Страницы: 1
Не повезло нам с континентом все же. Вот где мы ни побываем, захочешь сказать кому-нибудь типа "самое высокое, самое большое и т.д.", а тебе говорят: "А вот в Гималаях больше!".
А Гималаи-то ведь - попса ж жуткая, правда посоны? Ну как туда ехать, если там от таких как ты плюнуть некуда? Да еще и местных больше чем на рынке в москве. Короче, сегодня покажу вам самый высокий в экс-USSR перевал - Ак-Байтал, высотой аж 4650 метров. Место тоже по-своему попсовое, ибо его вынуждены проезжать все путешествующие через Памир, но все-таки приятнее Гималай.
Так вот, собственно сам перевал относится к тому небольшому типу, с которых не открывается каких-то офигенских видов типа как с киргизского Молдо-ушуу, он берет, как ща модно говорить, своей энергетикой. Энергетика же перевала в том, что как верно подметили наши товарищи из столицы мира - города Барнаула: "Блин, да мы ж на Белуху только что на машине заехали!". И действительно: "Гора Белу́ха (южноалт. Уч-Сумер - Трехглавая, Кадын-Бажы - Вершина Катуни, каз. Мұзтау Шыңы) - наивысшая точка Горного Алтая (4509 м), венчающая Катунский хребет. Находится на территории Усть-Коксинского района. Здесь берёт своё начало река Катунь. Название происходит от обильного снега, покрывающего гору от вершины до самого основания.". Перевал также буквально чуть-чуть не дотягивает до высоты Монблана: "Монбла́н (фр. Mont Blanc, итал. Monte Bianco, букв. "белая гора") - кристаллический массив, высота которого достигает 4810 м."
Перевал Ак-Байтал, один из трех самых высоких перевалов на Памирском тракте. Кстати, перескажем скудные сведения о тракте, почерпнутые из инета: Памирский тракт - автомобильная дорога, соединяющая города Ош (Киргизия), Хорог (Таджикистан), Душанбе с афганским городом Мазари-Шариф. Собственно, тракт делится на две части, построенные в разное время - Восточный Памирский тракт, по которому традиционно идут наибольшие перевозки связывает Хорог с киргизским городом Ош (по нему мы и движемся) и Западный Памирский тракт, связывающий автомобильным сообщением столицу государства Душанбе с главным городом Горного Бадахшана - Хорогом.
В 1930-е дороги, соединяющей столицу Таджикистана (Душанбе) с Памиром, не было. До Памира экспедиции шли пешком, караванной тропой, ... рискуя жизнью. Прорубить дорогу по скалам было дорогостоящим и трудным делом. В газетах 1940 года писали: "Трасса Ново-Памирского тракта, протяженностью 14 км, пролегла по ... бесчисленным скалам и огромным валунам. Большой Памирский Тракт строила вся страна.
Дорога большей частью является грунтовой. В зимнее время дорога не эксплуатируется в связи с опасностью схода лавин. Дорога Ош-Хорог протяжённостью 701 км была построена в 1931-1934 годах. В Советском Союзе дороге придавалось большое значение в связи с развитием территорий горного Памира. По этой дороге из Сталинабада в Хорог легко и безопасно можно было доехать за 2 - 3 дня вместо месяца, как это было до строительства тракта.
На участке от Оша до Хорога дорога проходит через три главных горных перевала: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и Акбайтал(4655 м), который является одним из самых высокогорных, по которым проходят автомобильные дороги.
Позднее был построен участок дороги Душанбе (Сталинобад) -Хорог, который с точки зрения строительства и эксплуатации является более сложным в силу особенностей горного рельефа. О строительстве в 1940 году этого последнего участка Памирского тракта, до сих пор рассказывают легенды. Работы велись в сложнейших условиях, среди высоких скал, отдельные её участки представляли собой непроходимые ранее каменные коридоры с отвесными стенами, на дне которых бушевали реки. Строительство было рассчитано на 5 лет. Но в результате небывалого энтузиазма всего таджикского народа Большой Памирский тракт имени Сталина длиной 567 км был построен всего за 3 месяца силами 22 000 колхозников. Эта автомобильная трасса, всегда считавшаяся очень сложной, в настоящее время становится чрезвычайно опасной.
На этой дороге сразу понимаешь, куда попал, реки, горы и каньоны поражают своими масштабами и грандиозностью. Но не менее поражают человеческие усилия, затрачиваемые на строительство и поддержание дороги в рабочем состоянии. Во многих местах дорогу приходится восстанавливать по нескольку раз в год и по сей день. Говорят, что в первые годы эксплуатации трассы, водителям, совершившим три рейса по Памирскому Тракту давали ордена.
