Страницы: 1
На затерянном в Лакандонской сельве озере Мецабок, на берегу которого расположен одноименный поселок, мы оказались проездом и, к сожалению, смогли провести там всего полдня. Что совершенно неприлично, поскольку место это заслуживает куда большего внимания.
В сухой сезон к озеру можно подойти пешком. Но в сезон дождей оно разливается, и к чистой водной глади приходится пробираться через затопленный лес. Хотя "приходится" - это не то слово, поскольку выглядит это место просто сказочно. На самом деле, этот водоем - система из двух больших озер, Цибанá и Мецабок, и еще нескольких заводей, названий которых я не нашел. А на месте спросить не догадался.
Нашими проводниками стали мужик-лакандон и два его сына. На фото - тот, что постарше, забирает в сторону скалы с рисунками на озере Цибанá. Слева от него возвышается скала Эль-Мирадор, на которую мы в тот день не попали. И зря; позднее я вычитал, что там есть какие-то руины. И, вообще, вид оттуда должен открываться потрясающий.
При нашем приближении из этих зарослей вылетел весьма кинематографичный рой летучих мышей. День был прохладный, и с фауной нам не очень повезло. Например, озерных крокодилов мы так и не увидели. Из живности нас порадовали только туканы, заснять которых более-менее прилично, впрочем, не удалось.
Летучие мыши улетели. Остались лишь вот такие жирные и, по словам нашего проводника, дико ядовитые гусеницы.
Наскальные рисунки на озере Цибанá. Чтобы придать им яркости, во время осмотра лакандоны обдают их озерной водой. Как это сказывается на их сохранности, остается только гадать.
Рядом с этой скалой находится пещера с останками некой ритуальной деятельности, человеческими костями и керамикой.
Приплывшие с нами лакандонские дети шустро перекладывали черепа и черепки с места на место. Так что говорить о каком-либо археологическом контексте здесь не приходится. Но, как своеобразный интерактивный музей, выглядит все это здорово.
Вид из пещеры на озеро Цибанá.
По берегам Цибана и Мецабока разбросаны руины нескольких церемониальных центров майя. Их исследование находится на стадии археологической разведки. Для рядового туриста выглядят они не слишком аппетитно: поросшие сельвой холмы и груды камней. Но даже в таком виде читается планировка этих заброшенных и разграбленных древних городов. Когда-нибудь их почистят и восстановят, а пока это, так сказать, "кино не для всех".
Наш проводник и, по совместительству, главный гребец.
Наскальные рисунки на озере Мецабок. Когда мы подплывали к ним, под ними ползала огромная черная змеюка. Но наш проводник так шустро шугнул ее веслом, что я просто не успел расчехлить аппарат.
У многих детей-лакандонов проблемы с передними зубами. Как сказал мне один знакомый лингвист, который изучает их язык и проводит с ними много времени, причина в том, что матери кормят их грудью вплоть до какого-то неприличного возраста, до 5-6 лет. Не знаю, правда ли это или глупости. Если кто в теме, просветите.
Святилище лакандонов на берегу озера Мецабок. Как рассказал наш проводник, на его памяти здесь еще устраивались церемонии с тамалями и бальчé, ритуальным алкогольным напитком майя. Но мужики так перепивались и барагозили (вплоть до смертоубийств), что традицию потихоньку свернули.
Ритуальная керамика лакандонов. Ориентировочно, середина XX века. Хотя, может, и несколько древнее. Сейчас такие штуки ни в одной из лакандонских деревень уже не делают.
Глядя на этого мальчика, трудно подумать, что он - отъявленный матершинник. На обратном пути - а гребли мы от последнего святилища до деревни около часа - он устал, разозлился и стал поливать всех и вся матюгами то по-испански, то на майя. Даже отец не мог его угомонить.
В Чьяпасе крайне активны протестантские миссионеры. Но с лакандонами они не очень преуспели. По крайней мере, с северными. На юге, в Лаканхе, уже есть несколько приходов, из которых во время вечерней службы доносится кумбия. Не храм, а, натурально, сельская дискотека. А на севере разговор с миссионерами короткий. И в напоминание об этом на холме в Мецабоке высится заброшенная полуразрушенная церковь.
Мужское население Мецабока по-прежнему носит традиционные туники-котоны. А вот, например, в Лаканхе цивилизация уже добилась своего, и мужчины, преимущественно, одеваются как метисное население Чьяпаса. Доходит до курьезов. Сотрудники правительственных организаций, работающих с индейцами, спрашивают:
- А почему вы не носите туники?
- А что?
- Да вот, туристы жалуются. Приезжаем, говорят, посмотреть на лакандонов. А где они? Ни туник, ни длинных волос. За что мы, спрашивается, платим?
В общем, теперь правительство убеждает самых продвинутых лакандонов возвращаться к корням. На потребу широкой публике.
13/06/2013
Страницы: 1