по швейцарским меркам) трасса заканчивается, и начинается настоящее приключение. Дорога медленно, но верно начинает ползти вверх, а горы вокруг подступают все ближе и ближе. Горные ручьи спускаются со склонов к самой дороге и образуют небольшие горные речки, которые протекают под небольшими, но очень частыми мостиками.
С приближением к конечной цели количество встречающихся автомобилей стремится к нулю, а вот природа вокруг, наоборот, начинает обступать со всех сторон. Количество деревьев постепенно увеличивается, склоны гор становятся более отвесными, а дорога все более крутой и узкой. Это самый сложный участок автомобильной дороги. Узкая горная дорога с поворотами почти на 180 градусов, крайне ограниченным обзором и крутым подъемом - это главное испытание на пути туристов к заветной цели. Как будто тебе выпадает испытание, чтобы понять, насколько сильно ты хочешь окунуться в красоту альпийских гор.
Совершенно неожиданно все обрывается: больше нет ни отвесных скал, ни деревьев, которые свисают прямо на лобовое стекло, ни резких и опасных поворотов. Дорога выходит на небольшое плато, где стоит маленький горный отель. Мы наконец-то добрались до цели нашей поездки.
На самом деле это совсем не так. Отель является лишь первым пунктом самого сложного участка пути. Впереди настоящее испытание: долгий и высокий подъем на дамбу по горным тропам. Высота дамбы более двухсот метров, а отель находится практически на одном уровне с основанием дамбы.
На дамбу ведут две дороги: асфальтированная для автомобилей, которая уходит глубоко в горы, и пешая тропа, упирающаяся в вырубленный в скале проход. В этом проходе сыро и холодно, т.к. он проделан прямо сквозь толщу альпийских гор. Неподготовленный турист может легко упасть и травмироваться: по сводам стекают маленькие ручейки воды, делая пол еще более скользким. Проход имеет один очень неожиданный для любого туриста сюрприз: войти в него можно только с одной стороны, а выйти - на другом конце. Установленный на входе турникет вращается только в одном направлении, и попавшему внутрь туристу ничего не остается, кроме как идти вперед, куда ведут каменные стены. Для удобства путешественников в проходе проведено электричество и стоят датчики движения, которые включают тусклые лампы.
Идти в таком тоннеле и страшно из-за недостатка света и безумно интересно. Во-первых, ты не знаешь, куда ты в итоге выйдешь и что тебя ждет за поворотом, ведь никаких указателей на стенах нет. Влажность и холодная температура лишь усиливают эти чувства. Во-вторых, вдоль всего пути висят старые черно-белые фотографии строительства дамбы. Швейцарцы не придумали ничего лучше, чем оборудовать в старой шахте туннель с историей строительства дамбы Мовуазен. У входа можно найти фотографию, как выглядел пейзаж гор до прихода человека и начала строительства. С каждым шагом ты проходишь определенный этап строительства дамбы. Вот инженеры разрабатывают макет, вот они же определяют точное место строительства. На следующих фотографиях можно увидеть, как прокладывают дорогу по склонам горы, а еще дальше, как бурят шахты для доставки наверх тяжелых грузов. В одной из таких шахт и находится музей-проход.
Подъем очень крутой и сложный, но результат превосходит все ожидания. Выход на поверхность находится около самой дамбы. Из полумрака с искусственным освещением мы неожиданно выбрались к солнцу. В прямом и переносном смысле.
Дамба представляет собой пятисотметровую изогнутую бетонную конструкцию, которая соединяет склоны двух гор.
С одной стороны дамбы раскинулось прекрасное озеро Мовуазен.
Оно настолько огромно, что не видно всех его берегов. Удивительный бледно-голубой цвет воды только усиливает чувство невероятности всего происходящего.
В озеро стекают горные ручьи и реки с обоих склонов, а в одном месте вода вообще образовала мощный и громкий водопад.
Отвесные склоны двух гор заканчиваются вершинами, на которых даже летом невооруженным взглядом заметен снег. Забраться наверх без специального снаряжения туристы вряд ли смогут, да и смысла в этом нет: асфальтовая дорога для машин проходит "внутри" гор, то и дело "выныривая" на поверхность. Куда она ведет, узнать у нас, к сожалению, не вышло, т.к. мы были крайне ограничены по времени своего пребывания на дамбе. С другой стороны отлично видно отель, около которого мы бросили машину.
Открывающийся вид прекрасен и на пару минут заставляет остановиться и насладиться им. Когда смотришь с дамбы вниз, начинают трястись коленки. Все находящееся внизу кажется очень маленьким, хотя высота всего лишь двести метров.
Дамба служит не только для удержания горных рек и тающих снегов, но и как источник чистой горной воды для прилегающих поселений. Конструкция дамбы устроена таким образом, что поступающая в озеро вода через фильтры и трубы поступает в лежащие у подножия близлежащих гор поселения. Большое количество сливов с регулируемым открытием позволяют контролировать размеры озера и объемы поступающей в поселения воды. В любой момент створки слива могут быть открыты или закрыты, что позволяет избегать наводнений и засух. Дамба обеспечивает людей чистейшей горной водой и электричеством, которые вырабатывается, когда потоки спускающейся по трубам воды проходят через локальные небольшие гидроэлектростанции, расположенные на разных высотах.
Местные жители очень любят гулять вокруг озера. За время своей прогулки мы встретили несколько человек предпенсионного и пенсионного возраста, которые неспеша прогуливались по дамбе. Наверное, многочасовая прогулка на высоте 2000 метров очень полезна для здоровья. Тем более что дышится на дамбе очень легко, а воздух свеж, прохладен и наполнен ароматами альпийских трав.
Так как мы оказались наверху, когда солнце уже начинало свой путь к закату, то нашему взору открылась потрясающей красоты картина. Долина внизу начинала утопать в тени гор, тогда как один из склонов утонул в приятном золотом солнечном свете.
Путь назад был намного проще. Спускаться вниз по ровной асфальтовой дороге - одно удовольствие. Окружающая тишина и редко встречающиеся путешественники добавили нашей поездке ощущения полного отстранения от шумной Европы. Ни долгий и сложный путь к дамбе, ни ее удаленность от нашего основного маршрута, ни ограниченное на посещение время не принесли нам отрицательных эмоций, а ощущение усталости пришло лишь через пару часов, когда мы добрались до отеля.
Такие поездки запоминаются на всю жизнь, так как именно в них ты получаешь настоящее удовлетворение от путешествия, отдыхаешь душой и телом, полностью забываешь о работе и всех проблемах, которые остались дома.
Хотел бы я съездить на дамбу Мовуазен еще раз?! Несомненно. Только с возможностью потратить на прогулку целый день, чтобы посмотреть склоны обеих гор, узнать, куда же ведет горная дорога, и обогнуть озеро целиком.
03/12/2013
Страницы: 1