После падения СССР и тяжелых послевоенных лет в Таджикистане, большая часть трассы практически не обслуживалась, постепенно приходя в негодность. Сегодня разрушению непрочного асфальтового покрытия также способствуют возросшие торговые перевозки из соседнего Китая, которые осуществляются многотонными грузовиками.
Современный Памирский Тракт представляет собой довольно опасную, местами заасфальтированную, местами грунтовую горную дорогу, большая часть которой проходит на высоте более 3000 метров над уровнем моря. Редкие автозаправки и полное отсутствие автосервиса - это ли не мечта для экстремалов, желающих опробовать мощь своего железного коня или проверить на прочность нервную систему.
Обычно туристы едут через этот перевал в обратном направлении - из Хорога, мы же - особенные, "не как все", поэтому табличка с названием перевала будет на фотках после его прохождения, чтобы не ломать хронологический порядок кадров.
А вот так выглядит наивысшая точка перевала. Смотреть особо нечего: перевал, конечно, высок, но горы вокруг еще выше. Эх, если бы не Гималаи! Так это выглядит в одну сторону:
А так в другую:
А так чуть в бок:
Что тут скажешь - горы вокруг высокие! Но, блин, Гималаи все равно выше...
Вот и табличка, кстати.
Дальше идет длинное тошнилово по долине реки Акбайтал...
Погода в этом районе отличается крайними перепадами; зима длится с середины сентября до конца мая, температура зимой достигает -50 С . Летом температура может достигать +40 С в июле и августе, однако, по ночам почти всегда заморозки. Этот район считается пустынным, с небольшим количеством осадков, но иногда здесь случаются ливни. Сильные ветры дуют весь год, и в любой момент может даже пойти снег!
Собственно, сама река Акбайтал. Из-за мягкой глины цвет местных рек почти всегда такой. С трудом представляю как это пить...
Я понял, чем мне нравятся такие вот безжизненные места: нет деревьев! Ничто не закрывает вида, все как на ладони, куда ни глянь! Нам, жителям городов и лесистых равнин, такое очень в диковинку. Есть, конечно, степи и бескрайние поля черноземья, но это, согласитесь, тоска - природа, изуродованная жизнедеятельностью человека.
А здесь вот даже столбы, которые меня всегда бесят в кадре, выглядят как-то гармонично, что ли!
Вот эта черная скала на фотках ниже, сто пудов, должна иметь какую-то крутую легенду. Но что это, я не знаю... Ну мож хоть кто из читателей наводку даст?
Ну и собственно административный центр данного района - ГОРОД Мургаб (в переводе с тюркских языков - гиблое место). Это самый высокогорный город на территории СНГ (расположен на Памире, на высоте 3600 метров над уровнем моря). Мурга́б (тадж. Мурғоб; перс. مرغاب) - Кишлак в восточном Таджикистане, административный центр Мургабского района Горно-Бадахшанской автономной области. Основан в 1893 году как Памирский Пост Российской империи. Население около 4 тыс. чел. Ну и опять-таки: если бы не Гималаи...
Город был построен в советские времена и является важным транспортным узлом, а также самым большим городом в восточной части ГБАО. Большинство его жителей составляют этнические киргизы, но они живут в жилищах, более типичных для таджиков. В последнее время Мургаб стал важной туристической базой, и является одним из немногих мест в Таджикистане, который имеет туристические объекты, в том числе туризм, основанный на местном сообществе.
Любопытно сравнить этот вид Мургаба с видом поселка из статьи об озере Каракуль.
В заключении хочется сказать вот что. Вот я понимаю, некоторые приезжие из Средней Азии совершают преступления, занимают рабочие говноместа и т.д., но, ей-богу, после поездки по Таджикистану и Киргизии, я ни про одного таджика или киргиза ничего плохого никогда не скажу. Гостеприимные люди, приветливые, всегда готовы помочь, несмотря на наше масковское или рассейское к ним отношение. Пусть Горный Бадахшан и отличается суровостью, но и остальная часть этих республик далеко не рай для жизни - надо это понимать, когда они приезжают на заработки в Россию, которую, кстати, только мы считаем отдельной от СССР. А по поводу преступников - в семье, как известно, всегда не без урода.
Эх, если бы не Гималаи!
15/08/2013
Страницы: 1